Собственность лесных участков

Статья 8 ЛК РФ. Право собственности на лесные участки

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Мы отправили письмо на ваш адрес электронной почты ([email protected]). В письме вы найдете ссылку для сброса пароля и все дальнейшие инструкции.

Вы уверены, что хотите выйти?

Сообщение отправлено

Ваше сообщение администратору отправлено. Вы получите ответ на адрес электронной почты в течение 2х рабочих дней

Вы уверены, что хотите удалить закладку
“Изменения в КоАП с 1 марта 2017 года”?

Статья 8 ЛК РФ. Право собственности на лесные участки

1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

2. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Комментарии к ст. 8 ЛК РФ

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Комментируемая статья устанавливает, что и сформированные, и формируемые лесные участки в соответствии со ст. 7 настоящего Кодекса также находятся только в федеральной собственности, независимо от того, предоставлены они физическим или юридическим лицам на установленном праве пользования или нет. Содержание права собственности в целом как института гражданского права закреплено в ст. 209 ГК РФ. Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и др. природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Общие положения об оборотоспособности объектов гражданских прав, в том числе земли и других природных ресурсов, закреплены в ст. 129 ГК РФ. Согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и др. природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Перечень земельных участков, изъятых из оборота, т.е. тех, которые нельзя предоставлять в частную собственность, а также перечень земельных участков, ограниченных в обороте, т.е. тех, которые, по общему правилу, также нельзя предоставлять в частную собственность, за исключением прямого разрешения о том федерального закона, содержатся в ст. 27 Земельного кодекса РФ. Статьей 33 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» подп. 2 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ был изложен в другой редакции. Так, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

Отметим, что правовой режим лесных участков в составе земель нелесного фонда, а иных категорий четко не определен, что породит немало спорных моментов. Как видим, формы собственности на такие лесные участки могут быть любые и должны определяться в соответствии с земельным законодательством. Пока такие нюансы земельное законодательство не содержит. Достаточно сложно будет определить критерий отнесения лесного участка в составе земель иных категорий к таковому при условии отсутствия на нем соответствующих насаждений.

Что такое лесной участок установлено в одноименной Статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ) от 04.12.2006 № 200-ФЗ. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями: 67 («Общие положения о проведении лесоустройства»), 69 («Проектирование лесных участков») и 92 («Государственный кадастровый учет лесных участков») ЛК РФ.

Лесной участок ─ это не только участок лесного фонда. Лесоустройство проводится как на его землях, так и на землях обороны и безопасности, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий.

Согласно Земельному кодексу Российской Федерации (ЗК РФ) к землям лесного фонда наряду с лесными относятся нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства. К лесным принадлежат земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, ─ вырубки, гари, редины, прогалины и др. К числу нелесных земель ─ просеки, дороги, болота и др.

Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. По целевому назначению леса, расположенные на землях лесного фонда, подразделяют на защитные, эксплуатационные и резервные. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

Лесной участок можно рассматривать как земельный участок, на котором проводится лесоустройство. На земельных участках, где леса не произрастают, лесоустройство не проводится. По отношению к лесным участкам предусмотрена деятельность по их проектированию, в процессе которой выполняется проект лесного участка, содержащий информацию о границах, площади, местоположении и иных качественных и количественных параметрах.

Лесные участки ─ это самостоятельные природные объекты, имеющие специальный правовой режим, определяемый лесным законодательством. Кроме того, порядок использования и охраны земель лесного фонда регулирует земельное законодательство.

Правовой режим земельных участков из состава земель лесного фонда и лесных участков из состава иных категорий земель не является тождественным, поскольку, например, по-разному происходит их налогообложение земельным налогом.

Следует отметить, что, несмотря на свою кажущуюся очевидность, понятие «лес» не является таким однозначным. Наряду с его научным толкованием необходимо четко сформулировать юридическое. А даже научное толкование служит поводом для дискуссий. Если рассматривать лес как совокупность лесной растительности, возникает вопрос количественных параметров, позволяющих определить, когда эта совокупность может называться лесом, а когда до этого названия «не дотягивает». Разграничить лесную и нелесную растительность, например, участок с лесными деревьями и участок с «не лесными» кустарниками или редко стоящими деревьями, кроны которых не смыкаются, ─ не так-то просто.

В лесном законодательстве понятие леса определено как через экологическую систему, так и природный ресурс. Некоторые специалисты считают, что разделение понятия «лес» на две части ─ землю и древесную растительность приводит к тому, что лесные отношения подменяются земельными. С другой стороны, если лес отделить от земли, на которой он растет, лес перестанет быть лесом, превратившись в древесину.

Лесные участки в зеркале статистики

Как известно, в соответствии с ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий. Это:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) земли лесного фонда занимают 1 121 928 га (65,6% всех земельных ресурсов). Т. е. существенно больше, чем земли всех остальных категорий вместе взятые. А их доля в составе земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, еще выше ─ 71,1%.

Помимо этого, в составе земель населенных пунктов 13,7% приходится на покрытые лесом земельные участки ─ лесные площади (10,4%) и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд (3,3%). В составе земель особо охраняемых территорий и объектов лесные площади и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд, занимают свыше 40%.

Земли, покрытые лесом, составляют значительную часть (почти 1/6) земель сельскохозяйственного назначения.

