Развод в семье и его влияние на развитие ребенка

Развод в семье и его влияние на развитие ребенка

Развод родителей: причины, влияние на ребенка и на взаимоотношения родителей и детей. Теоретический обзор *

Чурилова Е.В.[1], Гутина Д.Д.[2] — специально для Демоскопа

Введение

До конца 1950-х гг. вдовство являлось главной причиной формирования неполных семей в США и странах Европы[3]. Однако, после массового признания права на развод и либерализации бракоразводного законодательства в течение 1960-х и 1970-х гг. число разводов в европейских странах стало ежегодно увеличиваться. По данным Базы данных о семье ОЭСР, доля разводов, которая в настоящее время приходится на семьи, в которых есть дети, в европейских странах варьируется от 37% в Италии до 70% в Португалии[4]. Россия на фоне европейских стран не является исключением. По данным официальной статистики, доля разводов с детьми в России в 1990-е гг. составляла 61-66%, ежегодная численность детей, переживших развод родителей варьировалась от 450 до 600 тыс. детей, а среднее число детей на 1 развод — от 1,26 до 1,37 ребенка. В течение 2000-х доля разводов с общими детьми в России составляла 50-60%, а на 1 развод в семьях с детьми в среднем приходилось 1,18-1,24 ребенка[5].

Развод, являясь формальным прекращением брака, в большинстве случаев ведет к прекращению отношений между мужем и женой, но не к прекращению отношений между родителями и детьми. Хотя большая доля разводов в семьях с детьми приходится на семьи с одним ребенком[6], после развода независимо от числа детей в семье возникают проблемы дальнейшего финансового и психологического благополучия ребенка, а также разделения обязанностей по уходу за ребенком, выплаты алиментов и построения отношений обоих родителей – бывших супругов – с ребенком.

В данной статье будут рассмотрены теоретические и эмпирические исследования, посвященные выявлению факторов разводимости, влиянию разводов на благополучие семей и домохозяйств, а также взаимоотношения детей с родителями после развода.

Факторы разводимости

Факторы, которые влияют на вероятность развода, можно условно разделить на три группы. К первой группе факторов относятся пережитые события и условия жизни в прошлом, такие как пережитый собственный или родительский развод, низкий уровень благосостояния родителей. Эта группа факторов является подтверждением теории жизненного цикла, согласно которой все произошедшие события в дальнейшем влияют на матримониальное и репродуктивное поведение[7]. В частности, влияние пережитого развода обуславливается формированием негативного образа семейных отношений, и боязни вступления в новый брачно-партнерский союз.

Ко второй группе факторов можно отнести объективные характеристики вступивших в брак: уровень образования, возраст вступления в брак, продолжительность знакомства, проживание совместно с родителями, социально-экономические характеристики родительской семьи.

К третьей группе факторов относятся ценности и принятие брака родственниками и друзьями пары. Исследователями показано, что несовпадение интересов и взглядов супругов, а также некоторых черт характера (например, общительности) ведет к меньшей стабильности брачного союза[8]. К этой же группе причин отнесем и выработанные в рамках теории супружеской конфликтности три типа конфликтов, возникающих в ходе семейной жизни и способствующих семейной дезорганизации. Эти три группы подразделяются на конфликты, возникающие из-за несогласованного понимания супружеских прав и обязанностей, разделения домашнего труда; конфликты из-за неудовлетворенности потребностей одного из супругов; конфликты из-за недостатков воспитания и характера супругов[9].

Помимо прочих причин разводов не последнюю роль играет наличие детей, их число и возраст, особенно младшего ребенка. Вероятность развода снижается после рождения первого ребенка на 30%. Во время каждой из беременностей женщины риск развода становится минимальным. Наличие у пары нескольких детей не является препятствием для развода и по мере достижения младшим ребенком шести лет вероятность развода супругов с детьми достигает такой же величины, что и вероятность распада союза супругов без детей[10]. Однако, в случае, если первый ребенок пары девочка, то вероятность распада семьи на 4% выше, чем в случае, если первенец мальчик[11]. Кроме того, риски развода отличаются у брачных когорт, но эти различия связаны как с изменениями законодательства, так и с изменениями интенсивности процесса[12].

Влияние всех приведенных выше факторов развода за исключением уровня образования не меняется по величине для разных брачных когорт. Изменение влияния образования тесно оказывается связанным с изменением законодательства о разводах: если доступ к разводу затруднен, то прибегают к разводу преимущественно люди с высоким уровнем образования, если же возможность развестись доступна всем брачным парам, то больше разводиться будут супруги с низким уровнем образования[13].

Интересным представляется тот факт, что развод чаще является инициативой женщины, нежели мужчины, хотя женщины по сравнению с мужчинами имеют в несколько раз меньшие шансы на вступление в повторный брак. Объяснение подобного поведения женщин кроется в пренебрежении мужчинами своей воспитательной функции и своими семейно-бытовыми обязанностями, что вынуждает женщин расторгать брак, в том числе и в интересах детей[14].

