Статья 380 часть 1 ук рк

Уголовный Кодекс РК
Статья 380. Применение насилия в отношении представителя власти

1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих служебных обязанностей либо из мести за выполнение служебных обязанностей –

наказывается штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, –

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

3. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, совершенное:

1) в отношении двух или более лиц;

2) в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а равно сопряженное с похищением человека либо захватом заложника;

3) с особой жестокостью;

4) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору;

5) с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение;

7) в отношении заведомо несовершеннолетнего лица;

8) в условиях чрезвычайной ситуации или в ходе массовых беспорядков;

9) в местности, где объявлено чрезвычайное положение, или зоне проведения антитеррористической операции, –

наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет.

Сноска. Статья 380 в редакции Закона РК от 03.07.2017 № 84-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Уголовный Кодекс РК
Статья 380-1. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного, специального государственного органа, военнослужащего

1. Посягательство на жизнь, то есть умышленные действия, направленные на причинение смерти, сотрудника правоохранительного, специального государственного органа, военнослужащего или их близких в связи с выполнением ими служебных обязанностей либо из мести за выполнение служебных обязанностей, –

наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.

2. То же деяние, совершенное:

1) в отношении двух или более лиц;

2) в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а равно сопряженное с похищением человека либо захватом заложника;

3) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;

4) с особой жестокостью;

5) способом, опасным для жизни других людей;

6) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, преступной группой;

7) с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, а равно сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера;

9) в отношении заведомо несовершеннолетнего лица;

10) в местности, где объявлено чрезвычайное положение, или в зоне проведения антитеррористической операции, –

наказывается лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет либо пожизненным лишением свободы с конфискацией имущества.

Сноска. Глава 16 дополнена статьей 380-1 в соответствии с Законом РК от 03.07.2017 № 84-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Научная электронная библиотека

Бекмагамбетов А.Б. А. Б., Ревин В. П., Ревина В. В.,

§2. Уголовные правонарушения, посягающие на представителя власти и управления

Посягательство на честь и достоинство Президента Республики Казахстан и воспрепятствование его деятельности (ст. 375 УК РК).

Непосредственный объект уголовного правонарушения – отношения, регулирующие деятельность главы государства. Дополнительный объект – честь, достоинство главы государства. Общественная опасность этого уголовного правонарушения состоит в том, что оно нарушает нормальную деятельность органов власти и их авторитет, а также честь и достоинство Президента Республики Казахстан.

Объективная сторона выражается в публичном оскорблении Президента государства при исполнении им должностных обязанностей или в связи с ними либо ином посягательстве на честь и достоинство. Оскорбление – это унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме (ст. 130 УК РК). Применительно к рассматриваемому составу понятие «оскорбление» дополнено другими признаками:

а) публичностью оскорбления;

б) спецификой объекта посягательства – Президент страны;

в) специальными целью или мотивом – исполнение должностных обязанностей (ч.3).

Состав уголовного правонарушения является формальным, а деяние считается оконченным с момента совершения указанных в диспозиции действий.

Субъект уголовного правонарушения – физическое, вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что публично оскорбляет или совершает иные посягательства на честь и достоинство Президента страны при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, и желает этого.

Квалифицирующий признак (ч.2) предполагает совершения преступления с использованием средств массовой информации или сетей телекоммуникаций.

Особо квалифицированный состав (ч.3) заключается в любом воздействии на Президента страны или его близких родственников с целью воспрепятствовать исполнению им своих обязанностей.

По отношение к вышеназванной специальной нормой является статья 373 УК РК, предусматривающая ответственность за аналогичные виды посягательств в отношении Первого Президента РК – Лидера Нации.

Посягательство на честь и достоинство депутата Парламента Республики Казахстан и воспрепятствование его деятельности (ст. 376 УК РК).

Непосредственный объект уголовного правонарушения – отношения, регулирующие деятельность депутатов Парламента страны. Дополнительный объект – честь и достоинство депутата верхней или нижней палаты Парламента РК. Общественная опасность этого уголовного правонарушения состоит в том, что оно нарушает нормальную деятельность органов законодательной власти – Парламента РК и их авторитет, а также честь и достоинство представителя власти.