Что касается земель лесного фонда, то их распределение по угодьям выглядит следующим образом:

  • лесные площади ─ 72,6%;
  • лесные насаждения, не входящие в лесной фонд ─ 0,01%;
  • участки, находящиеся под водой ─ 1,7%;
  • земли застройки ─ 0,01%;
  • участки под дорогами ─ 0,1%;
  • болота ─ 9,9%;
  • нарушенные земли ─ 0,02%;
  • прочие земли ─ 15,3%;
  • сельскохозяйственные угодья ─ 0,4%;
  • участки в стадии мелиоративного строительства ─ 0,00004%.

Пользование лесными участками

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

К числу видов использования лесов относятся: заготовка древесины; заготовка и сбор не древесных лесных ресурсов (пищевых, лекарственных); ведение охотничьего и сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности; выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений; рекреационная деятельность. На лесных участках могут выполняться работы по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, строительству и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений (морских и речных портов, морских терминалов, речных причалов); строительству, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.

Очевидно, что всякий, использующий лесные участки, будь то произрастающая на них растительность или земля, должен обладать правом пользования лесными участками.

Права на лесные участки

Право пользования участками лесного фонда может быть различным. Согласно Статье 8 «Право собственности на лесные участки» ЛК РФ, право собственности на лесные участки в составе земель лесного фонда принадлежит государству. Федеральная собственность на леса призвана служить гарантией выполнения государством своей обязанности по соблюдению и защите прав граждан РФ на благоприятную окружающую среду.

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ЗК РФ).

Постоянно поднимается вопрос установления частной собственности на леса. Этот вопрос актуален не только для тех, кто построил дом на лесном участке, он имеет значительный общественный резонанс. Обсуждая его, нельзя не принимать во внимание естественные природно-экономические свойства леса как природного объекта. Прежде всего, очень длительные сроки лесовосстановления. Капитал, затраченный на приобретение лесов и ведение в них хозяйства, принесет прибыль лишь спустя многие десятилетия, поэтому для собственника, заинтересованного в получении прибыли, выгодной будет исключительно рубка леса, а не лесное хозяйство.

Статья 9 ЛК РФ предусматривает постоянное (бессрочное) пользование лесным участком, аренду лесного участка, безвозмездное срочное пользование лесным участком, а также ограниченное пользование чужим лесным участком (сервитут).

Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникают и прекращаются, если иное не предусмотрено ЛК РФ, по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством.

Самовольное занятие лесного участка преследуется по закону. В соответствии со Статьей 7.9. «Самовольное занятие лесных участков» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наказание. На граждан накладывается административный штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей. На должностных лиц ─ от одной тысячи до двух тысяч рублей. На юридических лиц ─ от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Право собственности и иные права на лесные участки

Право собственности на леса

Право собственности является наиболее полным вещным правом на лесные участки вместе с произрастающими на них лесами. Право собственности можно рассматривать в объективном и субъективном смысле. Право собственности в субъективном смысле можно определить как закрепленную за собственником юридически обеспеченную возможность владеть, пользоваться, распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своем интересе путем совершения в отношении этого имущества любых действий, не противоречащих закону и иным правовым актам и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства1. В объективном смысле право собственности представляет собой правовой институт, т.е. совокупность правовых норм, регулирующих особую сферу имущественных отношений по поводу земли и других природных ресурсов.

В соответствии с действующим ЛК РФ право собственности на леса прямо не закреплено в законодательстве. В нем право собственности на леса закрепляется посредством закрепления собственности на земельные участки, на которых произрастают леса. Лес представляет собой сложную вещь, состоящую из нескольких частей: из земельного участка, лесной растительности и других частей.

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (ч. 1 ст. 6 Л К РФ). Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 ЛК РФ). Большинство лесов произрастает на землях лесного фонда, поэтому находится в федеральной собственности. Лесной кодекс РФ не предусматривает возможности приватизации лесов, произрастающих на землях лесного фонда. Также в федеральной собственности находятся леса, произрастающие на землях обороны и безопасности, на территории заповедников, национальных парков и др.

Лесной кодекс РФ 2006 г. ввел собственность на леса субъектов РФ как разновидность государственной собственности. Субъекты РФ названы в качестве участников лесных отношений в ст. 4 ЛК РФ. Их собственность на леса, например, прямо предусмотрена ч. 1 ст. 82 ЛК РФ, в соответствии с которой к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся полномочия по владению, пользованию и распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов РФ. Собственность субъектов РФ на земельные участки закрепляет ст. 18 ЗК РФ. В собственности субъектов РФ находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Лесной кодекс РФ предусматривает также введение новой формы собственности на леса — муниципальной собственности. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков относятся полномочия по владению, пользованию и распоряжению такими лесными участками (п. 1 ч. 1 ст. 84 ЛК РФ). Собственность муниципальных образований на земельные участки также предусмотрена ЗК РФ. В соответствии со ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Смотрите так же:  Право на возмещение вреда по случаю потери кормильца имеют

Муниципальные образования как собственники лесных участков наделены ЛК РФ полномочиями по владению, пользованию и распоряжению такими лесными участками. К полномочиям органов местного самоуправления относятся также установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков, организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах и др. (ч. 1 ст. 84 ЛК РФ). Кроме того, органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (ч. 1.1 ст. 84 ЛК РФ). При этом перечень полномочий органов местного самоуправления не является исчерпывающим: органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством РФ (ч. 2 ст. 84 ЛК РФ).

