Требования к законодательству критерии качества законодательства

3. Требования к законодательству (критерии качества законодательства)

Чтобы быть реальным регулятором общественной жизни, законодательство обязано быть качественным. Что означает качественное законодательство? Время от времени качество законодательства отождествляют (что, думается, не совсем правильно) с качеством закона, так как законодательство состоит конкретно из законов, и если каждых из них станет качественным, то в сумме они и дадут необходимое качество законодательству в целом.

Обобщая представления ученых по этому вопросу, разрешено выделить три позиции. Во-первых, качество закона — это его дееспособность соответствовать социальным реалиям (экономическим, политическим и другим), т.е. акцент делается на содержании закона.

Во-вторых, качество закона имеет место быть, прежде всего, в том, как в нем формулируются потребности и запросы социальной действительности, т.е. основное в нем — юридическая форма. В том числе и если закон буквально передает запросы жизни, однако он «неудобоварим» сообразно форме, его действенности окажется под вопросом.

В-третьих, качество закона — это совокупность его параметров (касающихся как содержания, так и формы), дозволяющая существовать действенным регулятором общественных взаимоотношений. Наверное, данный полный подход надлежит взять за исходным и последующим образом определить качество законодательства.

Качество законодательства — это внутренние свойственная его форме и содержанию совокупность социальных и юридических свойств, обуславливающих пригодность законодательства удовлетворять конкретные потребности общества. Рассмотрим, каким требованиям должно отвечать законодательство, чтобы быть качественным.

Похожие главы из других работ:

3.2 Вина юридического лица по современному российскому законодательству. Практика применения законодательства в области привлечения к административной ответственности юридических лиц

Различные точки зрения на понятие вины юридического лица закреплены сразу в нескольких нормативно-правовых актах РФ: ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ: «Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения.

1.4 Правовые критерии качества медицинской услуги

В современных условиях особую значимость для правового регулирования медицинской деятельности представляют решение вопроса и установление в договоре оказания медицинских услуг требований о качестве.

Глава 2. Определение и критерии признания сделки недействительной по законодательству Республики Беларусь

2. Общие требования, предъявляемые к рекламе лекарственных средств по российскому законодательству

Согласно Этическим критериям ВОЗ (Ассамблея ВОЗ, 1986 г.; Резолюция 39/27), а так же Директивам ЕС 84/450/ЕС, «реклама лекарственных средств должна способствовать более рациональному их применению.

ГЛАВА 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ

2.1 Гражданско-правовая ответственность субъектов хозяйствования за нарушение законодательства в области качества продукции, работ, услуг

Гражданская ответственность регулируется нормами гражданского кодекса Республики Беларусь, и оговаривается в договорах на поставку товаров. Если недостатки товаров не были оговорены продавцом.

1.3 Сравнительный анализ полномочий Конституционного Суда РФ по законодательству 1991 г. и действующему законодательству

Если провести сравнительный анализ полномочий Конституционного Суда РФ по законодательству 1991 г. и его полномочий по Федеральному закону 1994 г. можно сделать вывод.

2. Понятие качества и безопасности товаров по ФЗ РФ «О защите прав потребителей». Значение срока службы товаров, гарантийных сроков и сроков годности для обеспечения качества и безопасности товара

Безопасность товара — безопасность товара для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации. Если для безопасности использования товара, его хранения.

2 Основные требования законодательства к содержанию внешнеторгового договора и к срокам проведения внешнеторговых операций

Согласно указу Президента Республики Беларусь «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» под внешнеторговым договором понимается договор между резидентом и нерезидентом Республики Беларусь.

1.2 Правовые критерии дифференциации в нормах гражданского законодательства ничтожных и оспоримых сделок

При рассмотрении института недействительности сделок следует отметить терминологическое несовершенство законодателя при делении недействительных сделок на ничтожные и оспоримые.

3. Общие требования уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующие проведение допросов

В соответствии со ст.187 УПК РФ допрос проводится по месту производства предварительного следствия. Следователь также вправе, если признает это необходимым, провести допрос в месте нахождения допрашиваемого.

Глава 2. Реализация прав сторон на изменение требования и предъявление встречного требования

1. Право на изменение основания или предмета иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований Ч. 1. ст. 39 ГПК РФ предусматривают право истца изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований. Ч. 1 ст.

— разработать предложения по применению стандарта Гост Р ИСО 9001.2000 «Системы менеджмента качества. требования» в деятельности Администрации Беловского района.

