Приказ 2700 по премиям

Премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей: спорные вопросы правового регулирования и правоприменения

Премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей: спорные вопросы правового регулирования и правоприменения

Поводом для написания настоящей статьи послужили спорность и неоднозначность некоторых правовых норм, регулирующих порядок выплаты премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей (далее — премия), и, как следствие, отсутствие единого подхода должностных лиц к реализации этого порядка.

В соответствии с п. 21 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее — Закон) премия устанавливается в размере до трех окладов денежного содержания (в расчете на год). Правила выплаты премии определяются Правительством Российской Федерации.
Правила выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей (далее — Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. N 993 «О выплате военнослужащим премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей и ежегодной материальной помощи».

Правила устанавливают следующее.
1. Премия выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (далее — военнослужащие), в размере до трех окладов месячного денежного содержания военнослужащего в год.
2. Премия выплачивается ежемесячно либо ежеквартально. Выплата премии производится одновременно с выплатой денежного довольствия в месяц, следующий за месяцем (кварталом), за который выплачивается премия, и в декабре — за декабрь (IV квартал).
3. Премия исчисляется исходя из месячного оклада военнослужащего в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (в случае временного исполнения им обязанностей по вакантной воинской должности — месячного оклада в соответствии с этой воинской должностью), установленных на 1-е число месяца, в котором выплачивается премия, а в декабре — на 1 декабря текущего года.
4. Размеры премии в зависимости от качества и эффективности исполнения военнослужащими должностных обязанностей и порядок ее выплаты устанавливаются Министром обороны Российской Федерации, руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, соответственно в отношении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, Генеральным прокурором Российской Федерации — в отношении военнослужащих органов военной прокуратуры, Председателем Следственного комитета Российской Федерации — в отношении военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.
——————————–
Здесь и далее выделено мной — Р.Т.

5. Военнослужащим, прослужившим в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах неполный месяц (квартал), премия выплачивается за время фактического исполнения обязанностей по воинской должности исходя из окладов денежного содержания на день принятия решения о выплате премии.
6. Премия не выплачивается военнослужащим:
— проходящим военную службу в воинских частях (организациях), где в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для них установлена система премирования за выполнение и перевыполнение производственных заданий и других показателей;
— направленным за пределы территории Российской Федерации для оказания технического содействия и исполнения иных обязанностей;
— в период нахождения в распоряжении командиров (начальников), за исключением периодов временного исполнения ими обязанностей по вакантным воинским должностям;
— увольняемым с военной службы по основаниям, указанным в пп. 1 — 5, 7 — 11 ч. 4 ст. 3 Закона.
7. В случае смерти военнослужащего премия, начисленная за время фактического исполнения им обязанностей по воинской должности в соответствующем месяце (квартале), выплачивается супруге (супругу), при ее (его) отсутствии — проживающим совместно с ним совершеннолетним детям, законным представителям (опекунам, попечителям) либо усыновителям несовершеннолетних детей (инвалидов с детства — независимо от возраста) и лицам, находящимся на иждивении военнослужащего, в равных долях или родителям в равных долях, если военнослужащий не состоял в браке и не имел детей.
Порядок выплаты премии военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации установлен п. п. 77 — 83 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Порядок), утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2700.
Отметим сразу один принципиальный момент — Правила делегируют Министру обороны Российской Федерации лишь право на определение порядка выплаты премии, а не правил ее выплаты, которые Правительством Российской Федерации уже установлены.
Здесь, конечно, возникает вопрос о соотношении понятий «правила» и «порядок» и границе между ними. Может ли в принципе порядок как таковой содержать правила, а правила — порядок? Пожалуй, может.
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова содержит следующее толкование терминов «правила» и «порядок»:
— правило — это постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-нибудь ;
——————————–
Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 21-е изд., перераб. и доп. М., 1989. С. 574.

— порядок — последовательный ход чего-нибудь, правила, по которым совершается что-нибудь .
——————————–
Там же. С. 564.