В ЛК РФ не предусмотрена возможность передачи участков леса из земель лесного фонда в собственность субъектов РФ и муниципальных образований.

В частной собственности могут находиться леса, произрастающие на земельных участках, которые предоставлены в частную собственность, например земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения.

Важной особенностью государственной собственности является то, что она создается и функционирует для выполнения государственных задач. При этом государство защищает свое право собственности на тех же основаниях, как и другие собственники. В государственной собственности находят свое выражение известные властные, публичные элементы, которые при последовательно демократической организации общества ограничены законом1.

В Конституции РФ раскрывается содержание права собственности на землю и другие природные ресурсы. В соответствии со ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Общее понятие права собственности независимо от объекта права собственности сформулировано в ст. 209 ГК РФ, которое в полной мере согласуется с вышеуказанной нормой Конституции РФ. Содержанием права собственности являются правомочия владения, пользования, распоряжения. В соответствии с гражданским законодательством собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 ГК РФ).

В лесном законодательстве не раскрывается содержание указанных правомочий, однако в цивилистической науке ученые практически единодушны при решении данного вопроса. «Под правомочием владения понимается основанная на законе (или юридически обеспеченная) возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в своем хозяйстве (числить на балансе и т.п.); под правомочием пользования — аналогичная возможность эксплуатации (хозяйственного использования) имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления; под правом распоряжения — соответствующая возможность определить судьбу имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (в форме отчуждения, уничтожения и т.д.)»1.

В лесном законодательстве определяются специфические черты и характер содержания права федеральной собственности на леса, произрастающие на землях лесного фонда, а также особенности механизма реализации правомочий собственника на этот природный ресурс. Нормы гражданского законодательства о праве собственности конкретизируется в лесном законодательстве. Это обстоятельство обусловлено содержанием п. 3 ст. 129 ГК РФ, согласно которому земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Таким образом, гражданским законодательством установлен приоритет природоресурсного законодательства. Кроме того, согласно ч. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется собственником в той мере, в какой их оборот допускается законом, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Данной нормой установлен предел осуществления права собственности.

На первый взгляд Российская Федерация обладает такими же правомочиями, что и частные земельные собственники, т.е.

содержание права федеральной собственности на леса составляют правомочия владения, пользование и распоряжения. Однако право государственной собственности на леса обладает значительной спецификой. Это позволило проф. О. И. Крассову сделать вывод о том, что «правовая конструкция субъекта права публичной собственности, при которой осуществление права собственности возлагается на органы государственной власти или органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, не дает оснований для признания за этими субъектами двух правомочий: владения и пользования»1. О. И. Крас-сов проанализировал содержание правомочий собственника применительно к содержанию права публичной (государственной) собственности на землю, включая произрастающие на ней леса. «По действующему законодательству, пожалуй, единственными правовыми формами осуществления владения землей является учет земельных участков, отражение соответствующих сведений в документах государственного земельного кадастра и государственная регистрация соответствующего права на земельный участок»2, однако этого не достаточно для того, чтобы признать, что Российская Федерация осуществляет правомочие владение в его традиционном понимании.

Правомочие пользования земельным участком представляет собой его непосредственную эксплуатацию и извлечение доходов. Но субъект права публичной собственности никогда сам не использует землю. Правомочия по владению и пользованию земельным участком всегда осуществляет субъект права на земельный участок, производного от права собственности на него (постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения), но не субъект права государственной собственности. Физические и юридические лица, реально использующие земельные участки, находящиеся в государственной собственности, наделяются этими правомочиями исключительно в силу закона. «Субъект права публичной собственности на землю обладает только одним, но самым главным правомочием собственника — правомочием распоряжения»3.

Ввиду того, что субъект права государственной собственности не обладает правомочиями владения и пользования землей, к нему неприменим комплекс прав и обязанностей, предусмотренных ст. 40 («Права собственников земельных участков на использование земельных участков») и 42 («Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков») ЗК РФ. Это объясняется тем, что весь комплекс прав и обязанностей, адресованный собственникам земельных участков, касается исключительно правомочий владения и пользования земельным участком, которыми наделены физические и юридические лица, реально использующие земельные участки. Неприменимы также к субъектам права публичной собственности на землю и требования ст. 13 ЗК РФ, касающиеся охраны земель.

Данная точка зрения обоснована еще и потому, что при характеристике права федеральной собственности на леса правомочия, составляющие содержание права собственности, исходя из цивилистической «триады», не наполнены реальным содержанием. В ЛК РФ не предусмотрено, что Российская Федерация (в отличие от субъектов РФ) осуществляет правомочия по владению, пользованию, распоряжению лесами. Такие правомочия субъектов РФ предусмотрены п. 1 ст. 82 ЛК РФ, согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов РФ.

Следует отметить, что применить традиционную «триаду» правомочий собственника затруднительно к раскрытию содержания права федеральной собственности еще и потому, что в соответствии с действующим ЛК РФ основные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений переданы субъектам РФ, которые они и осуществляют.

Право собственности на леса характеризуется еще такой особенностью, как неразрывной связью с природными объектами (земельными участками, объектами животного мира), что отражает интересы населения РФ.