Опека над ребенком после развода

В большинстве европейских стран вплоть до 1980-х гг. считалось, что в случае развода несовершеннолетний ребенок должен оставаться с матерью, так как их связь прочнее, чем связь отца и ребенка[15]. В странах, в которых до либерализации законодательства о разводах был возможен лишь развод-кара (например, Франция, Бельгия, Нидерланды, Англия и Уэльс), и требовалось установление вины супруга, невиновный в распаде брачного союза супруг становился единоличным опекуном ребенка[16]. Начиная с 1980-х гг. существующие практики преимущественной опеки матери постепенно пересматривались: роль опекуна ребенка стала возможной и для матери, и для отца ребенка. Суд во время бракоразводного процесса учитывает способность и возможности каждого из родителей заботиться о ребенке, а также условия, которые будут созданы ребенку каждым из родителей для его воспитания и развития. Выбор преимущественного места проживания ребенка после развода довольно сложен. По данным исследований, дети, находящиеся под совместной опекой родителей и дети, живущим под единоличной опекой, в равной степени удовлетворены жизнью. Однако, единоличное материнское опекунство может быть предпочтительнее совместного опекунства в случае негативных отношений между отцом и ребенком, а также в случае очень сильной привязанности между матерью и ребенком[17].

Практики назначения опеки над ребенком и регулирования вопросов его воспитания (частота и продолжительность встреч, материальная поддержка, совместный отпуск, вопросы образования) значительно различаются в зависимости от принятого в стране законодательства о разводе. Для стран Европейского союза характерна практика чередования места проживания ребенка, а размер алиментов определяется в зависимости от числа детей, их возраста, дохода бывшего супруга и частоты будущих встреч совместно не проживающего родителя и детей. Более того, в последние 30 лет наблюдается повышение заинтересованности отцов в собственных детях. Это связанно с переходом гендерных взаимоотношений в сторону большего равноправия, а зачастую и с полной трансформацией гендерных ролей. Подобные трансформации приводят к изменению функций в сфере родительства[18]. Так, в ряде Европейских стран доля детей, проживающих с отцом составляет 15-20% (например, 15,8% в Германии, 17,9% в Норвегии, 19,5% в Испании)[19]. В российский практике отмечается болезненное отношение мужчин к смене роли мужчины-кормильца на мужчину-домохозяина, а также общественное неприятие практики проживания детей с отцом после развода, аргументируемое самим населением более тесной связью матери и ребенка[20]. Практика опеки отца над детьми после развода остается довольно редким явлением и оценивается в 5-6 случаев на 100 разводов с детьми[21]. Эта доля сопоставима с долей детей, которые проживают вместе с отцом в странах бывшего СССР (например, в Литве и Латвии, она составляет 8-10%). Кроме того, Семейный Кодекс РФ регулирует только размер алиментов, определяемый как доля равная четверти, трети или половине от официальной заработной платы в зависимости от того, один, двое или больше детей были рождены в расторгаемом браке. Вопросы разделения обязанностей по уходу за детьми и дальнейшего воспитания детей в российском законодательстве не оговариваются, решение вопроса относительно алиментов, частоты встреч, участия бывшего супруга в жизни ребенка регулируются между бывшими мужем и женой по взаимной договоренности либо через суд.

Влияние развода для семьи и общества

Среди исследователей нет единой точки зрения на влияние разводов на последующее благополучие семей и домохозяйств. Распад брачно-партнерского союза, являющийся одной из причин перехода в состояние одинокого материнства, несет в себе как ряд отрицательных, так и положительных последствий для семьи, индивида, детей и общества.

Так, сторонники концепции институционального кризиса семьи считают высокую разводимость главной предпосылкой малодетности семей, утверждая, что вступающие в брак заранее не уверены в прочности своего брака, и предпочитают рожать меньшее число детей с целью облегчить себе издержки от будущего развода[22].

Опираясь на модель жизненного цикла семьи, представленную в виде заданных жестко последовательных этапов, долгое время считалось, что развод приводит к отклонениям от нормальной модели развития семьи[23], и лишь семья с двумя родителями может обеспечить условия, при которых ребенок будет расти здоровым, получит правильные представления о жизни в семье. Более того, многие авторы, ссылаясь на известную работу П. Сорокина, говорили о кризисе современной семьи, проявляющемся в «растущем удельном весе разводов, уменьшении числа заключаемых браков, росте числа внебрачных детей»[24] и о дезорганизации семьи, определяя ее как «разрыв семейного единства, нарушение структуры социальных ролей, когда один или более членов не могут точно выполнять свои обязанности»[25].

Однако, распад брачно-партнерского союза открывает для бывших партнеров возможность создать новую семью, которая будет развиваться уже в рамках нормального жизненного цикла семьи, и увеличивает вероятность рождения детей в новом удачном брачном союзе ввиду того, что для придания большей прочности браку супруги прибегают к рождению общего ребенка. Поэтому в условиях низкой рождаемости развод может вести к повышению рождаемости за счет повторных браков ввиду рождений, которые не были бы никогда реализованы в непрерывном браке[26].

Что касается влияния на материальное положение семьи, то, с одной стороны, распад семьи считается значительным фактором бедности[27]. В зависимости от модели социального государства краткосрочные экономические последствия для семьи могут быть разными: экономическое положение неполных семей практически не отличается от полных семей в странах с высоким гендерным равенством (страны Севера Европы), значительно ухудшается в странах Юга Европы. Так, медианный доход домохозяйства женщины с детьми снижается на 20% сразу после развода в Швеции и на 33% в Италии[28]. С другой стороны, развод благотворно влияет на построение женщиной карьеры и в долгосрочной перспективе увеличивает существенно ее доход[29]. Кроме того, разведенные женщины могут рассчитывать на финансовую помощь в виде алиментов на детей или дополнительной материальной поддержки от бывшего мужа, хотя не все женщины получают алименты на детей от бывших партнеров[30].