В структуре курсовой работы введение, две главы, заключение, список использованной литературы. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СТАНДАРТОВ ISO-9000 И ИХ РОЛЬ В ЭФФЕКТИВНОМ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ 1.1. Роль Стандарта ISO 9001.

ГЛАВА 2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СТАНДАРТА ГОСТ Р ИСО 9001.2000 «СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. ТРЕБОВАНИЯ» В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛОВСКОГО РАЙОНА

2.1 Об обеспечении соответствия устава муниципального образования город Салехард федеральному законодательству и законодательству Ямало-Ненецкого автономного округа

В целях обеспечения соответствия устава федеральному и региональному законодательству.

§ 3. Требования к законодательству (критерии качества законодательства)

Обобщив мнения ученых по данному вопросу, можно выделить три позиции1.

Во-первых, качество закона — это его способность соответствовать социальным реалиям (экономическим, политическим и иным), т. е. акцент делается на содержании закона2.

Во-вторых, качество закона проявляется прежде всего в том, как в нем формулируются потребности и требования социальной реальности, т. е. главное в нем — юридическая форма. Даже если закон точно транслирует требования жизни, но он «неудобоварим» по форме, его действенность окажется под вопросом3.

В-третьих, качество закона — это совокупность его свойств (касающихся как содержания, так и формы), позволяющая быть действенным регулятором общественных отношений4.

Пожалуй, этот комплексный подход следует взять за исходный и следующим образом определить качество законодательства.

Качество законодательства — это внутренне присущая его форме и содержанию совокупность социальных и юридических свойств, обусловливающих пригодность законодательства удовлетворять определенные потребности общества.

Рассмотрим, каким требованиям должно отвечать законодательство, чтобы быть качественным.

Отражение воли государства

Законодательство должно выражать волю правотворческого государственного органа, а через него и волю государства. Поскольку предполагается, что государственные органы должны действовать в интересах и во благо народа, то и в законодательстве должна находить отражение воля народа. Таковы теоретические постулаты, которые на практике далеко не всегда находят применение. Тем не менее закон считается качественным, если соответствует 1

См.: СырыхЕ. В. Критерии качества закона//Законодательная техника: науч. -практ. пособие / под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2000. С. 42—58. 2

См., например: Прозоров В. Ф. Качество и эффективность хозяйственного законодательства в условиях рынка. М., 1991. 3

См., например: Игнатенко В. В. Правовое качество законов об административных правонарушениях. Иркутск, 1998. 4

См.: СырыхЕ. В. Критерии качества закона. С. 44. реальным общественным отношениям. Закон может соответствовать самому высокому уровню законодательной техники, тем не менее вызывать отрицательный эффект, если грубо нарушает социальную справедливость и не отвечает экономическим, политическим и иным интересам и потребностям общества.

Например, в начале 2006 г. жители многих российских городов вышли на улицы, протестуя против резкого удорожания коммунальных услуг. Их можно понять. Коммунальные тарифы возросли на 30%, а прибавки к пенсиям, пособиям и заработной плате бюджетников не произошло.

Стремление к минимальному количеству нормативных актов

У подавляющего большинства населения возникают проблемы с получением информации о законодательстве: в большом их массиве немудрено запутаться. И даже при должной информированности далеко не все способны увязать правовые нормы между собой, определить их иерархию и т. п., что зачастую приводит к нежеланию действовать в соответствии с законодательством.

Именно такое положение существует в области налогового права, которое продолжает оставаться массивным, сложным и запутанным. Налогоплательщики (особенно мелкие предпринимательские организации) жалуются: чтобы разобраться с налоговым законодательством и правильно посчитать свои налоги, им приходится приглашать юристов за немалую плату. Эго часто обходится гораздо дороже, чем уплата штрафов за сокрытие налогов.

В правотворчестве надо исходить из принципа регулирования с помощью законодательства лишь тех вопросов, которые граждане и организации не могут решить самостоятельно и которые затрагивают их общие интересы. Неоправданное правовое регулирование общественной жизни не только ведет к ограничению свободы личности, но и вызывает инфляцию законодательства, способную вообще парализовать право как социальный регулятор. Особенно это касается внешней правовой избыточности, т. е. когда одни и те же вопросы регулируются большим количеством нормативных ак-

Смотрите так же:  370 приказ вв мвд

Однако есть еще одна проблема — внутренняя правовая избыточность. Речь идет о повторении информации в самом нормативном акте, не несущей дополнительную нагрузку, которую можно удалить либо преобразовать без изменения смысла норматив- ного акта. Такая избыточность загромождает нормативные акты и затрудняет восприятие их смысла. Ярким примером в этом отношении является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на референдум в Российской Федерации».