Анализ законодательства с уверенностью позволяет сделать вывод о том, что Российская Федерация реально не осуществляет право собственности, а полномочия в области лесных отношений переданы органам государственной власти субъектов РФ.

Таким образом, «цивилистическая триада» рассчитана, прежде всего, на раскрытие содержания права частной собственности, но ее затруднительно применить к конструкции права федеральной собственности на леса, поскольку последняя обладает значительной спецификой.

Субъектом права федеральной государственной собственности на леса является Российская Федерация, обладающая рядом особенностей.

Российская Федерация в соответствии с законодательством не является юридическим лицом. Тем не менее в соответствии со ст. 124 ГК РФ она является субъектом гражданско-правовых отношений, поскольку выступает на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. Однако существует большие различия между публичными образованиями (Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями) и физическими и юридическими лицами как субъектами права. Пункт 2 ст. 124 ГК РФ допускает применение к публичным образованиям общих норм о юридических лицах, если иное не следует из закона или особенностей этих образований.

Российская Федерация может иметь любое имущество на праве собственности, в том числе изъятое из оборота, в отличие от субъектов РФ, которые не могут иметь имущество на праве собственности, отнесенное к исключительной собственности РФ.

Российская Федерация как таковая не может непосредственно сама осуществлять право собственности, поскольку понятие «государство» носит абстрактный характер. Управление и распоряжение принадлежащим ему имуществом осуществляют органы исполнительной власти, а также специально уполномоченные юридические и физические лица. Российская Федерация осуществляет право собственности через разветвленную сеть своих органов.

В соответствии со ст. 7 ЛК РФ 1997 г. все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, образовывали лесной фонд. В ЛК РФ 1997 г. на лесной фонд была установлена федеральная собственность (ст. 19). Леса, расположенные на землях обороны, также находились в федеральной собственности (ст. 19 ЛК РФ 1997 г.). Вопрос о форме собственности на леса, произрастающие на землях населенных пунктов, не был решен в законодательстве. Тем самым ЛК РФ 1997 г. устанавливал исключительную федеральную собственность на леса.

Ситуация изменилась с принятием нового ЛК РФ в декабре 2006 г. В нем предусмотрено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (ч. 1 ст. 6 ЛК РФ). Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 ЛК РФ). Леса на других участках могут находиться в иных формах собственности. Так, в п. 3 ч. 3 ст. 23 ЛК РФ 2006 г. в отличие от ЛК РФ 1997 г. прямо закреплено, что леса могут находиться на землях особо охраняемых природных территорий, которые могут быть в частной собственности1. Хотя следует обратить внимание, что подавляющее большинство лесов все же находятся в федеральной собственности, поскольку большинство лесов произрастает на землях лесного фонда.

Земельное законодательство не урегулировало в полной мере вопрос о праве собственности на земельные участки с произрастающими на них лесами. В соответствии с абз. 2 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте земельные участки из состава земель лесного фонда. Также ограничены в обороте леса, произрастающие в пределах земель особо охраняемых природных территорий, а также на земельных участках, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.

В соответствии с ч. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Вопрос о праве собственности на леса на землях обороны раньше был прямо урегулирован п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»: «Земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности». В настоящее время из формулировки этой статьи «леса, воды» изъяты. Однако леса относятся к природным ресурсам, поэтому можно путем логического толкования данной статьи установить, что леса, предоставленные для нужд Вооруженных Сил РФ, относятся к федеральной собственности.

При этом земли и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством РФ (п. 11 ст. 1 Федерального закона «Об обороне»).

Действующий Лесной кодекс РФ, так же как и ЛК РФ 1997 г. не урегулировал вопрос о праве собственности на леса, произрастающие на землях населенных пунктов, включая городские леса. Городские леса не входят в состав земель лесного фонда. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ч. 2 ст. 8 ЛК РФ). Однако земельное законодательство не решает эту проблему3.

Необходимо закрепить в ЛК РФ федеральную собственность на леса, произрастающие на землях населенных пунктов. Это повысит их защищенность, не допустит их отчуждение для использования земельных участков для других целей, благоприятно скажется на экологической обстановке в городах, поскольку она прямо зависит от состояния лесов. Городские леса очень значимы для населения, проживающего на землях населенных пунктов.

Ведение лесопаркового хозяйства в городских лесах достаточно затратный процесс, убыточно с точки зрения возможности получения прибыли, поэтому для сохранения полезных качеств городских лесов необходимо финансирование мероприятий по охране, защиты, воспроизводству лесов из федерального бюджета. Финансовые возможности РФ превосходят, например, финансовые возможности органов местного самоуправления. Федеральная собственность на городские леса необходима для обеспечения единого правового режима всех лесов на территории РФ.

При всех столь значительных изменениях лесного законодательства главным достоинством нового ЛК РФ, как и ранее действовавшего ЛК РФ 1997 г., является то, что им не допускается возможность приватизации лесов, произрастающих на землях лесного фонда. Это согласуется со ст. 27 ЗК РФ, в соответствии с которой земли лесного фонда ограничены в обороте. Как гласит абз. 2 п. 2 ст. 27 ЗК РФ, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Смотрите так же:  Какие льготы имеет ветеран труда в чувашии

В настоящее время вводить частную собственность на леса явно преждевременно. Крупные лесопромышленники не собираются скупать большие участки леса для заготовки древесины. Не следует идеализировать самосознание частных собственников участков лесного фонда. Если они займутся вырубкой древесины, то при цикле ее выращивания до 100 лет придется ждать плодоношения плантаций более века, а рассчитывать на обогащение смогут лишь их внуки или правнуки1.

