Учебное пособие история беларуси в контексте мировых цивилизаций

Учебник по Истории

В КОНТЕКСТЕ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Пособие для студентов

Н. И. Полетаевой, Ю. Н. Бохана

Минск «Экоперспектива» 2011

УДК 338(476)(091)(075.8) ББК 65.9(4Беи=Рус)я73

История Беларуси : в контексте мировых цивилизаций : И 51 пособие для студентов / под ред. Н. И. Полетаевой, Ю. Н. Боха-

на. – Минск : Экоперспектива, 2011. – 160 с. ISBN 978-985-469-387-3.

Рассмотрены основные аспекты социально-экономического, политического и культурного развития Беларуси, становление белорус-

ской государственности в контексте мировой и европейской истории от древности до наших дней.

Предназначено для студентов высших учебных заведений заоч-

ной формы обучения, а также для всех, интересующихся отечественной историей.

УДК 338(476)(091)(075.8) ББК 65.9(4Беи=Рус)я73

Бохан Юрий Николаевич, Бущик Галина Петровна, Голубович Валерий Иванович

в контексте мировых цивилизаций

Пособие для студентов

Редактор Т. Л. Писаренко

Компьютерная верстка И. А. Осипчик

Подписано в печать 03.08.2011.

Формат издания 60х84/16. Бумага газетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 9,3. Уч.-изд. л. 9,7. Тираж 1000 экз. Заказ № .

УП «Экоперспектива». ЛИ № 02330/0548593 от 09.07.2009. Просп. газеты «Звязда», 67/1а, 220117, г. Минск.

РУП «Издательство «Белорусский Дом печати». ЛП № 02330/0494179 от 03.04.2009. Просп. Независимости, 79, 220013, г. Минск.

© Оформление. УП «Экоперспектива», 2011

Предмет и задачи исторической науки. Учебная дисциплина «История Беларуси: в контексте мировых цивилизаций» занимает одно из ведущих мест в системе гуманитарных знаний, в формировании и развитии социально-личностных компетенций будущих специалистов. Необходимость изучения истории объясняется поступательным движением общества, когда события прошлого обуславливают его развитие в дальнейшем. Без анализа исторического опыта в различных сферах деятельности человека невозможно получить адекватное представление об их современном состоянии и перспективах. В повседневной деятельности люди, как правило, ищут параллели в прошлом, чтобы сверить настоящее и предвидеть будущее. История помогает приобретать настоящие, испытанные временем ценности, а ее глубокое знание является

Предметом изучения истории Беларуси в контексте мировых цивилизаций являются общие закономерности и особенности экономического, политического, культурного и духовного развития белорусского народа с древнейших времен до наших дней с учетом влияния восточнославянской, общеевропейской и мировой истории. Исходя из профиля ВУЗа – подготовка специалистов-экономистов высшей квалификации, значительное внимание уделяется изучению эволюции хозяйственной деятельности людей, экономическим реформам, основным этапам развития народного хозяйства Беларуси и зарубежных стран.

Задачи изучения курса истории – познавательная, практическая и воспитательная. Познавательная задача состоит в сборе, анализе и систематизации исторических фактов и событий с древнейших времен до наших дней. Практическая задача заключается в использовании исторического опыта для разработки внутренней и внешней политики страны, адекватных экономических моделей, исторически обусловленных культурных приоритетов. Воспитательная задача направлена на формирование научного мировоззрения, воспитание патриотизма, укрепление исторической памяти, гармоничное развитие личности.

В исторической науке используются следующие группы методов:

• общенаучные (анализ и синтез, индукция, логический и др.);

• собственноисторические (синхронный, хронологический, сравни- тельно-исторический, ретроспективный, системный и др.);

• специальные или заимствованные из других наук (математической статистики, социальной психологии и др.).

Существуют два основных подхода к периодизации истории: формационный и цивилизационный. Согласно формационному подходу, осно-

вателем которого был К. Маркс, прогресс человечества осуществляется в виде последовательной и закономерной смены пяти основных общест- венно-экономических формаций (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической). Этот подход утвердил принципы исторической закономерности и непрерывности общественного прогресса. Однако со временем проявились его недостатки: однолинейность в трактовке исторических процессов, абсолютизация классовой борьбы и влияние экономики на развитие общества, недооценка человеческого фактора, утопичность при обосновании победы коммунизма.

В конце ХХ в. формационный подход потерял монополию в исторической науке и стал сочетаться с цивилизационным и другими подходами, в то же время он сохранил значительные позиции в исследованиях

по экономической истории.

Цивилизационный подход к познанию истории начал складываться еще в трудах французских философов-просветителей, но окончательно оформился в конце XIX – начале XX в.

Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный) имеет много значений, в современной литературе их более ста. В научном понимании цивилизация обозначает большие самодостаточные общества, имеющие общие ценности, менталитет, идеалы, характерные черты в политической, экономической и культурной жизни, которые в своей эволюции проходят стадии возникновения, становления, расцвета, кризиса и гибели.

Цивилизационный подход к изучению истории Беларуси позволяет показать ее во взаимосвязи с историческим развитием других народов как неотъемлемую часть единой мировой истории. Он применим к истории любой страны. Исходя из его критериев, человечество прошло через эпохи Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени.

Кроме того, в истории Беларуси, как правило, выделяют догосударственный период, период ранних государственных образований (полоцкий, полоцко-туровский), периоды вхождения белорусских земель в состав разных государств – Великого Княжества Литовского (ВКЛ), Речи Посполитой, Российской империи, Советского Союза, а также период государственной независимости Республики Беларусь.

Принципами исторической науки являются объективность, историзм, социальный подход. Объективность предполагает рассмотрение

каждого явления в совокупности положительных и отрицательных сторон. Историзм требует, чтобы каждое событие рассматривалось только

в своем отрезке времени и в связи с другими событиями. Социальный подход означает отказ от партийности в изучении истории и освещение ее через взаимодействие разных социальных и классовых интересов.

Источники и литература. Свидетельства о прошлом дают исторические источники. Они подразделяются на: 1) письменные; 2) вещественные; 3) этнографические; 4) устные; 5) лингвистические; 6) кино-фо- тодокументы; 7) фонодокументы. Изучение в совокупности всех видов источников позволяет воссоздать достаточно полную и достоверную картину исторического процесса.

История Беларуси стала предметом самостоятельного изучения только в начале ХХ в. Первая попытка – написанная В. Ю. Ластовским «Кароткая гісторыя Беларусі» (1910). Обобщающие работы по отечественной истории начали публиковаться после Октябрьской революции 1917 г. Среди них «Кароткі нарыс гісторыі Беларусі» В. М. Игнатовского, ставший в 20-е гг. школьным учебником. В советской историографии, базировавшейся на принципах марксизма и пролетарского интернационализма, венцом исторического развития Беларуси считалась победа Октябрьской революции, вхождение в состав СССР и построение социализма. Это нашло отражение в «Тэзісах аб асноўных пытаннях гісторыі БССР» (1948), «Истории Белорусской ССР» (1954) и 5-томной «Гісторыі Беларускай БССР» (1972–1975), в которой в рамках историко-партий- ного подхода был обобщен и проанализирован значительный фактический и статистический материал.

После провозглашения государственного суверенитета Республики Беларусь стала доминировать так называемая «белорусская концепция» отечественной истории, рассматривающая исторический процесс через призму белорусской государственности. Такой подход характерен для «Нарысаў гісторыі Беларусі» в 2 томах (1994–1995) и 6-томной «Гісторыі Беларусі» (2000–2008), которая пока остается наиболее полным обобщающим трудом по отечественной истории.

Для углубленного понимания места и роли Беларуси во всемирноисторическом процессе с 2000 г. в ВУЗах республики началось преподавание курса «История Беларуси: в контексте мировых цивилизаций». Первое учебное пособие «История Беларуси: в контексте мировой цивилизации» (под ред. Л. В. Лойко, 2003) давало недостаточно сведений о мировой цивилизации. Учебные пособия А. И. Котова «История Беларуси и мировая цивилизация» (2003) и П. И. Бригадина «История Беларуси

в контексте европейской истории» (2007) оказались в этом смысле более полными, но и в них не хватало материалов по всемирной истории.

Отсутствие широкого цивилизационного контекста характерно для 2-томного пособия «Гісторыя Беларусі» под редакцией Е. К. Новика и Г. С. Марцуля. На момент написания (90-е гг.) оно являлось одним из наиболее основательных учебников по истории Беларуси для ВУЗов. Отраженный в нем материал в целом соответствовал тогдашнему состоянию исторической науки, а по спорным вопросам найдены корректные формулировки. Вместе с тем позиция авторов как представителей советской школы историографии прослеживается весьма отчетливо.