Стабильность отнюдь не означает неизменности законодательства, которая может сделать его косным, не соответствующим реальности.

Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» повлек изменение более 100 нормативных актов. Он был издан в период подготовки очередных: выборов главы государства. В этот период обостряются ожидания народа, что влияет на результаты выборов. Стремясь их предвосхитить, Президент провел административную реформу. Однако не прошло и месяца, как в данный Указ уже было внесено изменение. В последующем изменения приобрели регулярный характер. Все это говорит о том, что принятие нормативных актов по конъюнктурным соображениям дорого обходится обществу и крайне негативно сказывается на стабильности законодательства.

Если правовая реформа не успевает за развитием общественных отношений, она превращается в тормоз. Задачей законодателя является определение хотя бы ближайших перспектив в развитии общества и выработка нормативных актов наперед. Сиюминутное правовое регулирование, практика «латания дыр» не повышают качества законодательства.

Исторически негативным уроком в этом отношении является положение дел с принятием Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ). В начале 1990-х гг. общество стало переходить к рыночным отношениям. Земля же как один из главных атрибутов рыночной экономики была передана в гражданский оборот только 10 лет спустя, да и то с определенными ограничениями.

Сколько возможностей в обществе не было реализовано.

Законодательство должно состоять из законов, которые достаточно полно регулируют тот или иной фрагмент общественной жизни. Требование полноты предполагает, что нормативный акт содержит «прорисовку» всех элементов правоотношений, которые возникнут на его основе: объекты, субъекты, их права и обязанности, санкции на случай нарушения прав участников правоотношения.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выгодно отличается от своего предшественника. Однако законодателю и в нем не удалось с исчерпывающей полнотой урегулировать вопросы, связанные с защитой окружающей среды. Так, в нынешнем Законе предусмотрена гражданская ответственность и причинение вреда природе, тогда как административная ответственность по-прежнему регулируется КоАП РФ. При этом законодатель не учел давно наметившуюся тенденцию переноса правонарушений из названного Кодекса в специальные законы, каковым и является Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

Законодательство должно быть конкретным, т. е. содержать чётко выраженные правила поведения, способные однозначно регулировать определенную сферу общественных отношений. Преобладание в них призывов, декларативных норм сказывается на практике их реализации, существенно снижает эффективность законодательства и приводит к серьезным негативным последствиям.

Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры» из-за неконкретности своего содержания дает возможность его обойти. Необходимость его конкретизации многочисленными подзаконными актами порождает засилье ведомственных инструкций, в которых Закон может, как это бывало неоднократно, «потонуть».

Однако степень конкретизации имеет определенный предел. Нормативный акт не в состоянии предусмотреть многообразие жизненных обстоятельств. Для того чтобы законодательство не страдало мелочной регламентацией и постоянно не корректировалось, необходимо сохранять разумную обобщенность его содержания. Большое значение в деле повышения качества законодательства имеет процесс его демократизации. Способствовать этому может проведение следующих мероприятий: 1)

свободные выборы, когда роль административного ресурса сведена к минимуму; 2)

развитие партийной системы и реальное, а не номинальное участие партий в предвыборной борьбе; 3)

более широкое использование референдумов; 4)

широкое обсуждение законопроектов в СМИ; 5)

проведение опросов общественного мнения относительно законопроектов и его реальный учет в законотворчестве; 6)

Необходимо постоянно повышать качество законодательства. Прекращение работы в этой области (даже на самый непродолжительный срок) может стоить обществу очень дорого.

Критерии качества законодательства

Понятие эффективности и качества правовых актов

Соблюдение требований ЮТ- обязательная предпосылка высокого

качества НПА и иных актов, их полноты и непротиворечивости.

Эффективность и качество правовых актов это:

1)обеспечения однозначного и адекватного грамматического

толкования вновь создаваемого правового акта в целом.