Зарубежный опыт США, Канады и других стран также свидетельствует о нецелесообразности частной собственности на леса. Государственная (федеральная в США) собственность является формой собственности, наилучшим образом отвечающей как экономическим, так и экологическим национальным интересам2.

Таким образом, можно констатировать, что новый ЛК РФ ввел многообразие форм собственности на леса с некоторой оговоркой. Хотя физических и юридических лиц ЛК РФ не называет в качестве субъектов права собственности на леса, но в ч. 1 ст. 6 ЛК РФ закреплено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом в ч. 2 ст. 8 ЛК РФ законодатель развивает далее мысль: формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Иными словами, леса могут произрастать на землях, находящихся в частной собственности (например, на землях сельскохозяйственного назначения) в соответствии с земельным законодательством.

Федеральная собственность на лесные участки на землях лесного фонда имеет целевой характер: ее правовое регулирование подчинено обеспечению рационального и неистощительного использования лесов, сохранению биологического разнообразия лесных экосистем.

Использование лесов в соответствии с ЛК РФ осуществляется на определенных титулах. Лесной кодекс РФ закрепляет следующие права пользования лесными участками (ст. 9 ЛК РФ):

  • — постоянного (бессрочного) пользования лесными участками;
  • — ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут);
  • — безвозмездного срочного пользования лесными участками;
  • — аренды лесных участков.

Права на участки земель лесного фонда возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ.

В аренду предоставляются лесные участки гражданам и юридическим лицам. При предоставлении лесных участков в аренду заключается договор аренды лесного участка. Порядок предоставления лесных участков в аренду будет рассмотрен в гл. 4 учебника.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЛЕСА И ЛЕСНЫЕ УЧАСТКИ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный юридический университет»

Институт заочного и ускоренного обучения

Кафедра: Земельного и экологического права

по дисциплине: ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

на тему: ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЛЕСА И ЛЕСНЫЕ УЧАСТКИ

Проверил старший преподаватель:

Понятие «леса» и классификация лесов

Юридическое понятие «лес» , основывающееся на анализе сферы действия лесного законодательства и содержания института права лесопользования, может быть определено как совокупность всех растительных организмов, древесных, кустарниковых, травянистых и других растений (мхов, лишайников и т.п.). Следует уточнить, что речь идет о совокупности названных видов, произрастающих в пределах земель лесного фонда Российской Федерации и землях иных категорий.

По целевому назначению леса, расположенные на землях лесного фонда, подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам (ст. 10). В зависимости от целевого назначения Лесной кодекс РФ определяет особенности их использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов.

К защитным лесам, в частности, относятся:

— леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

— леса, расположенные в водоохранных зонах;

— леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; зеленые зоны, лесопарки; городские леса; леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

— ценные леса (государственные защитные лесные полосы; противоэрозионные леса; леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; леса, имеющие научное или историческое значение; орехово-промысловые зоны; лесные плодовые насаждения; ленточные боры.

При этом Лесной кодекс РФ выделяет особо защитные участки лесов, к которым относятся:

— берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;

— опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;

— постоянные лесосеменные участки;

— заповедные лесные участки;

— участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;

— места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных.

Кодексом определяется правовой режим отдельных категорий лесов. Так, в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных самим Кодексом. Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений (ст. 105).

В зеленых зонах, лесопарках запрещаются:

— использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;

— ведение охотничьего хозяйства;

— ведение сельского хозяйства;

— разработка месторождений полезных ископаемых;

— размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений.

Конкретные особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов (ст. 24).

Виды использования лесов

Кодексом определяются виды использования лесов. Согласно ст. 25 использование лесов может быть следующих видов:

— заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

— заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

— ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;

— ведение сельского хозяйства;

— осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

— осуществление рекреационной деятельности;

— создание лесных плантаций и их эксплуатация;

— выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

— выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;

— строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

— строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

— переработка древесины и иных лесных ресурсов;

— осуществление религиозной деятельности.

Право собственности на леса

Право собственности является наиболее полным вещным правом на лесные участки вместе с произрастающими на них лесами. Право собственности можно рассматривать в объективном и субъективном смысле. Право собственности в субъективном смысле можно определить как закрепленную за собственником юридически обеспеченную возможность владеть, пользоваться, распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своем интересе путем совершения в отношении этого имущества любых действий, не противоречащих закону и иным правовым актам и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства1. В объективном смысле право собственности представляет собой правовой институт, т.е. совокупность правовых норм, регулирующих особую сферу имущественных отношений по поводу земли и других природных ресурсов.

В соответствии с действующим ЛК РФ право собственности на леса прямо не закреплено в законодательстве. В нем право собственности на леса закрепляется посредством закрепления собственности на земельные участки, на которых произрастают леса. Лес представляет собой сложную вещь, состоящую из нескольких частей: из земельного участка, лесной растительности и других частей.

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (ч. 1 ст. 6 Л К РФ). Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 ЛК РФ). Большинство лесов произрастает на землях лесного фонда, поэтому находится в федеральной собственности. Лесной кодекс РФ не предусматривает возможности приватизации лесов, произрастающих на землях лесного фонда. Также в федеральной собственности находятся леса, произрастающие на землях обороны и безопасности, на территории заповедников, национальных парков и др.

