Требования к отбору картин

Типы, серии картин. Основные требования, выдвигаемые методикой к картине и работе с ней

Подбирая сюжетные картинки для рассказывания, необходимо учитывать, чтобы их содержание было доступно детям, связано с жизнью детского сада, с окружающей действительностью.

Для коллективных рассказов выбираются картины с достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколько сценок в рамках одного сюжета. В сериях, изданных для детских садов, к таким картинам относятся «Зимние развлечения», «Летом в парке» и др.

При обучении рассказыванию используется разнообразный изобразительный материал. Так, на занятиях находят применение картины, представленные сериями, — с изображением продолжающегося действия. Широко используются картины из серий «Мы играем» (автор Е. Батурина), «Наша Таня» (автор О. И. Соловьева) «Картины для развития речи и расширения представлений детей второго и третьего года жизни» (авторы Е. И. Радина и В. А. Езикеева) и др.

Дети, опираясь на последовательно демонстрируемые картины, учатся строить логически законченные части рассказа, из которых в итоге складывается целостное повествование. Для упражнений также используется раздаточный материал, например предметные картинки, которые получает на занятии каждый ребенок.

Для большей систематизации знаний и представлений рекомендуется группировать картинки по объектам изображения, например: дикие и домашние животные, овощи, фрукты, ягоды, посуда, мебель, одежда и т. п.

Общие требования к организации работы с картиной:

1. Работы по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Занятия по картине имеют важное значение в системе обучения рассказыванию.

В детском саду проводятся два вида таких занятий: рассматривание картин с беседой о них и составление детьми рассказов на материале картин.

На первых дошкольники овладевают преимущественно диалогической речью: учатся выслушивать вопросы педагога, отвечать на них, спрашивают; вторые способствуют развитию монологической речи: дети приобретают навыки составления рассказа, в котором все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены.

В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» занятия по рассматриванию картин проводятся во всех возрастных группах. Но если дети младшего и среднего возраста учатся описывать картины, опираясь на вопросы педагога, то в старшей и подготовительной к школе группах основное внимание уделяется самостоятельному рассказыванию.

Ребенок дошкольного возраста любит рассматривать картины и рассказывает о них живо и заинтересованно. Велико его желание поделиться своими впечатлениями с окружающими о том, что он видит.

Рассматривая картину, маленький ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком».

Таким образом, рассматривание картины побуждает ребенка к речевой активности, обусловливает тему и содержание рассказов, их нравственную направленность.

Степень связности, точности, полноты рассказов во многом зависит от того, насколько правильно ребенок воспринял, осмыслил и пережил изображенное, насколько ясными и эмоционально значимыми стали для него сюжет и образы картины.

Передавая в рассказе изображенное на картине, ребенок с помощью воспитателя учится соотносить слово со зрительно воспринимаемым материалом. Он начинает сосредоточивать внимание на отборе слов, на практике усваивает, как важно точное слово-обозначение и т. п.

В обучении детей рассказыванию по картине принято выделять несколько этапов. В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы воспитателя.

В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно.

Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью педагога составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.

Представление понятия «мышление» в научных психолого-педагогических теориях
Понимание и описание феномена мышления в психологии неоднозначно и многократно. Существует несколько подходов к рассмотрению мышления. Рассмотрим некоторых из них. Психология мышления стала разрабатываться лишь в ХХ в. Господствовавшая до этого времени ассоциативная психология исходила из того поло .

Успешный опыт реализации схем взаимодействия инновационных компаний и вузов в развивающихся странах
В 2003 г. на XVI съезде Коммунистической партии Китая была утверждена программа социально-экономического развития страны до 2020 г., нацеленная на создание базы, обеспечивающей к 2050 г. коренную модернизацию экономики Китая, превращение его в богатое, демократическое и цивилизованное государство. .

Сущность понятий «практическая деятельность», «прием» и «практический метод обучения»
Методы обучения — способы совместной деятельности учителя и учащегося, направленные на решение задач обучения. Существует ряд классификаций. Наиболее ранняя — деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа). И методы работы учащегося (упражнение, самостоятельная рабо .

Требования к отбору произведений живописи для организации совместной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

В процессе приобщения дошкольников к живописи немаловажную роль играют знания и личность педагога. От его знаний умений, эмоциональной отзывчивости на произведения искусства во многом зависит интерес детей к живописи, их вхождение в мир искусства, понимание его сути.

Педагог должен уметь подобрать произведение в соответствии с уровнем развития и подготовкой детей.

Перед тем как воспитатель познакомит детей с произведением живописи, он сам должен изучить его, определить, о чем картина, установить связь между содержанием и средствами выразительности, цветом и композицией, построением и настроением картины, решает, что в произведении звучит наиболее ярко, какова роль пейзажа.

После подбора картины, воспитатель определяет, каким приемом лучше всего, доступнее, интереснее познакомить детей с произведением, предусмотреть возможные варианты вопросов детей, подготовиться к ним.

Воспитатель должен – научить детей видеть главное в картине. Умение видеть главное – это значит понять смысл картины то, что художник хотел передать зрителю: его мысли, чувства, переживания. Художественные образы в картинах должны волновать детей, вызывать чувства симпатии, радости, огорчения, определенное отношение к изображенному.

Искусство развивает у детей умение видеть, понимать красоту природы, оценивать явления действительности, стремиться, не только познать, но и изменять ее, делать жизнь более интересной, содержательной и красивой. Степень воздействия искусства на ребенка во многом зависит от методики, применяемой воспитателями. Поэтому необходимо с чувством большой ответственности отнестись к выбору художественных произведений и продумывать методику ознакомления с ними. Чтобы воспринимаемый предмет искусства доставлял эстетическое переживание, радость, удовольствие. При подборе произведений живописи необходимо руководствоваться следующими требованиями.

Требования к картине для детей:

Картина должна быть высокохудожественной;

Картина должна правдиво, реалистично отображать действительность;

Картина должна быть доступной пониманию ребенка;

Рисунок должен быть отчетливым, с передачей ярко выраженных признаков предмета;

Картина должна быть доступна по средствам выражения;

Художественная картина должна передавать жизнь ярко, выпукло, в ней должно быть выделено самое типичное, основное;

Содержание произведения, которое смотрят дети, должно быть им доступно и знакомо по опыту, иначе картина не будет воспринята достаточно полно и эмоционально и не даст нужного эстетического эффекта.

Здесь названы лишь основные требования к отбору произведений искусства, которые можно использовать в работе с дошкольниками. Понятно, что педагог, приобщая ребят к пейзажной живописи, учитывает возрастные, психологические и индивидуальные особенности и уровень их интеллектуального, эмоционального, эстетического развития, возможности оснащения педагогического процесса наглядными пособиями и, наконец, особенности функционирования ДОУ, его месторасположение (город, село), где растет и развивается ребенок.

Проявляя творчество, воспитатель будет совершенствовать методику отбора произведений искусства, с помощью которых он сможет приоткрыть ребенку дверь в мир художественного видения.

Начиная со старшей группы, в работе с детьми для ознакомления с жанрами изобразительного искусства применяются разнообразные формы и методы работы. Благодаря этим формам и методам дети старшей группы не только знакомятся с разными видами искусства, они начинают иначе воспринимать образ в картине, скульптуре, графике.

Более подробно о учебе:

Описание компетенции ПКНО-2
Федеральный образовательный стандарт предусматривает, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в образовательной деятельности на начальной ступени о .

Классификация отклоняющегося поведения несовершеннолетних
В современной научной литературе раскрываются различные аспекты такого весьма сложного социального явления, как отклоняющееся поведение несовершеннолетних. Существует це .

Развернутые сценарии уроков технологии
Урок № 1-2 Раздел программы: Художественная обработка древесины Тема: Древесина и ее свойства. Измерительные инструменты резчика по дереву. Инструменты для резьбы. Подго .

Дефекты семейного воспитания

C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру — к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир.