Большой юридический словарь раскрывает термин «правила» как форму нормативного правового акта, которым устанавливаются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности .
——————————–
Большой юридический словарь. URL: http://juridical.Slovaronline.com/П/ПР/4573-PRAVILA (дата обращения: 08.04.2014).

Таким образом, как видим, одно из понятий раскрывается через другое и граница между ними весьма условна.
Тем не менее можно с достаточной уверенностью утверждать, что Порядком не могут вводиться дополнительные критерии (условия) для выплаты премии либо дополнительные критерии, по которым устанавливается ее конкретный размер, а равно условия, при наличии которых премия не выплачивается. При этом Правилами предусмотрен только один критерий, учитываемый при определении размера премии, — качество и эффективность исполнения военнослужащими должностных обязанностей. В Правилах также приведен исчерпывающий перечень случаев, при наличии которых выплата премии не производится.
Под порядком выплаты, установление которого Правилами делегировано Министру обороны Российской Федерации, следует понимать именно правовой регламент (последовательность действий) принятия решения о выплате премии и процедуру ее выплаты. Это нормативное регулирование вопросов о том, кем принимается решение о выплате премии, на основании чего принимается такое решение, сроки выплаты премии и т.п. Данные вопросы нашли свое решение в Порядке.
Согласно п. 78 Порядка премия выплачивается ежемесячно. Выплата премии производится одновременно с выплатой денежного довольствия в месяц, следующий за месяцем, за который выплачивается премия, и в декабре — за декабрь.
Премия исчисляется исходя из месячного оклада военнослужащего в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (в случае временного исполнения им обязанностей по вакантной воинской должности — месячного оклада в соответствии с этой воинской должностью), установленных на 1-е число месяца, в котором выплачивается премия.
Согласно п. 79 Порядка премия выплачивается на основании приказа соответствующего командира (начальника) в следующих размерах:
а) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, — до 25% оклада денежного содержания в месяц;
б) курсантам и слушателям военных образовательных учреждений профессионального образования в зависимости от результатов прошедшей экзаменационной сессии или вступительных экзаменов:
— имеющим только отличные оценки — до 25% оклада денежного содержания в месяц;
— имеющим только хорошие и отличные оценки — до 15% оклада денежного содержания в месяц;
— имеющим удовлетворительные оценки — до 5% оклада денежного содержания в месяц.
Что же касается конкретного размера премии и критериев ее выплаты, то, как следует из п. 80 Порядка, этот размер зависит от качества и эффективности исполнения военнослужащими должностных обязанностей в месяце, за который производится выплата премии, с учетом имеющих дисциплинарных взысканий за совершенные дисциплинарные проступки, результатов по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке, а также нарушений в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекших ущерб для Вооруженных Сил Российской Федерации и отраженных в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности.
——————————–
Очевидно, в тексте Порядка допущена опечатка. Вместо «имеющих» следует читать «имеющихся» — Р.Т.

Таким образом, мы видим, что наряду с качеством и эффективностью исполнения военнослужащим должностных обязанностей появились не предусмотренные Правилами такие условия для определения размера премии, как дисциплинарные взыскания, результаты по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке, а также нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности.
На данную коллизию можно посмотреть двояко.
Если считать, что указанные условия есть не что иное как самостоятельные критерии, учитываемые при определении конкретного размера премии, а буквальное толкование п. 80 Порядка указывает на то, что это именно так, то их введение в Порядок следует считать незаконным, поскольку, как уже было отмечено выше, Правилами предусмотрен только один критерий — качество и эффективность исполнения военнослужащими должностных обязанностей.
В то же время данные условия можно расценивать именно как своего рода подкритерии, по которым как раз и оцениваются качество и эффективность исполнения должностных обязанностей. Будем исходить из того, что так оно и есть. Правда, здесь возникает ряд вопросов.
Конечно, по результатам профессионально-должностной (командирской) и физической подготовки косвенно можно судить о качестве и эффективности исполнения военнослужащим должностных обязанностей, но именно косвенно. Представляется, что выводы об эффективности и качественности исполнения обязанностей правильнее делать по результатам их исполнения, т.е. по результатам выполнения конкретных задач, которые этими обязанностями предусмотрены.
С учетом же того, что проверки по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке проводятся соответственно, как правило, не чаще чем раз в полугодие и раз в квартал, то достаточно спорной представляется практика командиров, которые при определении размера премии учитывают результаты проверок, полученные не за тот месяц, за который производится премирование.
Имеются и судебные решения, которыми такая практика признается незаконной . При этом суды указывают, что период оценки командиром качества и эффективности исполнения военнослужащим должностных обязанностей и, соответственно, определение конкретного размера премии установлены Порядком раз в месяц, а не раз в квартал или полугодие.
——————————–
См., напр.: решение Знаменского гарнизонного военного суда от 4 апреля 2013 г. URL: http://voensud.ru/post854182.html (дата обращения: 04.04.2014).