Лесной кодекс РФ 2006 г. ввел собственность на леса субъектов РФ как разновидность государственной собственности. Субъекты РФ названы в качестве участников лесных отношений в ст. 4 ЛК РФ. Их собственность на леса, например, прямо предусмотрена ч. 1 ст. 82 ЛК РФ, в соответствии с которой к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся полномочия по владению, пользованию и распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов РФ. Собственность субъектов РФ на земельные участки закрепляет ст. 18 ЗК РФ. В собственности субъектов РФ находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Лесной кодекс РФ предусматривает также введение новой формы собственности на леса — муниципальной собственности. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков относятся полномочия по владению, пользованию и распоряжению такими лесными участками (п. 1 ч. 1 ст. 84 ЛК РФ). Собственность муниципальных образований на земельные участки также предусмотрена ЗК РФ. В соответствии со ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Муниципальные образования как собственники лесных участков наделены ЛК РФ полномочиями по владению, пользованию и распоряжению такими лесными участками. К полномочиям органов местного самоуправления относятся также установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков, организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах и др. (ч. 1 ст. 84 ЛК РФ). Кроме того, органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (ч. 1.1 ст. 84 ЛК РФ). При этом перечень полномочий органов местного самоуправления не является исчерпывающим: органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством РФ (ч. 2 ст. 84 ЛК РФ).

В ЛК РФ не предусмотрена возможность передачи участков леса из земель лесного фонда в собственность субъектов РФ и муниципальных образований.

В частной собственности могут находиться леса, произрастающие на земельных участках, которые предоставлены в частную собственность, например земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения.

Важной особенностью государственной собственности является то, что она создается и функционирует для выполнения государственных задач. При этом государство защищает свое право собственности на тех же основаниях, как и другие собственники. В государственной собственности находят свое выражение известные властные, публичные элементы, которые при последовательно демократической организации общества ограничены законом1.

В Конституции РФ раскрывается содержание права собственности на землю и другие природные ресурсы. В соответствии со ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Общее понятие права собственности независимо от объекта права собственности сформулировано в ст. 209 ГК РФ, которое в полной мере согласуется с вышеуказанной нормой Конституции РФ. Содержанием права собственности являются правомочия владения, пользования, распоряжения. В соответствии с гражданским законодательством собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 ГК РФ).

В лесном законодательстве не раскрывается содержание указанных правомочий, однако в цивилистической науке ученые практически единодушны при решении данного вопроса. «Под правомочием владения понимается основанная на законе (или юридически обеспеченная) возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в своем хозяйстве (числить на балансе и т.п.); под правомочием пользования — аналогичная возможность эксплуатации (хозяйственного использования) имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления; под правом распоряжения — соответствующая возможность определить судьбу имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (в форме отчуждения, уничтожения и т.д.)»1.

В лесном законодательстве определяются специфические черты и характер содержания права федеральной собственности на леса, произрастающие на землях лесного фонда, а также особенности механизма реализации правомочий собственника на этот природный ресурс. Нормы гражданского законодательства о праве собственности конкретизируется в лесном законодательстве. Это обстоятельство обусловлено содержанием п. 3 ст. 129 ГК РФ, согласно которому земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Таким образом, гражданским законодательством установлен приоритет природоресурсного законодательства. Кроме того, согласно ч. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется собственником в той мере, в какой их оборот допускается законом, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Данной нормой установлен предел осуществления права собственности.

На первый взгляд Российская Федерация обладает такими же правомочиями, что и частные земельные собственники, т.е.

содержание права федеральной собственности на леса составляют правомочия владения, пользование и распоряжения. Однако право государственной собственности на леса обладает значительной спецификой. Это позволило проф. О. И. Крассову сделать вывод о том, что «правовая конструкция субъекта права публичной собственности, при которой осуществление права собственности возлагается на органы государственной власти или органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, не дает оснований для признания за этими субъектами двух правомочий: владения и пользования»1. О. И. Крас-сов проанализировал содержание правомочий собственника применительно к содержанию права публичной (государственной) собственности на землю, включая произрастающие на ней леса. «По действующему законодательству, пожалуй, единственными правовыми формами осуществления владения землей является учет земельных участков, отражение соответствующих сведений в документах государственного земельного кадастра и государственная регистрация соответствующего права на земельный участок»2, однако этого не достаточно для того, чтобы признать, что Российская Федерация осуществляет правомочие владение в его традиционном понимании.

Смотрите так же:  Какие льготы оплаты жку инвалидам

Правомочие пользования земельным участком представляет собой его непосредственную эксплуатацию и извлечение доходов. Но субъект права публичной собственности никогда сам не использует землю. Правомочия по владению и пользованию земельным участком всегда осуществляет субъект права на земельный участок, производного от права собственности на него (постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения), но не субъект права государственной собственности. Физические и юридические лица, реально использующие земельные участки, находящиеся в государственной собственности, наделяются этими правомочиями исключительно в силу закона. «Субъект права публичной собственности на землю обладает только одним, но самым главным правомочием собственника — правомочием распоряжения»3.

