Запасы налог на имущество

Тема 4. Налоги, относимые на финансовые результаты

4.1. Налог на имущество предприятий (организаций)

Налогоплательщиками налога признаются предприятия и организации, собственниками (балансодержателями) имущества, признаваемого объектом налогообложения, имеющие статус юридического лица.

Объектом налогообложения являются находящиеся на балансе плательщика:

— основные средства (по остаточной стоимости);

— нематериальные активы (по остаточной стоимости);

— запасы и затраты.

Не признано объектом налогообложения следующее имущество:

— имущество органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Государственного фонда занятости населения РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования, имущество Центрального банка РФ и его учреждений;

— магистральные трубопроводы, железнодорожные пути сообщения, автомобильные дороги общего пользования, линии связи и энергопередачи, а также сооружения, предназначенные для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов;

— объекты мобилизационного назначения, законсервированные и не используемые в текущем производстве мобилизационные мощности, все виды мобилизационных запасов (резервов) и другого имущества мобилизационного назначения, относящегося к создаваемым по решениям органов государственной власти страховым запасам, и иные объекты особого назначения;

— имущество предприятий системы государственного резерва;

— объекты, используемые исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны;

— ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;

— эталонное и стендовое оборудование территориальных органов Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации;

— спутники связи и другие космические объекты.

Вышеуказанное имущество, не признается объектом налогообложения только при условии его целевого назначения и использования в рамках осуществления соответствующими органами, предприятиями или организациями функций, возложенных на них законодательством РФ.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

В расчет среднегодовой стоимости имущества, облагаемого налогом, включаются остатки по следующим счетам учета (перечень представлен по состоянию на 1999 г.):

01 «Основные средства» (за вычетом износа);

03 «Долгосрочно арендуемые основные средства» (за вычетом износа);

04 «Нематериальные активы» (за вычетом износа);

11 «Животные на выращивании и откорме»;

12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» (за вычетом износа);

15 «Заготовление и приобретение материалов»;

16 «Отклонение в стоимости материалов»;

20 «Основное производство»;

21 «Полуфабрикаты собственного производства»;

23 «Вспомогательные производства»;

29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;

30 «Некапитальные работы»;

31 «Расходы будущих периодов»;

36 «Выполненные этапы по незавершенным работам»;

40 «Готовая продукция»;

44 «Издержки обращения»;

45 «Товары отгруженные».

При взимании налога производится уменьшение налоговой базы на балансовую стоимость следующих категорий имущества:

— используемого исключительно для нужд образования и культуры;

— объектов социально-культурной и жилищно-коммунальной сферы;

— имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельхозпродукции, выращивания, лова и переработки рыбы;

— мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей;

— имущества, не облагаемого данным налогом.

Налоговые ставки. Максимальный размер налоговой ставки не может превышать 2% и определяется нормативными актами субъектов РФ.

Сроки и порядок уплаты налога. Сумма налога исчисляется плательщиком самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года исходя из фактической среднегодовой стоимости имущества и ставки. Уплата налога производится по квартальным и годовым расчетам. Сумма налога зачисляется равными долями в бюджет субъекта федерации и местный бюджет.

Налог на движимое имущество 2016 и 2017

Налог на имущество для организаций по отдельным группам движимого имущества не уплачивается, а по ряду других – льготируется. Подробнее об этом читайте в нашей статье, подготовленной экспертами бератора.

В отношении движимого имущества в 2016 году действуют следующие правила обложения налогом на имущество организаций:

  • объекты, входящие в первую и вторую амортизационные группы, не признаются объектом налогообложения в соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ без ограничений независимо от даты принятия их к учету в составе основных средств;
  • объекты, входящие в третью и выше амортизационные группы, принятые на учет в составе основных средств до 1 января 2013 г., облагаются налогом в общем порядке;
  • объекты, входящие в третью и выше амортизационные группы, принятые на учет в составе основных средств после 1 января 2013 г., освобождаются от налогообложения на основании пункта 25 статьи 381 НК РФ при условии, что они не получены в результате реорганизации (ликвидации) или от взаимозависимых лиц;
  • объекты, входящие в третью и выше амортизационные группы, принятые на учет в составе основных средств после 1 января 2013 г. (в том числе в 2013 и 2014 гг.), поступившие
    в организацию в результате реорганизации (ликвидации) или от взаимозависимых лиц, облагаются налогом в общем порядке.