Богатый фактический материал содержит «История Беларуси с древнейших времен до нашего времени» И. И. Ковкеля и Э. С. Ярмусика. Однако по дискуссионным проблемам отечественной истории авторы

в большинстве случаев приводят только ту концепцию, которой придерживаются сами, другие даже не упоминая.

В 2-томной «Истории Беларуси» Я. И. Трещенок сделал попытку включить историю белорусских земель в региональный и европейский контекст. Но это пособие требует от читателя определенной подготовки, поскольку автор, излагая собственную позицию по ключевым вопросам, ведет пространную полемику, неоднократно возвращаясь к отдельным сюжетам в разных частях своей работы. Стремление к оценочной интерпретации придает пособию черты публицистичности, иногда в ущерб фактическому материалу.

Попытка интегрировать историю Беларуси в мировой контекст была предпринята коллективом кафедры экономической истории Белорусского государственного экономического университета, который имел значительный опыт подготовки учебных пособий по экономической истории. Под редакцией заведующего кафедрой профессора В. И. Голубовича были подготовлены неоднократно издававшиеся на русском и белорусском языках пособия «Эканамічная гісторыя Беларусі», «Экономическая история зарубежных стран». Последнее из названных учебных пособий получило гриф Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и широко известно на постсоветском пространстве.

Используя имеющийся опыт, кафедра экономической истории БГЭУ

в 2005 г. издала учебное пособие «Гісторыя Беларусі ў кантэксце сусветных цывілізацый» под редакцией профессора В. И. Голубовича и доктора исторических наук Ю. Н. Бохана, а в 2007 г. – его русскоязычный вариант. Предлагаемое издание продолжает традиции названных учебных пособий и учитывает специфику подготовки специалистов-экономис- тов с высшим образованием заочной формы обучения.

Глава 1 . ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕГО МИРА, СРЕДНИХ ВЕКОВ И БЕЛАРУСЬ

1.1. Первобытная эпоха. Древние цивилизации. Великое переселение народов и белорусские земли

Все народы мира прошли первобытнообщинный строй. Его основой была коллективная, общинная собственность на орудия и средства производства, обусловленная крайне низким уровнем и медленными темпами развития производительных сил. Распределение материальных благ было уравнительным.

Существуют разные периодизации истории первобытного общества. Общеисторическая периодизация выделяет: 1) первобытное человечес-

кое стадо (праобщина); 2) родовую общину; 3) разложение общинно-

Наиболее разработанной является археологическая периодизация . В ее основе лежит сопоставление материалов, из которых изготавливались орудия труда. Она делит историю на:

• каменный век, который, в свою очередь, подразделяется на палеолит (2,4 млн – 10 тыс. лет до н.э.), мезолит (10–5 тыс. лет до н.э.), неолит (8–2 тыс. лет до н.э.);

• бронзовый век (3,5 тыс. лет до н.э. – VIII в. до н.э.);

• железный век (с VIII в. до н.э.).

Природно-географические условия определили неравномерность заселения территории Земли. В Европе древний человек появился в ледниковый период. По мере отступления ледника люди осваивали новые регионы. Первые люди на территории Беларуси (неандертальцы) появились 100–40 тыс. лет назад. Они пользовались грубо обработанными орудиями труда (остроконечниками, рубилами, скреблами, ножами), охотились на мамонтов, добывали огонь, строили примитивные жилища из шкур животных.

35–10 тыс. лет назад на территории Беларуси появился человек современного физического типа (кроманьонец). Это была эпоха расцвета родового строя. Кроманьонцы строили жилища из костей, шкур животных, жердей, заселяли пещеры. Из кремневых пластин они изготавливали более ста типов различных орудий труда (ножи, резцы, скребки, сверла, проколки и др.). Люди охотились на мамонта, северного оленя, первобытного быка, шерстистого носорога, дикого коня, песца и др. Наиболее ранними известными стоянками кроманьонцев эпохи палеолита на территории Беларуси являются поселения возле д. Юровичи (26 тыс. лет назад) и д. Бердыж (25–24 тыс. лет назад).

В мезолите для одних регионов было характерно изготовление макролитов (массивных грубообитых орудий труда, которые служили топорами, теслами, кирками), для других – микролитов (мелких кремневых изделий, кусков пластин, которые вкладывались в костяную либо деревянную основу). Использовались лук и стрелы, деревянные челны, была приручена собака.

В неолите люди освоили гончарное дело и ткачество, довели до совершенства производство каменных орудий (плоское ретуширование, шлифование, сверление), приручили крупный рогатый скот, стали сеять ячмень и лен. Произошел постепенный переход от присваивающего (собирательство, охота, рыболовство) к производящему (земледелие, животноводство) хозяйству. В исторической науке он получил название «неолитическая революция». Это наиболее глубокий и значительный за всю историю человечества хозяйственный подъем, который вызвал глобальные перемены во взаимоотношениях человека и природы, привел к существенным изменениям в социально-экономическом строе, религиозных представлениях, демографических процессах, дал толчок к возникновению древних цивилизаций.

Первые государственные образования возникли в конце 4-го тыс. до н.э. в Египте и Месопотамии (междуречье рек Тигр и Евфрат). Климат этих земель позволял достичь большой урожайности, но только при проведении масштабных ирригационных работ. Это требовало подчинения населения и способствовало возникновению сильной государственной власти («восточные деспотии»). Главной производительной силой являлись свободные общинники, управлявшиеся при помощи огромного штата чиновников. Постепенно возникла частная собственность, рабство носило патриархальный, вспомогательный характер.

Становление классового общества проходило с конца 4-го по конец 2-го тыс. до н.э. Огромное значение имел переход к производству металлов: сначала меди и бронзы, затем железа. Во 2-м тыс. до н.э. железо стали изготавливать в Малой Азии, Сирии, Закавказье, в VIII–VII вв.

до н.э. – в Европе, Передней Азии, Иране, Индии, VI–V вв. до н.э. – в Средней Азии, Египте, Китае. Это позволило улучшить обработку земли, увеличить вырубку лесов, совершенствовать кузнечное, столярное, корабельное ремесло. В это время сложилось три типа государств: 1) мелкие города-государства; 2) слабо централизованные государства, где периферия платила дань центру; 3) относительно крупные государства, которые объединяли территорию бассейнов целых речных долин.

В Европе государственность возникла в 3-м тыс. до н.э. на Балканах. Первоначально она напоминала восточные деспотии, однако в VIII–VI вв. до н.э. в Греции сформировались мелкие города-государства

(полисы), которые колонизировали побережье Средиземного и Черного морей. В V–IV вв. до н.э. ремесло и торговля, науки и искусства достигли высокого уровня, многие отрасли производства базировались преимущественно на рабском труде. Именно в Древней Греции сформировалось «классическое» рабство, при котором рабы являлись «говорящими орудиями труда», полностью лишались имущества, всех прав, их труд был направлен на создание прибавочной стоимости.

Еще больше рабство распространилось в Римском государстве. Из небольшого поселения, возникшего в VIII в. до н.э., Рим превратился в огромную империю, простиравшуюся от Британии до Месопотамии. Она подчинила себе многие государства Древнего мира. Наибольшего расцвета Древний Рим достиг во II в. до н.э. – II в. н.э. Успешно развивались ремесло и торговля, сложилась региональная специализация, в сельском хозяйстве функционировали крупные рабовладельческие хозяйства. Огромное число рабов поступало в Рим в результате захвата новых земель и войн с варварскими народами, жившими родоплеменным строем.

Временами варвары сами нападали и опустошали римские провинции. В III–IV вв. н.э. баланс сил изменился в пользу варварской периферии, что привело к ослаблению Римской империи и кризису рабства. Рабы стали получать в пользование земельные наделы, к которым они прикреплялись и за пользование которыми отдавали часть урожая. Аналогичная тенденция наблюдалась среди свободных общинников. Таким образом, внутри рабовладельческого строя зарождались элементы будущего феодализма. В IV в. Римская империя распалась на Западную

и Восточную (Византию). Свержение в 476 г. последнего императора Западной Римской империи вождем одного из германских племен считается датой окончания древней истории.