Смотрите так же:  Что делать если судебные приставы не взыскивают алименты

Еще более спорная ситуация возникает с учетом имеющихся дисциплинарных взысканий.
Прежде всего отметим, что во всех вышеуказанных нормативных правовых актах применительно к вопросу о конкретном размере выплачиваемой премии речь идет о качестве и эффективности исполнения именно должностных обязанностей. Вместе с тем общеизвестно, что, помимо должностных, военнослужащие исполняют общие, а также специальные обязанности, предусмотренные ст. ст. 26 — 27 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Из каких соображений законодатель ограничился критерием качественности исполнения лишь должностных обязанностей, сказать трудно. Тем не менее исходя из буквального толкования Правил и по смыслу Порядка качество и эффективность исполнения иных обязанностей (общих и специальных) на размер премии не влияют. Это в общем-то подтверждается и п. 82 Порядка, согласно которому в период нахождения в распоряжении командиров (начальников), за исключением периодов временного исполнения обязанностей по вакантным воинским должностям, премия военнослужащему не выплачивается. Хотя, как должно быть известно читателям, военнослужащий, находясь в распоряжении командира (в том числе и в случае неисполнения во время нахождения в распоряжении обязанностей по вакантной должности), общие и специальные обязанности продолжает исполнять. По крайней мере обязан.
Таким образом, если полученное дисциплинарное взыскание не связано с исполнением должностных обязанностей, то оно формально не должно учитываться при определении размера премии.
Напомним читателям, что еще не так давно, до вступления в силу Закона, выплата той же самой, по сути, премии военнослужащим Министерства обороны Российской Федерации была предусмотрена Правилами выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за образцовое выполнение воинского долга, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524, и соответствующими нормами Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200.
Как видим, законодателем использовалось совершенно другое название выплаты — премия за образцовое выполнение воинского долга. В отличие от новой дефиниции (добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей) предыдущая по своему смыслу на первый взгляд была гораздо шире. Но если обратиться к ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих», то мы увидим, что существо воинского долга раскрывается исключительно через общие обязанности военнослужащих, т.е. исходя из прежнего названия премии она должна была выплачиваться за образцовое выполнение лишь этих обязанностей.
Выплачивалась премия ежеквартально. Причем следует обратить внимание на одну существенную деталь в порядке ее выплаты: решение о выплате премии, лишении или уменьшении ее размера принималось соответствующими командирами (начальниками) на основании представляемых по команде рапортов непосредственных командиров (начальников) с ходатайствами о выплате премии подчиненным военнослужащим. В случае ходатайства непосредственного начальника об уменьшении или лишении военнослужащего премии он обязан был указать конкретные причины, послужившие основанием для такого ходатайства.
Действующий Порядок аналогичных норм не содержит, что является, по мнению автора, его существенным недостатком.
Действительно, каким образом командир (начальник), который издает приказ о выплате премии и который, как правило, не является для военнослужащего — получателя премии даже ближайшим прямым начальником и чаще всего никогда, как говорится, в глаза этого военнослужащего не видел, может оценить качество и эффективность исполнения последним своих должностных обязанностей? Поэтому именно отраженное в рапорте мнение непосредственного начальника, который как никто другой может оценить работу подчиненного за премиальный период, должно являться основополагающим при принятии решения о выплате премии.
Более того, при отсутствии рапорта непосредственного начальника с ходатайством о снижении военнослужащему размера премии у соответствующего должностного лица, издающего приказ о ее выплате, не имелось оснований для такого снижения, равно как и в целом для издания приказа. Данная позиция подтверждена, в частности, и судебными решениями .
——————————–
См., напр.: решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 21 января 2011 г. N 2-16/2011 // СПС «КонсультантПлюс».