Задачи, формы, этапы ознакомления детей дошкольного возраста с живописью

«В период детства мышления мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира…
Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества»

Основные функции изобразительного искусства

Познавательная функция искусства. При детальном рассматривании картины, анализе изображённого на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребёнок на полотне, но и уметь объяснить. почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного.Детей подводят к осознанию замысла художника (о чём написана картина), к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами. На занятиях по изобразительному искусству широко используют средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей, вводя их в активный и пассивный словарь детей. На занятиях оперируют изобразительными терминами, не вводя их в активный словарь детей: динамика, колорит, пространство, симметрия.

Воспитательная функция искусства. Искусство способствует воспитанию различных чувств. При ознакомлении детей с жанровой живописью у них активизируется интерес к общественной жизни, видам деятельности человека, к ценностям, художественному творчеству. У детей формируется нравственнее сознание.

Эстетическая функция. Это учить детей видеть красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явление с реальной действительностью

К каким произведениям живописи дети проявляют большой интерес и почему?

Опыт показывает: из различных жанров они отдают предпочтение бытовому и натюрморту – они созвучны опыту детей.
Вначале дети объясняют своё отношение к картине лишь одним словом – нравится. Им бывает трудно объяснить, почему понравилось то или иное произведение. Мотивы выбора понравившейся картины чаще отвлечены или обусловлены личным опытом. Но в результате работы отмечаются два вида отношений.

Первый – эмоционально-личностный, для которого характерны личные мотивы, эмоции и интерес (например: «Мне нравится эта картина. Она рассказывает о строительстве красивых домов. Мне понравилась потому, что напоминает работу моей мамы, она строитель. Строители хорошо работают, В этой картине все заняты, кажется, что всё движется – люди, машины. Красиво»).

Второй – когда старшие дошкольники проявляю эстетическое отношение к произведению искусства, дают оценку содержания, нравственно-эстетическое отношение изображённых на картине людей. (например: «Мне понравилась картина…, потому что я увидел, как трудно пришлось сражаться нашим солдатам с врагами. Это было нелегко. Они мужественные, Я хочу, чтобы все дети увидели эту картину. Она сильная»).
Опыт показывает, что старшие дошкольники выделяют познавательную, эстетическую и нравственную ценность содержания картины. Оценивая познавательную ценность произведения, они легко понимают, о чём рассказал художник в своей картине.
Об эстетической ценности содержания картины ребята рассказывают с особой эмоциональной настроенностью. Но иногда эмоциональная реакция исходит от красивого сочетания красок произведения.
Дети способны определить нравственную ценность содержания картины. Но им сложно уяснить нравственную ценность портретного жанра, чем сюжетного произведения. Это объясняется возрастными особенностями детей.

Методика работы по ознакомлению дошкольников с живописью

Предварительная работа включает задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи, формированию монологической речи, чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен теме картины.

Читая литературное произведение, педагог интонационно выделяет те места, которые отражены художником в содержании картины. После чтения проводится краткая беседа о том, как дети понимают прочитанное. Такие методы помогают дошкольнику легче понять содержание картины, пополнить словарь.

Рассматривание репродукций картин на занятии требует от ребёнка умения быстро найти нужное и точное слово, подобрать эпитеты, синонимы, образные выражения. Активизируют словарь в предварительной работе словесные игры и упражнения.

а) для подбора образных сравнений полезны упражнения: «С чем можно сравнить лес, луг, снег?», «Кто сравнит более красиво?»

б) для активизации слов, выражающих настроение в картине, используют словесные упражнения: «Узнай, о ком или о чём я рассказываю?», «Соотнеси слово и настроение картины», «Кто больше назовёт слов, передающих настроение в иллюстрации?».

в) для того чтобы дети могли адекватно воспринимать состояние людей, изображённых на картине, необходимо учить понимать язык жестов, мимики, движений. Этому способствует чтение художественной литературы, показ кукольного театра, драматизация сказок.

г) для более адекватного понимания художественного образа и развития у дошкольников умения сопереживать изображённым на картине людям, определения настроения героев уместны интонационные упражнения; развиваются умения выразить настроение словами, жестами, интонацией, обостряют чувства и эмоции детей.

д) детей учат понимать язык жестов, используя мимические упражнения: «окажи мимикой, жестами, о чём ты задумался», «Расскажи без слов, о чём бы ты написал картину».

е) для развития выразительности речи проводятся упражнения, подготавливающие ребёнка к восприятию произведения: «Скажи фразу: «Какая красивая картина. Какой грустный пейзаж» Как бы эту фразу произнёс добрый человек, как бы это сделал злой и т.д.?».

ж) приобщая дошкольников к изобразительному искусству, необходимо учить их пользоваться специальным словарём. Это требует от воспитателя искусствоведческих знаний и умений оперировать терминами, характерными только для данного вида искусства.

Перед тем как познакомить детей с произведением, воспитатель изучает его, (не просто осматривает), определяет, о чём картина, устанавливает связь между содержанием и средствами выразительности, цветом и композицией, построением и настроением произведения, решает, что в картине звучит наиболее ярко. После детального изучения отбирает слова, необходимые для рассказывания.

Восприятие произведений живописи требует от дошкольников не только пользоваться определённым изобразительным словарём, интонационно произносить фразы, но и логично, связно высказывать свои впечатления о картине.

Основным приёмом в развитии монологической речи является рассказ, используемый в различных ситуациях.
Одним из важных педагогических условий подготовки детей к восприятию произведений живописи является создание в группе спокойной, доброжелательной, эмоционально-положительной атмосферы.

Методы и приёмы ознакомлении при детей с живописью

Пояснение – широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете
Сравнение – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.
Акцентирование деталей – усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что восприятия картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.

Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.
Тактильно-чувственный метод. Данный метод заключается в том. что в процессе восприятия воспитатель прикасается к ребёнку руками (поглаживает, ласкает, удерживает и т.д.). Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображённого образа. Он действует на эмоциональное состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых, но при условии, если между детьми и воспитателем есть взаимная искренность.
Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов.
Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя на месте изображённого человека. Это учит переживать, будит детское воображение.
Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета. тогда воспитатель спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим сегодня. Музыка может быт фоном для рассказа воспитателя.
Игровые приёмы.

Этапы ознакомления дошкольников с живописью

Первый этап – искусствоведческий рассказ педагога

Смотрите так же:  Ржевские судебные приставы

Структура искусствоведческого рассказа:

  • сообщение названия картины
  • сообщение фамилии художника
  • о чём написана картина
  • что самое главное в картине (выделить композиционный центр)
  • как оно изображено (цвет, построение, расположение)
  • что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали
  • что красивого показал своим произведение художник
  • о чём думается, что вспоминается

Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чём картина.

Искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель задаёт им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины. Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности.

– Что изображено на картине?
– Где расположены изображённые на картине предметы, люди?
– Как вы думаете, что самое главное в картине?.
– Как это изобразил художник?
– Что в картине самое яркое?
– Что этим хотел сказать художник?
– Какое настроение передал художник?
– Как вы догадались. что именно такое настроение отражено?
– Как это удалось сделать художнику?
– О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?

Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому необходимо использовать приём «вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий»

Чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью. эмоциональными ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец личностного отношения педагога к картине.

Структура рассказа-образца:

  • название картины
  • кто написал
  • о чём произведение
  • какими красками написано
  • какое в нём передано настроение
  • что особенно понравилось
  • какие возникли чувства, мысли, когда смотришь на эту картину.

После неоднократного применения педагогом рассказа-образца личностного отношения к картине речь детей значительно обогатиться.

Второй этап

Задачи:

  • развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,
  • выделять выразительные средства,
  • формировать умения «читать» картины,
  • мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению

Исключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера.