2) обеспечение ясности и доступности языка акта

3)достижение его логической непротиворечивости как во

внутренней структуре, так и в связи с другими актами

4) предотвращение пробелов и коллизий

5)точность и определенность применяемой юр формы:

формулировок, выражений, отдельных терминов

Для того, чтобы принимаемый акт в максимальной степени

отражал потребностям жизни общества и был эффективен,

весьма важно заранее разрешить круг проблем, касающихся его характера, формы, внутренней структуры, места и роли в

системе других НПА. Важно также определить круг факторов,

способствующих и, наоборот, препятствующих подготовке и

принятию того или иного НПА (правообразующие факторы-

экономические, политические, социальные, идеологические и

В современной России не всегда качество принимаемых решений

как нормативного, так и индивидуального хар-ра согласуется

с требованиями ЮТ. Низкая культура ПА проявляется в обилии

двусмысленных, неясных формулировок, понятий, терминов,

неоправданно большом кол-ве оценочных понятий в обозначении

одних и тех же явлений различными терминами. Излишняя

усложненность текста акта связана в стремлении изложить все

необходимые условия и правила в одной фразе. Имеются случаи

несоблюдения обязательного требования отмены устаревших

актов, внесения изменений и дополнений в действующие в

связи с принятием нового предписания.

Качество законов является необходимым условием признания норм права как общеобязательных и действующих правил поведения. Здесь важны не только отдельные оценки действующих и потенциальных законов по определенным критериям, но и теоретические исследования общего характера, позволяющие сформировать более целостное представление о качестве и потенциальной эффективности законов с тем, чтобы в текущей законодательной работе не упустить ни один из аспектов, не допустить возможный просчет.

Принятие Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации качественных законов, которые могут реально и эффективно влиять практически на все сферы жизнедеятельности, в значительной мере зависит от технологии составления законопроектов, последовательного использования апробированных практикой правил законодательной техники и социальной потребности в их принятии. Высокий уровень юридико-технического оформления законопроектов, ясность и четкость их изложения должны стать эффективным средством подготовки наиболее совершенных и целесообразных по форме и структуре законопроектов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, легкую обозримость нормативного материала, доступность его для восприятия, исчерпывающий охват регулируемых вопросов, непротиворечивость системы законодательства.

Поскольку законотворческий процесс начинается с законодательной инициативы и подготовки законопроекта, то качество будущего закона в большей мере зависит именно от первых стадий законотворческого процесса. И именно на первых ступенях разработки законопроектов необходимо подключение общественных экспертов, чтобы закон действительно был эффективен; соответствовал росту гражданского участия в публично-правовых делах, духу времени и потребностям общества, а не узкому кругу заинтересованных лиц; не противоречил ранее принятому законодательству и международным документам, ратифицированным Россией; чтобы были обоснованы цели его создания, в том числе содержащие мотивировку правовой новации.

Практически законотворческие институты на стадии законоподготовительных работ не получают из официальных источников достоверной информации о недостатках правового регулирования в той или иной сфере, об анализе состояния действующего законодательства (федерального и субъектов Федерации), о социальной необходимости, что неблагоприятно сказывается на разработке, подготовке и принятии законодательного акта или иного государственно-важного решения. В связи с этим, вполне обоснованной видится идея «проведения мониторинга эффективности введенного правового регулирования, по результатам которого регулярно (например, ежегодно) должны готовиться соответствующие аналитические обзоры»1. На наш взгляд, подобного рода информация облегчит труд законодателей, а поручить данный вид работы можно центрам мониторинга права или общественным палатам, которые могли бы поручать эту работу общественным объединениям и организациям на конкурсной основе.

Для этого необходимы критерии оценки проекта или закона. Поэтому часто возникают разногласия и коллизии, так как не существует единых критериев оценки нормативных актов. В качестве систематического, комплексного показателя действия правовых норм можно рассмотреть их оптимальность, составляющими понятия которой являются эффективность, полезность, экономичность и социальная ценность норм. Под эффективностью правовых норм может выступать соотношение цели и результата, при этом в ней целесообразно выделить два уровня: юридическая эффективность (соответствие поведения адресатов нормы предписаниям) и социальная (степень достижения социальной цели, находящейся вне непосредственной сферы правового регулирования). При этом, полезность (выгодность) норм оценивается как соотношение намеченных и побочных результатов их действия, экономичность — как соотношение ценности полученного результата и величины произведенных затрат. Социальная ценность определяется как «общая демократическая, гуманистическая направленность».