В настоящее время достаточно часто на местах применяется практика, когда военнослужащему, получившему дисциплинарное взыскание, во-первых, не выплачивается премия вообще, а во-вторых, невыплата премии либо уменьшение ее размера производится неоднократно лишь по факту наличия ранее полученного дисциплинарного взыскания и при отсутствии взысканий, полученных в месяце, за который производится выплата.
Рассмотрим данную проблему подробнее.
Согласно п. 210 утратившего силу Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, командиры (начальники) имели право полностью лишать военнослужащих премии за упущения по службе и нарушения воинской дисциплины. Представляется, что некоторые должностные лица, по сути, продолжают руководствоваться именно этими давно утратившими силу нормами, в то время как действующий Порядок аналогичных норм не содержит.
Премия не выплачивается в случаях, указанных в п. 82 Порядка, который полностью дублирует п. 6 Правил.
Перечень указанных в п. 82 Порядка случаев является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Ни упущения по службе, ни дисциплинарные взыскания в этом перечне не указаны. Соответственно даже при наличии таковых премия должна выплачиваться. Вопрос лишь в том, в каком размере. Установление этого размера согласно п. 80 Порядка находится в компетенции соответствующего командира (начальника), издающего приказ о выплате премии. Тем не менее с учетом вышесказанного в рассматриваемом случае он не может равняться нулю. К тому же размер как понятие есть величина положительная.
К сожалению, ни минимальный размер премии , ни собственно четкие правовые критерии, по которым оценивается качество исполнения должностных обязанностей, в настоящее время не определены, что, конечно же, создает определенные предпосылки для необоснованно широкого усмотрения должностных лиц при принятии решения о ее выплате. Справедливости ради следует отметить, что разработка таких критериев — задача непростая.
——————————–
В некоторых подзаконных нормативных правовых актах, изданных во исполнение Правил, определен минимальный размер премии, выплачиваемой, в частности, и при наличии дисциплинарных взысканий. см., напр.: Приказ МВД России от 19 дек. 2011 г. N 1266 «Об утверждении размера и Порядка выплаты военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей» // Рос. газ. 2012. 25 янв.; Приказ СК России от 5 дек. 2012 г. N 77 «О порядке выплаты военнослужащим, замещающим должности в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей и ее размерах» // Рос. газ. 2012. 28 дек.