Смотрите так же:  Судебные приставы кировского района г.Самары

Последствия развода для ребенка

Влияние развода родителей на ребенка неоднозначно, и зависит от причин развода родителей, отношений между ними и отношений каждого из родителей с ребенком.

Проживание несовершеннолетнего ребенка с обоими родителями не является залогом его благополучия, и развод родителей играет положительную роль в случае плохих взаимоотношений в распадающейся семье, конфликтов между родителями. Сюда же можно отнести случаи девиантного поведения одного из родителей: алкоголизм, наркоманию, насилие. В этих случаях развод родителей является для ребенка спасением от постоянного стресса и переживаний[31], психологическая обстановка в семье нормализуется, улучшаются условия проживания и воспитания ребенка[32].

Однако, при распаде семьи, в которой не было явных острых конфликтов между родителями, развод может негативно отразиться на поведении и успехах ребенка. В первую очередь, развод для ребенка является стрессом, который может привести к антисоциальному поведению, конфликтам с одним из родителей, желанию быстрее повзрослеть в условиях ослабленного родительского контроля[33]. Ряд исследований показали, что пережитый ребенком развод в большей степени влияет на его поведение, чем пережитая смерть родителя или проживание с рождения с одной матерью[34]. Кроме того, рядом исследователей отмечается, что пережившие развод дети хуже учатся в школе[35], раньше начинают сексуальную жизнь и чаще рожают детей вне партнерского союза[36], раньше вступают в брак и быстрее разводятся в результате ранее сформированных негативных представлений о семейной жизни[37]. Частично такое негативное влияние на успехи детей объясняется как экономическими проблемами и напряженными отношениями между разведенными родителями, так и самим фактом проживания в неполной семье[38].

И для мальчиков, и для девочек характерно в период развода и первое время после развода меньшее проявление положительных эмоций. И хотя мальчики склонны более агрессивно вести себя после развода родителей[39], c проявлением последствий от развода и влиянием пережитого развода на будущую семейную жизнь больше сталкиваются девушки, чем юноши[40].

Не менее важную роль при разводе родителей играет и возраст ребенка. Более взрослый ребенок испытывает больший стресс в период разлада во взаимоотношениях родителей, постоянных ссор и конфликтов. Раздельное проживание родителей в таком случае способно улучшить психологическое состояние ребенка в этот период. Для маленьких же детей наиболее болезненным является момент ухода одного из родителей из дома[41]. Кроме того, на силу переживаний и последствия развода на ребенка оказывает влияние то, насколько наличие детей является сдерживающим фактором на пути к разводу. В странах, в которых разводы широко распространены, дети склонны легче переносить развод родителей, чем в странах, в которых наличие детей является барьером для супругов[42].

Несмотря на довольно большое число отрицательных последствий от развода для ребенка и его семьи, наличие обоих родителей, проживающих в одном домохозяйстве, не является залогом благополучия несовершеннолетнего ребенка[43], и, в случаях социально-недопустимых условий проживания ребенка в полной семье, развод может быть благом.

И, хотя утверждение того, что «дети без отцов не могут получить полноценного воспитания»[44] выглядит небезосновательным, и семья, и дети в этой семье в ряде случаев могут получить больше положительных последствий от развода, чем отрицательных.

Взаимоотношения детей и родителей после развода

Необходимо учитывать три аспекта влияния развода на благополучие несовершеннолетнего ребенка, рассматриваемые в долгосрочной перспективе: возможный конфликт между родителями; негативные отношения между родителем и ребенком; изменения в семейной структуре в связи с появлением новых членов семьи.

Конфликт в семье между родителями, ведущий к разводу, может сохраняться и после развода. Хорошие взаимоотношения между родителями после развода, а также постоянный контакт ребенка и с матерью, и с отцом являются необходимыми для постепенного принятия ребенком ситуации развода[45]. Однако, случаи сохранения конфликта между бывшими супругами часто ведут к запретам на встречи, общение и отношения с ребенком со стороны родителя-опекуна[46], и увеличивают вероятность депрессии у ребенка[47].

В случае негативных отношений между одним из родителей и ребенком, суд предпочитает назначить опеку над ребенком тому из родителей, с которым отношения у ребенка лучше. Тем не менее, стресс, переживания и изменения в поведении ребенка могут привести к изменению в худшую сторону отношений между ребенком и совместно проживающим родителем. Первые два года после развода являются самыми сложными как для ребенка, так и для его родителей: этот период времени требуется им для приспособления к новым ролям, отношениям, изменениям в ежедневных практиках[48]. Родитель, воспитывающий ребенка без супруга, начинает сочетать в себе роли единственного кормильца и воспитателя в семье, что приводит с одной стороны к ослаблению контроля над поведением ребенка, а с другой стороны к трудностям воспитания ввиду невозможности матери компенсировать отсутствующего отца и наоборот[49]. Кроме того, отношения разведенных матерей сложнее складываются с сыновьями ввиду того, что им труднее поддерживать и разделять «мужские» интересы сыновей[50].