Таким образом, организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет
в качестве основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых
на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми
    в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимыми.

Указанные ограничения действуют в случае постановки объектов движимого имущества
на баланс в качестве основного средства согласно пункту 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н).

Нюансы применения действующей льготы

Если же принимаемое на баланс в результате реорганизации движимое имущество учитывается не в качестве основных средств, после перевода его в состав основных средств ограничение
в части невозможности применения льготы к сделкам между взаимозависимыми лицами
не действует (письмо ФНС России от 18 апреля 2016 г. № БС-4-11/6740).

Минфин России в письме от 9 февраля 2015 года № 03-05-05-01/5111 разъясняет, что приведение наименования организации в соответствие с Гражданским кодексом нельзя рассматривать
в качестве реорганизации. А значит, нет оснований для отказа в применении льготы по налогу
на имущество, в случае, когда движимое имущество было принято на учет в качестве основного средства с 1 января 2013 года. Лишается льготы с 1 января 2015 года движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств в течение 2013 – 2014 годов, в результате реорганизации.

В письме Минфина РФ от 6 февраля 2015 года № 03-05-05-01/5030 разъяснено, что льгота по налогу на имущество, предусмотренная пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса, может применяться, даже если имущество получено от муниципалитета. Обоснование – пункт 5 статьи 105.1 Налогового кодекса. Прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми.

А в письме ФНС РФ от 13 марта 2015 года № ЗН-4-11/4037 говорится, что объекты основных средств, изготовленные из материалов, приобретенных после 1 января 2013 года
у взаимозависимого лица, не облагаются налогом на имущество организаций.
Ведь производственные запасы, из которых изготовлено основное средство, не являются объектом налогообложения налогом на имущество на основании статьи 374 Налогового кодекса.

Еще ситуация. В рамках договора строительного подряда подрядчик самостоятельно приобретает оборудование, требующее монтажа, и производит работы по его монтажу.
Затем готовый объект движимого имущества передает заказчику, который является взаимозависимым лицом с подрядчиком. Как указала ФНС России в письме от 8 июля 2016 года № БС-4-11/12245, освобождение от обложения налогом на имущество, установленное пунктом
25 статьи 381 НК РФ, на такое движимое имущество не распространяется.

Автомобили, выпущенные после 1 января 2013

Существует законопроект, внесенный Правительством РФ (№ 1155134-6), в случае принятия которого область применения льготы, установленной пунктом 25 статьи 381 НК РФ, с 1 января 2017 года будет существенно расширена.

Его суть в том, что организации, имеющие на балансе автомобили, выпущенные начиная
с 1 января 2013 года, больше не будут платить с них налог с движимого имущества. То есть любой транспорт, принадлежащий компании, выпущенный начиная с 1 января 2013 года,
от налога на имущество будет освобожден. Ограничение о неприменении льготы в случае приобретения автомобиля у взаимозависимого лица или в результате реорганизации будет снято. Дата производства машины будет определяться по его техпаспорту. Он и будет служить обоснованием для льготы.

Пересчет и возврат налога за предшествующие годы законопроект не предусматривает.

Напомним, что срок сдачи отчета по налогу на имущество за 2016 год истекает
30 марта 2017 года.

Читайте в бераторе

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2019 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Активы не облагаются налогом на имущество, если они отражены в составе материально-производственных запасов

В соответствии с ПБУ 6/01 активы могут отражаться в бухгалтерском учете и отчетности в составе материально-производственных запасов.

Письмо Минфина России от 05.08.11 № 03-05-05-01/61

Вопрос: Согласно учетной политике ФГУП для бухгалтерского учета имущество стоимостью до 40 000 руб. учитывается на счете 01 и амортизация по нему начисляется в размере 100% балансовой стоимости объекта при принятии к учету. ФГУП установлены единый порядок учета основных средств, соответствующий документооборот.

Организации, которые учитывают активы в качестве материально-производственных запасов, налог на имущество не уплачивают.

Вправе ли ФГУП не начислять налог на имущество по вышеуказанному имуществу?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты налога на имущество организаций и сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Смотрите так же:  Страховка на машину отзывы

Вместе с тем обращаем внимание, что в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 указанного Положения, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

В силу ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации активы, отраженные в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов, не являются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Запасы налог на имущество

Ознакомиться с содержанием номера
вы можете в разделе «Периодика»

Т. А. МАСЛОВА Эксперт «ПБУ»

Президент РФ 11 ноября 2003 года подписал Федеральный закон от 11.11.03 № 139-ФЗ, которым часть вторая НК РФ дополнена главой 30 «Налог на имущество организаций». Эта глава с 1 января 2004 года заменит Закон РФ от 13.12.91 № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий».