Например:

  • О чём картина?
  • Почему думаете так, расскажите?
  • Как бы вы назвали картину?
  • Почему именно так?
  • Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?
  • Как он изобразил это в картине?
  • Какое настроение вызывает картина?
  • Отчего возникает такое настроение?
  • Что хотел сказать художник своей картиной?

Данные вопросы направлены не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.

Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.

Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».

Приём композиционных вариантов педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.

а) «Что изменилось на картине между людьми . предметами?» (педагог закрывает часть картины листом)

б) «О чём бы раячссказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами?»

в) «Объясни, почему художник изобразил образ человека или предмета именно такой величины?»
Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём колористических вариантов – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.

Например:
– Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах?

На втором этапе вместо рассказа – образца из личностного отношения педагога используются расчленённые вопросы, активизирующие мыслительную активность ребёнка.
Длительное применение рассказа – образца может привести к пассивному восприятию произведения

Структура постановки вопросов:

  • Что понравилось на картине?
  • Почему она понравилась?
  • Чем она понравилась?

Третий этап

Задачи:

  • Формирование творческого восприятия картины.
  • Сравнение изображенного с личным опытом
  • Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств

Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника. но разного колористического решения.
Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.

В начале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки.
– Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное?
– Что будет написано вокруг главного, какими красками. на каком фоне?
– Что будет особенно красивым?
– Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?

Игровые элементы, стимулирующие желание ребёнка рассказать о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?»
Необходимо обучать детей задавать вопросы, что свидетельствует о формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей.

Требования к отбору картин

Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного воспитания детей.
Отбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, необходимо чётко представлять, о чём картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создано данное произведение, как передал содержание.

  • актуальность выраженного в жанровой живописи социального явления
  • произведения, посвящённые знаменитым событием и сезонным изменениям в природе
  • единство в восприятии содержания (что изображено) и средств выразительности (как выражено содержание)
  • колористическое решение (цветовой контраст)
  • композиционное решение
  • концентричности (возврат к ранее воспринятым картинам) – позволяет постепенно углублять понимание дошкольниками художественных произведений
  • индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений
  • эмоциональность произведения – чем эмоциональнее, ярче произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание.

Программные задачи по ознакомлению детей с живописью

Программные задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством на протяжении всего пребывания ребёнка в детском саду можно разделить на четыре группы:

Первая группа содержательная, ставящая целью обучения детей умению понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить.

Вторая группа – изобразительно-выразительная. Педагог учит детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения).

Третья группа – эмоционально-личностная. В неё входят задачи, решая которые воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. В этом ему могут помочь такие вопросы: «Каково отношение самого художника к замыслу?», «Что вам понравилось в картине?», «Какое она вызвала настроение?».

Четвёртая группа – воспитательная. Задача направлена на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно – эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства.

О ЖИВОПИСИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Н.А.ИППОЛИТОВА,
МПГУ, Москва

В издательстве Флинта – Наука в 2000 году вышла книга Л.А. Ходяковой «Живопись на уроках русского языка».
Учебное пособие Л.А. Ходяковой нам кажется и актуальным, и интересным по многим причинам.
Прежде всего в нем обосновывается необходимость использования произведений изобразительного искусства на уроках развития речи, для того чтобы сформировать у школьников необходимые коммуникативные умения.
Опираясь на последние исследования психологов и психолингвистов, автор показывает, как при работе с произведениями живописи развивается и совершенствуется речь учащегося.
Произведение живописи, по мнению автора, является не просто иллюстративным материалом на уроке русского языка, а представляет собой средство, связанное с предметом и целями обучения естественно и органично, средство, стимулирующее и активизирующее речемыслительную деятельность школьников.
В основе методической концепции автора лежит культуроведческий подход к содержанию и методам обучения родному языку. В книге рассматривается сущность понятия культуроведческий подход, а также его дидактико-методические возможности в организации познавательно-творческой деятельности учащихся.
При культуроведческом подходе таким образом решается целый комплекс задач: нравственное и эстетическое воспитание школьников, развитие их творческих способностей, формирование мировоззрения и т.п.

Особо отметим принципы (критерии) отбора произведений живописи для уроков русского языка.
«Современный уровень развития психологии, лингвистики и методики преподавания русского языка, – пишет автор, – позволяет наряду с общедидактическими требованиями к тщательному, взвешенному отбору картин наметить и новые, которые решали бы задачи обеспечения взаимосвязанного обучения учащихся видам речевой деятельности». Описывая критерии отбора картин, Л.А. Ходякова замечает, какие картины и почему вызывают интерес учащихся разного возраста.
Автор рассказывает, как отбирать картины для уроков русского языка: учитывать их познавательную ценность, особенности композиции, обращать внимание на жанровые разновидности произведений живописи. Правильно выбранный жанр поможет при решении той или иной учебной задачи.
Как могут быть связаны жанр живописи и жанр высказывания? Помогает осознать эту связь таблица на с. 39.

Таким образом, критерии отбора картин для уроков русского языка, сформулированные автором пособия, позволяют избежать случайности, «вкусовщины», необоснованности привлечения того или иного произведения живописи в учебных целях.
Какие искусствоведческие тексты можно использовать на уроке? Те, в которых «непосредственно описывается содержание той или иной картины и средства выражения замысла художника, оцениваются достоинства или критикуются недостатки того или иного произведения» (с. 42). Искусствоведческий текст, написанный педагогом, художником, искусствоведом, становится образцом определенного жанра и стиля.
Доступный для понимания, информативный, стилистически безупречный текст позволяет показать школьникам, как описать то, что видишь на картине, как выразить свои мысли, чувства, эмоции, настроение, какие языковые средства использовать.

Обратим внимание на главу «Особенности методики работы по картине на уроках русского языка», в котором рассматриваются такие важные методические проблемы, как приемы формирования коммуникативных умений в процессе работы по картине, методы совершенствования различных видов речевой деятельности и стиля школьных сочинений, пути реализации межпредметных связей и др.
Особый интерес вызывает предлагаемая автором программа работы по картине для учащихся 5–9-х классов. Программа содержит сведения, позволяющие учителю методически грамотно использовать картину, когда изучается определенная тема по развитию связной речи. Кроме того, в программу включены сведения об изобразительном искусстве, необходимые для работы по искусствоведческому тексту и для подготовки школьников к написанию самостоятельных сочинений по картине.
Программа раскрывает содержание и этапы работы по картине, процесс реализации межпредметных связей, особенности использования дидактического материала.
Л.А. Ходякова уделяет внимание не только письменным работам школьников, но и работе над устными высказываниями учащихся в таких ситуациях общения, как, например, экскурсия.
Книга Л.А. Ходяковой содержит большой практический материал: представлены конкретные уроки по основным темам школьной программы, в приложении даются искусствоведческие тексты, учебный словарь, включающий искусствоведческие термины и другую необходимую лексику, перечень картин.
Конечно, разработки конкретных уроков, предлагаемые автором пособия, рассматриваются как возможные.
Учебное пособие Л.А. Ходяковой окажет необходимую помощь и учителям-практикам, и студентам-филологам педагогических вузов, и методистам.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ ПО КАРТИНЕ

Сочинение–описание картины К.С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»

Репродукцию с картины К.С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» и текст В.Порудоминского, описывающий это произведение искусства, можно использовать в 5-м классе, поскольку они прозрачны по содержанию и доступны учащимся. Знакомство с этим жанром живописи целесообразно проводить в связи с изучением следующих лексико-грамматических тем: «Род имен существительных», «н и нн в суффиксах имен прилагательных».
Сначала учитель рассказывает учащимся, что картину, на которой изображены сорванные цветы, плоды, грибы, дичь, посуда, ткань, инструменты для разных ремесел, предметы домашнего обихода, канцелярские принадлежности и т.п., называют натюрмортом (от франц. nature morte букв. – мертвая природа). Художники в силу творческого восприятия окружающего нас мира тоньше других чувствуют красоту мира вещей. Каждый предмет оживает под кистью живописца, рассказывает о себе, о людях, которые его изготовили и которым он служит.