Признаки объективной и субъективной стороны основного, квалифицированного и особо квалифицированного составов, за исключением отличия в потерпевшем, схожи с признаками, указанными в статье 375 УК РК.

Отдельной нормой – статьей 377 УК РК законодатель предусмотрел ответственность за воспрепятствование деятельности Конституционного Совета Республики Казахстан.

Оскорбление представителя власти (ст. 378 УК РК).

Непосредственный объект уголовного правонарушения – отношения, регулирующие деятельность представителей власти. Общественная опасность этого уголовного правонарушения состоит в том, что оно нарушает нормальную деятельность органов власти и их авторитет, а также честь и достоинство представителя власти. Дополнительный объект – оскорбление чести, достоинства представителя власти.

Объективная сторона выражается в публичном оскорблении представителя власти при исполнении им должностных обязанностей или в связи с ними. Оскорбление – это унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме (ст. 130 УК РК). Применительно к рассматриваемому составу понятие «оскорбление» дополнено другими признаками: а) публичностью оскорбления; б) спецификой объекта посягательства – представитель власти; в) специальными целью или мотивом – исполнение должностных обязанностей или мести за их исполнение.

Понятие представителя власти приведено в п.9 ст. 3 УК РК, им признается лицо, находящееся на государственной службе, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, в том числе сотрудник правоохранительного или специального государственного органа, органа военной полиции, военнослужащий, участвующий в обеспечении общественного порядка.

Смотрите так же:  Экспертиза качества муки

Состав по конструкции формальный, то есть деяние считается оконченным с момента совершения указанных в диспозиции действий.

Субъект уголовного правонарушения – физическое, вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что публично оскорбляет представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, и желает этого. Квалифицирующими признаками по ч.2 ст. 378 УК РК являются – совершение деяния публично либо с использованием средств массовой информации или сетей коммуникаций.

С учетом демократических стандартов страны в области плюрализма мнений в сфере прав граждан на свободу слова, в примечаниях к статьям 375, 376 и 378 УК РК, закреплено положение о том, что публичные выступления, содержащие критические высказывания о проводимой Президентом Республики Казахстан политике, или о депутатской деятельности депутата Парламента, или о служебной деятельности представителя власти не влекут уголовной ответственности.

Применение насилия в отношении представителя власти
(ст. 380 УК РК).

Данная статья предусматривает охрану общественных отношений и ответственность за такое насилие, которое не является опасным для жизни или здоровья, либо угрозу применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

Дополнительный объект уголовного правонарушения – здоровье представителей власти или их близких.

Объективная сторона предполагает: а) применение физического или психического насилия, неопасного для жизни или здоровья; б) угрозу применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Речь идет о признаках насилия, указанных в ст. 104, 105 УК РК, угроза насилием может носить любой характер.

Состав по конструкции – формально-материальный.

Субъект уголовного правонарушения – физическое, вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что применяет насилие неопасное для жизни или здоровья в отношении представителя власти или его близкого, и желает этого. Обязательным признаком субъективной стороны является цель – в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, т.е. совершаемые для воспрепятствования указанной деятельности или отмщения за нее.

Квалифицированный состав (ч.2) предполагает применение насилия, опасного для жизни или здоровья в отношении представителя власти. Если в данном случае наступают последствия в виде убийства или причинения тяжкого вреда здоровью, такие действия должны квалифицироваться по совокупности ч.2 ст. 380 и п.2 ч.2 ст. 99 (при убийстве) либо п.2 ч.2 ст. 106 УК РК.

Воспрепятствование деятельности прокурора и неисполнение его законных требований (ст. 381 УК РК).

Непосредственный объект преступления – отношения, регулирующие деятельность органов прокуратуры по осуществлению надзора за законностью.

Дополнительный объект преступления – права и законные интересы физических или юридических лиц.

Объективная сторона выражается в:

а) не исполнение актов прокурорского надзора;

б) воспрепятствование деятельности прокурора;

в) причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо интересам общества или государства.