Наиболее значимые изменения, вносимые главой 30 НК РФ, состоят в следующем. Во-первых, значительно сокращён состав имущества, подлежащего обложению налогом на имущество. Во-вторых, изменён порядок расчёта налоговой базы. В-третьих, отменён ряд федеральныхльгот. Но региональным законодателям дано право устанавливать дополнительный перечень организаций-льготников. Следующее новшество связано с увеличением предельного размера налоговой ставки. Наконец, последнее изменение касается порядка уплаты налога.

Круг налогоплательщиков

Перечень плательщиков налога на имущество установлен статьёй 373 НК РФ. Как и раньше, платить налог должны все российские организации. По-прежнему должны платить налог на имущество иностранные фирмы в том случае, если они осуществляют деятельность на российской территории через постоянные представительства и имеют в собственности недвижимость на территории России. Под постоянным представительством в целях налогообложения имущества, так же как и в целях налогообложения прибыли, понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную:

  • с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
  • с проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
  • с продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
  • с осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи.

Иностранные фирмы, не образующие в России постоянных представительств, также должны будут с нового года платить налог на имущество. Обязанность уплаты налога у таких фирм возникает лишь в отношении объектов недвижимого имущества, находящегося на территории России.

Перечень объектов налогообложения

В статье 374 НК РФ приведён перечень объектов налогообложения. Для российских организаций объектом налогообложения признаётся движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесённое в совместную деятельность). Это имущество должно учитываться на балансе в качестве объектов основных средств по правилам бухгалтерского учёта. Говоря иначе, налогом должно облагаться имущество, учитываемое на счёте 01 «Основные средства», а также материальные ценности, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение) с целью получения дохода. Такое имущество учитывается на счёте 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Как видим, из числа объектов налогообложения с 1 января 2004 года исключаются, в частности, следующие виды имущества:

  • нематериальные активы (счёт 04);
  • запасы и затраты (счета 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», счёт 45 «Товары отгруженные»);
  • затраты на приобретение основных средств и строительно-монтажные работы (счёт 08 «Вложения во внеоборотные активы»);
  • расходы будущих периодов (счёт 97).

Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаётся движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, которое учитывается по правилам российского бухучёта.

Для иностранных компаний, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства, объектом налогообложения признаётся находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее этим фирмам на праве собственности (п. 3 ст. 374 НК РФ).

В перечень объектов налогообложения не включаются:

  • земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  • имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным министерствам и ведомствам, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. Такое имущество не будет признаваться объектом налогообложения в том случае, если указанные органы власти будут использовать его исключительно для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка.

Налоговая база и порядок её определения

Определение понятия «налоговая база» дано в статье 375 НК РФ. С нового года налоговая база будет определяться как «среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения». Сейчас, в соответствии с законом о налоге на имущество, для целей налогообложения также определяется среднегодовая стоимость имущества.

Имущество, признаваемое для целей налогообложения, учитывается при расчёте налоговой базы по остаточной стоимости, т. е. в оценке, принятой правилами ведения бухгалтерского учёта.

В бухгалтерском учёте организации могут исчислять амортизацию основных средств несколькими способами. Поэтому для исчисления налога на имущество учитываются суммы амортизации, рассчитанные в соответствии с порядком, закреплённым в учётной политике организации.

Организация может применять для расчёта сумм амортизации в бухгалтерском учёте классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1). При этом важно помнить, что порядок расчёта амортизации с применением классификации в бухгалтерском учёте распространяется только на основные средства, приобретённые после 1 января 2002 года.

Для отдельных объектов основных средств начисление амортизации в бухгалтерском учёте не предусмотрено. К числу таких объектов, к примеру, относятся жилые дома, квартиры, объекты внешнего благоустройства. Чтобы не ущемлять права налогоплательщиков, у которых есть подобного рода имущество, законодатель в главе 30 НК РФ сохранил норму, которая и сейчас есть в законе о налоге на имущество.

Согласно пункту 1 статьи 375 НК РФ, стоимость объектов, по которым не начисляется амортизация, налогоплательщики должны определять, вычитая из первоначальной стоимости сумму износа. Величину износа организация должна определять по нормам амортизационных отчислений в конце каждого налогового (отчётного) периода.