Цели урока: 1) дать понятие об описании как типе речи; 2) подготовить учащихся к сочинению – описанию натюрморта на основе знакомства с картиной и текстом-образцом; 3) показать, какими средствами художник и автор текста выражают свое отношение к изображенным предметам; 4) дать понятие о натюрморте.

Рассказ о художнике. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939) родился на Волге в небольшом городке Хвалынске Самарской губернии в семье сапожника. Учился в школах живописи в Петербурге и в Москве. Наибольшее влияние на него оказал художник-преподаватель В.А. Серов, о котором он с любовью и уважением вспоминал всю жизнь. С 1901 по 1908 г. Петров-Водкин много путешествовал за границей, был в Италии, Германии, Греции, Турции, Алжире и возвратился оттуда с большим багажом картин, этюдов, набросков. С 1918 г. преподавал в Петроградской академии художеств, создал много живописных полотен: «Купание красного коня», «Мать», «Девушки на Волге», «Петроград», «За самоваром» и др.
В 1918–1919 гг. К.С. Петров-Водкин много и напряженно работал и создал целую серию великолепных натюрмортов, достигнув в них большой философской и художественной глубины. В его натюрмортах поражают предельная верность изображения отдельных деталей, точная очерченность форм, насыщенность цвета. Одним из лучших натюрмортов художника является «Утренний натюрморт», который вызывает у зрителя радостное и взволнованное чувство.

Беседа по картине. После того как учащиеся внимательно рассмотрели натюрморт К.С. Петрова-Водкина, учитель задает вопросы.
– Какое впечатление производит на вас этот натюрморт? (Приятное, радостное, хочется долго смотреть на этот натюрморт, потому что он красочный и понятный.)
– Как вы понимаете название этой картины? (Словом утренний художник подчеркивает время дня, а словом натюрморт – то, что на картине изображены разные предметы быта.)
– Как можно по-другому назвать этот натюрморт? («Завтрак», «Перед завтраком», «Утро», «Утро на даче».)
– Ощущаете ли вы присутствие человека? (Да, на столе стоит стакан с чаем, лежат куриные яйца – значит, человек будет завтракать. Перед столом сидит собака и преданно смотрит на хозяина, который, наверное, сидит напротив за столом, но мы его не видим, потому что художник изобразил не весь стол, а часть его.)
– Нравится ли вам построение (композиция) натюрморта? (Да, это необычное, интересное построение картины: мы видим только поверхность стола, которая занимает почти все полотно, на нем стоят букет цветов и посуда. Собака как бы сидит за столом, ее морда хорошо видна.)
– Что вы можете сказать о расположении предметов на столе? Опишите их. (Предметы расположены на столе естественно. В стеклянной банке стоит букет полевых цветов: колокольчики, ромашки, лютики, ближе к нам – граненый стакан с чаем на блюдечке, на котором лежит чайная ложечка. Посередине стола мы видим два куриных яйца, которые отражаются в большом блестящем металлическом чайнике. На краю стола – спичечный коробок и круглый фонарик.)
– Как вы думаете, какие люди живут в этом доме? (Здесь живут аккуратные люди: металлический чайник такой чистый, что блестит как зеркало. Хозяева этой комнаты любят цветы и животных – значит, они добрые, приятные люди.)
– Какие цвета преобладают в натюрморте – теплые или холодные? (Теплые: светло-коричневый, розовый, желтый.)
– Как вы думаете, почему художник использовал в основном теплые цвета? (Видимо, он хотел передать красками свое радостное настроение вообще и радостное восприятие изображенного. Видно, что ему нравятся люди, которые живут в этом доме, и что он сам любит цветы, животных, что ему симпатичны те предметы, которые он изобразил.)
– А теперь послушайте, как описал этот натюрморт писатель В.Порудоминский.

Смотрите так же:  Порядок подачи документов в арбитражный суд рф в электронном виде

Искусствоведческий текст

«Свою работу Петров-Водкин назвал “Утренним натюрмортом”.
На простом деревянном столе, не покрытом скатертью, стоит в стеклянной банке с водой букет полевых цветов. Цветы – свежие; наверно, только что сорваны во время ранней прогулки. В стакан налит чай. На блюдце лежит серебряная ложечка. Мы видим ее сквозь стеклянные грани стакана. Приготовлены для завтрака два куриных яйца. Яйцо отражается, как в зеркале, на стенке никелированного чайника.
Мы разглядываем простые предметы, словно видим их в первый раз. Даже спичечный коробок кажется красивой и серьезной вещью. Это оттого, что и художник писал все предметы удивленно и радостно». (Порудоминский В. Счастливые встречи. М., 1989.)

Беседа по искусствоведческому тексту

– Соответствует ли этот текст тому, что изображено на картине? (Да, соответствует, в нем описывается натюрморт Петрова-Водкина.)
– Как вы думаете, для кого написан этот текст? Он вам понятен или нет? (Для детей. Он очень простой и нам хорошо понятен.)
– А с какой целью создан этот текст? (Описать натюрморт, помочь детям лучше понять изображенное на картине, создать приятное впечатление.)
– Посчитайте, сколько слов в этом тексте, а затем определите количество имен прилагательных, имен существительных и глаголов (в тексте 94 слова, в том числе 26 существительных, 18 прилагательных и 11 глаголов.)
– К какому же типу речи можно отнести этот текст и почему? (Текст представляет собой описание, в нем говорится о признаках предметов, которые мы рассматриваем, преобладают имена существительные и прилагательные.)
– В каком абзаце автор текста особенно ярко выразил свое отношение к натюрморту? (В третьем, в заключительной части, где он говорит о том, что художник писал все предметы удивленно и радостно.)

Словарно-стилистическая работа. Учитель предлагает учащимся найти имена прилагательные, в суффиксе которых содержится н или нн, и объяснить их правописание (утренний, деревянный, стеклянный, ранний, серебряный, куриный, никелированный, спичечный, граненый).
По окончании работы учитель предлагает учащимся написать сочинение – описание натюрморта К.С. Петрова-Водкина, используя текст-образец. Можно предложить и другое задание – описать любимые предметы быта.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет — проекта www.Art-Mastera.Ru. Сайт www.Art-Mastera.Ru – это персональный сайт художника профессионала Ирины Беляевой, на котором можно заказать портрет и купить картину в подарок. На страницах интернет — салона представлены фотографии авторских работ Ирины Беляевой, которые включают в себя не только живопись, но так же различные декоративные предметы для интерьера и дизайн проекты жилых помещений.

Сочинение – описание картины И.И. Левитана «Март»

Научное и научно-популярное описание

Желательно, чтобы накануне на уроке изобразительного искусства учитель рисования познакомил учащихся с особенностями живописи, в которой выражается отношение художника к изображаемому, создается художественный образ, который волнует зрителя. С помощью цвета, светотени, рисунка живописец старается передать то, что сам узнал, увидел, почувствовал: настроение, чувство восхищения или негодования по поводу того или иного предмета, явления, изображенного на полотне.
В соответствии с программой учащиеся знакомятся только с разговорным, научным и художественным стилями. Но с научным стилем учащиеся практически не встречаются, а имеют дело в основном с научно-популярным стилем: объяснение учителя на уроке, текст учебника, тексты научно-познавательных книг.
Поэтому целесообразно на уроках развития речи ввести понятие научно-популярного стиля как разновидности научного.

Цели урока: 1) познакомить учащихся с особенностями научного и научно-популярного стилей речи на основе их сравнения; 2) показать, как автор текста может проявить свою позицию, отношение к картине (на примере искусствоведческого текста); 3) расширить лексику по теме «Весна»; 4) повторить употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: 1) репродукция картины И.И. Левитана «Март»; 2) текст Б.В. Иогансона, рассчитанный на широкий круг читателей; 3) текст И.И. Гинзбурга, адресованный узкому кругу специалистов.