Натиск варварских племен на римские провинции стал следствием массовых этнических перемещений (Великого переселения народов), происходивших в IV–VII вв. из-за климатических изменений, а также экономических и социальных сдвигов в кочевых обществах. В этих перемещениях принимали активное участие не только германцы, но и тюрки, иранцы, финно-угорские и славянские племена.

Смотрите так же:  Как оформить лицевой счет на квартиру по наследству

Древнейшее население и начало расселения славян на территории Беларуси. Древнейшим известным населением на территории Беларуси были финно-угры. В начале бронзового века сюда начали проникать индоевропейцы. Их прародиной считают Малую Азию, Южный Кавказ

и Северную Месопотамию. Среди индоевропейцев выделились разные языковые группы: германцы, кельты, фракийцы, италики, балты, славяне и др. Постепенно территорию Беларуси заселили балты.

В раннем железном веке произошли важные изменения в производстве. С VII–VI вв. до н.э. распространились железные орудия труда, которые превосходили по производительности бронзовые и каменные. Росли площади обрабатываемых земель. Доминировало подсечно-ог- невое земледелие, когда участки леса расчищались под поля, а зола от сжигаемых деревьев являлась натуральным удобрением. В отдельных регионах появилось пашенное земледелие. Материальная культура южной Беларуси в раннем железном веке ощущала значительное влияние со стороны развитых соседних регионов древнеевропейской цивилизации, о чем свидетельствуют найденные археологами железные изделия, античные монеты и амфоры. В центре и на севере Беларуси материальная культура развивалась медленнее.

Наиболее древние исторические сведения о славянах, известных в то время как венеды, относятся к I–II вв. н.э. В VI в. в письменных источниках впервые встречается этноним «славяне». У некоторых народов славяне были известны под названиями «анты» и «склавены».

Более вероятными местами формирования славян ученые считают Висло-Одерское междуречье и южную часть лесной зоны Восточной Европы, куда входит и юг Беларуси. На территории от Эльбы до Среднего Поднепровья сформировалась славянская так называемая «пражская культура», памятники которой обнаружены также на территории Беларуси в районе г. Петрикова, по рекам Припять, Ясельда и Горынь.

Массовый приход славян на территорию Беларуси произошел на рубеже VI–VII вв. Ее заселили преимущественно три восточнославянских племени: кривичи – север Беларуси и соседние районы Подвинья и Поднепровья (Псковщину и Смоленщину); дреговичи – значительную часть южной и средней Беларуси между Припятью и Западной Двиной; радимичи проживали на восток от дреговичей и на юг от кривичей в бассейне рек Сож и Ипуть. Это были крупные племенные союзы, объединенные не столько родоплеменными отношениями, сколько едиными территориальными, экономическими и политическими связями. Они представляли собой ранние государственные образования, которые летописи называют «княжения».

1.2. Становление и развитие христианства и феодализма

в европейских странах и на белорусских землях

(V – первая половина XIII в.)

Утверждение христианства в Европе. Основные черты и этапы развития феодализма, его экономическая структура. Крушение Западной Римской империи ознаменовало начало средневековья, которое в

СЕМИНАРЫ. ПО ИСТОРИИ БЕЛАРУСИ в контексте мировых цивилизаций

1 СЕМИНАРЫ ПО ИСТОРИИ БЕЛАРУСИ в контексте мировых цивилизаций Рекомендовано учебно-методическим объединением высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию в качестве учебно-методического пособия для студентов экономических специальностей высших учебных заведений Республики Беларусь Под редакцией доктора исторических наук Н.И. Полетаевой; кандидата исторических наук, доцента А.М. Сасима Минск «Экоперспектива» 2010

2 УДК 94(476)(075.8) ББК 63.3(4Беи)я73 С 30 С 30 Семинары по истории Беларуси : в контексте мировых цивилизаций : учеб.-метод. пособие / под ред. Н.И. Полетаевой, А.М. Сасима. Минск : Экоперспектива, с. ISBN В пособии рассмотрены особенности социально-экономического, конфессионального, культурного и духовного развития белорусского народа. Вопросы изложены таким образом, чтобы студенты смогли придать логичность и последовательность выступлениям на семинарских занятиях. Сформулированы проблемные вопросы, которые позволят стимулировать самостоятельную работу, аргументированно высказывать собственные суждения. Рассчитано на студентов и преподавателей высших учебных заведений. УДК 94(476)(075.8) ББК 63.3(4Беи)я73 Учебное издание СЕМИНАРЫ ПО ИСТОРИИ БЕЛАРУСИ: в контексте мировых цивилизаций Учебно-методическое пособие Редактор Т. Л. Писаренко Компьютерная верстка И. А. Осипчик Подписано в печать Формат издания 60х84/16. Бумага газетная. Гарнитура Minion Pro. Печать офсетная. Усл. печ. л. 11,66. Уч.-изд. л. 10,51. Тираж 1000 экз. Заказ УП «Экоперспектива». ЛИ 02330/ от Просп. газеты «Звязда», 67/1а, , г. Минск. РУП «Минсктиппроект». ЛП 02330/ от Ул. В. Хоружей, 13/61, , г. Минск. ISBN Оформление. УП «Экоперспектива», 2010

3 ПРЕДИСЛОВИЕ Современная экономическая наука доказала, что в XXI в. главным фактором роста и развития общества становится человеческий капитал. Структурными частями человеческого капитала любой страны, в том числе Республики Беларусь как суверенного государства, являются высококачественное образование и воспитание. В системе социально-гуманитарных знаний, в формировании и развитии социально-личностных компетенций будущих специалистов одно из ведущих мест занимает учебная дисциплина «История Беларуси: в контексте мировых цивилизаций». Глубокое усвоение и осознанное применение исторической информации о закономерностях и особенностях социально-экономического, государственно-политического, конфессионального, культурного и духовного развития белорусского народа способствуют формированию социальной памяти, преемственности в хозяйственной деятельности, критическому отбору позитивного опыта из прошлого, ознакомлению с альтернативными формами и моделями хозяйственной деятельности. В последние годы опубликовано немало научной и учебной литературы, в которой приводятся малоизвестные факты об историческом пути Беларуси, всесторонне анализируются разнообразные события, что позволяет более полно и объективно осмыслить исторический опыт белорусского народа, преодолеть субъективность и тенденциозность в изучении истории нашей страны. Однако обилие многообразной печатной продукции, информации на электронных носителях и соответствующих научных оценок представляет определенную сложность для студентов первых курсов, поскольку они не всегда могут выделить общее и особенное, главное и второстепенное в историческом процессе. Поэтому данное учебно-методическое пособие имеет некоторые отличительные черты. Во-первых, оно подготовлено в соответствии с базовой программой курса «История Беларуси: в контексте мировых цивилизаций» для студентов Белорусского государственного экономического университета и учитывает специфику подготовки специалистов-экономистов с высшим образованием. 3

4 Во-вторых, важнейшей формой усвоения и закрепления изучаемого материала являются семинарские занятия, в подготовке к которым, в свою очередь, значительное место отводится самостоятельной работе. Учитывая это, авторы в качестве главной цели ставили изложение вопросов всех семинаров таким образом, чтобы студенты смогли придать логичность и последовательность выступлениям, выявить и проанализировать причинно-следственные связи, акцентировать внимание на наиболее сложных аспектах занятий, сделать убедительные и обоснованные выводы. В пособии сформулированы проблемные вопросы, которые позволяют не только стимулировать самостоятельную работу, но и побуждают студентов высказывать свои мысли о ходе исторического процесса и аргументировать собственные рассуждения. Список основной и дополнительной литературы к каждой теме семинара содержится в издании «История Беларуси: в контексте мировых цивилизаций»: учеб.-метод. пособие / В.И. Голубович и др. Минск: Экоперспектива, Предлагаемое учебно-методическое пособие, не заменяя, но дополняя научную и учебную литературу, окажет помощь студентам и преподавателям высших учебных заведений Республики Беларусь при изучении истории нашей Родины. Авторы пособия: профессоры В.И. Голубович (тема 1, вопр. 1; темы 18-19), Н.И. Полетаева (тема 8, вопр. 4; тема 10, вопр. 3; тема 11, вопр. 2; тема 14-15, занятие 1, вопр. 1, 2; заключение); доценты Т.В. Воронич (тема 10, вопр. 3; тема 11, вопр. 1, 3, 4; тема 12), И.И. Гвардеев (тема 8), Ю.Л. Грузицкий (тема 14-15, занятие 3, вопр. 3; тема 16), В.А. Подолинский (тема 3-4, занятие 2), Т.И. Повалихина (тема 10, вопр. 2; тема 13, вопр. 2; тема 17), Т.И. Поликовская (тема 5-6, занятие 2; тема 20), А.М. Сасим (введение, тема 5-6, занятие 1; тема 10, вопр. 1), Г. Ф. Шаповал (тема 14, занятие 1, вопр. 3); ассистенты Г.В. Алексашина (тема 2), Ф.В. Горбачев (темы 7, 9), И.И. Сацукевич (тема 3-4, занятие 1; тема 13, вопр. 3, 4), Д.Н. Черкасов (тема 1, вопр. 2, 3); А.Г. Шаповал (тема 15, занятие 2, вопр. 1, 2). 4