Общественная опасность этого деяния состоит в том, что оно нарушает нормальную деятельность органов прокуратуры по осуществлению надзора и их авторитет, а также правам и законным интересам граждан или организаций. Закон РК от 21 декабря 1995 г. №2709 «О прокуратуре Республики Казахстан» выделяет 17 направлений деятельности органов прокуратуры, в т. ч.6 видов надзора: за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, законных интересов юридических лиц и государства; за оперативно-розыскной деятельностью; за досудебного производства; за законностью административного производства; за законностью исполнительного производства; за применением законов в сфере международного правового сотрудничества1.

Прокуратура осуществляет надзор путем проведения проверок. По их результатам прокурор вносит протест; дает предписание об устранении нарушений законности; выносит постановления о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении, о принудительном исполнении требований прокурора, о доставлении (приводе), принимает меры к возмещению материального ущерба; в случае нарушения прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц и государства приостанавливает действие незаконного акта, за исключением законов; отменяет или снимает меры запретительно-ограничительного характера, наложенные государственными органами и их должностными лицами; обращается в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов государства, физических и юридических лиц; вносит органу или должностному лицу представление об устранении нарушений законности.

Неисполнение законных требований прокурора либо неявка по его требованию без уважительных причин влекут установленную законом ответственность. Прокурор вправе в случае неисполнения предписаний и постановлений в пределах своей компетенции обратить их к принудительному исполнению2.

Состав по конструкции является материальным.

Субъект – физическое, вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом. Виновный осознает, что не исполняет акты прокурорского надзора либо воспрепятствует деятельности прокурора, предвидит неизбежность или возможность наступления существенного вреда и желает их наступления (при прямом умысле), не желает, но сознательно допускает или относится к ним безразлично (косвенный умысел).

Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица, занимающего ответственную государственную должность (ст. 382 УК РК).

Непосредственный объект уголовного правонарушения – отношения, регулирующие безопасность деятельности должностного лица, занимающего ответственную государственную должность.

Обязательным признаком объекта выступает потерпевший – лицо, занимающее ответственную государственную должность. В соответствии с п.16 статьи 3 УК РК таковыми признаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РК, конституционными и иными Законами РК для непосредственного исполнения функций государства и полномочий государственных органов, в том числе депутаты Парламента, судьи, а равно лица, занимающие согласно законодательству РК о государственной службе политические государственные должности либо административные государственные должности категории «А». Более подробно перечень изложен в Реестре должностей политических и административных государственных служащих, утвержденном Указом Президента РК от 29 декабря 2015 года №150. (с изменениями от 01. 06. 2016 г. )

Объективная сторона предполагает деяния по разглашению сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица, занимающего ответственную государственную должность, а также его близких, лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью.

Под разглашением сведений о мерах безопасности в отношении лица, занимающего ответственную государственную должность, понимается сообщение таких сведений третьим лицам, которые могут воспрепятствовать служебной деятельности такого субъекта правоотношений. Общественная опасность этого уголовного правонарушения состоит в том, что оно посягает на нормальную деятельность должностных лиц, занимающих ответственную государственную должность.

Состав по конструкции является формальным и считается оконченным с момента разглашения соответствующих сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица.

Субъект уголовного правонарушения – физическое, вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что разглашает сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких, и желает этого. Обязательным признаком субъективной стороны преступления является специальная цель – воспрепятствование служебной деятельности.

Квалифицированный состав (ч.2 РК) включает исполнение указанного в ч.1 ст. 382 УК РК деяния, повлекшего тяжкие последствия. Такие последствия могут выступать в качестве физического вреда (телесные повреждения в отношении должностного лица); материального вреда (в виде нанесения ущерба его личной собственности) или морального вреда соответствующему должностному лицу.

Смотрите так же:  Образец заявление об увольнении в связи с переводом в другую организацию

1adilet. zan. kz/rus/docs/Z000000083_
2adilet. zan. kz/rus/docs/Z950002529_
3adilet. zan. kz/rus/docs/U950002737_

1adilet. zan. kz/rus/docs/Z950002709_
2См. : Жанузакова Л. Проблемы состояния законодательства Республики Казахстан о прокуратуре в части противостояния коррупции//www. zakon. kz/97319-problemy-sostojanija-zakonodatelstva. html).