Переход родителей из состояния супругов в ранг разведенных может привести к дальнейшему изменению их семейного положения: бывшие супруги могут вновь сойтись, остаться одинокими или создать семью с новыми партнерами. Взаимоотношения детей с родителями, состоящими в разводе, приводят к осложнению семейных отношений при появлении новых партнеров у матери и отца, а также детей в этих новообразовавшихся союзах. При вступлении в повторный брак у женщин, имеющих детей от предыдущего брака и родивших ребенка в новой союзе, возникают как трудности в отношениях с детьми от предыдущего брака, так и конфликтные ситуации между мужьями и детьми от разных браков. С другой стороны, новообразовавшаяся семья расширяется в своих очертаниях, тем самым увеличивая количество родственников. В подобных семьях межличностные отношения могут складываться абсолютно по-разному: от горячей любви до открытой вражды[51]. Не малую роль во взаимоотношениях в новой семье играет гендерная принадлежность несовершеннолетних детей. Так, качество отношений у однополых членов семьи в среднем выше, чем у разнополых: отношения мальчиков с отчимами складываются лучше, чем отношения девочек с отчимами[52].

Появление нового партнера у совместно не проживающего родителя и детей в этом союзе ведет к ухудшению отношений между ними и к возрастанию вероятности полного разрыва отношений родителя с ребенком от распавшегося брака. При этом в случае повторного брака матери разрыв отношений с ней происходит реже, чем в случае брака отца, что говорит о значительной уязвимости отношений детей с отцом[53]

Развод родителей практически всегда ведет за собой раздельное проживание одного из родителей с ребенком. Поэтому на будущее развитие взаимоотношений оказывает влияние также и географическая отдаленность проживания: чем дальше расстояние между родителями и детьми, тем реже происходят их встречи. Ослабевают контакты между детьми и родителями и с течением времени: чем больше времени проходит с момента развода, тем более редкими становятся встречи и тем больше снижается удовлетворенность родителей отношениями с детьми после развода[54].

Заключение

Развод с юридической точки зрения означает формальное прекращение действительного брака между супругами, но не прекращение отношений между родителями и детьми. Общие дети являются связующим звеном во взаимоотношениях между бывшими супругами.

Ежегодно с проблемой семейного разлада сталкивается значительная доля детей. После распада союза отношения родителей и детей, которые не живут вместе, складываются по-разному. Влияние на развитие ребенка распада семьи и создания новой – проблема, которая давно является объектом споров исследователей. Нет, и не может быть однозначного ответа на вопрос, является ли развод злом или благом. Ситуация каждой распадающейся семьи индивидуальна. В одних случаях распад семьи ведет к улучшению психологической атмосферы в семье, материального благосостояния, условий развития ребенка. В других случаях – наоборот, развод является для ребенка стрессовой ситуацией, причиной изменяющегося поведения и сильно влияет на материальное благополучие семьи. Аналогично, в одних семьях после развода во взаимоотношениях родителей и детей ничего не меняется, в других отношения становятся более равнодушными, в-третьих происходит прекращение общения одного из родителей и ребенка как по инициативе самого родителя, там и из-за преград со стороны бывшего супруга.

Статья на тему:
«Влияние ситуации развода родителей на психоэмоциональное развитие ребенка»

В статье представлен обзор зарубежных и отечественных исследователей о влияние ситуации развода родителей на психоэмоциональное состояние ребенка. Как влияет развод на психическое развитие ребенка в дальнейшем? Какими опасностями он грозит? Какие условия могут дать надежду и помочь избежать травматических воздействий на последующую жизнь ребенка? Статья рекомендована педагогам-психологам, воспитателям, родителям.

Предварительный просмотр:

«Влияние ситуации развода родителей на психоэмоциональное развитие ребенка»

Последние десятилетия зарубежные и отечественные ученые активно занимаются исследованием данной проблемы.

Известный психоаналитик Юдифь Валлерштейн на основе своего пятнадцатилетнего наблюдения за определенной группой детей, переживших развод родителей, утверждает, что продолжение агрессивных разногласий между родителями порождает у детей не только мучительный “конфликт лояльности”, но, прежде всего, это складывается печальным образом на их отношении на своей собственной персоне. Ребенок, становясь взрослым, продолжает чувствовать себя нежеланным, своего рода несчастным случаем, плодом ненависти, а не любви. Такие дети не любят себя, не находят радости в жизни и не видят в ней смысла, вплоть до того, что их посещают мысли о самоистреблении.