Смотрите так же:  Советский мировой суд судебный участок 6

Разработка системы критериев качества законодательных решений для регламентации проведения общественной экспертизы становится основой для возможности вовлечения широких кругов российской общественности в реализацию государственной политики РФ, учета органами государственной власти и местного самоуправления общественных инициатив и интересов граждан, а также создания механизма общественного контроля над деятельностью органов публичной власти.

Рассмотрению и принятию любого вида законов, по нашему мнению, должна предшествовать стадия общественной экспертной оценки законопроекта с точки зрения согласованности его со стратегическими и тактическими задачами правового регулирования общественных отношений. Слабость законодательного регулирования объясняется в немалой степени утратой четкого представления о его зависимости от реального состояния и тенденций социально-экономического развития, отсутствия связи с реальными общественными процессами. Данную процедуру целесообразно установить законодательно.

Качество закона. Критерии качества закона

Чтобы быть действенным регулятором общественной жизни, законодательство должно быть качественным. Что значит качественное законодательство? Иногда качество законодательства отождествляют (что, думается, не совсем правильно) с качеством закона, так как законодательство состоит именно из законов, и если каждый из них будет качественным, то в сумме они и придадут нужное качество законодательству в целом.

Обобщив мнения ученых по данному вопросу, можно выделить три позиции.

Во-первых, качество закона — это его способность соответствовать социальным реалиям (экономическим, политическим и иным), т. е. акцент делается на содержании закона.

Во-вторых, качество закона проявляется, прежде всего, в том, как в нем формулируются потребности и требования социальной реальности, т. е. главное в нем — юридическая форма. Даже если закон точно транслирует требования жизни, но он «неудобоварим» по форме, его действенность окажется под вопросом3.

В-третьих, качество закона — это совокупность его свойств (касающихся как содержания, так и формы), позволяющая быть действенным регулятором общественных отношений.

Пожалуй, этот комплексный подход следует взять за исходный и следующим образом определить качество законодательства.

Качество законодательства — это внутренне присущая его форме и содержанию совокупность социальных и юридических свойств, обусловливающих пригодность законодательства удовлетворять определенные потребности общества.

Рассмотрим, каким требованиям должно отвечать законодательство, чтобы быть качественным.

Вопрос№2. Понятие и критерии качества законодательства. Понятие законодательной техники.

В юридической литературе и в обыденной жизни широко распространен термин законодательство. Он понимается по-разному.

В соответствии с первой точкой зрения законодательство — это совокупность законов.

Согласно второй точке зрения это совокупность нормативных актов, издаваемых федеральными органами власти.

Сторонники третьей точки зрения считают, что законодательство — это совокупность всех действующих нормативных актов в стране (как федеральных, так и региональных). Эта позиция стала завоевывать все больше сторонников в связи с тем, что массив и значимость законодательства субъектов РФ все более возрастают. В принципе, научно стерильным является именно такое понимание законодательства.

В настоящее время наиболее предпочтительным представляется второй подход. В его пользу можно привести следующие аргументы:

— ограничение законодательства только законами не соответствует действительной роли Президента РФ, Правительства РФ и министерств;

— узкое понимание законодательства противоречит сложившейся юридической практике, когда почти любой закон после его принятия буквально обрастает нормативными актами меньшей юридической силы, обеспечивающих его детализацию и реализацию;

—включение в понятие законодательства всех нормативных актов, издаваемых в стране, создает опасность нивелировки подзаконных федеральных актов по сравнению с региональными;

—существуют большие проблемы с доступностью всех региональных актов и получением о них информации, что ставит под вопрос получение полной информации о российском законодательстве.

Именно с законодательной техники начались исследования проблемы юридической техники, что не случайно. Издержки, возникающие в результате недостаточно продуманных и плохо сформулированных нормативных актов, бывают настолько велики, что не идут ни в какое сравнение с вредом, причиненным нарушением правил юридической техники при принятии индивидуальных актов.

Первооткрывателями в исследовании этой проблематики были западноевропейские ученые. Целенаправленное формирование законодательства характерно для европейской правовой традиции. В Великобритании и США применяются прежде всего прецеденты, а не законы. По этой причине законодательная техника в названных странах не привлекала внимания ученых.

Основателем учения о законодательной технике является Р. Иеринг. В своей книге он сформулировал множество правил относительно того, как писать законы. Эти правила он подразделил на следующие две части:

1) правила количественного упрощения законов;

2) правила качественного упрощения законов.