Кодекс Республики Казахстан от 16.07.1997 N 167-I
«Уголовный кодекс Республики Казахстан»

Часть II. Особенная часть

Глава 16. Воинские преступления

Статья 380-1. Превышение власти или служебных полномочий

1. Превышение власти или служебных полномочий, то есть совершение начальником или должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его прав и полномочий, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, –

наказывается ограничением по воинской службе на срок до двух лет либо содержанием на гауптвахте на срок до трех месяцев или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия либо совершенное:

а) с применением насилия или угрозы его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям, –

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в боевой обстановке, –

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в военное время, –

наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы.

До двух лет лишения свободы грозит североказахстанцу на нападение на сотрудника полиции

Санкция статьи 380 Уголовного Кодекса РК за применение насилия в отношении представителя власти при исполнении им служебных обязанностей предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа, исправительных работ, ограничения либо лишения свободы сроком до 10 лет. С начала года в Северо-Казахстанской области зарегистрировано 5 таких фактов. 30-летний житель поселка Бесколь находится под следствием. В состоянии алкогольного опьянения, он ударил сотрудника дорожно-патрульной полиции, находящего на службе на контрольно-пропускном пункте. По данному факту начато досудебное расследование по части 1 статьи 380 «Применение насилия в отношении представителя власти». Стоит отметить, ранее североказахстанец привлекался к уголовной ответственности за совершение грабежа…

А жителю Петропавловска грозит уголовная ответственность за нападение на инспектора ювенальной полиции. Полицейские приехали по заявлению горожан, которые жаловались на двух соседей, распивавших спиртные напитки. В начале сотрудникам второго отдела городского УВД удалось утихомирить шумных подростков, а по пути в наркологический центр, куда повезли молодых людей для освидетельствования, один из них неожиданно несколько раз ударил сотрудницу полиции.

«Нужно помнить, что уголовная ответственность предусмотрена и за оскорбление или неповиновение представителю власти. С начала года зарегистрировано 8 таких фактов. В прошлом году по фактам применения насилия в отношении представителей власти осуждены 15 человек к различным срокам ограничения свободы, в отношении 1 лица применена мера наказания – лишение свободы…», — отметил начальник следственного управления ДВД СКО полковник полиции Кайрат Касымбеков.

Напомним, что в июле 2017 года принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования правоохранительной системы». Из Уголовного Кодекса декриминализованы деяния, предусмотренные частью 1 статьи 379 УК РК «Неповиновение представителю власти». Ужесточено наказание за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 380 УК, а именно увеличен штраф с 2000 до 3000 МРП, лишение свободы с 2 до 3 лет. Кроме того, введена часть 3, предусматривающая наказание в виде лишения свободы на срок от семи до двенадцати лет.

Введена новая норма ст. 380-1 УК РК «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного, специального государственного органа, военнослужащего». За совершение данного деяния в части 1 предусмотрено наказание в виде «лишения свободы от 10 до 15 лет», а в части 2 от 15 до 20 лет.

Пресс-служба ДВД СКО

В СКО пятерым жителям грозит до семи лет лишения свободы за наркопреступления

В УВД г.Петропавловска расследуется уголовное дело «Применение насилия в отношении представителя власти»

Статья 380 часть 1 ук рк

Представление заведомо ложных сведений при получении удостоверения гражданина (паспорта) или других документов, удостоверяющих личность
Представление заведомо ложных сведений или поддельных документов в органы исполнительной власти Республики Казахстан при получении удостоверения гражданина (паспорта) либо других документов, удостоверяющих личность или гражданство, —
влечет штраф на физических лиц в размере до пяти, на должностных лиц — в размере от десяти до двадцати месячных расчетных показателей.

Кодекс дополнен статьей 380-1 в соответствии с Законом РК от 07.07.06 г. № 171-III
Статья 380-1. Незаконное получение листа и (или) справки о временной нетрудоспособности
1. Незаконное получение листа и (или) справки о временной нетрудоспособности вследствие симулирования болезни —
влечет штраф на физических лиц в размере от пяти до десяти месячных расчетных показателей.
2. То же деяние, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, —
влечет штраф на физических лиц в размере от десяти до двадцати месячных расчетных показателей.