Рассказ учителя о художнике и его картине. Мы уже знакомы с биографией И.Левитана, поэтому расскажу вам только о картине «Март», которую Левитан написал в 1895 г. В ней чувствуется живое, непосредственное восприятие природы, характерное для некоторых ранних произведений художника. Известно, что «Март» был написан с натуры под Москвой, в Горке – имении Турчаниновых, друзей художника.

– Если бы вы не знали, как называется картина, смогли бы вы определить время года, изображенное на полотне? (Да, смогли бы. Это весна. Снег на дороге уже тает и образует проталины. Сугробы тоже подтаяли и стали ноздреватыми. На деревьях уже нет снега, а с мокрой крыши вот-вот упадет пласт снега. Свет солнышка теплый, желтый. Так и хочется выйти на улицу и вдохнуть свежий воздух. Небо ярко-голубое, чистое.)
– О чем бы вы рассказали, на что особенно обратили бы внимание, если бы вашим слушателем был человек, который никогда не видел эту картину? (Рассказал бы о том, что картина очень красивая, радостная, потому что художник подобрал яркие, сочные, теплые краски, потому что лошадь стоит у деревянного дома, а вокруг – густой лес, потому что начинается весна. Тепло на улице, совсем нет ветра, и все спокойно. Теплый солнечный закат озаряет всю картину.)
(Во время беседы учитель раздает учащимся по два отпечатанных текста.)
– Представьте себе, что вы главный редактор одного из детских журналов. Вам принесли для публикации две статьи о картине И.И. Левитана «Март». Эти статьи перед вами. Прочитайте их.
Ваша задача: выбрать для своего журнала один из текстов и объяснить автору другого текста, почему его статья не подходит.

Искусствоведческий текст 1

Вот передо мною «Март» Левитана. Поражаюсь этой светоносной ослепительности мартовского солнца. Я всегда как зачарованный стою перед этим чудом. До предела доведена ослепительность белого света мартовского утра. И это выражено в игре света на корке осевшего снега, в контрасте глубокой синевы тени от деревьев, на сверкающем снеге, в темно-зеленой, почти черной тени ветвей сосен на фоне освещенного леса третьего плана картины. А главное – в особом свете марта, предвестника весны, когда снег уже мешается с землею, когда проталины чередуются с заморозками и уже на синем небе четко рисуются ветви деревьев со скворечниками, поджидающими перелетных гостей. Всякий раз когда мне удается в марте быть на природе или же сидеть в городе на бульваре в солнечное мартовское утро, то в мыслях мелькает шуточный парадокс: «Как удивительно природа подражает “Марту” Левитана!». И всякий раз, когда выезжаешь в Подмосковье и бродишь по полям, лесам, по руслу речушек в любое время года и дня, опять вспоминаешь Левитана. (Иогансон Б.В. И.И. Левитан. М., 1965.)

Искусствоведческий текст 2

Картины, исполненные И.И. Левитаном в 1895–1897 годах, к числу которых относятся «Март», «Золотая осень» и «Весна – большая вода», своим мажорным строем образуют отчетливый контраст грустным настроениям некоторых произведений предшествующих лет. В них на смену сдержанной тональности пришла звучная, радостная цветность.
Впоследствии не раз высказывалось мнение, что начиная с «Марта» импрессионистские приемы становятся неотъемлемой частью левитановской техники. И на самом деле, здесь от порыжевших на темном солнце елей к зелено-рыжей роще, к желтому дому проложены легкие лилово-голубые тени. Левитан видит, что в тени освещенного солнцем предмета кроются цвета, дополнительные к его цвету. Но Левитан не возводит это реальное наблюдение в цветовую схему, не противопоставляет с назойливым постоянством «очищенные» оранжевые и голубые цвета; он видит, что в реальности это взаимодействие значительно сложнее и что оно находится также в непосредственной внутренней зависимости от цвета, постоянно присущего данному предмету и не зависящего от временных условий освещения. (Гинзбург И.И. И.Левитан. М.–Л., 1937.)
– Я бы выбрал текст Б.Иогансона.
Текст И.Гинзбурга – непонятный и сложный. В нем много неясного; много неизвестных слов. Он состоит из очень сложных предложений, и в общем он какой-то «сухой», скучный, неинтересный. Этот текст не поймут дети и, мне кажется, даже взрослые.
А текст Б.Иогансона – очень приятный и простой. Мы как будто вместе с ним смотрим на картину и видим то же самое, и чувствуем то же самое. Здесь все слова и предложения понятные и знакомые. Сразу видно, что Иогансону эта картина очень понравилась Этот текст с удовольствием прочитают и дети, и взрослые.
– Вы сделали правильный выбор, решив поместить в свой журнал текст Б.Иогансона. Текст И.Гинзбурга слишком сложен для его читателей. В чем же заключается его сложность? В тексте И.Гинзбурга много слов, понятных только художникам, например, цветность, тональность, цветовая схема и др., много непонятных слов: мажорный, импрессионистский и т.д. В тексте много больших и сложных предложений. Последнее предложение состоит из 50 слов!
– Вы четко увидели разницу между двумя текстами. Казалось бы, авторы этих текстов говорят об одном и том же – о картине «Март» И.И. Левитана, но делают они это по-разному. А все зависит от того, в какой ситуации будет использован этот текст.
Текст И.Гинзбурга хорош и полезен для художников, искусствоведов, то есть для людей, разбирающихся в живописи. Поэтому автору легче говорить на том языке, на котором общаются ученые, следовательно, стиль его статьи – научный, и задача автора – сообщить новое, научить.
А Б.Иогансон написал текст для того, чтобы разъяснить нам тайны картины, познакомить с ней, сделать ее доступной и любимой всеми, то есть популярной. Поэтому и слова, и предложения, которыми воспользовался Иогансон, просты и понятны всем. А чтобы стать к ним поближе, автор ведет рассказ от первого лица, как будто разговаривает с нами.

Стиль такого текста называется научно-популярным.
Научно-популярным стилем написаны почти все ваши учебники, литература для дополнительного чтения по разным предметам, научно-познавательные книги.

Во многих текстах ярко проявляется авторское отношение к рассматриваемой теме. Обратите внимание, как Б.Иогансон показывает свое отношение к художнику и его картине. Он использует не только отдельные слова и словосочетания, которые выражают его авторско-зрительскую оценку и чувства (поражаюсь, ослепительность, зачарованный, чудо, сверкающий, глубокая (синева), особый (свет), перелетные гости), но и целое предложение: «Как удивительно природа подражает “Марту” Левитана!». Авторская позиция в тексте Иогансона проявляется и в том, что он употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы, например, в слове речушек.
Итак, авторское отношение может быть выражено в эмоционально-оценочной лексике, в употреблении суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением и даже целыми отрывками из текста.
В ходе словарно-стилистической работы можно дать толкование следующих слов: игра света, контраст, парадокс.

Задание на дом. Напишите свой вариант статьи в детский журнал о картине И.И. Левитана «Март» и проявите в ней свою авторскую позицию.

Сочинение – описание портрета «Мика Морозов» кисти В.А. Серова

Соединение типов речи при описании внешности человека

«Мика Морозов» – яркий обобщенный образ детства, талантливо созданный В.А. Серовым. Портрет четырехлетнего мальчика Мики Морозова, кажется, исполнен живописцем в одно мгновение. Динамика, этюдность живописи подчинены психологическому состоянию ребенка.
Необычность композиции портрета, глубокий психологизм образа, поэтическое обаяние изображенного малыша, с одной стороны, привлекают учащихся, а с другой – создают для них трудности при описании портрета. Сложность заключается в том, что следует описать не только внешность, но и психологическое состояние изображенного, передать его внутренний мир, что требует использования в высказывании различных типов речи: описание, повествование, рассуждение.

