Трудовой договор стран еаэс

Полис для работника из страны-участницы ЕАЭС

Материал для подписчиков издания «ЭЖ-Юрист». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

Российская правовая газета, издается с 1998 года. Освещает новости законодательства, практику применения законов и нормативных актов, судебную практику по различным отраслям права, предлагает аналитику наиболее актуальных вопросов правоприменения, отвечает на вопросы читателей.

Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем: 16 полос.

Трудовой договор стран еаэс

Трудовой договор (отношения)

с гражданами Евразийского союза

По сравнению с гражданами других стран, для граждан государств – членов Евразийского экономического союза предусмотрен льготный режим пребывания и трудоустройства на территории Российской Федерации.

Об особенностях трудоустройства граждан государств – членов Евразийского экономического союза, а также о порядке исчисления налога на доходы физических лиц и страховых взносов с доходов по трудовым договорам указанных лиц, Вы узнаете, прочитав эту статью.

С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор ЕАЭС), сторонами которого являются Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация. К Евразийскому экономическому союзу Договором, подписанным в городе Минске 10 октября 2014 года, присоединилась и Республика Армения.

Договор ЕАЭС направлен на обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте.

Договор ЕАЭС устанавливает, в том числе нормы трудовых отношений с гражданами государств, являющимися членами Евразийского экономического союза (далее – гражданин государства – члена).

Согласно пункту 1 статьи 97 Договора ЕАЭС работодатели государства – члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.

Иначе говоря, при приеме на работу гражданина государства – члена работодателю не нужно учитывать ограничения, касающиеся ежегодно устанавливаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 5 статьи 18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ) допустимой доли иностранных работников, используемых в определенных отраслях экономики. Гражданам государства – члена для осуществления трудовой деятельности не требуется получать разрешение на работу или патент.

Исходя из абзаца 1 пункта 6 статьи 97 Договора ЕАЭС граждане государства – члена, прибывшие в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности, освобождаются от обязанности регистрации в органах миграционного учета в течение 30 суток с даты въезда. В случае их пребывания в Российской Федерации свыше 30 суток работодатель обязан уведомить органы миграционного учета о прибытии таких граждан. Данный вывод следует из абзаца 2 пункта 6 статьи 97 Договора ЕАЭС, части 2, 3 статьи 7, части 1, 2 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Для справки: Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации утвержден Приказом ФМС России от 29 августа 2013 года № 364.

На основании пункта 5 статьи 97 Договора ЕАЭС максимальный срок временного пребывания (проживания) гражданина государства – члена на территории Российской Федерации определяется сроком действия трудового договора, заключенного им с работодателем. Из части 5 статьи 327.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) следует, что трудовой договор может быть бессрочным, а при наличии обстоятельств, указанных в статье 59 ТК РФ, – срочным, то есть заключенным на определенный срок.

Согласно пункту 9 статьи 97 Договора ЕАЭС в случае досрочного расторжения трудового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию Российской Федерации граждане государства – члена имеют право без выезда с территории Российской Федерации в течение 15 дней заключить новый трудовой договор. Заметим, что если гражданин государства – члена не воспользовался таким правом, то он лишается статуса трудящегося государства – члена, так как перестанет осуществлять трудовую деятельность. Соответственно, ему необходимо будет выехать из Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 5 Закона № 115-ФЗ).

Работодатели обязаны уведомлять о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора с гражданами государства – члена территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данные граждане осуществляют трудовую деятельность. Такой вывод следует из абзаца 1 пункта 8 статьи 13 Закона № 115-ФЗ. Срок подачи уведомления – не позднее трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Для справки: Формы и порядок подачи уведомления (в том числе в электронном виде) о заключении и прекращении (расторжении) трудовых (гражданско-правовых) договоров устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции. В настоящее время применяются формы и порядок представления уведомлений, установленные Приказом ФМС России от 28 июня 2010 года № 147 с учетом изменений, внесенных Приказом ФМС России от 8 декабря 2014 года № 640.