Валлерштейн отмечает, что, прежде всего, несмотря на разрыв супружеских отношений, родители должны предпринять все возможное, чтобы дать ребенку возможность поддерживать добрые отношения с ними обоими. “Они должны также приложить все силы и мужество, чтобы побыстрее избавиться от своих собственных страданий. Заботясь о своем собственном душевном благополучии, родители заботятся и о душевном благополучии детей, поскольку тогда они в состоянии гораздо успешнее выступать в своей родительской роли”. Чрезвычайно важно то, что родители должны научиться отличать свои собственные потребности от потребностей детей. Поэтому матери не мешало бы задаться вопросом, а хотелось бы мне самой на месте ребенка, чтобы мой папа навсегда исчез из моей жизни? Поэтому родители должны быть в состоянии извиниться перед своим ребенком за развод, вне зависимости от его обстоятельств. И родители должны вселить в детей уверенность, что с настоящего момента они будут предпринимать все, что в их силах, чтобы облегчить детям их страдания. И ребенок должен знать, что он имеет право продолжать любить обоих родителей. Родители должны помочь детям пережить боль разлуки. Дети должны быть своевременно и подробно проинформированы о предстоящих событиях и им должно быть позволено, проявить свои эмоции, потому, что с одной стороны, проявление горя уже в большой степени облегчает само горе, а с другой — ведь утешить человека можно лишь тогда, когда он показывает, что он нуждается в утешении.

Смотрите так же:  Когда будет приказ о зачислении 2 волны

Австрийский психоаналитик Гельмут Фигдор является одним из ведущих специалистов в области проблем развода, он рассматривает трудности детей не оторвано от душевной жизни родителей, а видит весь комплекс взаимосвязанных переживаний и ставит своей задачей помочь одновременно тем и другим. Он убежден, что хорошее самочувствие детей неразрывно с хорошим самочувствием родителей.

Обширный опыт привел Фигдора к заключению, если ребенок поддерживает хорошие отношения с обоими родителями, шансы благополучного развития его психики значительно возрастают. Важна не столько частота встреч, сколько доброта и доверие. Для того у ребенка должна быть свобода, т.е. родители должны стараться поддерживать отношения друг с другом, чтобы не обременять детей своими конфликтами и не требовать от них так называемой “верности”. Иначе ребенок живет среди двух огней, когда хорошие отношения с мамой зачеркивают его отношения с отцом, и наоборот.

Фигдор считает, что такие сложные условия развития до, во время и после развода повышают вероятность нарушения развития и способствуют предрасположенности к будущим невротическим заболеваниям. Дети, пережившие развод родителей, продолжают страдать и много лет спустя, уже став взрослыми. И если родителям удается создать приемлемые условия для развития ребенка, то шансы его будущего здоровья возрастают.

Фигдор обращает внимание на еще очень значимую проблему, которую влечет за собой развод. Это то, что бывшие дети развода в большинстве случаев стремятся к счастливому браку и не повторять ошибки своих родителей. Однако сталкиваются с рядом трудностей, помех, и они часто терпят крах, прежде всего потому, что им неизвестна модель нормального функционирующего партнерства.

Эвелин Сюллеро – известный французский социолог, автор трудов по проблемам демографии, семьи и женского движения. Одна из ее последних книг “Каков отец? Каков сын?” посвящена роли отца в семье и его участию в воспитании детей после развода родителей. Сюллеро выступает в защиту отцов, что разрушение патриархальной системе отношений между мужчиной и женщиной, изменение “соотношения сил” в семье привели к тому, что монопольная власть мужчины в семье сменилось властью женщины, которая фактически стала “главным родителем” в то время как мужчина перешел на вторые роли. Ни к чему хорошему это не привело. Когда женщина в семье “побеждает” мужчину, за это расплачивается ребенок, считает Сюллеро.

В обществе распространено мнение, что психоэмоциональное благополучие ребенка возможно только рядом с матерью. В глазах общества любовь отца внушает меньше доверия и менее трогательна, чем любовь матери. Сюллеро подчеркивает, что функция отца отличается от материнской: отец дает ребенку свое имя, являет собой модель того, кем станет мальчик, когда вырастет. Ребенок, выросший без отца и лишенный социальных ориентиров, которые обычно мужчина передает потомкам, более склонен к совершению импульсивных, необдуманных действий.

Некоторые эксперты полагают, что после развода родителей на смену биологическому отцовству может прийти духовное. Они считают, что “настоящий отец – тот, который любит”.

Сюллеро считает, что любой взрослый способен полюбить не своего ребенка, находя его очаровательным, умным или забавным. “Я никогда не устану повторять, что у ребенка – один биологический отец на всю жизнь, и никто не может изменить этой реальности. Между родным отцом и ребенком, независимо от любви, всегда существует нечто другое – более сильное и менее сентиментальное. Это глубинная связь, привязанность, действующая на глубоком – физическом, архаическом уровне. Ее когда-то называли “кровной”.

Психоаналитик Анри Биллер, в результате многолетних наблюдений пришел к выводу, что мальчики, не имевшие рядом с собой отца в первые два года жизни “находятся в менее выгодной ситуации для формирования их личности, чем те, которые лишились отца в более старшем возрасте. Они недоверчивы, не так активны и изобретательны”. Биллер утверждает, что отец занимается ребенком иначе, чем мать. Его отличают от матери не только запах, голос, прикосновение (“колючие щеки”), но и то, как он обнимает ребенка, игры, которые он придумывает: подбрасывая ребенка в воздух, сажая на плечи, качая его, заставляя ощутить движение, пространство. И если мальчик никогда не получал от отца подобных физических знаков привязанности, это может привести к появлению у него страхов и даже тяги к гомосексуальности. Сыновья, не получившие должной отеческой опеки, по мнению Анри Биллера:

  • неуверенны в себе;
  • испытывают трудности с определением моральных ценностей, взятием на себя ответственности, развитием чувства долга и принятием на себя обязанность по отношению к ближним;
  • им тяжело дается подчинение и уважение к авторитетам, а также завоевание собственного авторитета;
  • у них чаще развиваются психологические комплексы, которые в худшем случае могут привести к алкоголизму, токсикомании, правонарушениям;
  • чаще, чем сыновья, имеющие отцов, проявляют склонность к гомосексуализму

Доктор Валют из Квебекского университета пишет: ”Отсутствие отца и стереотипа мужского поведения у ребенка объясняет трудности в его поведении, связанные с утверждением принадлежности к мужскому полу”.