Не содержит Порядок и каких бы то ни было указаний относительно минимального и максимального размера, на который допускается снижение премии. Поэтому в принципе законным будет снижение премии, например, как на 5%, так и на 95%.
Отметим также, что уменьшение размера премии есть право, а не обязанность командира (начальника). Получение военнослужащим дисциплинарного взыскания не влечет за собой ни автоматического уменьшения премии, ни тем более, с учетом вышесказанного, ее лишения. Взыскание учитывается при определении размера премии. Как учесть — это компетенция соответствующего должностного лица. При наличии определенных условий (например, высокие показатели в решении поставленных задач, качественное и эффективное исполнение должностных обязанностей и т.п.) командир (начальник) вполне может прийти к выводу и об отсутствии необходимости снижения военнослужащему премии, даже с учетом полученного премируемым дисциплинарного взыскания. И это будет абсолютно законно.
Однако наибольший интерес представляет вопрос о неоднократном снижении (а на практике чаще полном лишении) премии за одно и то же дисциплинарное взыскание.
Как уже было отмечено, прежний Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, предусматривал снижение либо лишение премии на основании ежеквартальных рапортов непосредственных начальников, в которых должны были быть указаны конкретные причины, послужившие основанием для такого снижения (лишения). Сославшись на дисциплинарное взыскание, полученное в квартале, за который производилось премирование, как на причину для снижения (лишения) военнослужащему премии, непосредственные начальники при подаче рапорта о премировании за другой квартал на ту же причину повторно не ссылались как само собой разумеющееся. Ведь военнослужащий, как говорится, свое уже получил. Казалось бы, преемственность такого подхода должна была сохраниться и найти свое отражение в Порядке. Однако последний, как уже было отмечено, подачу таких рапортов не предусматривает, а в результате неправильного, по мнению автора, толкования соответствующими командирами (начальниками) п. 80 Порядка сложилась практика, согласно которой при определении размера премии учитываются все неснятые дисциплинарные взыскания. Такой подход представляется неправомерным по следующим основаниям.
Во-первых, дисциплинарный проступок с момента его обнаружения и пресечения, как правило, не может влиять в будущем на качество и эффективность исполнения должностных обязанностей лицом, его совершившим.
Во-вторых, несмотря на то что лишение премии, строго говоря, мерой дисциплинарного воздействия не является, неоднократное ее уменьшение (лишение) на том лишь основании, что военнослужащий имеет неснятое дисциплинарное взыскание, фактически есть не что иное, как неоднократное наказание (наказание рублем) за один и тот же проступок.
В-третьих, поскольку согласно п. 80 Порядка конкретный размер премии зависит от качества и эффективности исполнения военнослужащими должностных обязанностей в месяце, за который производится выплата премии (т.е. премия, по сути, выплачивается по итогам работы за месяц), то, соответственно, наличие неснятого дисциплинарного взыскания за проступок, совершенный за пределами периода премирования, само по себе не влияет на качество и эффективность выполнения должностных обязанностей в этот период и не может служить основанием для уменьшения (лишения) премии. Поэтому положение п. 80 Порядка «с учетом имеющих дисциплинарных взысканий за совершенные дисциплинарные проступки», по мнению автора, следует понимать не иначе как «с учетом имеющихся дисциплинарных взысканий за дисциплинарные проступки, совершенные в месяце, за который производится выплата премии».
В-четвертых, согласно ст. 2 Закона премия является составной частью денежного довольствия военнослужащих. Поэтому уменьшение ее размера военнослужащему, добросовестно исполнившему свои должностные обязанности в месяце, за который производится выплата премии, лишь на том основании, что ранее (за пределами периода премирования) им было получено дисциплинарное взыскание, есть не что иное как дискриминация в оплате труда, запрещенная ст. 37 Конституции Российской Федерации.
Для сравнения также отметим, что в настоящее время военнослужащие и лица гражданского персонала получают предусмотренное Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, дополнительное материальное стимулирование в виде дополнительных выплат (премий) по результатам службы (работы). Данный Порядок утвержден Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации».
Согласно п. 7 указанного Порядка конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование. При этом издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов.
Выше уже говорилось о том, что никаких четких нормативно установленных критериев оценки качества и эффективности исполнения должностных обязанностей, применяемых при решении вопроса о премировании, не имеется, равно как не было и нет нормативно установленных критериев по оценке результатов их исполнения, учитываемых при выплатах по материальному стимулированию. Усмотрение должностных лиц при принятии решения о размерах дополнительного материального стимулирования было (и в принципе остается) настолько широким, что порождало (и порождает) многочисленные жалобы как военнослужащих, так и лиц гражданского персонала, о чем прекрасно известно читателям.
В соответствии с п. 11 Порядка, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010, не представляются к дополнительному материальному стимулированию:
— военнослужащие, получающие дополнительное денежное стимулирование в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;
— военнослужащие, имеющие дисциплинарное взыскание за совершенные грубые дисциплинарные проступки в период, за который производится дополнительная выплата, а также имеющие неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке;
— лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей;
— военнослужащие и лица гражданского персонала, допустившие нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил Российской Федерации и отраженные в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности, а также командиры (начальники, руководители), не принявшие решение по числящимся по учету нарушениям в указанной деятельности и мер к возмещению ущерба в соответствии с должностными полномочиями.
Как видим, и здесь фигурируют известные нам «лица»: дисциплинарные взыскания, результаты проверок по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке. Правда, речь уже идет именно о неудовлетворительных результатах. И они не влияют на размер материального стимулирования, а являются основаниями для отказа в его выплате. Кроме того, во внимание принимаются результаты последних проверок независимо от того, когда они проводились, — в период премирования либо за его пределами.
Что же касается дисциплинарных взысканий, то, как видим, учету подлежат взыскания только за грубые дисциплинарные проступки, совершенные военнослужащими лишь в период премирования.
Из содержания вышеназванного нормативного правового акта видно, что в отношении лиц гражданского персонала такое правило не применяется. Соответственно, при решении вопроса о дополнительном материальном стимулировании таких лиц во внимание принимаются взыскания, полученные ими в том числе и за пределами периода премирования. Данная точка зрения нашла свое отражение в судебной практике .
——————————–
См., напр.: Апелляционное определение Мурманского областного суда от 26 июня 2013 г. N 33-2081 // СПС «КонсультантПлюс».