Порядок заключения трудового договора

Согласно пункту 4 статьи 97 Договора ЕАЭС трудовая деятельность трудящегося государства – члена регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений Договора ЕАЭС.

Учитывая изложенное, гражданин государства – члена должен представить работодателю общий набор документов, предусмотренный статьей 65 ТК РФ, а именно:

– паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

– трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или гражданин поступает на работу на условиях совместительства.

Напомним, что в настоящее время на территории Российской Федерации применяются трудовые книжки, введенные в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года № 225 «О трудовых книжках» (далее – постановление № 225), а также трудовые книжки, введенные в действие постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 20 декабря 1938 года № 1320, постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 года № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих». Согласно пункту 2 постановления № 225 все вышеуказанные трудовые книжки обладают одинаковой силой.

Следовательно, если гражданин государства – члена представит работодателю трудовую книжку образца 1938, 1973 или 2003 года, то сведения о приеме на работу нужно вносить в нее.

Имейте в виду, что если у гражданина государства – члена, поступающего на работу, отсутствует трудовая книжка в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине, то работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку. Такое требование установлено статьей 65 ТК РФ;

– страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

На основании пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом № 115-ФЗ), временно пребывающие на территории Российской Федерации подлежат обязательному пенсионному страхованию. Значит, у граждан государства – члена должно быть страховое свидетельство. Если такое свидетельство отсутствует, то работодатель должен оформить его в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, что следует из пункта 2 статьи 7, статьи 15 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

– документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Исходя из пункта 3 статьи 97 Договора ЕАЭС в целях осуществления гражданами государства – члена трудовой деятельности в Российской Федерации признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств – членов, без проведения установленных законодательством Российской Федерации процедур признания таких документов. Исключение составляют случаи, когда граждане государства – члена претендуют на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в Российской Федерации. Для занятия такими видами деятельности гражданину государства – члена необходимо пройти установленную законодательством Российской Федерации процедуру признания документов об образовании.

Документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные уполномоченными органами государств – членов признаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обратите внимание, что работодатель вправе запросить нотариальный перевод на русский язык документов об образовании, представленных гражданами государства – члена, а также для верификации этих документов направлять запросы, в том числе путем обращения к информационным базам данных, в образовательные организации (учреждения образования, организации в сфере образования), выдавшие документ об образовании, и получать соответствующие ответы. Это следует из абзаца 4 пункта 3 статьи 97 Договора ЕАЭС;

Смотрите так же:  Как составить договор купли продажи прицепа

– справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям – при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

В отдельных случаях (с учетом специфики работы работника) ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов. При этом требовать иные документы запрещается.

Налог на доходы физических лиц

На основании статьи 73 Договора ЕАЭС в случае если одно государство – член в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием) другого государства – члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве – члене, такой доход облагается в первом государстве – члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц – налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) этого первого государства – члена.

Положения названной статьи применяются к налогообложению доходов в связи с работой по найму, получаемых гражданами государств-членов.

Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) регламентирован положениями главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Статья 207 НК РФ делит всех налогоплательщиков – физических лиц на резидентов и лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 224 НК РФ вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей, полученное налоговыми резидентами Российской Федерации, облагается по ставке 13%.

Учитывая вышеизложенное, доходы граждан государства – члена, работающих по трудовым договорам, облагаются по ставке 13%, причем обложение по такой ставке осуществляется, начиная с первого дня их работы на территории Российской Федерации.

Аналогичный вывод содержится в письме ФНС России от 3 февраля 2015 года № БС-4-11/1561 «О налогообложении доходов физических лиц» (вместе с письмом Минфина России от 27 января 2015 года № 03-04-07/2703).

По мнению некоторых специалистов, статья 73 Договора ЕАЭС регулирует только вопрос о применении налоговой ставки и никакой другой.