Цели урока: 1) научить учащихся на основе текста-образца соединять в своем сочинении различные типы, в частности, описание и рассуждение;
2) познакомить учащихся с научно-популярным стилем речи; 3) ввести в речь причастия и причастные обороты, которые уместно использовать при описании внешности человека; 4) обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами, помогающими более ярко описать портрет.

Оборудование: 1) репродукция портрета В.А. Серова «Мика Морозов»;
2) искусствоведческий текст о портрете.

Беседа по картине (примерные вопросы)

– Нравится ли художнику изображенный мальчик? Докажите свое мнение.
– Почему художник использует неяркие краски? Что для него главное в этом портрете?
– Каково выражение лица мальчика? Какие черты характера угадываются в нем?
– Что прежде всего привлекает ваше внимание в лице Мики?
– Как вы охарактеризуете взгляд мальчика? О чем он говорит?
– Опишите глаза, рот, нос, волосы малыша. Обратите внимание, какие краски использует художник.
– Заметили ли вы контраст между крупной головой и худенькой фигуркой мальчика? Почему художник это подчеркивает?
– Как художнику удалось показать мальчика в движении? Какие детали он использует для этого? Обратите внимание на руки мальчика.
– Что вы можете сказать о психологическом состоянии ребенка?
– Опишите фигурку, руки, позу, одежду малыша.
– Почему живописец написал Мику в белоснежном костюмчике? Попробуем надеть на малыша костюм другого цвета. Что изменится в образе Мики?
– Почему Серов пишет Мику в комнате? Как это соотносится с замыслом художника?

Исходя из задачи урока основное внимание уделяем работе с текстом, поясняющим портрет «Мика Морозов». Для этой цели используем текст искусствоведа Г.С. Арбузова, в котором удачно сочетаются различные типы речи.

Искусствоведческий текст

«В портрете Мики Морозова (1901, ГТГ) образ выражен скупыми, но крайне точными средствами. Нужно представить себе, как трудна для художника задача – портрет четырехлетнего ребенка, если писать его с натуры. А ведь так и был написан этот портрет, причем не в один сеанс. Тем не менее в портрете нет даже следа той натянутой напряженности, которая дает себя знать как следствие детского позирования и которую так редко удавалось преодолевать даже очень большим мастерам.
Мальчик изображен сидящим в детском креслице. Но портрет полон внутренней динамики, которая и составляет существенную сторону образа. Стремительная поза, движение рук, мгновенный взгляд наивных карих глаз самым прямым образом передают момент сильной детской взволнованности.
Идущая от содержания образа динамика определила как композиционные особенности, так и характер живописи в целом. Остро выражен контраст между крупной головой и худенькой, легкой фигуркой. Кресло, подлокотники которого пересекает по диагонали небольшой холст, расположено на переднем плане так, что фигура мальчика как бы скатывается на зрителя. Это движение, идущее из глубины холста, подчеркнуто активно выраженным здесь принципом построения живописного пространства, которое мыслится как некая глубина, развертывающаяся за картинной плоскостью. Контраст холодного цвета белоснежного костюмчика с теплыми, почти горячими тонами темноглазого румяного лица составляет основную колористическую идею произведения.
«Мика Морозов» написан не на открытом воздухе, а в комнате. Это заставило художника не только искать более яркое освещение, но и писать с близкого расстояния, что давало возможность лучше передать шелковистость нежной детской кожи, пушистых, вьющихся волос, почувствовать выражение изумленных, влажных, горящих нетерпением, широко смотрящих на мир глаз. Нужно сказать, что писать с близкого расстояния – дело очень трудное: как правило, в таких случаях легко утрачивается целостность зрительского ощущения. Однако Серов блестяще преодолел эту трудность – и тем самым достиг значительной образной выразительности.
Несколькими сочными мазками написан полуоткрытый рот с ярко-красными губами, легкими, точными прикосновениями кисти – поблескивающие жемчугом зубы, в скупой, своеобразной, трудно определимой манере – разноцветная спинка креслица, находящаяся в полутени.
В этом портрете с особенной наглядностью раскрывается вся сила Серова – детского портретиста». (Арбузов Г.С. Валентин Серов. Портретная живопись. Л., 1968. С. 20–21.)
После чтения текста выясняем коммуникативное намерение автора, цель данного текста. (Эстетически-коммуникативная. Автору важно показать свой взгляд на полотно, выразить свои эмоции, вызванные им.)

Определяем основную мысль, выраженную в тексте Г.С. Арбузова. (Портрет полон внутренней динамики, составляющей существенную сторону образа. Выделим основные микротемы: а) задача для художника, б) трудность в написании портрета четырехлетнего мальчика с натуры, в) описание внешности малыша, г) характеристика мастерства художника.)
Предлагаем учащимся выделить абзацы в тексте, определить строение и тип речи каждого из них.