В статью 381 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.12.03 г. № 506-II (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 20.01.06 г. № 123-III (введен в действие с 1 января 2006 года) (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.02.07 г. № 235-III (см. стар. ред.)

Есть ли цена у бесплатной поездки?

Учащийся одного из учреждений образования на станции метро при пересечении линии контроля или контролерам в автобусе предъявил поддельную справку учащегося.

Такие строчки в оперативной сводке встречаются практически ежедневно.

А понимают ли молодые люди последствия своих действий, когда находят, изготавливают или приобретают где-нибудь на просторах сети Интернет такие справки, используют их?

Уголовный кодекс Республики Беларусь в статье 380 красноречиво расскажет о них.

Подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях использования такого документа самим исполнителем или другим лицом, либо сбыт такого документа, либо изготовление поддельных штампов, печатей, бланков в тех же целях, либо их сбыт, либо использование заведомо подложного документа наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет.

За совершение таких же действий, но повторно либо группой лиц по предварительному сговору наказание еще более строгое — штраф, или арест, или ограничение свободы на срок до пяти лет, или лишение свободы на срок до трех лет.

Да, да. За совершение подобных действий предусмотрена не административная, а уголовная ответственность.

Может санкция данной статьи, на первый взгляд, и не так страшна, но не это главное.

Осуждение лица за совершенное им преступление создает правовое состояние судимости, заключающееся в возможности применения к осужденному наказания либо иных мер уголовной ответственности в соответствии с приговором суда и Уголовным кодексом Республики Беларусь.

Смотрите так же:  Транспортный налог псковская область льготы

Лицо считается судимым со дня вступления в законную силу приговора суда вплоть до погашения или снятия судимости.

Судимость сама по себе, даже погашенная или снятая в установленном законом порядке, может повлечь за собой ряд негативных последствий в будущем.

Так, для отдельных категорий работников основанием для отказа в приеме на работу является наличие судимости, в частности, для отказа в приеме на государственную службу (подп. 1.10-1 ст. 33 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Ввиду особых функций, выполняемых сотрудниками органов внутренних дел, на службу не могут быть приняты граждане, совершавшие ранее преступления.

На должность судьи не может быть назначено лицо, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда, а на службу в органы прокуратуры не могут быть приняты лица, имеющие судимость или ранее совершившие умышленное преступление.

Определенные вопросы могут возникнуть и в повседневной жизни.

Например, отдельные государства могут отказать вам в получении шенгенской или национальной визы, даже если судимость на момент подачи документов уже будет погашена. Причиной отказа может служить присутствие так называемых записей криминального характера заявителя.

А теперь давайте на конкретных примерах разберем, когда и за какие действия наступает уголовная ответственность, предусмотренная ст.380 УК Республики Беларусь.

Ситуация 1. Предъявление справки, выданной на имя иного лица, при пересечении линии контроля в метро.

Приговором суда Партизанского района г.Минска от 16.04.2015 Р. осужден по ч.1 ст.380 УК Республики Беларусь к наказанию в виде ограничения свободы на 1 год без направления в исправительное учреждение открытого типа.

Р. обвинялся в том, что 19.03.2015 в 16 часов 25 минут предъявил справку №191 от 08.09.2014, выданную одной из школ города Минска на имя П. (то есть, совершенно иного лица), при пересечении линии контроля станции метро «Тракторный завод» по ул.Долгобродской, 29 в г.Минске, представляющую право на бесплатный проезд во всех видах городского и пригородного пассажирского транспорта, в действительности не являясь учащимся школы.

Таким образом, Р. использовал заведомо подложный официальный документ.

Справка в данном случае является официальным документом, так как предоставляет лицу определенное право, право на бесплатный проезд.

Заведомо подложной она является в силу того, что предъявившее ее лицо не является тем, кому она выдана и прекрасно было осведомлено об этом.

Использование заведомо подложного официального документа – предъявление его контролеру при пересечении линии контроля в метро.

На момент осуждения Р. было 18 лет, он являлся учащимся одного из учреждений профессионально-технического образования, ранее судим не был. Вину в совершении преступления он признал и показал, что справку нашел незадолго до произошедшего.