Поэтому граждане государства – члена, работающие по трудовым договорам, смогут получить стандартные налоговые вычеты только после того, как они получат статус налогового резидента Российской Федерации, определяемого пунктом 2 статьи 207 НК РФ. То есть, стандартные налоговые вычеты по НДФЛ предоставляются гражданам государства – члена, работающим по трудовым договорам, с месяца получения ими статуса резидента Российской Федерации, а не с месяца трудоустройства.

Как сказано в письме Минтруда России от 13 марта 2015 года № 17-3/ООГ-268, страховые взносы, установленные Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), уплачиваются, в частности, в целях обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного медицинского страхования лиц, которые подлежат данным видам обязательного социального страхования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ) и Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат, в частности, иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом № 115-ФЗ) и работающие по трудовым договорам.

При этом в соответствии с частью 3 статьи 58.2 Закона № 212-ФЗ в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом № 115-ФЗ), применяется тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС РФ) 1,8%.

Обязательному медицинскому страхованию иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, на основании статьи 10 Закона № 326-ФЗ не подлежат.

Вместе с тем, статьей 1.1 Закона № 255-ФЗ, статьей 2 Закона № 326-ФЗ, статьей 1 Закона № 212-ФЗ определено, что в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данными законами, применяются правила международного договора Российской Федерации.

С 1 января 2015 года вступил в силу Договор ЕАЭС, участниками которого являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Армения.

Согласно пункту 3 статьи 98 Договора ЕАЭС социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.

При этом пунктом 5 статьи 96 Договора ЕАЭС определено, что социальное обеспечение (социальное страхование) означает, в том числе, обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование.

Таким образом, на основании пункта 3 статьи 98 Договора ЕАЭС граждане государств – членов, то есть граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, временно пребывающие в Российской Федерации и работающие в российских организациях по трудовым договорам, являются застрахованными лицами по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному медицинскому страхованию, и с выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиком страховых взносов в их пользу, уплачиваются страховые взносы в ФСС России и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по тарифам, применяемым в отношении выплат в пользу граждан Российской Федерации.

Соответственно, граждане государств – членов, временно пребывающие в Российской Федерации и работающие в российских организациях по трудовым договорам, имеют право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, социальное пособие на погребение) с первого дня работы на территории Российской Федерации. Аналогичный вывод содержится в письме Минтруда России от 5 декабря 2014 года № 17-1/10/В-8313.

В отношении обязательного пенсионного страхования специалисты Минтруда России в письме от 13 марта 2015 года № 17-3/ООГ-268 сообщают следующее.

Пунктом 3 статьи 98 Договора ЕАЭС определено, что пенсионное обеспечение трудящихся государств – членов и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами – членами.

Учитывая, что Договор ЕАЭС не содержит специальных положений, определяющих условия обязательного пенсионного страхования трудящихся государств-членов, а также учитывая, что отдельный договор по пенсионному страхованию и обеспечению не принят, в части вопросов пенсионного страхования применяется законодательство страны трудоустройства.

В настоящее время в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом № 115-ФЗ) являются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования. Следовательно, с выплат в их пользу следует уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с положениями Закона № 212-ФЗ.

Таким образом, выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу временно пребывающих на территории Российской Федерации граждан государств – членов подлежат также обложению страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации в общеустановленном законодательством Российской Федерации порядке.

Трудовой договор стран еаэс

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Основы трудового права ›
  • Особенности труда работников – граждан иностранных государств ›
  • Как принять на работу гражданина государства – члена ЕАЭС?

Как принять на работу гражданина государства – члена ЕАЭС?

Как принять на работу гражданина государства – члена ЕАЭС?

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация 29.05.2014 подписали «Договор о Евразийском экономическом союзе» в г. Астане. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — международная организация, создаваемая на базе Таможенного союза. В настоящий момент в нее входят:

Договор о ЕАЭС вступил в силу с 1 января 2015 года, а со 2 января 2015 года вступил в силу Договор о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС.