По данным американских исследователей, дети разведенных родителей составляют группу повышенного риска. До пяти лет они чаще испытывают страх, смущение, склонны к самообвинению, им свойственна бедность в выражении чувств. В шесть лет и далее они часто становятся стеснительными, их охватывает чувство одиночества, покинутости. В последствии эти чувства усиливаются с каждым изменением, происходящим в жизни ребенка, подпитываются озлобленностью. Для многих детей, разлученных с отцами, юношеский возраст является периодом повышенного риска. Для молодых людей из неполных семей, уже совершивших правонарушение по достижении двадцати одного года, намного превышает процент правонарушителей из полных семей. Девушки, живущие только с матерями, гораздо раньше и намного чаще вступают в интимные отношения с мужчинами, чем те, что живут с обоими родителями. Они чаще нарушают запреты матери: курить, пить алкогольные напитки и т. д.

Итак, многие зарубежные исследователи сходятся в едином мнении: отец играет большую роль в социальной адаптации ребенка, особенно сына, и наоборот – его отсутствие может повлиять на возникновение у ребенка девиантного поведения. Исходя из этого, ученые говорят о необходимости участия отца в воспитании ребенка после развода.

Что думают по данной проблеме отечественные ученые?

Отечественный философ Зацепин В.И. считает, что неполная семья, при всей жертвенности и хронических условиях матери не может обеспечить полноценных условий социализации ребенка. Под которой психологи понимают весь процесс вхождения его в социальную среду, приспособление к ней, освоение социальных ролей и функций. Процесс социализации ребенка из неполной семьи усложняется и деформируется.

В неполной семье мать стремится своим влиянием, своей любовью, своей заботой компенсировать то, что, по ее мнению дети не получают из-за отсутствия отца. По отношению к детям такая мать занимает опекающую, охранительную контролирующую инициативу ребенка позицию. А это способствует формированию эмоционально ранимой, безынициативной, несамостоятельной, поддающейся внешним влияниям, “извне управляемой” эгоистической личности. Нельзя забывать и о влиянии внешней среды. Ребенок из неполной семьи чаще оказывается объектом нравственно – психологического давления со стороны детей из благополучных семей, что ведет к формированию чувства неполноценности, агрессивности.

Формирование личности ребенка еще более осложняется в том случае, если он был свидетелем или участником семейных конфликтов и скандалов, которые привели его родителей к разводу. Сохраняющаяся привязанность к отцу при враждебном отношении к нему, матери стать причиной раздвоения психической жизни ребенка, его личности.

Отсутствие мужчины в семье особенно деформирует процесс социализации мальчиков, для которых в ней не оказывается естественной социальной модели для подражания.

Еще сложнее социализации детей происходит там, где мать настойчиво пытается “устроить” свою судьбу. В семье часто появляются новые “дяди”. Некоторые из них поселяются в квартире, перестраивают на свой лад их семейный быт, требует от ребенка определенного отношения к себе, а потом уходят. Их место занимают другие, и все начинается сначала. Ребенок заброшен, он чувствует себя никому не нужным.

Хоментаускас Т.Г. говорит о том, что многие родители из благих соображений считают, что любая полная семья для ребенка лучше, чем развод. И такая позиция представляет собой достаточно распространенное заблуждение. Иногда она обосновывается теми исследованиями, в которых показаны недостатки социального приспособления детей из разведенных семей, выявлены: повышенная нервная раздражительность, эмоциональные проблемы у детей после развода. Конечно, так тоже бывает, но считать причиной бед растущего ребенка то, что его родители разведены, и теоретически, и жизненно неоправданно.

По мнению Хоментаускаса Т.Г. ссоры, частые разногласия между родителями, их конфликтные отношения более пагубно действуют на ребенка, чем сам развод и последующая жизнь с одним из родителей. На это особо обратили внимание психологи, которые показали, что наибольший вред детям приносит не сам развод, а ссоры между супругами, предшествующие расторжению брака. Ребенок чутко воспринимает межличностною дистанцию, образовавшуюся вследствие их ссор. Ребенок чувствует психологический дискомфорт, но не видит, в чем его причина, не знает средств, как избежать таких негативных переживаний. При этом они чрезвычайно чутки к изменению эмоциональной атмосфере в семье и склонны ее изменения связывать либо с происходящими внешними событиями, либо с собственным поведением.

Конечно же, часто истинная причина ссор родителей остается ребенку неизвестной.

Не находя удовлетворительного объяснения разногласиям между родителями, дети часто воспринимают в качестве их причины самих себя. Конечно, ребенок, определяющий причину ссоры как следствие собственной “плохости”, испытывает сильное чувство вины, что еще углубляет и без того тяжелое эмоциональное состояние и может стать причиной серьезных психических травм.