Для иностранных фирм, которые не образуют на российской территории постоянных представительств, в качестве налоговой базы определена инвентаризационная стоимость объектов недвижимости. Передавать данные в налоговые инспекции об инвентаризационной стоимости недвижимости вменено в обязанности БТИ. Они должны будут извещать ИМНС в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) таких объектов недвижимости.

Теперь остановимся на новшествах в порядке определения налоговой базы.

Первое из них касается организаций, имеющих в своём составе обособленные подразделения.

Сейчас такие организации исчисляют налоговую базу и уплачивают налог по местонахождению самой организации и по местонахождению каждого подразделения. При этом не важно, имеет подразделение отдельный баланс и расчётный счёт или не имеет.

С 1 января 2004 года налог нужно будет рассчитывать и уплачивать по местонахождению организации и тех её обособленных подразделений, которые имеют отдельный баланс и расчётный счёт.

Организация, расположенная в г. Москве, имеет филиал, находящийся в Тверской области. Филиал выделен на отдельный баланс и имеет свой расчётный счёт. В состав организации входит также подразделение, не имеющее отдельного баланса и расчётного счёта, расположенное на территории Московской области.

Среднегодовая стоимость имущества в целом по организации за I квартал 2004 года составила 4 000 000 руб., в том числе по местонахождению организации (месту государственной регистрации) — 2 000 000 руб., по местонахождению филиала — 1 200 000 руб., по местонахождению обособленного подразделения — 800 000 руб. Налоговая база для исчисления налога составит:

  • 2 800 000 руб. (2 000 000 + 800 000) — по г. Москве;
  • 1 200 000 руб. — по Тверской области.

Кроме того, налоговую базу нужно будет определять также в отношении недвижимого имущества, которое находится вне местонахождения как самой организации, так и её обособленных подразделений.

Среднегодовую стоимость имущества организации будут определять так. Сначала нужно будет сложить остаточную стоимость имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчётного) периода и на 1-е число месяца, следующего за налоговым (отчётным) периодом. Полученную сумму затем надо разделить на количество месяцев в налоговом (отчётном) периоде, увеличенное на единицу. Отчётными периодами в соответствии со статьёй 379 НК РФ признаются первый квартал, полугодие и 9 месяцев, а налоговым — календарный год.

Предположим, что остаточная стоимость основных средств организации в первой половине 2004 года составит:

200 000 руб. — на 1 января;
160 000 руб. — на 1 февраля;
240 000 руб. — на 1 марта;
220 000 руб. — на 1 апреля;
260 000 руб. — на 1 мая;
280 000 руб. — на 1 июня;
370 000 руб. — на 1 июля.

Среднегодовая стоимость имущества будет равна:

за первый квартал —

210 000 руб. ((200 000 + 160 000 + + 240 000 + 220 000) : 4);

250 000 руб. ((200 000 + 160 000 + + 240 000 + 220 000 + 260 000 + 280 000 + + 390 000) : 7).

Правда, региональные власти на местах вправе не устанавливать отчётные периоды. В этом случае организации не будут уплачивать авансовые платежи по налогу в течение года, а будут уплачивать налог один раз по окончании налогового периода.

Смотрите так же:  Отдел опеки и попечительства новосибирск советский район

Особый порядок установлен для определения налоговой базы в рамках договора простого товарищества (совместной деятельности). Имущество товарищества может состоять из объектов основных средств, внесённых по договору, и имущества, приобретённого и (или) созданного в процессе совместной деятельности. Что касается переданного в совместную деятельность имущества, то по нему налог должен уплачивать каждый участник, передавший такое имущество. А вот по имуществу, которое создано уже в процессе совместной деятельности, налог должны уплачивать все участники договора пропорционально своему вкладу в общее дело. Чтобы участники договора могли рассчитать налог, им необходимо иметь сведения:

  • об остаточной стоимости общего имущества на 1-е число каждого месяца;
  • о доле каждого участника в общем имуществе.

Такие сведения участникам договора должен сообщать участник, ведущий учёт общего имущества. Кодексом определён крайний срок сообщения указанных сведений — 20-е число месяца, следующего за отчётным периодом.