Иностранные граждане работники из стран ЕАЭС имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18-ти лет (ч. 3 ст. 327.1 Трудового кодекса РФ).

С иностранным работником, который является гражданином государства – члена ЕАЭС, заключается трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор (при наличии оснований, предусмотренных ст. 59 Трудового кодекса РФ) (ч. 5 ст. 327.1 Трудового кодекса РФ).

Смотрите так же:  Социальный налоговый вычет на учебу

Для заключения трудового договора граждане — работники из стран ЕАЭС должны представить работодателю документы, предусмотренные ст. 65 Трудового кодекса РФ. Согласно ее положениям лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Из вышеуказанного перечня документов для граждан — работников из стран ЕАЭС есть исключения. Так, они не обязаны представлять документы воинского учета, так как иностранные граждане не являются военнообязанными в России.

Документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств – членов ЕАЭС, признаются в РФ без проведения процедур признания документов (п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 г., абз. 2 п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России № 4 от 22 июня 1996 г.).

Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования нужно требовать у иностранных граждан, в том числе граждан государств – членов ЕАЭС, если они являются:

а) временно пребывающими на территории России. При этом они не должны относиться к высококвалифицированным специалистам;

б) либо постоянно проживающими, временно проживающими на территории России.

Если указанное свидетельство требуется, но у гражданина оно отсутствует, его нужно оформить после приема на работу.

По общему правилу наряду с документами, предусмотренными ст. 65 Трудового кодекса РФ, при заключении трудового договора поступающие на работу иностранный гражданин или лицо без гражданства предъявляют работодателю:

договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории Российской Федерации, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме;

разрешение на работу или патент, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства;

разрешение на временное проживание в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства;

вид на жительство, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Разрешение на работу может быть предъявлено иностранным гражданином или лицом без гражданства работодателю после заключения ими трудового договора, если заключенный и оформленный в соответствии с Трудовым кодексом РФ трудовой договор необходим для получения разрешения на работу. В этом случае трудовой договор вступает в силу не ранее дня получения иностранным гражданином или лицом без гражданства разрешения на работу, а сведения о разрешении на работу вносятся в трудовой договор в порядке, установленном ч. 3 ст. 57 Трудового кодекса РФ.

Однако, граждане — работники из стран ЕАЭС, желающие работать в РФ, имеют ряд преимуществ (преференций), в том числе и при трудоустройстве.

Так, организации, которая вступает в трудовые отношения с гражданами государств – членов ЕАЭС, не требуется получать разрешение на привлечение иностранных работников, а самим гражданам не нужно получать разрешения на работу (патенты) для заключения в России трудовых договоров (п. 5 ст. 96, п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС). Отметим, что эти положения распространяются как на работодателей, заключающих трудовые договора с гражданами из стран ЕАЭС, так и гражданско-правовые на выполнение этими лицами работ (услуг).

Кроме того, для граждан — работников из стран ЕАЭС предусмотрены следующие преимущества (преференции):

1) работник и члены его семьи освобождаются от обязанности регистрации (постановки на миграционный учет по месту пребывания) в течение 30 суток с даты въезда на территорию России;

2) срок временного пребывания (проживания) работника и членов его семьи определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного работником;

3) в случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию России гражданин имеет право без выезда с территории России в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор.

Таким образом, из перечня документов, предусмотренных ст. 327.3 Трудового кодекса РФ, при заключении трудового договора с иностранцем – гражданином одной из стран ЕАЭС, работодатель вправе потребовать:

договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории Российской Федерации, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме

Отметим, что для временно пребывающих иностранных граждан установлено правило о необходимости оформлять миграционную карту. Но из этого правила есть исключение. Оно установлено для граждан Республики Беларусь. Гражданам Белоруссии, пребывающим в России, миграционные карты не выдаются (Письмо ФМС России от 21.01.2005 N МС-2/559 и Приложение N 1 к Соглашению между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006).