Французский ученый Ф. Жени выделяет две стадии законотворчества:

1) поиск решения правового регулирования по существу;

2) техническое построение законов.

Последняя стадия, по его мнению, и относится к законодательной технике.

С этим категорически не согласен С. Дабэн. Содержание законодательной техники он делит на следующие две части:

1) материальная законодательная техника (используемая для подготовки законодательных решений по существу);

2) формальная законодательная техника (обеспечивающая практическое воплощение решения в законах).

Другой ученый, А. С. Анджелеску, обратил внимание на то, что в законотворчестве большое значение имеет процедура принятия законов. По его мнению, есть особые правила, которые надо неукоснительно соблюдать, если есть желание получить качественный продукт. В соответствии с этим он выделил:

— внешнюю законодательную технику (законодательную процедуру);

— внутреннюю законодательную технику (приемы собственно законодательной техники).

Предложения Анджелеску, без сомнения, продвинули науку законодательной техники на шаг вперед.

Р. Лукач предлагает законодательную технику разделить:

— на общую (относящуюся ко всем правовым семьям);

— специальную (относящуюся к типам и отраслям права).

Однако это предложение слишком смелое. Дело в том, что относительная общность пока может быть установлена между континентальной семьей права и англосаксонской. Мусульманское и обычное право содержат слишком мало общих черт с вышеназванными семьями права. Поэтому задача по созданию общей законодательной техники, которая относилась бы ко всем правовым семьям, на сегодняшний день невыполнима.

Чтобы быть действенным регулятором общественной жизни, законодательство должно быть качественным. Что значит качественное законодательство?

Обобщив мнения ученых по данному вопросу, можно выделить три позиции.

Во-первых, качество закона — это его способность соответствовать социальным реалиям , т. е. акцент делается на содержании закона.

Во-вторых, качество закона проявляется прежде всего в том, как в нем формулируются потребности и требования социальной реальности, т. е. главное в нем — юридическая форма.

В-третьих, качество закона — это совокупность его свойств (касающихся как содержания, так и формы), позволяющая быть действенным регулятором общественных отношений.

Качество законодательства — это внутренне присущая его форме и содержанию совокупность социальных и юридических свойств,

Дата добавления: 2015-10-13 ; просмотров: 1484 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Основные требования, предъявляемые к качеству законов

Проблема качества законов, т.е. наличия в них определенных признаков и свойств, необходимых для эффективного урегулирования общественных отношений, традиционно привлекала внимание философов и юристов. В разные эпохи обращалось внимание на различные содержательные и юридико-технические аспекты подготовки законов. Отдельные требования, предъявляемые к форме и содержанию законодательных актов, изменялись с течением времени, однако достаточно четко прослеживалась и определенная преемственность в подходах.

В XVIII в. французский просветитель Ш. Монтескье в своем труде «О духе законов» сформулировал следующие правила, которые необходимо учитывать разработчикам законов:

  • • слог законов должен быть сжатым и простым; прямые выражения всегда доступнее пониманию, чем изысканные;
  • • слова закона должны пониматься единообразно различными людьми;
  • • не следует возвращаться к неясным выражениям, если в законе точно определены известные понятия;
  • • законы не должны вдаваться в тонкости; они предназначены для людей посредственных и содержат в себе здравые понятия простого отца семейства, а не искусство логики;
  • • лучше обходиться без исключений, ограничений и видоизменений, если закон не нуждается в них;
  • • не следует делать изменений в законе без достаточного основания;
  • • презумпция закона лучше презумпции человека: если презумпцию формирует судья, приговор становится произвольным; если же презумпция устанавливается законом, то судья получает постоянное правило;
  • • закон должен оказывать свое действие, не следует допускать изменения закона под каким-либо особым условием; бесполезные законы ослабляют действие законов необходимых, законы, от исполнения которых можно уклониться, ослабляют действие законодательства в целом;
  • • законам должна быть присуща известная чистота; предназначенные для наказания людской злобы, они должны обладать совершенной непорочностью [1] .

В начале XX в. российский цивилист Е. В. Васьковский, формулируя собственные требования в данной сфере, обращал внимание на то, что для признания закона совершенным необходимо, чтобы он был справедлив, так как верховной идеальной целью законодательства является осуществление справедливости; наряду с этим он должен быть целесообразен: проводя принципы справедливости, законодатель обязан избирать такие меры, которые наиболее соответствуют условиям жизни и ведут к наилучшим практическим результатам; наконец, закон не должен подвергать граждан излишним стеснениям и строгости [2] .