Смотрите так же:  Лицензия на торговлю алкогольной продукцией в кафе

Развод, по мнению Хоментаускаса Т.Г., самый простой, но далеко не самый лучший вариант. Во-первых, расторжение семейных связей травмирует и супругов и детей. Дети привыкли и любят обоих, им необходимы и отец, и мать. Во-вторых, сам факт развода не снимает раздраженности, неудовлетворенности у супругов. Часто, даже наоборот: неудовлетворенность, отягощенная чувством одиночества, повышается. Таким образом, негативное эмоциональное состояние, возникающее из-за переменных личностных проблем, часто продолжает свое существование в каждой “половинке” семьи. В таких случаях усугубляется соответствующее влияние на детей. Если раньше неудовлетворенность, раздраженность частично “разряжались” в супружеских отношениях, то теперь они могут быть целиком обращены на ребенка.

Случается так, что мать или отец пытаются “вышибить” из ребенка любые признаки бывшего супруга, они тем самым еще более осложняют и так очень психологически сложное положение ребенка после развода, делают его еще более шатким – ребенок теряет еще одну точку опоры: под угрозу ставится положительный образ, или его элементы, недостающего родителя. Поступая так, разведенные родители сильнее увеличивают риск психологического “срыва” ребенка.

Хоментаускас утверждает, что помочь ребенку часто просто невозможно без коррекции отношений бывших супругов.

Захаров А.И. в своей книге “Дневные и ночные страхи у детей” говорит о том, что на количество страхов оказывает влияние состав семьи. У девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста часто страхов заметно выше в неполных семьях, что подчеркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями.

Именно в пять – семь лет дети в наибольшей степени стремятся идентифицировать себя с родителями того же пояса, то есть мальчики хотят быть во всем похожими на наиболее авторитетного для них в эти годы отца как представителя мужского пола, а девочки на свою мать, что придает им уверенность в общении со сверстниками своего пола. Если у мальчиков отсутствие отца и защиты с его стороны, как и чрезмерно опекающее, замещающее отношение матери, ведет к несамостоятельности, инфантильности и страхам, то у девочек нарастание страхов зависит, скорее, от самого факта общения с беспокойной, лишенной опоры матери. Девочки более эмоционально ранимы, чем мальчики, воспринимают отношения в семье. При конфликтной ситуации в семье девочки чаще, чем мальчики отказываются выбирать роль родителя того же пола в воображаемой игре “Семье”, предпочитая оставаться сами собой. Мать может надолго потерять свой авторитет у дочери.

Заслуживает внимание обнаружение у детей – дошкольников из конфликтных семей более частых страхов перед животными (у девочек), стихий, заболеваний, заражением и смертью, а также страхов кошмарных снов (у мальчиков).

Все эти страхи являются своеобразными эмоциональными откликами на конфликтные отношения родителей.

Захаров Л.И. в своем труде “Происхождение детских неврозов и психотерапии” рассмотрел влияние неполной семьи на возникновение неврозов у детей. Исследование показывает, что у мальчиков – дошкольников в неполных семьях достоверно чаще встречаются: капризность и истеричность, в поведении беспричинное упрямство и негативизм, онанизм, тики. У девочек в неполных семьях достоверно более частым будет заикание.

При неврозах у детей, как уже намечалось, развод у родителей происходит достоверно чаще, когда он встречается в прародительской семье и один из супругов жил в детстве в неполной семье.

Захаров заметил, что средний возраст матери при разводе – тридцать лет. При этом она обычно имеет детей дошкольного возраста.

Инициатором развода, считает он, почти всегда является мать, часто неудовлетворимая мягким характером отца, его “неумение жить” или повышенной возбудимости, эгоцентризм, стремлением доминировать, а также отсутствием поддержки в психологически сложные периоды жизни (нарождение ребенка и т. д.). Значительно меньшую роль играет алкоголизм, который встречается, скорее, как исключение, а не, как правило, в семье, где дети больны неврозом.

Существенно, что развод отмечается достоверно чаще, если дети походят внешне на отца. У мальчиков это “роковое” обстоятельство выражено в большей степени, чем у девочек. Найденная закономерность означает большую нетерпимость матерей к общим с отцами чертам у детей в случае предшествующих конфликтных отношений в семье. Но и после развода мальчик остается с матерью, которая ревниво относится к его встречам с отцом, испытывает по отношению к сыну постоянное чувство эмоциональной неудовлетворенности и недовольства.

Больше всего неполных семей у детей с истерическим неврозом, у мальчиков достоверно чаще, чем при остальных клинических формах неврозов.

Истерический невроз у мальчиков в немалой мере следствие отсутствия мужского влияния и недостаточной эмоциональной отзывчивости со стороны матери.

Ситуация развода может быть драматичной для девочек, если они привязаны к отцам и имеют много общего с ними. Возникающие реактивные наслоения нередко усугубляются беспокойством по поводу возможной потери матери, т.е. тревогой одиночества и социальной изоляции. Нередко девочки и мальчики, похожие на отца не отпускают мать от себя, испытывая каждый раз острое беспокойство при ее уходе. Им кажется, что мать может не вернуться, что с ней может что-то случиться. Нарастает общая боязливость, усиливаются страхи, идущие из более раннего возраста, и частым диагнозом в этом случае будут: невроз страха и истерический невроз, нередко перерастающие в подростковом возрасте в невроз навязчивых состояний.