Граждане государств – членов ЕАЭС имеют равные с гражданами России права на трудоустройство, оплату труда, режим рабочего времени и времени отдыха, охрану и условия труда на территории России (Соглашение между Россией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 г., ст. 7 Договора между Россией и Республикой Беларусь от 25 декабря 1998 г., п. 1-3 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России № 4 от 22 июня 1996 г., п. 4 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

Кроме того, граждане Белоруссии, Казахстана или Армении, временно пребывающие в РФ и работающие в РФ по трудовым договорам, являются застрахованными лицами для целей страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и имеют в этой сфере те же права, что и граждане РФ, в том числе право на получение указанных выше пособий. И российская организация (предприниматель), заключившая с гражданином Белоруссии, Казахстана или Армении, временно пребывающим в РФ, трудовой договор, обязана уплачивать страховые взносы на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с выплат, облагаемых страховыми взносами, начисленных в пользу такого работника, по тем же тарифам, что и работникам — гражданам РФ (Письма Минтруда России от 31.03.2015 N 17-3/В-155, от 13.03.2015 N 17-3/ООГ-268).

Работодатель обязан в установленном порядке уведомлять территориальное подразделение ФМС России о приеме на работу иностранного гражданина. Это правило распространяется и на иностранных граждан, которые для ведения трудовой деятельности не обязаны получать разрешение на работу или патент (в частности, граждан государств – членов ЕАЭС).

При этом работодателю не требуется уведомлять службу занятости населения и налоговую инспекцию о заключении (расторжении) трудового договора с иностранными работниками – гражданами государств – членов ЕАЭС.

Мигрант в законе: правила трудоустройства в РФ граждан ЕАЭС

Визовые мигранты – это иностранцы, которым для въезда в РФ необходимо получить приглашение в нашу страну (от работодателя), а после — оформить визу на въезд в РФ.

Безвизовые мигранты — граждане, которым для въезда в Россию не нужна виза. В основном к ним относятся приезжие из стран СНГ. Среди безвизовых мигрантов можно выделить привилегированную категорию иностранцев – это граждане стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

29.05.2014 года был подписан договор о ЕАЭС, который сформировал единый Евразийский экономический союз между следующими странами:

10.10.2014 года к договору о ЕАЭС присоединилась Республика Армения, а с 23.12.2014 года — Кыргызская Республика.

Смотрите так же:  Договор уступки права требования учет

Разберем основные этапы, которые обязан пройти каждый иностранец из ЕАЭС с момента прибытия в Россию.

Въезд иностранца из ЕАЭС в Россию

Все иностранцы, которые въезжают в РФ, получают на границе миграционную карту. Если иностранец планирует трудоустраиваться в РФ, он должны указать рабочую цель въезда в миграционной карте.

Граждане республики Беларусь не оформляют миграционную карту, благодаря соглашению между нашими странами от 24.01.06 года.

А так как белорусы не получают миграционную карту на границе, отследить сроки их пребывания в РФ сложно. Именно поэтому среди белорусов можно найти большое количество нелегалов. Будьте внимательны при трудоустройстве данных мигрантов.

Оформление полиса ОМС/ДМС для иностранца

С первого дня въезда каждый иностранец, пребывающий в нашу страну, обязан оформить себе медицинский полис для легального пребывания, а также для дальнейшего трудоустройства (п.5 ст.27 ФЗ № 114, ст. 327.2 ТК РФ).

Граждане ЕАЭС вправе самостоятельно выбирать, какой полис им необходим – ДМС или ОМС (приказ Минздрава РФ от 27.10.2016 N 803н).

Миграционный учет иностранцев из ЕАЭС

Граждане ЕАЭС могут встать на миграционный учет по особенным условиям, в отличие от других стран: им дается 30 календарных дней, а не 7 рабочих, как большинству мигрантов.

Внимание! Если иностранец приезжает во время ЧМ-2018 по футболу, то зарегистрироваться он должен за 3 календарных дня, согласно Указа Президента РФ от 12.05.2018 № 214.