Ставки и льготы

Статьёй 380 НК РФ определено максимальное значение ставки налога на имущество — 2,2 % (вместо ныне действующей ставки, равной 2 %). При этом сохранены полномочия региональных властей по установлению ставок в меньших размерах вплоть до нулевого значения. Дифференцированные ставки на местах власти могут устанавливать «в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения».

Что касается льгот, то в главе 30 часть из них отменена, а часть — ограничена в применении по времени.

В частности, отменены льготы для:

  • бюджетных организаций (за исключением тех, которые имеют имущество, используемое для нужд культуры и искусства,образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения);
  • предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 % от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);
  • предприятий народных художественных промыслов;
  • жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ;
  • национально-культурных обществ и др.

Только до 1 января 2005 года будут освобождаться от обложения налогом на имущество организации, имеющие объекты мобилизационного назначения и мобилизационные мощности, а также законсервированное и (или) не используемое в производстве имущество (ст. 4 закона № 139-ФЗ).

Временный характер (до 2006 года) будут иметь льготы, освобождающие организации от уплаты налога в отношении следующих объектов:

  • жилищного фонда и инженерной инфраструктуры ЖКХ, финансируемых за счёт бюджетных средств регионов и (или) местных бюджетов;
  • социально-культурной сферы, используемых для нужд культуры и искусства, образования, физкультуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.

Научные организации РАН, РАМН и другие смогут применять льготу в течение 2004 и 2005 годов только по имуществу, которое используется для научно-исследовательской деятельности (ст. 4 закона № 139-ФЗ).

Порядок исчисления и уплаты налога и авансовых платежей

Статьёй 382 НК РФ определён порядок исчисления сумм налога и сумм авансовых платежей по налогу.

Чтобы рассчитать сумму налога, нужно будет налоговую базу за налоговый (отчётный) период умножить на соответствующую ставку.

По итогам каждого отчётного периода организация должна определить сумму авансового платежа (если такой порядок будет предусмотрен региональным законодательством). Для этого нужно будет среднегодовую стоимость имущества за отчётный период умножить на 1/4 соответствующей ставки (п. 4 ст. 382 НК РФ).

Воспользуемся условиями примера 1, дополнив их. Допустим, что в г. Москве ставка налога на имущество установлена на уровне 2 %, а в Тверской области. — 2,2 % (значения ставок условны).

Сумма налога, которую организация должна будет уплатить, составит:

  • в г. Москве — 14 000 руб. (2 800 000 руб. x 2 % : 4);
  • в Тверской области — 6600 руб. (1 200 000 руб. x 2,2 % : 4).

Чтобы рассчитать сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам года, нужно из величины налога, рассчитанного за налоговый период, вычесть сумму авансовых платежей, исчисленных в течение налогового периода.

По недвижимому имуществу, расположенному вне местонахождения организации, налог рассчитывается по правилам статьи 385 НК РФ. Как сказано в этой статье, для определения суммы налога нужно среднюю стоимость недвижимости за отчётный (налоговый) период умножить на ставку налога, установленную на соответствующей территории.

Сроки и порядок уплаты налога должны установить региональные законодатели. Чтобы ввести новый налог на имущество с 1 января 2004 года, региональные законодатели должны принять соответствующие законы до 1 декабря 2003 года.

Статьёй 386 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые инспекции расчёты по авансовым платежам (по истечении отчётных периодов) и декларацию (по итогам года).

Расчёты по авансовым платежам и декларацию нужно будет представлять:

  • по местонахождению организации;
  • по местонахождению обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс и расчётный счёт;
  • по местонахождению объектов недвижимого имущества, расположенных вне местонахождения организации.

Иностранные организации, не осуществляющие деятельности через постоянные представительства, должны будут уплачивать авансовые платежи и налог по итогам года в налоговые инспекции по местонахождению объектов недвижимого имущества.

Крайний срок представления расчётов по авансовым платежам — 30 дней с даты окончания отчётного периода, а декларации — 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Запасы налог на имущество

Движение к МСФО и налог на имущество: преодолим ли барьер?

А.М. Рабинович, главный методолог ЗАО «ЭНЕРДЖИ КОНСАЛТИНГ/Аудит», канд. ист. наук

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Согласно ему одним из принципов регулирования российского бухгалтерского учета и отчетности юридического лица является применение международных стандартов финансовой отчетности. На их основе должны разрабатываться российские федеральные стандарты. И вот – интересные примеры для обсуждения – проекты ПБУ «Учет основных средств», «Учет аренды» и «Учет запасов». Как они вписываются в российскую налоговую практику?