Смотрите так же:  Подготовить доверенность на имя

Представляется, что критерии оценки эффективности и качества исполнения военнослужащими должностных обязанностей при решении вопросов о выплате премии, а равно выплат дополнительного материального стимулирования, должны быть едиными и максимально ограничивающими субъективность командиров.
С учетом вышесказанного следует прийти к выводу о необходимости внесения изменений в п. 80 Порядка в целях устранения двоякого толкования его норм, а также закрепления в Порядке более четкой правовой процедуры выплаты премии, сводящей к минимуму личное усмотрение командира (начальника) при определении ее конкретного размера и предусматривающей обязательный учет мнения непосредственного начальника премируемого военнослужащего.

Трощенко Р.А., преподаватель кафедры филиала ВУНЦ ВВС «ВВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», юрист.

Проанализированы спорность и неоднозначность некоторых правовых норм, регулирующих порядок выплаты премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей.

Ключевые слова: военнослужащие, должностные обязанности, премии.

Prize for the faithful and efficient performance of duties: the controversial issues of legal regulation and enforcement
R.A. Troshchenko

Analyzed divisiveness and ambiguity of some legal rules governing the payment of premiums for the faithful and efficient performance of duties.

Финансово-экономическая деятельность

Ежемесячная надбавка за выслугу лет

Размер (порядок расчета) выплаты:

от 2 до 5 лет — 10%;

от 5 до 10 лет — 15%;

от 10 до 15 лет — 20%;

от 15 до 20 лет — 25%;

от 20 до 25 лет — 30%;

25 лет и более — 40%;

Нормативно-правовые акты:

  • Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. № 1074;
  • приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 2700.

Ежемесячная надбавка за классную квалификацию
(квалификационную категорию)

Размер (порядок расчета) выплаты (от оклада по воинской должности):

  • военнослужащим, проходящим военную службу по контракту:
  • за третий класс (квалификационную категорию) – 5 процентов;
  • за второй класс (квалификационную категорию) – 10 процентов;
  • за первый класс (квалификационную категорию) – 20 процентов;
  • за класс мастера (квалификационную категорию) – 30 процентов.

Нормативные правовые акты:

  • Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1198;
  • приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 2700;
  • приказ Министра обороны Российской Федерации от 6 август 2012 г. № 2195;
  • приказ Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2015 г. № 542.

Ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну

Размер (порядок расчета) выплаты (от оклада по воинской должности):

  • военнослужащим, проходящим военную службу по контракту:
  • за работу со сведениями «особой важности» – 25 процентов;
  • за работу со сведениями «совершенно секретно» – 20 процентов;
  • за работу со сведениями «секретно» – 10 процентов.

Нормативные правовые акты:

  • Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ;
  • Указ Президента Российской Федерации от 9 января 2012 г. № 46;
  • приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 2700.