Беседа по тексту

– Прочитайте 1-й абзац. Проследите за развитием мысли. Где делается заявка на тему? (В 1-м предложении.) Где она раскрывается? (Во 2–3-м предложениях.) Где концовка этой темы? (В 4-м предложении.)
– Подчеркните опорные слова в 1-м абзаце. (Портрет, образ, средства, задача, четырехлетний ребенок, натура, не в один сеанс, нет следа напряженности, следствие детского позирования, преодолевать, большой мастер.)
– Определите способы и формальные средства связи между предложениями в этом абзаце. (Этот абзац представляет собой цепочку предложений со сквозной темой и параллельным способом связи. Формальными средствами связи являются: повторяющиеся слова, личные и указательные местоимения, сочинительные, противительные союзы, частицы. «В портрете Мики Морозова образ выражен. Нужно представить себе – портрет. А ведь так и был написан этот портрет. Тем не менее в портрете нет даже следа. преодолевать даже очень большим художникам».)
– Докажите, что в абзаце использован тип речи рассуждение, найдите тезис, доказательство, вывод. (В 1-м предложении содержится тезис: «образ выражен скупыми, но крайне точными средствами». Почему? В следующих предложениях эта мысль обосновывается трудностью написания портрета четырехлетнего ребенка с натуры, т.е. в них приводятся доказательства. В конце абзаца делается вывод о том, что эту трудность редко удавалось преодолевать даже очень большим мастерам.)
– Что является содержанием 2-го абзаца? (Описание позы и состояния мальчика, изображенного художником.)
– Какие языковые средства использует Г.С. Арбузов для передачи своего видения портрета? Какие части речи преобладают в этом абзаце? (Для описания портрета автор использует имена прилагательные: детский, внутренний, существенный, стремительный, мгновенный, наивный, карий, прямой, сильный; причастия: сидящий, изображен; имена существительные: мальчик, креслице, портрет, динамика, сторона, образ, поза, движение руки, взгляд, глаза, момент, взволнованность; глаголы несовершенного вида в настоящем времени: составляет, передают. Таким образом, преобладают описательные слова. С помощью однородных членов перечисляются черты, присущие изображению: стремительная поза, движение рук, мгновенный взгляд наивных карих глаз.)
– Какой тип речи использован в этом абзаце? (Описание.)
– Прочитайте 3-й абзац. Как развивается мысль в этом абзаце? Определите тип речи данного высказывания. Дайте развернутое обоснование своего решения. (Данное высказывание является рассуждением, так как в нем объясняется, почему художник использовал оригинальные средства выразительности. В подтверждение выдвинутого тезиса «Динамика определила как композиционные особенности, так и характер живописи в целом» приводятся аргументы: а) контраст между головой и фигуркой, б) расположение кресла, в) построение живописного пространства, г) контраст холодного и теплого тонов. Доказательства содержат описание признаков портрета. Об этом свидетельствует употребление большого количества имен прилагательных и причастий: крупный, худенький, легкий, небольшой, передний, идущее, подчеркнуто, выраженный, живописный, развертывающаяся, картинный, холодный, белоснежный, теплый, горячий, темноглазый, румяный, основной, колористический. Таким образом, в этом абзаце соединяются разные типы речи – рассуждение и описание.)
– Проанализируйте 4-й абзац. Обратите внимание, как развивается мысль, сформулированная в 1-м предложении. (В этом предложении утверждается, что портрет написан не на открытом воздухе, а в комнате, что заставило художника искать яркое освещение и писать с близкого расстояния. Это тезис. Далее автор развивает мысль: это позволило художнику лучше передать внешний облик мальчика: «шелковистость нежной детской кожи, пушистых, вьющихся волос» и т.д. Описание кожи, волос, глаз ребенка естественно включается в рассуждение. Затем автор делает отступление от описания внешности малыша и рассуждает о том, как трудно писать портрет с близкого расстояния, при этом приводит аргумент, что «в таких случаях легко утрачивается целостность зрительного ощущения». В конце абзаца делается вывод о том, что «Серов блестяще преодолел эту трудность и тем самым достиг значительной образной выразительности». Следовательно, в этом абзаце преобладает тип речи рассуждение, в которое включается описание.)
– Какую роль в этом абзаце играют сочинительные противительные союзы? (Противительные союзы а, но, однако, выполняя роль противопоставления, помогают строить мысль от противного, приводить доказательства, создавать рассуждение.)
– Найдите в этом абзаце глаголы. Обратите внимание на их временную форму. (В этом тексте используются глаголы неопределенной формы – искать, писать, передать, почувствовать, сказать; глаголы в прошедшем времени – заставило, давало, преодолел, достиг.)
– Какова роль глаголов неопределенной формы в этом отрывке? (Глаголы-инфинитивы обозначают нейтральные действия без указания на время, они используются для обозначения связей и отношений между предметами и явлениями и обычно преобладают в рассуждении.)
– Прочитайте 5-й абзац. Определите тип речи этого высказывания. Обоснуйте свое мнение. (В этом высказывании характеризуются признаки портрета – рот, губы, зубы малыша, спинка креслица. Преобладают имена прилагательные: сочный, полуоткрытый, ярко-красный, легкий, точный, скупой, своеобразный, разноцветный; причастия: написан, поблескивающий, определимый, находящаяся. В абзаце 28 слов, из них 8 имен прилагательных, 4 причастия, 10 конкретных имен существительных и ни одного глагола. Следовательно, это – описание.)
– Что представляет собой последний абзац? (Этот абзац содержит вывод о мастерстве В.А. Серова – детского портретиста.)
– Итак, что можно сказать о типе речи данного текста в целом? (В этом тексте соединяются два типа речи – рассуждение и описание. Выдвинув тезис о трудности написания портрета четырехлетнего малыша с натуры, автор последовательно аргументирует свою мысль, приводит ряд доказательств, которые содержат описание признаков портрета. В заключительной части текста делается вывод. С этой целью автор использует соответствующие языковые средства: сочинительные противительные союзы, глаголы в неопределенной форме, синтаксические конструкции, содержащие вводные словосочетания, однородные члены, а также односоставные – безличные и неопределенно-личные и сложноподчиненные предложения. При описании признаков портретов используются имена прилагательные, причастия, разнообразные образно-выразительные средства языка – эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.)
– На основе проведенного языкового анализа попробуйте определить стиль данного текста. (Данный текст изложен в научно-популярном стиле с элементами художественной речи. Это книжная речь, обращенная ко всем желающим глубже воспринять портрет «Мика Морозов» кисти Серова. Текст взят из научно-популярной книги об искусстве. В тексте много книжных слов, искусствоведческих терминов: образ, средство, задача, портрет, натура, сеанс, следствие, динамика, существенная сторона, поза, момент, композиционные особенности, характер живописи, контраст, диагональ, холст, передний план, фигура, зритель, принцип построения, живописное пространство, мыслится, плоскость, холодный цвет, теплый тон, колористическая идея произведения, освещение, выразительность, мазок, манера, полутень, портретист. Использованы книжные слова с отвлеченным значением: напряженность, позирование, взволнованность, возможность, выражение, нетерпение, утрачивается, целостность, ощущение, трудность, выразительность, прикосновение, наглядность. Преобладают имена существительные и прилагательные, глаголов мало. Почти все предложения повествовательные, распространенные. Об элементах художественной речи свидетельствует употребление стилистических фигур, образно-выразительных средств: скупые средства, стремительная поза, скатывается на зрителя, глубина холста, белоснежный костюмчик, легкая фигурка, горячий тон, шелковистость нежной кожи, пушистые волосы, горящие нетерпением глаза, сочные мазки, поблескивающие жемчугом зубы.)

Смотрите так же:  Заявление кононова

Словарно-стилистическая работа. Учитель предлагает подобрать причастия и причастные обороты, которые уместно использовать для описания портрета Мики Морозова: глаза (широко смотрящие на мир, горящие нетерпением, выражающие изумление), взгляд (устремленный вдаль, взволнованный, оживленный, изумленный, восхищенный, восторженный), волосы (вьющиеся, непричесанные, спадающие на лоб, взлохмаченные), брови (приподнятые, резко очерченные, изогнутые дугой, придающие глазам особую выразительность), рот (полуоткрытый, приоткрытый, обнажаюший ослепительно белые зубы), нос (слегка вздернутый, с расширенными ноздрями), лицо (взволнованное, изумленное, сосредоточенное, передающее внутреннее состояние мальчика), поза (сидящий в кресле вполоборота, скатывающийся с креслица, ухватившийся руками за подлокотники кресла, вытянувшийся вперед, чуть-чуть приподнявшись), одежда (рубашонка, облегающая фигурку, рубашонка с воротником, окаймленным кружевом).

– Какие образно-выразительные средства языка можно использовать для описания внешности Мики Морозова? (Прелестный ребенок, детская прелесть, влажные, горящие нетерпением глаза, кареглазый; румяное нежное, словно персик, лицо, шелковистая детская кожа, поблескивающие жемчугом зубы, дугообразные брови; лучистые карие глаза, хрупкая фигурка, белоснежная рубашонка, золотисто-каштановые волосы, ярко-красные пухлые губы, обаятельный малыш, лучезарный пытливый взгляд.)
– Сравните слова: шелковыйшелковистый. Чем они отличаются по значению? Составьте с ними словосочетания (шелковое платье, шелковистые волосы).
– Какое значение вносит суффикс -ист- в прилагательное лучистый? Подберите слова с этим суффиксом для описания портрета Мики Морозова. (Золотисто-русые волосы, золотистый блеск волос, шелковистые волосы, шелковистая кожа лица, серебристый оттенок краски (рубашка), золотисто-нежный цвет, пушистые волосы, лучистый взгляд, искристый взгляд.)
– Объясните, пользуясь словарем, значение слов лучезарный, окаймленный. Составьте с ними словосочетания. (Лучезарное солнце, лучезарные мечты, лучезарный взгляд, лучезарное будущее; глаза, окаймленные синевой, окаймленный рисунок; воротник, окаймленный кружевом.)
– Объясните значение слов: блондин, шатен, брюнет. (Блондин – светловолосый, белокурый; шатен – темно-русый; брюнет – темноволосый.)
– Назовите прилагательные, которыми можно описать цвет глаз. Составьте с ними словосочетания. (Карий, серый, голубой, серо-голубой, синий, черный (очи); зеленый; карие глаза, кареглазый малыш, синеглазая девушка, огромные серо-голубые глаза, черноокая девушка, серые с зеленоватым оттенком глаза.)

Задание на дом: напишите сочинение-рассуждение с элементами описания о портрете «Мика Морозов» кисти В.А. Серова.

Сочинение – статья о картине И.И. Фирсова «Юный живописец»

Научно-популярный стиль речи

Цели урока: 1) на материале текста углубить знания учащихся об особенностях научно-популярного стиля; 2) показать проявление авторской позиции на материале искусствоведческого текста; 3) активизировать лексику по теме «В мире прекрасного»; 4) повторить искусствоведческие термины.

Оборудование: 1) репродукция картины И.И. Фирсова «Юный живописец»; 2) искусствоведческий текст, рассчитанный на широкий круг читателей.