Ввиду того, что субъект права государственной собственности не обладает правомочиями владения и пользования землей, к нему неприменим комплекс прав и обязанностей, предусмотренных ст. 40 («Права собственников земельных участков на использование земельных участков») и 42 («Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков») ЗК РФ. Это объясняется тем, что весь комплекс прав и обязанностей, адресованный собственникам земельных участков, касается исключительно правомочий владения и пользования земельным участком, которыми наделены физические и юридические лица, реально использующие земельные участки. Неприменимы также к субъектам права публичной собственности на землю и требования ст. 13 ЗК РФ, касающиеся охраны земель.

Данная точка зрения обоснована еще и потому, что при характеристике права федеральной собственности на леса правомочия, составляющие содержание права собственности, исходя из цивилистической «триады», не наполнены реальным содержанием. В ЛК РФ не предусмотрено, что Российская Федерация (в отличие от субъектов РФ) осуществляет правомочия по владению, пользованию, распоряжению лесами. Такие правомочия субъектов РФ предусмотрены п. 1 ст. 82 ЛК РФ, согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов РФ.

Следует отметить, что применить традиционную «триаду» правомочий собственника затруднительно к раскрытию содержания права федеральной собственности еще и потому, что в соответствии с действующим ЛК РФ основные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений переданы субъектам РФ, которые они и осуществляют.

Право собственности на леса характеризуется еще такой особенностью, как неразрывной связью с природными объектами (земельными участками, объектами животного мира), что отражает интересы населения РФ.

Анализ законодательства с уверенностью позволяет сделать вывод о том, что Российская Федерация реально не осуществляет право собственности, а полномочия в области лесных отношений переданы органам государственной власти субъектов РФ.

Таким образом, «цивилистическая триада» рассчитана, прежде всего, на раскрытие содержания права частной собственности, но ее затруднительно применить к конструкции права федеральной собственности на леса, поскольку последняя обладает значительной спецификой.

Субъектом права федеральной государственной собственности на леса является Российская Федерация, обладающая рядом особенностей.

Российская Федерация в соответствии с законодательством не является юридическим лицом. Тем не менее в соответствии со ст. 124 ГК РФ она является субъектом гражданско-правовых отношений, поскольку выступает на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. Однако существует большие различия между публичными образованиями (Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями) и физическими и юридическими лицами как субъектами права. Пункт 2 ст. 124 ГК РФ допускает применение к публичным образованиям общих норм о юридических лицах, если иное не следует из закона или особенностей этих образований.

Российская Федерация может иметь любое имущество на праве собственности, в том числе изъятое из оборота, в отличие от субъектов РФ, которые не могут иметь имущество на праве собственности, отнесенное к исключительной собственности РФ.

Российская Федерация как таковая не может непосредственно сама осуществлять право собственности, поскольку понятие «государство» носит абстрактный характер. Управление и распоряжение принадлежащим ему имуществом осуществляют органы исполнительной власти, а также специально уполномоченные юридические и физические лица. Российская Федерация осуществляет право собственности через разветвленную сеть своих органов.

В соответствии со ст. 7 ЛК РФ 1997 г. все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, образовывали лесной фонд. В ЛК РФ 1997 г. на лесной фонд была установлена федеральная собственность (ст. 19). Леса, расположенные на землях обороны, также находились в федеральной собственности (ст. 19 ЛК РФ 1997 г.). Вопрос о форме собственности на леса, произрастающие на землях населенных пунктов, не был решен в законодательстве. Тем самым ЛК РФ 1997 г. устанавливал исключительную федеральную собственность на леса.

Ситуация изменилась с принятием нового ЛК РФ в декабре 2006 г. В нем предусмотрено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (ч. 1 ст. 6 ЛК РФ). Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 ЛК РФ). Леса на других участках могут находиться в иных формах собственности. Так, в п. 3 ч. 3 ст. 23 ЛК РФ 2006 г. в отличие от ЛК РФ 1997 г. прямо закреплено, что леса могут находиться на землях особо охраняемых природных территорий, которые могут быть в частной собственности1. Хотя следует обратить внимание, что подавляющее большинство лесов все же находятся в федеральной собственности, поскольку большинство лесов произрастает на землях лесного фонда.

Земельное законодательство не урегулировало в полной мере вопрос о праве собственности на земельные участки с произрастающими на них лесами. В соответствии с абз. 2 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте земельные участки из состава земель лесного фонда. Также ограничены в обороте леса, произрастающие в пределах земель особо охраняемых природных территорий, а также на земельных участках, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.

В соответствии с ч. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Вопрос о праве собственности на леса на землях обороны раньше был прямо урегулирован п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»: «Земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности». В настоящее время из формулировки этой статьи «леса, воды» изъяты. Однако леса относятся к природным ресурсам, поэтому можно путем логического толкования данной статьи установить, что леса, предоставленные для нужд Вооруженных Сил РФ, относятся к федеральной собственности.

При этом земли и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством РФ (п. 11 ст. 1 Федерального закона «Об обороне»).

Действующий Лесной кодекс РФ, так же как и ЛК РФ 1997 г. не урегулировал вопрос о праве собственности на леса, произрастающие на землях населенных пунктов, включая городские леса. Городские леса не входят в состав земель лесного фонда. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ч. 2 ст. 8 ЛК РФ). Однако земельное законодательство не решает эту проблему3.