Ежемесячная надбавка за особые условия военной службы

Размер (порядок расчета) выплаты:

военнослужащим, проходящим военную службу по контракту:

а) 100 процентов оклада по воинской должности:

в центральном аппарате Министерства обороны;

б) 70 процентов оклада по воинской должности:

  • в экипажах подводных лодок (крейсеров);
  • в экипажах автономных глубоководных (подводных) аппаратов, размещенных на надводных кораблях (судах);
  • в технических экипажах глубоководных станций;
  • в экипажах строящихся подводных лодок;
  • привлекаемым к опытной эксплуатации подводных лодок (крейсеров, глубоководных станций);
  • инструкторского состава учебных заведений и подразделений, занимающимся обучением специалистов атомных подводных лодок;
  • летного состава, выполняющим полеты по планам боевой (специальной) подготовки в составе экипажей самолетов, вертолетов (воздушных пунктов управления, летающих лабораторий, сверхлегких воздушных судов), при условии выполнения ими установленной Министром обороны Российской Федерации нормы налета часов за истекший год;

в) 50 процентов оклада по воинской должности:

  • в экипажах надводных кораблей (судов, катеров), в том числе строящихся;
  • в управлениях корабельных соединений (до эскадры надводных кораблей (катеров) включительно), постоянно размещенных на кораблях, а также в управлениях подводных лодок (до командования подводных сил включительно);
  • замещающим воинские должности, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает выполнение водолазных работ под водой (нахождение в водолазных барокамерах под повышенным давлением), при условии выполнения ими установленных Министром обороны Российской Федерации норм часов работы под водой (спусков);
  • проходящим военную службу в соединениях (воинских частях, подразделениях) специального (особого) назначения (кроме проходящих военную службу в разведывательных соединениях (воинских частях, подразделениях), включенных в утверждаемый Министром обороны Российской Федерации перечень органов управления разведкой, разведывательных соединений (воинских частей, подразделений);
  • проходящим военную службу в органах управления разведкой, разведывательных соединениях (воинских частях, подразделениях) (в том числе специального (особого) назначения), по перечню, утверждаемому Министром обороны Российской Федерации;
  • проходящим военную службу на воинских должностях, исполнение должностных обязанностей по которым связано с выполнением прыжков с парашютом, при условии выполнения ими установленной Министром обороны Российской Федерации нормы прыжков с парашютом за истекший год;

г) до 50 процентов оклада по воинской должности:

  • проходящим военную службу на отдельных воинских должностях специалистов медицинской службы в особых условиях, по перечню, утверждаемому Министром обороны Российской Федерации;
  • воинских частей (учреждений, организаций, подразделений), выполняющих задачи по обеспечению космических программ, по перечню, утверждаемому Министром обороны Российской Федерации;
  • проходящим военную службу на специальных объектах (в воинских частях, организациях, учреждениях и на отдельных должностях), по перечням, утверждаемым Министром обороны Российской Федерации;
  • осуществляющим специальные виды работ (выполнение специальных заданий), по перечням, утверждаемым Министром обороны Российской Федерации;
  • проходящим военную службу в других особых условиях военной службы, по перечням, утверждаемым Министром обороны Российской Федерации;
  • несущим боевое дежурство (дежурство в дежурных боевых сменах) суммарной продолжительностью: 5 и более суток в месяц – 30 процентов,
  • от 3 до 5 суток в месяц – 15 процентов, менее 3 суток в месяц – 5 процентов;

д) 20 процентов оклада по воинской должности:

  • в авиационных воинских частях (авиационно-спасательных центрах), проходящим военную службу на воинских должностях, замещаемых военнослужащими — наземными авиационными специалистами, обеспечивающими безопасность полетов самолетов и вертолетов, по перечню воинских должностей, утверждаемому Министром обороны Российской Федерации;
  • в экипажах штатной боевой (специальной) техники на гусеничном и колесном шасси, а также инструкторского состава учебных воинских частей и подразделений, входящим в расчеты экипажей техники на гусеничном и колесном шасси и занимающимся обучением вождению на этих боевых (специальных) машинах;
  • на воинских должностях, исполнение должностных обязанностей по которым связано с работами по перезарядке ядерных реакторов кораблей, обращению с ядерным топливом и радиоактивными отходами, по перечню, утверждаемому Министром обороны Российской Федерации;
Смотрите так же:  Судебные приставы советского района казань