Рассказ учителя о художнике и его картине. В русском искусстве XVIII века отсутствовал интерес к жанровой живописи, тем не менее жанровая картина существовала. В 70–80 гг. в Академии был класс «домашних упражнений», захиревший к концу века вместе с развитием героического направления.
Замечательным, но загадочным памятником русской жанровой живописи является картина «Юный живописец», написанная Иваном Фирсовым, о котором известно только то, что с 1748 по 1756 г. он был в Париже и там учился в Академии художеств.
Юный живописец, изображенный за работой в своей мастерской, и позирующая ему женщина с девочкой по-настоящему просты. Фирсову прекрасно удалось уловить здесь скромную прелесть обыденного. Серо-розовая, серебристая гамма своею скромностью вполне соответствует общему характеру картины. Она одинока в русской живописи и не имела никакого продолжения.
Мы ничего не знаем о дальнейшей судьбе самого художника. (Коваленская Н.О. История русского искусства XVIII века. Л.: Искусство, 1940. С. 90.)

Беседа по картине

– Скажите, вам нравится эта картина? (Да. Картина мне очень нравится, потому что она очень простая. Видно, что она старинная, давно написана. Больше всего мне нравится то, что в ней так много разнообразных красок, которые прекрасно сочетаются. Мне картина настолько понравилась, что хочется самому стать художником.)
– О чем бы вы рассказали, на что особенно обратили бы внимание, если бы вашим слушателем был человек, который никогда не видел эту картину? (Я бы передал прежде всего содержание картины, рассказал о юном художнике, с таким увлечением пишущем картину. Ему позирует девочка, она прижимается к юбке матери. Живописец подобрал яркие краски, которые смягчаются дневным светом. Композиция картины проста и жизненна. Мне очень нравится эта картина. Я бы обратил внимание на то, с каким увлечением работает молодой художник. Сразу видно, что он любит свое дело, что он уже умелый мастер. Живописец сидит спиной к зрителю, не обращает на него никакого внимания. Он весь сосредоточен на своей модели – маленькой девочке с добрым веселым лицом.)
(В ходе беседы учитель раздает ученикам напечатанный текст.)

Искусствоведческий текст

«В картине Фирсова останавливает на себе взгляд серьезность, с какой художник передает сюжет. Мальчик-живописец, молодая женщина, наставляющая девочку, исполнены поразительной непринужденности и простоты.
В композиции картины нет ничего от классических приемов. Художник показал уголок тесноватой комнаты и в небольшом пространстве свободно расположил фигуры людей. «Случайность композиции» вызывает у зрителя впечатление жизненности сцены.
Фирсов пишет свободно и мягко, прекрасно передавая различные качества вещей различным характером мазка. Внимательно отмечает переход светотени на лицах людей и на предметах, освещенных сероватым дневным светом. Смягченность контуров, тонкие оттенки цветов, наблюдаемые художником в натуре, создают ощущение воздушной среды. Розовые, бруснично-красные, белые и бледновато-желтые цвета, преобладающие в первой части полотна, мягко сочетаются с зеленоватым оттенком камзола мальчика слева. Этот оттенок находит себе отзвук в более глухом зеленом тоне занавеса в глубине.
Такая скромная, тщательно продуманная, красочная гамма содействует сдержанной поэзии картины и атмосфере моральной чистоты, разлитой в ней» (Грабарь И.Э. История русского искусства. Т. 7. М., 1961. С. 234.)

Беседа по искусствоведческому тексту

– Представьте себе, что вы должны пересказать этот текст другу, который его не читал. В чем он для вас сложен или непонятен? (Текст несложный. Он не очень большой по объему: в нем 3 абзаца. Незнакомых слов или слов, вызывающих затруднение, нет.) (Текст написан просто. Но в тексте встречаются такие слова, как сюжет картины, композиция картины, классические приемы, случайность композиции, характер мазка, светотень, смягченность контуров, воздушная среда, красочная гамма. Эти слова представляют собой искусствоведческие термины, с которыми мы раньше встречались.) (Кроме искусствоведческих терминов, в тексте встречаются и «зрительные» прилагательные: розовый, бруснично-красный, белый, бледновато-желтый, серо-зеленый, зеленый.) (Текст очень простой и приятный. Мы как будто вместе с автором смотрим на картину и видим то же самое и чувствуем то же самое. Сразу стали понятны все слова. Видно, что картина понравилась И.Э. Грабарю. Этот текст прочитают с удовольствием и взрослые, и дети.)
– А теперь попробуем найти все основные элементы текста, проанализируем текст с точки зрения его структуры и содержания. Как мы видим, в тексте 3 части: введение, основная часть и заключение. Составим план текста. (Во вступлении указана тема картины – молодой живописец. В основной части дается описание картины и реализуются две микротемы: «свободная композиция картины» и «живописные средства картины». В заключение реализуется следующая микротема: «атмосфера моральной чистоты в картине».)
– Какова же основная мысль текста? (По-моему, она выражена во втором предложении: мальчик исполнен поразительной непринужденности и простоты.)
– Сейчас разделимся на группы. Сидящие в первом ряду выпишут имена существительные, во втором – имена прилагательные, в третьем – деепричастия. На работу отводится пять минут. (Имена существительные: картина, серьезность, взгляд, живописец, девочка, женщина. Имена прилагательные: молодая, поразительный, тесноватый, небольшой, свободный, мягкий. Деепричастия: создавая, вызывая. )
– Подведем итог. Мы видим, что большинство слов – прилагательные, принадлежащие к так называемой описательной лексике. Но, кроме нее, есть еще и экспрессивно-выразительные слова, искусствоведческие термины. Давайте попробуем найти эти слова и выражения. (Экспрессивно-выразительные слова: тесноватая комната, писать свободно и мягко, сероватый дневной свет, тонкие оттенки цветов, воздушность среды, розовый, брусничный цвет, зеленовато-серый оттенок. Искусствоведческие термины: картина, сюжет, живописец, композиция картины, случайность композиции, мазок, светотень, контуры, воздушность среды, первая часть полотна, оттенок, глухой цвет.)
– В каких предложениях текста наиболее ярко выражена авторская позиция? (Фирсов пишет свободно и мягко, прекрасно передавая различные качества вещей различным характером мазка; Такая скромная, тщательно продуманная красочная гамма содействует сдержанной поэзии картины и атмосфере моральной чистоты, разлитой в ней.)
– Теперь вместе ответим на несколько вопросов. Каким является текст – описательным, повествовательным, рассуждением? (Текст является описательным, потому что большинство слов в нем принадлежит описательной лексике: очень много существительных – конкретных; имен прилагательных, обозначающих цвет; глаголы употребляются в основном в настоящем времени, часто встречаются атрибутивные обороты типа коричневатый тон, глухой тон. Связь между предложениями последовательная, и потому текст легко и быстро запоминается.)
– Какая у нас лексика опорных слов? Как происходит действие в тексте? Что такое описание?
– Как вы думаете, к какому стилю – разговорному или книжному – относится текст? (В этом тексте совмещаются и разговорный, и книжный стили.) (Я так не думаю. Это научно-популярный стиль с элементами художественной речи. В тексте много искусствоведческих терминов. Но все в тексте излагается просто и понятно.)
– И.Э. Грабарь разъясняет тайны картины, делая ее доступной для понимания, а значит, и любимой всеми, то есть популярной. Поэтому слова и предложения, которыми он воспользовался, просты и понятны всем. Стиль такого текста, как мы уже знаем, называется научно-популярным.

Задание на дом. Напишите сочинение-статью о картине И.Фирсова «Юный живописец» в школьную стенгазету. Передайте не только содержание картины, но и свое впечатление, выразите свое отношение к ней. Поделитесь с читателем своим мнением об увиденной вами картине (репродукции) на выставке (на уроке, в альбоме).

Обсуждение закрыто.