5 Тема 1. ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ Вопр о с 1. Предмет и задачи исторической науки. Источники и литература. В средней школе изучению истории Беларуси уделялось достаточно много времени. Вместе с тем объясните, почему изучение курса «История Беларуси: в контексте мировых цивилизаций» является неотъемлемой частью подготовки специалистов с высшим образованием в ВУЗах республики. Во-первых, полученные ранее знания по истории Отечества необходимо дополнять и углублять, так как исторический процесс переосмысливается новыми поколениями, знания постоянно обогащаются ранее неизвестными фактами и событиями. Во-вторых, в повседневной деятельности люди, как правило, ищут параллели в прошлом, чтобы сверить настоящее и предвидеть будущее. В-третьих, история помогает приобретать настоящие, испытанные временем ценности, а глубокое знание ее является показателем цивилизованности. Отметьте, что предметом истории Беларуси в контексте мировых цивилизаций являются общие закономерности и особенности экономического, политического, культурного и духовного развития белорусского народа с древнейших времен до наших дней в контексте восточнославянской, общеевропейской и мировой истории. Подчеркните, что актуальность изучения истории Беларуси в таком плане определяется тем, что белорусский народ формировался в процессе исторического взаимодействия различных социально-экономических, государственно-политических, конфессиональных и этнокультурных общностей под влиянием евразийских и мировых цивилизационных факторов. Учет их воздействия отражает потребность современного белорусского социума в самосознании и осмыслении своего прошлого, настоящего и будущего. Далее следует остановиться на основных задачах, которые решает историческая наука. Важнейшими из них являются теоретико-познавательная, практическая и воспитательная. Охарактеризуйте каждую. 1. Теоретико-познавательная задача. Состоит в сборе, изучении и систематизации исторических фактов и событий от древнейших времен до наших дней, рассмотрении их во взаимосвязи и взаимозависимости. 5

6 2. Практическая задача. Заключается в том, что история, определяя закономерности и особенности развития общества, помогает выявить влияние исторического процесса на современность, использовать исторический опыт для понимания направленности исторического движения страны, вырабатывать научно обоснованный курс ее внутренней и внешней политики страны. 3. Воспитательная задача. Играет важную роль в гармоничном развитии личности, формировании исторической памяти, чувства национальной гордости. Она позволяет на основе комплекса исторических событий, фактов и их оценок соединять патриотические, интернационалистические, трудовые, идеологические и другие традиции в воспитании гражданственности, ответственности молодежи. Целесообразно подчеркнуть, что в Белорусском государственном экономическом университете содержание дисциплины «История Беларуси: в контексте мировых цивилизаций» отражает специфику профиля ВУЗа подготовку специалистов-экономистов с высшим образованием. Поэтому задачей ее является также изучение эволюции хозяйственной деятельности человека, основных этапов развития народного хозяйства Беларуси и зарубежных стран, социальноэкономических процессов, тенденций и перспектив экономического развития общества. Следует уяснить то, что свидетельства о прошлом дают исторические источники. Наиболее распространенным является деление исторических источников на семь типов: 1. Письменные. 2. Вещественные. 3. Этнографические. 4. Разговорные. 5. Фольклорные. 6. Кинофотодокументы. 7. Фонодокументы. Назовите примеры для каждого типа. Объясните, почему при изучении исторического явления необходимо опираться не на несколько отдельных, а комплексно анализировать все доступные источники. Разберитесь в основных методах научного исследования: общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, логический и др.); собственно исторических (синхронный, хронологический, сравнительно-исторический, ретроспективный, системный); специальных, или заимствованных из других наук (методы математической статистики, социальной психологии и др.). Приведите несколько конкретных примеров использования данных методов. Необходимо отметить, что глубокое и всестороннее познание истории обеспечивает не только многообразие исторических источ- 6

7 ников, но и современная научная методология. Долгое время в исторической науке господствовала материалистическая концепция объяснения истории, которую сформулировал немецкий мыслитель и общественный деятель К. Маркс. Согласно его теории, развитие человечества представляет собой закономерную последовательную смену пяти основных общественно-экономических формаций (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической). Подчеркните, что главной движущей силой истории, по К. Марксу, являлась классовая борьба, которая приводила к социальным революциям и смене формаций. Уясните содержание формационного подхода. Отметьте, что в историческом познании он преодолел многие недостатки идеалистической методологии, утвердил принцип исторической закономерности и детерминизма, развил идеи единства человека и непрерывного общественного прогресса. На определенном этапе это произвело положительный эффект. Важно усвоить, что такой подход имел ряд существенных недостатков. Проанализируйте их. 1. К. Маркс исходил из моновариантности (однолинейности) исторического развития, однако не все страны мира повторяют формационный путь европейских государств. 2. Он абсолютизировал роль классовой борьбы, насилия, социальных революций в истории. 3. Решающее значение в объяснении исторических событий мыслитель придавал объективным факторам, а основному творцу истории человеку отводил второстепенную роль. 4. При обосновании неизбежности коммунистической формации Маркс демонстрировал социальный утопизм, что подтвердилось на опыте СССР и бывших стран социалистического лагеря. Отметьте, что формационный подход (хотя отдельные его элементы используются и поныне) уступил место другому подходу цивилизационному. Покажите его зарождение, труды первых профессиональных историков Геродота, Сыма Цянь, аль-бируни, его формирование в работах французских философов-просветителей Ж. Ж. Руссо, Ф. Вольтера, Д. Дидро. Определите содержание понятий «цивилизация» при анализе исторического процесса «по вертикали» и «по горизонтали», а также суть комбинированного подхода к пониманию цивилизации английского историка и социолога А. Тойнби. 7

8 Определение «цивилизация» содержится в учебном пособии (1, с. 9). Запомните его: цивилизация при комплексном и всестороннем подходе обозначает большие самодостаточные общества, которые имеют общие ценности, менталитет, идеалы, характерные и устойчивые черты в государственно-политической организации, социально-экономической и культурной жизни и которые в своей эволюции проходят стадии генезиса, становления, расцвета, кризиса и гибели. Назовите преимущества цивилизационного подхода. Подумайте, какие недостатки можно в нем выделить. Далее охарактеризуйте основные принципы научного исторического познания: объективность, историзм, аксиологический (ценностный) подход. В заключение дайте краткий обзор литературы, назовите наиболее известных отечественных и зарубежных ученых, которые внесли значительный вклад в изучение истории Беларуси. Обратите внимание на цели преподавания курса и перечислите их: 1. Знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей, повысить собственную эрудицию. Углубить знания по отечественной и мировой истории. 2. Получить научное представление об основных этапах истории человечества. 3. Изучить историю Беларуси в контексте восточнославянской, общеевропейской и мировой истории, ознакомиться с общими закономерностями и особенностями политического и экономического развития человечества, осмыслить вклад белорусского народа в мировую историю. 4. Овладеть основами исторического и историко-экономического мышления, научиться аргументировать свою и определять авторскую позицию в научных исторических исследованиях. Вопр о с 2. Хозяйственная деятельность людей в первобытную эпоху. Как известно, первобытное общество охватывает эпоху от появления первых людей до возникновения классового общества. Это был очень длительный и важный период в истории человечества. Тогда появились и развились почти все главные виды деятельности человека в материальной и духовной сфере: зародились и совершенствовались орудия и средства труда, охота и рыболовство, земледелие и 8