Результаты исследований показали, что неврозы возникают у детей не до, а после развода, у мальчиков – в среднем спустя два года, у девочек – около года. Возникновение невроза у мальчиков более чем у девочек, отодвинуто по времени от момента разрыва отношений между родителями. Соответственно, невроз у мальчиков в большей степени обусловлен уже появившейся после развода конфликтной ситуацией во взаимоотношениях с матерью, крайностями ее отношения.

Спиваковская А.С. пишет: ”Если развод необходим родителям, то он необходим и ребенку, поскольку после развода появляется возможность гармонизации жизни каждого из супругов. В семье, где постоянно царит напряжение, бесконечно воспроизводятся конфликты, ребенок чувствует себя вдвойне несчастным. Вместе с тем необходимо помнить, что для ребенка даже самый оправданный развод может стать сильнейшим потрясением, вызвать неблагополучные последствия, проявление которых иногда продолжаются значительное время”.

Спиваковская А.С. считает, что правильному поведению с ребенком во время развода помогает хороший контакт с ним. Если мать всегда заботилась о взаимопонимании со своим ребенком, если внушила ему чувство любви, то развод, всякая иная жизненная трудность может повлиять на правильное развитие, но, наоборот, стать средством укрепления личности ребенка, утвердить все позитивные стороны его души.

Спиваковская А.С. в своем труде описывает трудности воспитания ребенка после развода. ”Трудность воспитания, прежде всего, связана с тем, что при относительно редких встречах ушедшему родителю из семьи трудно видеть изменения, происходящие с ребенком, трудно поддерживать глубокий душевный контакт с ребенком”. И все же, несмотря на это, она утверждает, что родители “на выходные дни” могут обеспечить ребенку такое же полноценное воспитание, могут вызвать в детях чувство глубокой любви м уважения. Первым условием правильного воспитания она считает, согласованность и обдуманность действий взрослых. Если тот родитель, с которым живет ребенок, будет постоянно внушать, что отец или мать его бросили, что он им безразличен, контакту будет нанесен непоправимый ущерб.

Ушедшему из семьи супругу Спиваковская А.С. советует, несмотря на отдаленность ребенка, постараться жить его заботами, быть искренне заинтересованным в его детской жизни. Такой неподдельный интерес поможет родителю найти правильные формы организации встреч с ребенком. “Это может быть и запланированный поход в театр, но обязательно с подготовкой к нему. Можно просто погулять, беседуя на интересующие ребенка темы”.

Нартова – Бочавер С.К. в своей книге “Ребенок в карусели развода” пишет: “Развод родителей – всегда травма для ребенка. Сколько бы ни прошло лет, даже взрослые называют развод родителей одним из самых тяжелых воспоминаний детства. Развод для ребенка – разрушение среды обитания. Переживания детей в ситуации развода родителей изменяются в диапазоне от вялой депрессии, апатии до резкого негативизма и демонстрирования несогласия с мнением родителей”.

Нартова – Бочавер С.К. считает одним из самых ближайших последствий послеразводного стресса для детей – нарушение их адаптации к повседневной жизни. А также указывает на существование дальних последствий, касающихся глубоких изменений личности ребенка, представлений о любви и верности, о том, какой должна быть семья.

Таким образом, зарубежные и отечественные ученые единодушно признают, что развод родителей для ребенка в большинстве случаев – психотравмирующая ситуация, которая оказывает негативное влияние и мешает в дальнейшем полноценному психоэмоциональному и социальному развитию личности ребенка. Но если ребенок поддерживает хорошие отношения с обоими родителями, шансы благополучного развития значительно возрастают. А также ученые подчеркивают значимость участия отца в воспитании ребенка после развода.

  1. Аронс К. Развод: крах или новая жизнь? Пер. с англ. – М.: Мирт: фирма «Настя», 1995.
  2. Балакирев В.П. Отрицательные переживания у детей //Журнал практического психолога. 1996 .-№1.
  3. Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь. – М.: Знание, 1984.
  4. Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде. – М., 2000.
  5. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. – М., 1998.
  6. Захаров А.И. Психология семейного конфликта. – СПб., 2001.
  7. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей . -М., 2007.
  8. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой.- М., 1995.
  9. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка.- М., 1989.
  10. Ребенок в карусели развода / С.К. Нартова-Бочавер,М.И. Несмеянова, Н.В. Малярова, Е.А.Мухортова. . –– М.: Дрофа, 2001.
  11. Солодников В. Анатомия развода // Семья и школа. — 1988. — № 10.
  12. Спиваковская А.С. Как быть родителями.- М., 1986.
  13. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов: комплексная психология. Коррекция. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998.
  14. Спиваковская А.С. Психотерапия игра, детство, семья. – М., 2000.
  15. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001.
  16. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.Н. Меблинг. – М.: Изд-во МГУ,1990.
  17. Юницкий В.А. Психология детской потери. (Обзор зарубежных исследователей) // Вестник МГУ.- М., 1991.

Обсуждение закрыто.