Учет основных средств

Основной вопрос, который следует обсудить, – это влияние нового положения (если оно будет принято в том виде, в котором существует сейчас проект) на исчисление налога на имущество организаций. Самая очевидная и потому главная проблема состоит в том, что, согласно МСФО (IAS) 16 «Основные средства», в стоимость основных средств включается гораздо больше затрат, чем в соответствии с действующим ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. приказом Минфина России от 03.03.2001 № 26н).

В условиях, когда налоговая база по налогу на имущество организаций определяется по данным бухгалтерского учета от стоимости основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ), безоговорочное применение новых норм приведет к значительному росту сумм указанного налога. Ни один из вариантов «налогового маневра», предложенных Минфином России и в целом, как представляется, принятых Правительством РФ, такое основание увеличения налоговой нагрузки не предусматривает.

Ситуация усугубляется тем, что, согласно прогнозам, жить с налогом на имущество организаций, исчисляемым в указанном порядке, до его замены налогом на недвижимость, уплачиваемым не с бухгалтерской, а с кадастровой стоимости объекта, придется еще достаточно долго. Минэкономразвития России отмечает, что введение единого налога на недвижимость – вопрос очень отдаленной перспективы. А, например, Федеральный закон от 29.11.2012 № 202-ФЗ, который внес изменения в главу 30 НК РФ, предполагает, что налог на имущество организаций будет существовать и в 2018 году.

А теперь, чтобы не быть голословными, несколько примеров. Согласно проекту ПБУ «Учет основных средств», в первоначальную стоимость основных средств включается «первоначальная расчетная оценка затрат на демонтаж и ликвидацию объекта основных средств и восстановление окружающей среды на занимаемом им участке, в отношении которых организация принимает на себя обязанность в результате приобретения и использования объекта и признает в учете соответствующее оценочное обязательство» (подп. «в» п. 14 проекта).

Особенно велики такие прогнозируемые затраты у добывающих компаний. Несмотря на то, что фактически нести их придется через много лет, платить с их (пусть и дисконтированной) стоимости налог на имущество надо будет с момента, когда проект ПБУ перестанет быть проектом.

При этом существует мнение, что включать указанные оценочные обязательства (в кратком переводе с английского они обозначаются как «ликвидационные») в первоначальную стоимость вновь создаваемых основных средств надо было уже с 2011 года. Основанием для этого называется пункт 8 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (утв. приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н), который требует отражать величину оценочного обязательства, связанного по своему характеру с неким активом, в стоимости последнего. Согласиться с этим нельзя, если не игнорировать нормы действующего ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

Ведь в соответствии с пунктом 8 ПБУ 6/01 первоначальная стоимость основного средства складывается из фактических затрат на его приобретение, сооружение и изготовление. Про затраты на будущую ликвидацию и тем более на будущее воздействие не на само основное средство, а на окружающую среду (ее восстановление) ничего не сказано.

Кроме того, во время принятия ПБУ 6/01 под фактическими затратами понимались уже понесенные в бухгалтерском смысле затраты, то есть начисленные в соответствии с возникшими договорными обязательствами, а не оценочные и будущие затраты. Никаких предпосылок на изменение этого понимания в отношении основных средств нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету не содержат.

Особенно это очевидно при сопоставлении норм ПБУ 6/01 с положениями ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (утв. приказом Минфина России от 06.10.2011 № 125н). В пункте 13 последнего к фактическим затратам на приобретение (создание) поисковых активов отнесены обязательства организации в отношении охраны окружающей среды, рекультивации земель, ликвидации зданий, сооружений, оборудования, связанные с признаваемыми поисковыми активами.

Как сказали бы юристы, конкретно-исторический подход к содержанию терминологии – обязательное условие ее точного, аутентичного толкования.

Смотрите так же:  Договор предрейсового осмотра технического осмотра

Из других правил толкования следует, что нормы пункта 8 ПБУ 6/01 являются приоритетными по отношению к положениям пункта 8 ПБУ 8/2010. Несмотря на то что вторые из них являются более поздними, они касаются всех активов в целом, а не только основных средств, то есть являются для основных средств общими, тогда как нормы пункта 8 ПБУ 6/01 – специальными.

Как неоднократно отмечал Конституционный суд РФ, в соответствии с общими принципами права в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, однако независимо от времени принятия приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы (постановление Конституционного суда от 29.06.2004 № 13-П, Определение от 05.10.2000 № 199-О и др.).