Ситуация 2. Подделка справки на имя другого лица и предъявление ее при пересечении контроля в метро.

Несовершеннолетний К. 15.12.2014 около 15 часов 30 минут, находясь дома, подделал справку учащегося 10 «Б» класса одной из школ Ленинского района г.Минска на имя другого лица, предоставляющую право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта, после чего использовал данный документ, предъявив с целью бесплатного проезда сотруднику метрополитена на станции метро «Площадь Ленина».

В данном случае, помимо действий, описанных в примере 1, К. совершил еще и подделку документа.

Как правило, подделка осуществляется учащимися путем дописки своих данных, учинением собственноручных записей в графы справки.

Ситуация 3. Использование справки, выданной на свое имя, но не действительной на дату предъявления.

Ю. использовал заведомо подложный документ – справку учащегося 9 «Б» класса одного из учреждений образования Октябрьского района г.Минска, предъявив ее 27.02.2015 работнику КУП «Минский метрополитен».

В данном случае Ю. использовал справку, выданную на свое имя. Но на момент ее предъявления, он уже не являлся учащимся школы.

Уголовная ответственность за совершение преступления, предусмотренного ст.380 УК Республики Беларусь наступает с 16 лет.

Но иногда такие действия совершаются и несовершеннолетними, не достигшими этого возраста.

Необходимо знать, что для таких несовершеннолетних все не закончится просто и без последствий.

В зависимости от стадии, на которой обнаружится, что несовершеннолетний не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, выносится решение об отказе в возбуждении уголовного дела (если проводилась проверка, но уголовное дело еще не было возбуждено) или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность (после возбуждения уголовного дела).

Копия такого постановления направляется органом дознания или предварительного следствия в комиссию по делам несовершеннолетних для проведения необходимой профилактической работы с несовершеннолетним. Впоследствии он подлежит постановке на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних, и с ним будет проводиться индивидуальная профилактическая работа. Более того, в отношении него даже может быть решен вопрос о направлении в специальное учебно-воспитательное учреждение (ст.14 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

Таким образом, цена у бесплатной поездки все-таки есть и она очень высока, так как связана с испорченной репутацией и нередко сломанной судьбой.

Необходимо помнить все это, когда захочется сделать неверный шаг.

Справочно: в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.02.2011 №202 «О некоторых вопросах проезда обучающихся» (далее – постановление), правом на бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования регулярного городского сообщения, городском электрическом транспорте и в метрополитене от места жительства (места пребывания) к месту учебы и обратно в период с 1 сентября по 30 июня наделены учащиеся, получающие общее среднее и специальное образование. Данное право реализуется на основании справки о том, что гражданин является обучающимся или воспитанником учреждения образования с указанием места жительства (места пребывания) и места учебы, а также уровня получаемого образования или вида осваиваемой образовательной программы.

Руководители государственных учреждений могут оказывать нуждающимся учащимся и студентам, получающим профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование в дневной форме получения образования, материальную помощь для оплаты проезда на автомобильном транспорте общего пользования регулярного городского сообщения, городском электрическом транспорте и в метрополитене (далее — материальная помощь).

Материальная помощь оказывается по заявлению учащегося или студента на основании ходатайства постоянно действующей комиссии по оказанию материальной помощи на проезд, создаваемой в учреждении образования в установленном порядке.

Областным, Минскому городскому и районным Советам депутатов в пределах своей компетенции рекомендовано принимать дополнительные меры по поддержке учащихся, получающих общее среднее и специальное образование, при проезде железнодорожным транспортом общего пользования в поездах региональных линий экономкласса, на автомобильном транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения от места жительства (места пребывания) к месту учебы и обратно в период с 1 сентября по 30 июня, а также при проезде на автомобильном транспорте общего пользования регулярного городского и пригородного сообщения, городском электрическом транспорте, железнодорожном транспорте общего пользования в поездах региональных линий экономкласса и в метрополитене в иных случаях (п.2 Постановления).

© Белорусский национальный технический университет
2010 — 2019 Минск

Обсуждение закрыто.