Чтобы встать на миграционный учет, иностранцу необходима принимающая сторона. Ей могут быть:

  • физическое лицо (если иностранный гражданин живет у него или работает)
  • юридическое лицо (если это работодатель иностранца).

Оформление трудового договора

Если иностранный гражданин не находит себе работодателя в течение трех месяцев, он обязан покинуть Россию на 180 суток (на основании закона «90 из 180»).

Для осуществления трудовой деятельности в России гражданам ЕАЭС не нужно оформлять патент на работу (в рамках Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 г.).

Таким образом, для трудоустройства в РФ гражданам ЕАЭС потребуются:

  • паспорт,
  • миграционная карта (кроме белорусов),
  • полис ОМС/ДМС
  • миграционный учет (если прошло более 30 дней со дня прибытия в Россию)

После оформления трудового договора работодатель обязан:

  • оформить иностранному сотруднику трудовую книжку и СНИЛС (п.10 ст. 65 ТК РФ),
  • перерегистрировать и продлить регистрацию сотруднику на срок действия его трудового договора, но не более чем на 1 год (сделать это необходимо за 7 рабочих дней, пп.2 п. 2 ст. 20 Закона № 109 от 18.07.2006),
  • уведомить МВД о найме иностранного сотрудника за 3 рабочих дня.

Иностранец должен оформить себе ИНН и сообщить работодателю номер документа для оплаты НДФЛ.

Действия работодателя после оформления иностранца из ЕАЭС в штат

Даже после оформления работника в штат расслабляться не стоит. Во время трудовых отношений вы должны следить за сроками действия миграционных документов иностранного сотрудника.

Помните, что медицинский полис иностранца всегда должен быть действительным. ДМС продлевается после того, как истек срок, на который он был оформлен. Сумма страхового покрытия для мигранта должна быть не менее 100 000 рублей.

ОМС также необходимо продлевать ежегодно (Приказ Минздрава РФ от 27.10.2016 N 803н). Данный полис действует только до конца календарного года, поэтому с первого января 2018 года у мигрантов должен быть оформлен новый полис ОМС, который будет действовать до конца 2018 года и т.д.

Миграционный учет необходимо заново оформлять, если сотрудник выезжал из страны, находился на лечении в больнице или регистрировался в гостиницах и отелях (даже если они находятся в вашем городе).

Так как граждане ЕАЭС не оформляют патент на работу, процедура их трудоустройства мало отличается от оформления в штат российских граждан. Но все же нюансы присутствуют, и мы их подробно разобрали.

Трудоустройство иностранцев из ЕАЭС: инструкция

Статус иностранных работников

Условно всех иностранных работников, пребывающих в Россию в целях трудоустройства, можно разделить на две большие категории:

  • иностранные граждане и лица без гражданства, пребывающие в Россию в визовом и безвизовом порядке,
  • иностранные работники, пребывшие из стран-участников Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (применяется с 2015 года).

Первая категория соискателей при трудоустройстве, помимо общих документов, указанных в ст. 65 ТК РФ, должна предоставить работодателю:

  • разрешение на работу/патент;
  • разрешение на временное проживание (если иностранец находится в РФ временно);
  • вид на жительство (если иностранец проживает в РФ постоянно).

В отношении же второй категории иностранцев действует упрощенный порядок трудоустройства в РФ. В упрощенном порядке принимаются на работу граждане Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии. Собственно, их прием на работу мало чем отличается от трудоустройства граждан РФ. Но есть некоторые нюансы.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. В отношении иностранных работников, пребывших из стран-участников Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, действует упрощенный порядок трудоустройства в РФ.

2. В упрощенном порядке принимаются на работу граждане Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии.