Пример второй. Согласно пункту 9 проекта ПБУ по учету основных средств, в качестве отдельного компонента основных средств учитываются регулярные существенные затраты на проведение ревизий технического состояния и капитальный ремонт, возникающие через определенные интервалы на протяжении срока использования объекта основных средств. Смысл этого в том, чтобы признавать указанные затраты расходами не единовременно в момент подписания акта выполненных работ (оказанных услуг), а постепенно – через амортизацию, по мере получения генерируемых ими доходов.

До 2011 года такое признание обеспечивалось путем создания резервов предстоящих расходов или квалификации затрат как расходов будущих периодов. С 2011 года оба эти способа были отменены приказом Минфина России от 24.12.2012 № 186н.

Согласно позиции Минфина России, в этих условиях, чтобы не искажать финансовые результаты деятельности организации того отчетного периода, когда завершаются указанные затраты, и обеспечить соответствие доходов и расходов, нужно затраты на ремонт и периодическое (плановое) обслуживание объектов основных средств, проводимых с периодичностью свыше одного года, отражать в бухгалтерском балансе в разделе I «Внеоборотные активы» как показатель, детализирующий данные, отраженные по группе статей «Основные средства» (письмо от 09.01.2013 № 07-02-18/01 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год»).

По нашему мнению, несмотря на содержащийся в этой позиции совершенно правильный методологический посыл (не все, что отнесено в балансе к группе статей «Основные средства», должно облагаться налогом на имущество), на практике такая локализация указанных капитализированных затрат неизбежно приведет к спорам с налоговыми органами.

Поэтому более правильным с точки зрения проанализированных норм ПБУ 6/01 и более целесообразным в прагматическом аспекте представляется отражать их в качестве самостоятельной статьи, например, «Долгосрочные затраты на обслуживание ОС» в составе группы статей «Прочие внеоборотные активы».

Да, при этом нарушается неписаное правило не иметь в составе «прочих активов» существенных данных, но «чистых», соответствующих всем бухгалтерским нормам решений, в данном случае нет. А при выборе, чем жертвовать и чему отдать предпочтение, более обоснованными представляются соблюдение норм ПБУ 6/01 и минимизация налоговых рисков.

Но этот вариант корректен только до введения в действие нового ПБУ по учету основных средств. С его вступлением в силу вполне возможно, что со стоимости капитального ремонта и периодических дорогостоящих ревизий состояния основных средств придется платить налог на имущество.

Учет запасов и учет аренды

Справедливости ради следует сказать, что в ряде случаев новые правила бухгалтерского учета повлекут за собой уменьшение налоговой базы по налогу на имущество. Но это правила, содержащиеся в проектах ПБУ «Учет запасов» и «Учет аренды».

Так, сегодня материально-производственные запасы, полученные при ликвидации основных средств, могут быть приняты к учету только по текущей рыночной стоимости запасов на момент их оприходования с учетом физического состояния объектов (п. 9 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н).

И в этой невозможности заранее определить стоимость указанных МПЗ – одна из причин того, что пока из ликвидируемого объекта не извлечен последний кирпичик или последняя идущая в металлолом железка, объект продолжает отражаться в бухгалтерском учете и отчетности как основное средство с соответствующей уплатой налога на имущество (см. письмо Минфина России от 03.04.2007 № 03-05-06-01/24).

Проект нового ПБУ по учету запасов позволяет учесть запасы, полученные при ликвидации основных средств, по их балансовой стоимости, если она меньше рыночной стоимости данных запасов (п. 14 проекта). То есть как только основное средство будет выведено из эксплуатации с целью ликвидации, его остаточная стоимость может быть переведена на счет 10 «Материалы» или 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» с прекращением уплаты налога на имущество.

Еще больше возможностей для уменьшения платежей по налогу на имущество содержит проект ПБУ по учету аренды. Например, сегодня объект лизинга учитывается на балансе лизингополучателя, являющегося в этом случае плательщиком налога на имущество по данному объекту, по стоимости лизинговых платежей.

В соответствии с новыми правилами, в случае если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю, объект учитывается на балансе лизингополучателя в качестве основных средств по цене, которую лизингополучатель уплатил бы при покупке данного объекта в момент его фактического получения в пользование (пункты 13, 21-23 проекта).