9 животноводство, транспорт и ремесло, одежда и жилища, добывание огня и металлургия, язык и мышление, религия и наука, искусство и музыка. Необходимо подчеркнуть, что основой производственных отношений являлась общественная собственность на орудия, средства производства и результаты труда, всеобщность и обязательность труда, равнообеспечивающий характер распределения и потребления, что было связано с крайне низким уровнем и медленными темпами развития производительных сил. Существуют две основные периодизации первобытнообщинного этапа истории человечества: 1. Общеисторическая. Она выделяет: первобытное человеческое стадо (праобщину); раннюю родовую общину; позднюю родовую общину; разложение первобытного общества и начало образования классов. 2. Археологическая. Она делит раннюю историю человечества на каменный век (палеолит 3 млн 10 тыс. лет до н.э.; мезолит 9 5 тыс. лет до н.э.; неолит 4 2 тыс. лет до н.э.), бронзовый век и железный век. Определите, какие критерии лежат в основе каждой из периодизаций. Затем, упомянув, что известные науке наиболее древние люди появились в Восточной Африке более 1,6 млн лет назад, перейдите к характеристике заселения территории Беларуси. Определите место и время появления здесь людей, их физический тип. Запомните, что первые люди появились на территории Беларуси тыс. лет назад. Это были, скорее всего, неандертальцы, о чем свидетельствуют археологические находки возле д. Светиловичи Ветковского района, д. Обидовичи Быховского района, д. Бердыж Чечерского района. Примерно тыс. лет назад неандертальцев сменил человек современного физического типа неоантроп, или кроманьонец. Назовите самую известную стоянку этого периода около д. Юровичи Калинковичского района (26 тыс. лет назад). Опишите основные занятия людей. Обратите внимание на исключительную роль овладения огнем в развитии личности человека, его хозяйственной деятельности. Расскажите, как это событие перестроило образ жизни людей. Докажите, что овладение огнем отделило человека от мира животных. Целесообразно указать на исключительное влияние природного 9

Смотрите так же:  Возврат на другую карту

10 фактора в развитии первобытного хозяйства. Выделите особенности территории Беларуси как единого региона: расположение на западе Восточно-Европейской равнины на водоразделе Балтийского и Черного морей, разнообразие почв, большие площади, занятые лесами и болотами, обилие рек и озер, наличие легкодоступного сырья (древесины, кремня, глины, болотной железной руды). Все это способствовало заселению территории Беларуси человеком. Далее уясните, что первобытное общество делится на два этапа: а) присваивающее хозяйство; б) производящее хозяйство. Охарактеризуйте присваивающее хозяйство. Поясните, что понимается под собирательством. Перечислите продукты растительного и животного происхождения, собиравшиеся людьми, назовите орудия труда использовавшиеся при этом. Опишите охотничье оружие (нож, копье, лук, стрелы и др.), выделите периоды, когда появились основные его типы. Расскажите о приемах охоты, которые применялись древними людьми (загонная охота, облава, ловушки). Укажите, на каких животных велась охота. Объясните, почему росла роль индивидуальной охоты. Наряду с охотой следует назвать рыболовство как самостоятельное направление присваивающего хозяйства. Перечислите, каких рыб древние люди могли выловить из водоемов на территории Беларуси, назовите орудия ловли (крючки, сети, верши, грузила и т.п.). Подчеркните роль охоты и рыболовства в хозяйственном развитии: полученные с их помощью калорийная и разнообразная пища, новые навыки и приемы сыграли исключительную роль в физическом и интеллектуальном развитии человека. Проследите за эволюцией орудий труда (появление в мезолите каменного топора с деревянной ручкой, в раннем железном веке ткацкого станка) и освоение новых материалов (в неолите лепной керамики из обожженной глины, тканей). Обратите внимание на новые способы обработки камня (в неолите пиление, сверление, шлифование). В условиях возросшего спроса на технический камень появился горнодобывающий промысел (на территории Беларуси Красносельские шахты в Волковыском р-не). Интеллектуальное первенство в животном мире, умение накапливать и передавать опыт позволили человеку усовершенствовать средства и приемы сбора растительной пищи, добычи зверя, птицы и рыбы и осуществить переход к производящему хозяйству земледелию и животноводству. Этот переход, имевший всемирно-исто- 10

11 рическое значение, получил название «неолитической революции» (впервые этот термин употребил английский археолог В. Г. Чайлд). Подчеркните, что охота и собирательство не исчезли, но с развитием земледелия появилась ощутимая гарантированная прибавка к обычному рациону. Она определила экономическую выгоду первоначального земледелия. Сегодня общепризнанной является концепция полицентризма «неолитической революции» (выделяют несколько очагов возникновения земледелия). На территории Беларуси хронологической границей между присваивающим и производящим хозяйством являются 3 2 тыс. лет до н.э. Рассмотрение производящего хозяйства следует начать с земледелия. Охарактеризуйте его первоначальную форму подсечно-огневую, затем пашенное земледелие. Перечислите орудия труда, тягловую силу. Отметьте преимущества земледелия, свяжите их с социальнопсихологическими изменениями в самом человеке (учет природноклиматических условий, большая интеллектуальная и практическая работа по изобретению соответствующих орудий труда). Уместно назвать ранние культуры земледелия на территории Беларуси. Проанализируйте роль животноводства. Подчеркните, что важнейшими предпосылками перехода к нему стали приручение (доместикация) животных, переход к оседлому образу жизни, освоение технологии заготовки и хранения кормов. Первыми на территории Беларуси стали заниматься животноводством жители Полесского региона в III тыс. до н.э. Уже в первой половине I тыс. до н.э. домашнее животноводство повсеместно преобладало над охотой. Отметьте, что в VII в. до н.э. племена на территории Беларуси научились добывать железо и изготавливать из него разные орудия. Местные кузнецы владели не только кузнечной сваркой, но и техникой производства орудий путем соединения железа и стали. Уместно назвать орудия, изготавливавшиеся из металла, подчеркнуть, что развитию металлургии способствовало освоение производства древесного угля. Свяжите изменения в хозяйственной деятельности со сдвигами в социальной организации людей. Поясните, что понимается под соседской общиной. Покажите, что увеличение урожаев способствовало накоплению излишков сельхозпродукции, которые концентрировались у наиболее влиятельных членов общины старейшин, вождей и др. Это создавало предпосылки для имущественной дифференциации. 11

12 Возможность содержать общинников, которые не занимались сельским хозяйством, позволила выделиться ремеслу в особый вид деятельности. У восточных славян это произошло в VI VIII вв. Перечислите основные виды ремесла и охарактеризуйте их (металлургическое производство, ювелирное, гончарное дело, прядение и ткачество, кожевенное производство, обработка древесины, косторезное ремесло и др.). Следует подчеркнуть, что деревенские ремесленники стали работать не только для себя, но и на заказ. Ремесло постепенно отделилось от земледелия, что стало вторым крупным общественным разделением труда. На основе изложенного материала объясните, что понимается под первым общественным разделением труда. Общественное разделение труда вело к росту обмена. Появилась региональная специализация в производстве и обмене определенными продуктами сельского хозяйства и ремесла. Расширение товарного обмена привело к возникновению стоимостных эквивалентов. Универсальными эквивалентами стоимости стали скот, зерно, соль, пушнина, а позднее металлические деньги. Торговля отделилась от ремесла, что стало третьим крупным общественным разделением труда. Упомяните, что в VI VIII вв. в Беларуси еще не было устойчивого монетного обращения, но при археологических раскопках были найдены монеты Римской империи и Персидского царства. В заключение сделайте вывод о том, как в VI VIII вв. на территории Беларуси шел процесс разложения первобытнообщинного строя. Это проявилось в усовершенствовании технологии сельского хозяйства, появлении пашенного земледелия, распространении соседской общины, отделении от сельского хозяйства некоторых видов ремесел, быстром развитии торговли, росте имущественной дифференциации, возникновении протогородов и протогосударств (княжений). Все это подготовило социально-экономические условия для перехода к феодальному способу производства. Вопр о с 3. Начало расселения славян. Этногенез и духовная культура восточных славян. Говоря об этногенезе славян, выясните, какие археологические культуры определяют как славянские. Вероятно, что наиболее древними протославянскими племенами были земледельческо-скотоводческие племена культуры шнуровой керамики, которые расселились в конце III II тыс. на большом пространстве от Днепра до Одера и 12