Необходимо закрепить в ЛК РФ федеральную собственность на леса, произрастающие на землях населенных пунктов. Это повысит их защищенность, не допустит их отчуждение для использования земельных участков для других целей, благоприятно скажется на экологической обстановке в городах, поскольку она прямо зависит от состояния лесов. Городские леса очень значимы для населения, проживающего на землях населенных пунктов.

Ведение лесопаркового хозяйства в городских лесах достаточно затратный процесс, убыточно с точки зрения возможности получения прибыли, поэтому для сохранения полезных качеств городских лесов необходимо финансирование мероприятий по охране, защиты, воспроизводству лесов из федерального бюджета. Финансовые возможности РФ превосходят, например, финансовые возможности органов местного самоуправления. Федеральная собственность на городские леса необходима для обеспечения единого правового режима всех лесов на территории РФ.

При всех столь значительных изменениях лесного законодательства главным достоинством нового ЛК РФ, как и ранее действовавшего ЛК РФ 1997 г., является то, что им не допускается возможность приватизации лесов, произрастающих на землях лесного фонда. Это согласуется со ст. 27 ЗК РФ, в соответствии с которой земли лесного фонда ограничены в обороте. Как гласит абз. 2 п. 2 ст. 27 ЗК РФ, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В настоящее время вводить частную собственность на леса явно преждевременно. Крупные лесопромышленники не собираются скупать большие участки леса для заготовки древесины. Не следует идеализировать самосознание частных собственников участков лесного фонда. Если они займутся вырубкой древесины, то при цикле ее выращивания до 100 лет придется ждать плодоношения плантаций более века, а рассчитывать на обогащение смогут лишь их внуки или правнуки1.

Зарубежный опыт США, Канады и других стран также свидетельствует о нецелесообразности частной собственности на леса. Государственная (федеральная в США) собственность является формой собственности, наилучшим образом отвечающей как экономическим, так и экологическим национальным интересам2.

Таким образом, можно констатировать, что новый ЛК РФ ввел многообразие форм собственности на леса с некоторой оговоркой. Хотя физических и юридических лиц ЛК РФ не называет в качестве субъектов права собственности на леса, но в ч. 1 ст. 6 ЛК РФ закреплено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом в ч. 2 ст. 8 ЛК РФ законодатель развивает далее мысль: формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Иными словами, леса могут произрастать на землях, находящихся в частной собственности (например, на землях сельскохозяйственного назначения) в соответствии с земельным законодательством.

Федеральная собственность на лесные участки на землях лесного фонда имеет целевой характер: ее правовое регулирование подчинено обеспечению рационального и неистощительного использования лесов, сохранению биологического разнообразия лесных экосистем.

Использование лесов в соответствии с ЛК РФ осуществляется на определенных титулах. Лесной кодекс РФ закрепляет следующие права пользования лесными участками (ст. 9 ЛК РФ):

— постоянного (бессрочного) пользования лесными участками;

— ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут);

— безвозмездного срочного пользования лесными участками;

— аренды лесных участков.

Права на участки земель лесного фонда возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ.

В аренду предоставляются лесные участки гражданам и юридическим лицам. При предоставлении лесных участков в аренду заключается договор аренды лесного участка.

1. Цивилистическая «триада» правомочий собственника рассчитана преимущественно на раскрытие содержания права частной собственности. Ее затруднительно применить к конструкции права федеральной собственности на леса, поскольку последняя обладает значительной спецификой.

2. Анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что Российская Федерация реально не осуществляет правомочия собственника, поскольку большинство полномочий в области использования и охраны лесов передано субъектам Российской Федерации.

3. В соответствии со ст. 83 ЛК РФ большинство полномочий Российской Федерации в области лесных отношений переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которым на эти цели передаются субвенции из федерального бюджета. В целях совершенствования государственного управления в области использования и охраны лесов необходимо дополнить ст. 83 ЛК РФ ч. 7 (1), устанавливающей, что порядок изъятия соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации в случае ненадлежащего осуществления переданных им полномочий определяется Правительством РФ на основе предложений уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

4. Федеральная собственность на леса носит целевой характер: ее правовое регулирование подчинено обеспечению рационального и неистощительного использования лесов, сохранению биологического разнообразия лесных экосистем. Она предназначена для сохранения лесов.

5. Необходимо закрепить в ЛК РФ федеральную собственность на леса, произрастающие на землях населенных пунктов, поскольку эта форма предпочтительна для сохранения и рационального использования лесов.

1.Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) /с учётом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 01.01.01 г. N 6-ФКЗ и от 01.01.01 г. N 7-ФКЗ)//Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. N 4, ст. 445.

2.Земельный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 01.01.01 г. N 95-ФЗ// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001 г. N 44, ст. 4147.

3.О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 01.01.01 г N 137-ФЗ//Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001 г. N 44, ст. 4148.

4.Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 01.01.01 г. N 51-Ф3//Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. N 32, ст. 3301.

5.Лесной кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ//Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006 г. N 50, ст. 5278.

6. Боголюбов С. А. Земельное право : учебник для вузов / С. А. Боголюбов, В. В. Никишин, В. В. Устюкова. — М. : НОРМА, 20с.

7. Гусев Р. К. Земельное право : учебное пособие / Р. К. Гусев. — Изд. 3-е, перераб., испр. и доп. — М. : ИНФРА-М ; КОНТРАКТ, 2005. — VI, 199 с.

Обсуждение закрыто.