Смотрите так же:  Экспертиза нами норма часов

Совершенство закона выражается не в том, что он словесно и юридически повторяет и без закона правильно текущую жизнь, но в разрешении жизненных запутанностей; в облегчении жизни, в умиротворении жизни; в очищении жизни там, где она загрязняется, ожесточается, становится непосильно трудна для человека и толкает его в обман или преступление.

русский философ и литератор

В советской доктрине законотворчества также выдвигались определенные формально-юридические требования к тексту закона: полнота и достаточность нормативного регулирования определенного вопроса; недопустимость чересчур абстрактных формулировок и чрезмерно казуистических предписаний; единство предмета регулирования; логическая последовательность изложения и отсутствие противоречий; краткость и компактность изложения нормативного материала; ясность, простота и доступность языка; точность и определенность формулировок, выражений и терминов; единообразие и последовательность в использовании технических приемов правотворчества [3] .

Известный американский философ права Л. Фуллер обосновал формальные требования к законодательным нормам, в соответствии с которыми они должны:

  • • носить общий (всеобщий) характер;
  • • быть обнародованы;
  • • не иметь обратной силы (за исключением особых случаев);
  • • быть ясно сформулированы (понятны адресату);
  • • не противоречить друг другу;
  • • быть объективно выполнимыми (не предписывать невозможного);
  • • быть стабильными (не подвергаться слишком частым и необоснованным изменениям);
  • • быть реально действующими, т.е. правоприменительная практика (официальные действия властей) должна соответствовать официально принятым и обнародованным правовым нормам [4] .

В современных условиях специалисты в области законодательной техники из разных стран активно сотрудничают между собой, в том числе в рамках общественных объединений. Одним из таких объединений является Европейская ассоциация законотворчества. Данная организация, целью которой является улучшение качества законодательства, содействует обмену опытом между представителями правоприменительных и научных структур, обучению тех, кто занимается подготовкой законов. Председатель Европейской ассоциации законотворчества Л. Мадер на основании опыта своей организации выделил некоторые критерии качественного законодательства. По его мнению, «хорошее законодательство»:

  • • является легитимным, т.е. соответствует принципам и предписаниям международного права и конституции страны;
  • • формируется в рамках юридически безупречной процедуры, отвечающей определенным демократическим требованиям;
  • • учитывает общественные потребности и ожидания, внося свой вклад в реализацию поставленных целей (адекватность проблемы, эффективность), не страдает внутренними противоречиями и пробелами (внутренняя согласованность);
  • • отвечает формальным требованиям качества: обладает логично выстроенной структурой, предполагает наличие понятных формулировок, отсутствие внутренних противоречий, повторов и устаревших положений, является общедоступным для ознакомления без каких-либо серьезных затрат;
  • • является экономным и ограничивается необходимым, а также демонстрирует определенную стабильность [5] .

Разработчику законопроекта целесообразно ознакомиться с существующими доктринальными наработками, касающимися качества законов, и определить для себя те приоритеты, на которые он будет ориентироваться в процессе своей деятельности.

После вступления России в Совет Европы в 1996 г. в нашей стране стало уделяться больше внимания соблюдению тех принципов, которые выработаны в европейском праве. В частности, европейские специалисты в сфере разработки законов акцентируют внимание на том, чтобы формулировки правовых предписаний законопроекта обеспечивали соблюдение принципа правовой определенности, предполагающего стабильность правового регулирования и существующих правоотношений. В соответствии с этим принципом закон трактуется Европейским Судом по правам человека как качественный, если он доступен для заинтересованных лиц, точно и конкретно сформулирован и не противоречит принципу верховенства права [6] .

Соблюдение требования доступности закона означает, что закон официально опубликован и те лица, на которых распространяется его действие, могут четко сориентироваться, какие правовые предписания применимы в конкретном случае. Нормы закона должны быть сформулированы так, чтобы заинтересованные лица могли сообразовывать с ними свое поведение. В законе должно быть также четко установлено, с какого момента утрачивают силу прежние правовые предписания и вводятся в действие новые правила. Кроме того, в законе должны быть определены пределы и способы осуществления любых дискреционных полномочий, предоставляемых государственным органам, а также необходимые средства юридической защиты частных лиц от возможного произвола.