13 от Балтийского моря до Карпат. В конце I тыс. до н.э. славянские элементы ярко прослеживались в зарубинецкой культуре на Днепре и пшеворской культуре в бассейне Вислы и Одера и верховьях Днестра. В условиях широкого расселения славян на территории от Эльбы до Среднего Поднепровья сформировалась пражская культура. Подчеркните, что это первая из археологических культур, которую, бесспорно, относят к славянским. На территории Беларуси ее памятники обнаружены в районе г. Петрикова, по рекам Припять, Ясельда и Горынь. От археологических культур целесообразно перейти к письменным источникам. Они указывают, что наиболее древние исторические свидетельства о славянах, известных тогда под названием венды, относятся к I II вв. н.э. В VI в. в письменных источниках впервые встречается этноним «славяне». В это время славяне были известны у других народов под названиями анты и склавены. Далее рассмотрите вопрос о локализации прародины славян и путях их миграции. Так, наиболее вероятными местами формирования славян считают междуречье Вислы и Одера и южную часть лесной зоны Восточной Европы, куда входит и юг Беларуси. Миграция славян началась в конце V в., после падения государства гуннов. Славяне продвинулись на юг от Дуная и в северо-западное Причерноморье, вторглись в балканские провинции Византии, во второй половине I тыс. заняли Верхнее Поднепровье, нижнюю Эльбу и юго-западное побережье Балтийского моря. С VIII в. они заселили левобережье Днепра, бассейн среднего и верхнего Дона и верхнюю Оку. Постепенно славяне образовали три группы: западные, восточные и южные. Соотнесите с ними нижеперечисленные славянские народности: словенцы, поляки, белорусы, чехи, словаки, лужицкие сербы, русские, болгары, сербы, украинцы, хорваты, македонцы, черногорцы. Отдельно следует рассмотреть заселение славянами территории Беларуси. Подчеркните, что массовый приход сюда славян относится к рубежу VI VII вв., в бассейн р. Припять. В VIII IX вв. началось массовое расселение славян на землях балтов. Большими группами они селились на правобережье Днепра и Березине, в бассейне Сожа. Славяне вступали в тесный контакт с балтским населением этих регионов, происходила их ассимиляция. Территорию Беларуси заселили преимущественно три восточнославянских племени кривичи, дреговичи и радимичи. Выясните особенности этногенеза одного из крупных восточнославянских 13

14 племен кривичей. Они занимали север Беларуси и соседние районы Подвинья и Поднепровья (Псковщину и Смоленщину). Сформировались они в результате ассимиляции пришлыми славянами местных балтских и западнофинских племен, постепенно славянизированных. Назовите и поясните различные версии происхождения названия «кривичи». Аналогично рассмотрите особенности расселения и формирования племен дреговичей и радимичей. Дреговичи проживали на большей части южной и значительной части средней Беларуси. В «Повести временных лет» говорится, что они жили между Припятью и Западной Двиной. Многие черты дреговичи восприняли от балтов. Название этой этнической группы также отражает славяно-балтский синтез дреговичей; докажите это. Радимичи проживали на восток от дреговичей и на юг от кривичей. По летописным данным, они занимали территорию между Днепром и Десной. Основной ареал расселения радимичей бассейн рек Сожа и Ипути. Название радимичей, как и дреговичей, вероятно, балтского происхождения. Кривичи, дреговичи, радимичи представляли крупные племенные союзы, объединенные не столько родоплеменными отношениями, сколько едиными территориальными, экономическими и политическими связями. Эти племенные союзы были ранними государственными образованиями, которые летописи называют «княжениями». Расскажите об основных научных концепциях происхождения белорусов. Анализируя духовную культуру восточных славян, подчеркните, что в первобытную эпоху у них сформировались лингвистические и этнографические особенности, мифология и религиозные представления. Духовная культура восточных славян представляла собой совокупность религиозных верований, систему духовно-нравственных ценностей. Разберитесь в мировоззренческих представлениях восточных славян. В их понимании мир делился на несколько уровней и являл собой мировое древо, где крона, ствол и корни олицетворяли тройную вертикальную структуру мира три царства: небо, землю и преисподнюю. Мир они понимали как систему двоичных противопоставлений: жизнь смерть, мужской женский, небо земля, священный мирской и т. д. 14

15 Особое внимание уделите показу влияния природы на формирование духовно-нравственных начал у древних славян. Им была присуща уверенность в одушевленности всего окружающего мира. Они поклонялись рекам, озерам, колодцам, рощам, отдельным деревьям, камням необычной формы, которые наделялись сверхъестественными свойствами. Поклонение силам природы запечатлено в многочисленных фантастических существах леших, водяных, русалках. Особым почитанием пользовалась земля, которая олицетворялась в образе женского божества плодородия. Далее следует рассмотреть славянский языческий Пантеон и его структуру. Все славянские боги символизировали главные природные стихии: Перун бог грозы и молнии, Даждьбог и Хорс солнечные божества, Стрибог бог ветров, Мокошь божество женского начала природы и женских работ и др. К высшему уровню относились два божества Перун и Велес. Они воплощали военную и хозяйственно-природную функции соответственно. Кроме названных богов, в состав праславянских богов высшего уровня могли входить Сварог (бог огня) и Даждьбог. Более низкий, человеческий мир представляли божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами Род, Чур и др. К этому уровню могли относиться и большинство женских божеств, например Мокошь, а также духи предков добрые (деды) и злые (упыри). К низшему уровню относились домовые, лешие, русалки и т. д. Как важную составляющую духовной жизни славян следует рассматривать культ предков. Им устраивались обильные поминки и чествования в особые дни. С утверждением христианства такие поминальные дни были закреплены церковью за определенными датами православного календаря и получили название «родительские» дни. Элементом культа предков была вера в домовых. Славяне имели представление о рае, который назывался «ирий», или «вырий». «Отправляя» человека в рай, славяне-язычники клали рядом с покойным в захоронение все то, что было необходимо ранее в земной жизни: одежду, обувь, утварь. Упомяните, что в поселениях восточных славян почетное место занимали языческие святилища. К ним стекались окрестные жители для совершения треб религиозных обрядов, молений, торжественных поминальных тризн. Важнейшую часть треб составляли жертвоприношения. У восточных славян была развита языческая магия. 15

16 Она охватывала почти все стороны семейной и общественной жизни и оказалась впоследствии (после принятия христианства) особенно живучей. Необходимо охарактеризовать представления восточных славян о нравственности и морали. В личных качествах они особо ценили справедливость, мужество, верность долгу и слову, любовь к родной земле. В отношениях между людьми всегда приветствовались верность в дружбе, отзывчивость к чужому горю, готовность прийти на помощь, почтение к старшим, прежде всего к родителям. Все это нашло яркое выражение в былинах, сказаниях, пословицах. Характерной чертой славян было гостеприимство. Хотя воинская доблесть, храбрость, сила, верность долгу очень почитались, тем не менее культ прославленных полководцев, вождей победоносных дружин восточным славянам не был свойствен. Не чужды были восточным славянам и эстетические моменты. Они занимали весьма значительное место в быту и искусстве дохристианской Руси. Впоследствии это оказало существенное воздействие на формирование эстетики Древнерусского государства. Завершите ответ выводом о том, что для восточных славян был характерен достаточно высокий уровень духовной культуры. Об этом свидетельствуют религиозные верования, система духовнонравственных ценностей, философско-эстетические представления. Многие элементы духовно-нравственной сферы восточных славян возникли задолго до крещения Руси. Этому способствовали природно-климатические, хозяйственно-бытовые, политические и другие факторы. 16

17 Тема 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ И НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ (V первая половина XIII в.) Вопр о с 1. Основные черты и этапы развития феодализма в Европе, его экономическая структура. Прежде всего разберитесь в сущности понятия «феодализм» (от феод, позднелат. feodum владение). Запомните определение: феодализм это система, которая приходит на смену первобытнообщинному или рабовладельческому строю и предшествует капитализму. Экономическая основа феодализма заключается в безвозмездном присвоении феодалами труда или продуктов труда крестьян путем их эксплуатации на основе монопольной собственности на землю и неполной собственности на непосредственных производителей. Степень зависимости крестьян от феодалов была разной (судебная, земельная, личная), в ряде стран она приобрела форму крепостничества. Прокомментируйте предпосылки формирования феодальной зависимости крестьян. Назовите основные черты феодального способа производства: 1. Господство крупной земельной собственности, находившейся в руках класса феодалов. 2. Сочетание земельной собственности с мелким индивидуальным хозяйством непосредственных производителей крестьян. 3. Особый статус крестьян держателей земли на различных условиях вплоть до права наследственного пользования. 4. Разные формы и степень внеэкономического принуждения крестьян. 5. Господство натурального хозяйства. 6. Преобладание аграрного сектора над торговым и промышленным. 7. Низкий уровень техники и знаний, ручное производство. Следует пояснить условный характер феодальной собственности на землю. Феод был наследственной земельной собственностью представителя господствующего класса, связанной с обязательным несением военной службы в пользу вышестоящего сеньора, который также считался собственником данного феода. Поясните экономический смысл выражения: «Вассал моего вассала не мой вассал». Эксплуатация крестьян осуществлялась в рамках феодальной 17