А это всегда будет величина меньшая, чем сумма лизинговых платежей, включающая возмещение затрат лизингополучателя, которые тот несет в течение срока действия договора лизинга. Разница же между суммой лизинговых платежей и стоимостью основных средств, являющихся предметом лизинга, будет учитываться арендатором как процентный расход, то есть не увеличивая стоимость основных средств.

Но есть в таком способе учета и «ложка дегтя». Сегодня налог на имущество при аренде платится (арендодателем) с остаточной стоимости переданных в аренду основных средств. По новым правилам, единым и для лизинга, и для аренды, при переходе права собственности налог на имущество будет уплачиваться (арендатором) с продажной (покупной) стоимости полученных в пользование основных средств. И хотя определяться эта стоимость будет по текущей рыночной цене сделки, то есть цене без учета отсрочки оплаты, все равно она будет (должна быть по экономической логике) выше, чем балансовая стоимость этого объекта у арендодателя.

Другая возможность уменьшения платежей по налогу на имущество «таится» в порядке учета аренды без перехода права собственности на предмет аренды (лизинга) к арендатору (лизингополучателю). В этом случае арендатор принимает к учету право пользования объектом аренды (п. 15 проекта). Вполне возможно, в качестве нематериального актива, что, в принципе, уже сегодня позволяет делать ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» (утв. приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н) и что рекомендует делать Минфин России в отношении права владения и пользования объектом концессионного соглашения (п. 1 Информации от 24.12.2007 «Об особенностях отражения концессионером в бухгалтерском учете операций по концессионному соглашению»). Во всяком случае, здесь вряд ли будет использоваться счет учета основных средств и возникать налог на имущество.

Арендодатель списывает переданный в аренду объект основных средств с учета и тут же принимает к учету «остаточный актив в аренде» (п. 33 проекта). Даже если этот актив будет учитываться на счете 01 «Основные средства» (что пока не очевидно), то есть останется объектом налогообложения налогом на имущество, его стоимость (база по налогу на имущество) в общем или во многих случаях уменьшится по сравнению с остаточной на момент передачи в аренду.

Стоимость остаточного актива в аренде – это его предполагаемая стоимость по окончании срока аренды к моменту его возврата арендодателю (п. 35 проекта). И если арендатором не будут производиться неотделимые улучшения арендованного имущества, стоимость остаточного актива в аренде будет меньше остаточной стоимости основных средств на момент передачи в аренду, как минимум, на сумму амортизационных отчислений, которые могли бы быть начислены арендодателем за период аренды.

Сценарии развития

Приходится констатировать, что с учетом частоты и сумм операций, ведущих, с одной стороны, к увеличению налога на имущество, а с другой – к его уменьшению, итоговое сальдо будет не в пользу налогоплательщиков. Совокупная налоговая нагрузка на бизнес по налогу на имущество возрастет. И скорее всего, заметно.

В этой ситуации события могут развиваться по трем сценариям.

Первый (наименее вероятный) – принятие нового ПБУ по учету основных средств откладывается до момента замены налога на имущество налогом на недвижимость. Отрицательные последствия для развития российского бухгалтерского учета в данном случае несомненны: главный, наиболее массовый и существенный по стоимости актив продолжает учитываться не в соответствии с МСФО.

Вариант второй (более возможный, но все же маловероятный) – одновременно с принятием новых ПБУ, влияющих на налог на имущество, вносятся изменения в пункт 1 статьи 374 НК РФ о «невлиянии» новых правил бухгалтерского учета на порядок исчисления налоговой базы по налогу на имущество, которая по-прежнему должна устанавливаться на основании ПБУ 6/01 и Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденных приказом Минфина России от 17.02.1997 № 15 (который для целей бухгалтерского учета будет отменен с введением ПБУ «Учет аренды»).

Это резко усложнит ведение учета, «раздвоив» его на учет основных средств для целей собственно бухгалтерского учета и отчетности и на учет для целей налога на имущество. Понятно также, что это противоречит известным установкам и предпринимаемым в соответствии с ними попыткам уменьшить различия между бухгалтерским учетом и учетом для целей налогообложения.

Третий сценарий (наиболее вероятный, но наименее благоприятный для бизнеса) – новое ПБУ по учету основных средств принимается, как только оно будет редакционно готово. При этом никакие изменения в Налоговый кодекс РФ не вносятся, вследствие чего увеличиваются платежи по налогу на имущество. Пока у бизнес-сообщества еще есть время этому воспрепятствовать.

Обсуждение закрыто.