Одним из принципиальных требований к разработке качественного закона является уважение авторами законопроекта легитимных интересов тех, на кого данный закон будет распространяться в случае принятия. Поэтому при осуществлении серьезных законодательных реформ во многих случаях предусматривается переходный или адаптационный период, в течение которого заинтересованные лица смогут приспособиться к новым обстоятельствам, если закон негативно влияет на их положение. Такая ситуация возможна, например, тогда, когда закон увеличивает пенсионный возраст или уменьшает размер социальных выплат.

Принцип правовой определенности нашел отражение и в практике Конституционного Суда РФ. В своих решениях судьи неоднократно подчеркивали, что из конституционных принципов правового государства, равенства и справедливости вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования. Как указывал Конституционный Суд РФ в своих решениях, неопределенность содержания правовой нормы не может обеспечивать ее единообразное понимание, создает возможность злоупотребления исполнительной властью своими полномочиями, порождает противоречивую правоприменительную практику, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод, может привести к произволу и, следовательно, к нарушению принципа равенства, а также верховенства закона. По мнению судей, само по себе нарушение требования определенности правовой нормы, влекущее ее произвольное толкование, является достаточным для признания такой нормы не соответствующей Конституции РФ [7] .

В российской практике предпринимались попытки выявления и закрепления универсальных критериев качества не только законов, но и иных нормативных правовых актов на законодательном уровне. Как правило, такие положения закреплялись в региональном законодательстве. Так, в Законе Республики Карелия от 24 мая 2000 г. № 410-ЗРК «О нормативных правовых актах Республики Карелия» (в ред. Закона Республики Карелия от 10 мая 2011 г. № 1485-ЗРК) к критериям качества нормативных актов были отнесены следующие:

  • • принятие акта уполномоченным на то органом в пределах его компетенции;
  • • принятие акта в порядке и форме, установленных законом;
  • • соответствие содержания акта потребностям социально-экономического и политического развития общества;
  • • обеспеченность реализации предписаний акта;
  • • согласованность акта с другими нормативными правовыми актами;
  • • согласованность правовых норм одного и того же нормативного акта между собой;
  • • соответствие акта установленным правилам нормотворческой техники (ст. 7).

Многие проблемы, вытекающие из качества законов, порождают вопросы, связанные с их эффективностью и возможностью применения. К сожалению, разработчики закона не всегда в должной мере просчитывают политические, правовые, экономические и социальные последствия принятия соответствующего акта. Поэтому задача любого разработчика закона — оптимально «вписать» его в существующую правовую систему, свести к минимуму двусмысленность и неоднозначность формулировок, устранить внутренние противоречия и пробелы, которые могут породить проблемы и сложности в процессе его применения.

  • [1] См.: Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 651—654.
  • [2] См.: Васьковский Е. В. Руководство по толкованию и применению законов: практич. пособие. М., 1997. С. 84.
  • [3] См.: Пиголкин А. С. Подготовка проектов нормативных актов. М., 1968. С. 24— 28; Научные основы советского правотворчества. М., 1981. С. 265— 266.
  • [4] См.: Фуллер Л. Л. Мораль права. М., 2007. С. 47—117.
  • [5] См.: Мадер Л. Европейский опыт в области оценки законов — от нормативного идеализма к законодательству, опирающемуся на очевидные обстоятельства // Приоритетные национальные проекты и задачи совершенствования российского законодательства. Материалы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 30 марта 2007 г.) / под ред. С. В. Кабышева, Г. В. Минха, О. В. Афанасьевой. М., 2007. С. 134—136.
  • [6] См. подробнее: Стандарты Совета Европы в области прав человека применительно к положениям Конституции Российской Федерации. Избранные права. М., 2002. С. 88—99.
  • [7] См.: Постановления Конституционного Суда РФ: от 25 апреля 1995 г. № 3-П по делу о проверке конституционности части первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л. Н. Ситаловой; от 5 июля 2001 г. № 11-П по делу о проверке конституционности постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 г. № 492-Ш ГД «О внесении изменения в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации “Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов”» в связи с запросом Советского районного суда города Челябинска и жалобами ряда граждан; от 6 апреля 2004 г. № 7-П по делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2001 года № 538 «О деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов» в связи с жалобой международной общественной организации «Ассоциация морских лоцманов России» и автономной некоммерческой организации «Общество морских лоцманов Санкт-Петербурга».

Обсуждение закрыто.