3. Принимая на работу иностранца из ЕАЭС, работодателям нужно руководствоваться ст. 97 Договора о ЕАЭС, а также ст. 65, 327.1-327.3 ТК РФ. Кроме того, нужно учитывать отдельные нормы Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

4. Уведомление о трудоустройстве иностранного гражданина нужно направить в Главное управление по вопросам миграции МВД России в течение трех дней со дня заключения трудового договора (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

5. Уведомлять ИФНС о трудоустройстве иностранцев не требуется.

6. Работники из ЕАЭС должны быть поставлены на миграционный учет в течение 30 суток с даты въезда в РФ. Постановка на учет осуществляется в ГУВМ МВД России путем подачи уведомления по форме, утвержденной приказом ФМС России от 23.09.2010 № 287.

Как принять на работу иностранца из ЕАЭС

Принимая на работу таких сотрудников, работодателям нужно руководствоваться ст. 97 Договора о ЕАЭС, а также ст. 65, 327.1-327.3 ТК РФ. Кроме того, нужно учитывать отдельные нормы Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 97 Договора о ЕАЭС при трудоустройстве граждане из стран ЕАЭС не должны предоставлять, а работодатель не обязан с них требовать:

  • разрешение на работу/патент;
  • разрешение на временное проживание и вид на жительство.

Также работодатель не обязан:

  • получать в МВД разрешение на привлечение и использование иностранных работников;
  • оказывать иностранным работникам содействие в получении разрешения на работу;
  • соблюдать устанавливаемые Правительством РФ квоты на иностранную рабочую силу;
  • соблюдать все прочие ограничения, связанные с использованием иностранных работников.

Оформление трудовых отношений с иностранцами из ЕАЭС происходит в несколько этапов.

1. Получение с иностранного гражданина необходимого комплекта документов

В обязательный перечень документов входят:

  • Паспорт, который подтверждает, что соискатель является гражданином государства-участника договора о ЕАЭС.
  • Трудовая книжка. Этот документ должен быть российского или советского образца. Трудовые книжки стран ЕАЭС в России не применяются. Если у работника есть только национальная книжка, работодатель должен будет завести ему новую книжку российского образца.
  • Документ о среднем образовании. Никаких процедур признания документов об образовании проводить не нужно. При этом работодатель вправе запросить с иностранного сотрудника нотариально заверенный перевод документов об образовании на русский язык.
  • СНИЛС. Он нужен для расчета стажа и последующего получения пенсии. Если у иностранного сотрудника нет страхового свидетельства, его нужно будет получить в ПФР. Для этого не позднее 2 недель с момента трудоустройства в фонд нужно направить данные иностранца и заполненную анкету. СНИЛС выдается не позднее 3 недель с момента получения этих сведений.

2. Оформление трудовых отношений

На этой стадии происходит:

  • Составление и подписание трудового договора. Трудовой договор составляют по правилам ТК РФ. Время труда и отдыха должны соответствовать общепринятым в РФ, без учета тех, которые действуют в родной стране сотрудника. При этом зарплата такого иностранца не должна быть ниже федерального или регионального (если работодатель от него не отказался) МРОТ.
  • Издание руководством приказа о приеме на работу. Стандартная форма такого приказа установлена постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1. Постановление содержит две формы приказа. Если трудоустраивается один иностранец, нужно использовать форму Т-1, а если сразу несколько — Т-1а.
  • Заведение личной карточки сотрудника. Унифицированную форму карточки (форма Т-2) можно найти в приложении к постановлению Госкомстата от 05.01.2004 № 1.
  • Внесение записи в трудовую книжку и подтверждающей записи в журнал учета движения трудовых книжек.
  • Ознакомление нового сотрудника с локальными актами, в том числе, с внутренним трудовым распорядком, коллективным договором, штатным расписанием, должностной инструкцией, техникой безопасности и т.п.

3. Уведомление о трудоустройстве иностранного гражданина

Это уведомление нужно направить в Главное управление по вопросам миграции МВД России в течение трех дней со дня заключения трудового договора (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

Уведомление подается на каждого принятого на работу иностранца.

Уведомлять ИФНС о трудоустройстве иностранцев не требуется.

Обсуждение закрыто.