18 вотчины. Вотчина это комплекс феодальной земельной собственности и связанных с нею прав на феодально-зависимых крестьян. Она делилась на господское хозяйство домен и крестьянские держания. Синонимы вотчины: французская и германская сеньория, английский манор, поместье, имение. Подчеркните, что за пользование землей крестьяне должны были платить феодальную ренту. Рента это регулярно получаемый доход, не связанный с предпринимательской деятельностью. Назовите формы феодальной ренты. Уточните, что понимается под коммутацией ренты. Приведите периодизацию феодального способа производства и выясните содержание каждого из трех этапов. Далее проанализируйте процесс формирования феодального уклада в Западной Европе, который проходил в V IX вв. и проявился в оформлении слоя крупных землевладельцев. Сформировалась иерархия последовательное размещение служебных чинов от низших к высшим в порядке их подчинения. Подчеркните, что основу феодальной иерархии вассалитета (от лат. vassallus вассал, vassus слуга), составлял бенефиций земельное владение, которое крупный феодал давал своему вассалу в пожизненное пользование за несение военной службы. Постепенно бенефиций превратился в феод (лен) наследуемое владение. Хотя феодальная система имела общие для европейского региона черты, обратите внимание на то, что ученые выделяют синтезный и бессинтезный варианты генезиса феодализма. Объясните их сущность, определите, для каких регионов Европы эти пути были характерны. На примере Франкского государства покажите эволюцию феодального способа производства. Разберитесь в том, какую роль в этом процессе сыграл возникший в конце VI в. аллод (франкское alodis, от al полный и od владение). Аллод это индивидуальная, свободно отчуждаемая земельная собственность отдельных малых семей. Остановитесь на основных путях формирования крупного землевладения за счет: а) королевских земельных пожалований светской и духовной знати; б) массового разорения крестьян-аллодистов. Раскройте значение понятий «прекарий», «иммунитет», «коммендация». Выясните, когда во франкском обществе сложились основы феодального строя. Охарактеризуйте его, прочитав материал о феодальной вотчине сеньории (3, с. 53,54). Запомните, что хозяйство было 18

Смотрите так же:  Как заполнить заявление на грин карту в лотерею

19 натуральным. Обратите внимание на основные категории зависимого крестьянства (колоны, сервы, литы), разберитесь в их отличиях. Назовите причины и дату распада Франкского государства. Далее процесс феодализации характеризуйте отдельно для Франции, Германии, Англии, выделяя их особенности для высокого и позднего средневековья. Анализируя феодальные отношения во Франции, расскажите о статусе класса феодалов и класса крестьян. Обратите внимание на норму «нет земли без сеньора», термин «баналитет», поясните их суть. Подчеркните, что основной категорией крестьян стали сервы поземельно и лично зависимые от феодалов. Они платили оброк и выполняли барщину. С ростом производительности труда сеньорам стало выгодно получать ренту в виде части крестьянского урожая. В XII XIII вв. они начали сокращать барскую запашку и раздавать домениальные земли в держания крестьянам (чистая сеньория). Большое влияние на французскую деревню оказывали города, что приводило к замене продуктовой ренты денежной. Основными поставщиками продуктов на рынок стали крестьяне, которые уже с XII в. по мере накопления средств выкупались на волю. Назовите другие возможные пути личного освобождения крестьян. Разберитесь в том, что такое цензива. Определите изменения в положении класса феодалов, подчеркните появление c XIV в. «рентного феода», когда вассал получал за службу уже не землю, а только ренту с нее. Расскажите о дифференциации крестьянства, а также о разрушении феодальной иерархии. Затем охарактеризуйте формирование феодальных отношений в германских землях, которое шло медленнее, чем во Франции. Выясните, почему здесь появлялись деревни «смешанного типа», сочетавшие владения вотчинников, держания крепостных и наделы свободных крестьян. Такая деревня только к началу XII в. преобразовалась в феодальную. Подчеркните, что в XII XIII вв. появилась «чистая сеньория», что в южных и северо-западных землях крестьяне превращались в краткосрочных арендаторов (мейеров), а в юго-западных сохранялась «окаменевшая сеньория» с доменом. Перечислите неблагоприятные факторы, повлиявшие на хозяйство Германии в XIV в. (ножницы цен, эпидемии, войны, неурожаи). Запомните две тенденции аграрного развития в XIV XV вв. (восточнее Эльбы массовое закрепощение крестьян и использование 19

20 барщины, западнее Эльбы переход к «чистой сеньории», усиление имущественного расслоения крестьянства). Далее рассмотрите особенности развития феодализма в Англии. Определите причины медленной феодализации (периферийное положение; природные условия; длительное сохранение общины и больших патриархальных семей, владевших крупными участками земли, что задерживало возникновение аллода). Характерно, что индивидуальная собственность общинников на надел с правом отчуждения возникла лишь в IX в. Формирование феодальной вотчины манора охватило IX XI вв. Подчеркните, что нормандское завоевание Англии (1066) ускорило феодализацию, так как французский феодализм был более зрелым. Выясните, как этот процесс отразился в историческом источнике «Книга страшного суда» (1086). В этой поземельной переписи зафиксированы разные категории крестьян: вилланы (имели полный надел земли в 30 акров, выполняли барщину, вносили натуральные и денежные платежи); бордарии (имели меньший надел 7 15 акров); коттеры (держали 2 3 акра); сервы (не имели надела и выполняли различные тяжелые работы); фригольдеры (свободные крестьяне). Все эти категории в XII в. превращались в единую зависимых вилланов. Отметьте, что с середины XII в. в аграрной эволюции Англии наметились две тенденции: 1. Личное освобождение крестьян и коммутация ренты. Появились копигольдеры (держатели земли по копиивыписке из протокола суда манора); 2. Расширение домениального хозяйства, рост барщины, укрепление личной зависимости вилланов. Объясните, что это стало результатом роста экспорта шерсти и зерна, приносившим феодалам большие прибыли. В XIV XV вв. усилилась коммутация ренты. Из-за нехватки рабочей силы началась сеньориальная реакция (попытки феодалов вернуть барщинные порядки), что привело к обострению борьбы крестьян. Вспомните, что наиболее крупным было восстание под руководством У. Тайлера (1381). Оно способствовало личному освобождению вилланов. Подчеркните, что уже в XV в. почти все земли сдавались в держания или аренду. Выделилась верхушка крестьянства (до 15%), новое дворянство джентри, которые были тесно связано с рынком. Обобщите материал о развитии аграрного сектора Западной Европы в V XV вв. Далее перейдите к рассмотрению экономической роли западно- 20

21 европейских городов. Назовите причины образования средневековых городов: рост производительных сил, отделение ремесла от сельского хозяйства, развитие товарного производства и обмена. Разберитесь в темпах градообразования, подчеркните, что в регионах с античной традицией и развитыми торговыми связями с Востоком (Италия, Южная Франция) города возникли раньше в IX в. Назовите наиболее известные из них. В Х XI вв. города возникли в Северной Франции, Нидерландах, Англии, по Рейну и Верхнему Дунаю в Германии. Наибольшее число оснований городов приходится на рубеж XIII XIV вв. Поясните, какие города средневековья можно отнести к большим, средним и малым. Объясните, почему в X XIII вв. в городах Западной Европы возникли коммунальные движения (борьба между горожанами и сеньорами за городское самоуправление). Назовите основные результаты этой борьбы. Разберитесь в отличиях между городами-коммунами, городами-государствами, императорскими городами. Перечислите основные занятия горожан, Отметьте корпоративный образ жизни городского населения. В Х ХIII вв. представители определенных профессий в пределах каждого города объединялись в цехи, гильдии, братства. Подчеркните экономический смысл цеховой системы, свяжите его с узким рынком сбыта. Перечислите основные функции цехов, определите значение цехов для развития производительных сил, объясните, почему с конца XIV в. они стали препятствовать техническому прогрессу. Далее следует проанализировать развитие торговли. В раннем средневековье торговля выражалась в основном в продаже крестьянами излишков продуктов, что объяснялось натуральным характером феодального хозяйства. В развитом феодализме внутренняя и внешняя торговля стимулировалась ростом городов и ремесленного производства. Внутренняя торговля играла подчиненную роль. Раскройте причины этого: натуральный характер производства, неразвитость путей сообщения, феодальная раздробленность и беззакония феодалов. Более заметную роль играла дальняя транзитная торговля. Выделялись два ее значительных региона: Средиземное море и Северное море. Назовите основных участников торговли и представленные в этих регионах товары. Расскажите о средневековых ярмарках, объединениях купцов. Выясните, какой союз получил название «Ганза». 21

22 Обратите внимание на развитие денежного рынка. Подчеркните, что расширение торговли, особенно внешней, требовало все большего количества средств обращения. Для обеспечения торговых сделок с XII в. в Италии стали чеканить серебряную монету гроссо. В XIII в. появилась золотая монета голден. Узнайте, как она называлась в Голландии, Флоренции, Венеции, Франции, Англии. С XV в. после открытия нового серебряного рудника в Германии началась чеканка немецкого талера. По мере роста товарообмена, в условиях многообразия монетных систем возникла необходимость в обмене денег. Расскажите о появлении менял, ростовщиков, банкиров. Объясните причины зарождения раннекапиталистических отношений в Северной и Центральной Италии (удобное географическое положение, раннее развитие городов, слабое развитие феодальных отношений, личная свобода большинства крестьян и их социальное расслоение, успехи в развитии ремесла, крупные денежные накопления). Разберитесь в отличительных чертах итальянских цехов. Ответьте на вопрос: «Почему мануфактуры зародились именно в суконном производстве?» Обобщите материал о развитии городского хозяйства, ремесла, торговли, денежной системы. Вопр о с 2. Особенности перехода восточных славян к феодализму. Создание и хозяйственное развитие раннефеодальных княжеств на территории Беларуси в IX первой половине XIII в. Как известно, эволюция первобытнообщинного строя привела к появлению раннефеодальных отношений на восточнославянских землях. В IX XI вв. у восточных славян сосуществовали три экономических уклада: общинный, рабовладельческий и феодальный. Обозначьте, что признаком первобытнообщинного строя было общинное землепользование; проявлением рабовладельческого уклада наличие рабов, в основном военнопленных. Феодальные отношения выразились в отделении ремесла от земледелия; развитии обменных отношений; появлении протогородов; возникновении классового общества; захвате князьями земель и обложении местных свободных общинников данью, которая перерастала в феодальную ренту. Объясните, почему у восточных славян не развились классические формы рабства. Подчиненные племени территории стали рассматриваться как 22

23 княжеская (государственная) собственность. Для ее охраны князья набирали постоянную дружину из свободных общинников, отдельным представителям которой поручался сбор дани. Постепенно из дружинников формировалась знать. Ее основными функциями были: защита от внешних врагов, завоевание новых территорий и расширение своих владений, организация общественной и экономической жизни на подконтрольной территории, формирование общественных устоев, контроль за соблюдением моральных норм. Обратите внимание на то, что периодизация феодализма на территории Беларуси не совпадает с европейской. Она делится на следующие периоды: 1. IX первая половина XIII в. ранний феодализм. 2. Вторая половина XIII первая половина XVIII в. развитый феодализм. 3. Вторая половина XVIII первая половина XIX в. разложение и кризис феодального строя. Охарактеризуйте государственно-политический и социально-экономический строй Киевской Руси ( ). Расскажите о двух концепциях ее возникновения. С какими событиями связывают создание и распад этого государства. Назовите функции великого князя, военной дружины, боярской думы, вече. Покажите, какую роль с принятием христианства стала играть церковь. Уделите внимание общине как организатору хозяйственной и культурной жизни людей. Подчеркните, что Киевская Русь была полиэтническим образованием, включала комплекс локальных культур. Отношения между землями в составе Киевской Руси варьировались от открытого противостояния до совместного участия во взаимовыгодных военных мероприятиях. Приведите примеры. Определите значение Киевской Руси. Становление феодальных отношений на белорусских землях проходило на территории первых раннефеодальных княжеств Полоцкого, Туровского и др. Расскажите об их образовании и развитии. Вспомните, к какому году относятся первые летописные сведения о Полоцке. Древний Полоцк как центр кривичей соперничал с двумя другими влиятельными центрами восточнославянского мира: на севере с Новгородом, на юге с Киевом. Первым известным нам полоцким князем был Рогволод. Он княжил в Полоцке примерно с 70-х гг. Х в. Назовите и кратко охарактеризуйте представителей полоцкого княжеского рода (Рогнеда Рогволодовна, Изяслав Владимирович, Брячислав Изяславович). 23

24 Наибольшего расцвета Полоцкое княжество достигло при Всеславе Брячиславовиче ( ). Поясните, в чем заключались успехи князя Всеслава Чародея (сохранение целостности территории, включение в состав княжества Нижнего Подвинья, строительство Софийского собора, основание Минска и др.). После его смерти Полоцкая земля была разделена между его сыновьями на уделы, начался период феодальной раздробленности. Выделились Полоцкий, Минский, Витебский, Друцкий, Изяславский, Логойский уделы, наиболее сильным из которых стал Минский. Определите, в чем состоит значение Полоцкого княжества для истории Беларуси. Расскажите об образовании Туровского княжества, выделив, что Туров являлся центром дреговичей. Назовите дату первого упоминания Турова в летописи. Отметьте, что здесь на княжении сидели сыновья великих князей, которые пользовались правом наследования киевского престола. В 988 г. в Туров был посажен Святополк, который боролся за самостоятельность княжества. Окончательно достигнуть этого удалось позже, при князе Юрии Ярославовиче ( ). Разберитесь в общественно-политическом строе названных княжеств. Важная роль в организации власти принадлежала князю. В его обязанности входили: организация и командование войском, обеспечение защиты и безопасности границ, руководство внешней политикой, сбор налогов. Подчеркните, что в Полоцком княжестве на протяжении XII XIII вв. действовали две ветви власти власть князя (исполнительная) и власть вече (законодательная). Вече это собрание полочан для решения общественных дел. В отдельные периоды истории его власть была значительной. Назовите функции вече (осуществление суда, контроль за деятельностью князя, решение вопросов войны и мира). Заметьте, что если вече не поддерживало князя, он был вынужден оставить город, поскольку вече имело свои вооруженные силы ополчение горожан. Следовательно, вече существенно ограничивало власть князя. На место изгнанного князя оно выбирало другого представителя княжеской династии. Перечислите особенности общественно-политического строя Туровского княжества: наличие посадника заместителя князя, тысячского, который возглавлял городское ополчение, а также роль вече, которое имело право голоса даже тогда, когда решался вопрос о назначении епископа. Последний факт интересен тем, что в Полоцк и 24

25 другие города (за исключением Новгорода) епископ назначался киевским митрополитом. Далее следует остановиться на социально-экономическом развитии белорусских земель в IX XIII вв. Рост крупного феодального землевладения достигался за счет установления власти над общинными землями и в результате княжеских пожалований военной знати и церкви. Основными видами феодального землевладения были: боярское, княжеское и церковное. Обратите внимание, что неизбежным результатом появления крупного землевладения являлось усиление феодальной зависимости крестьян. Основной частью населения были свободные общинники. Их социальное положение постепенно менялось: часть переходила в зависимое положение, часть оставалась относительно свободной. Определите роль общины в социально-экономическом развитии белорусских земель: в общинном пользовании были земля, луга, леса, реки. Община собирала дань, регулировала взаимоотношения своих членов, оказывала помощь нуждающимся и т. д. Анализируя хозяйственное развитие белорусских земель в IX первой половине XIII в., назовите основные занятия населения и орудия труда. Главным было земледелие. На смену подсечно-огневому пришло пашенное земледелие. Объясните, в чем заключалось его преимущество. Выращивались рожь, ячмень, овес, просо, пшеница. Основным орудием труда стало большое деревянное рало с железным наконечником. Покажите роль животноводства в хозяйстве крестьян. Назовите подсобные и домашние промыслы, которыми занимались крестьяне. Охарактеризуйте развитие городов. Подчеркните причины их возникновения и роль в генезисе феодализма. Запомните, что в XII в. в городах Беларуси насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей. Перечислите основные. Расскажите о развитии торговли, назовите предпосылки ее роста. Подчеркните место городов как центров торговой деятельности. Выясните, каким был внутренний обмен, определите основные направления внешней торговли. Расскажите о предметах экспорта и импорта. Покажите роль торгового пути «из варяг в греки» в экономическом развитии белорусских земель. Отметьте, что следствием развития ремесла и торговли, роста городов стало зарождение товарно-денежных отношений и появление денежного обращения. Сначала существовали деньги-скот и деньги-пушнина. 25

Обсуждение закрыто.