е) до 20 процентов оклада по воинской должности:

  • на воинских должностях, которые при исполнении должностных обязанностей применяют знания иностранных языков, по перечню, утверждаемому Министром обороны Российской Федерации:
  • при применении знания одного западного языка – 10 процентов;
  • при применении знания одного восточного языка либо двух и более иностранных языков – 20 процентов;
  • на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, по перечню, утверждаемому Министром обороны Российской Федерации;

ж) 10 процентов оклада по воинской должности:

  • проходящим военную службу в г. Москве и Московской области, г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Нормативные правовые акты:

  • Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. № 1073;
  • приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 2700;
  • приказы Министра обороны Российской Федерации, утверждающие соответствующие Перечни.

Ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время

Размер (порядок расчета) выплаты:

военнослужащим, в зависимости от условий выполнения задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время:

а) до 100 процентов оклада по воинской должности:

  • за выполнение водолазных работ в зависимости от глубины погружения, времени погружения и характера выполняемых задач;

б) до 60 процентов оклада по воинской должности:

  • за период непосредственного участия в учениях, походах кораблей, в отработке задач боевой и учебно-боевой подготовки в полевых условиях, в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части по перечню, определяемому Министром обороны Российской Федерации (в размере 2 процентов оклада по воинской должности за каждый день участия в указанных мероприятиях);

в) до 50 процентов оклада по воинской должности:

  • за выполнение прыжков с парашютом (десантирование с техникой) в зависимости от количества прыжков, условий и характера их совершения;
  • за военную службу, связанную с выполнением взрывотехнических работ, обнаружением, идентификацией, изъятием, обезвреживанием, уничтожением взрывных устройств и взрывоопасных объектов (предметов), применением взрывчатых материалов и средств взрывания, взрывных устройств и взрывоопасных объектов (предметов), за дни, в которые они выполняли указанные работы;
  • за совершение полетов с палубы корабля или с помощью наземно-тренировочного комплекса в зависимости от количества полетов и способа их совершения;
  • выполняющим в составе летных экипажей работы по тушению природных и техногенных пожаров;

г) 40 процентов оклада по воинской должности:

  • за непосредственную работу с лицами, оказывающими содействие на конфиденциальной основе;

д) до 30 процентов оклада по воинской должности:

  • за военную службу в медицинских учреждениях (подразделениях) с вредными и (или) опасными условиями труда на должностях медицинского персонала по перечням, утверждаемым Министром обороны Российской Федерации;
  • за военную службу, связанную с выполнением исследований трупного материала, исследований с применением рентгеновских, высокочастотных и ионизирующих излучений, токсических, ядовитых, наркотических, сильнодействующих, агрессивных веществ;

е) до 20 процентов оклада по воинской должности:

  • за военную службу в районах экологического кризиса на комплексе «Байконур» и в г. Байконуре (Республика Казахстан);
  • осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, выполнение работ, связанных с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, за военную службу в противочумных учреждениях или отделах, отделениях, лабораториях особо опасных инфекций и санитарно-эпидемиологических отрядах;
  • непосредственно участвующим в работах по перезарядке ядерных реакторов кораблей и обращающимся с ядерным топливом и радиоактивными отходами за каждый день участия в указанных работах и обращения с ядерным топливом и радиоактивными отходами.

Нормативные правовые акты:

  • Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2011 г. № 1122;
  • приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 2700;
  • приказы Министра обороны Российской Федерации, утверждающие соответствующие Перечни.

Процентная надбавка за стаж работы в структурных подразделениях по зищите государственной тайны

Размер (порядок расчета) выплаты (от оклада по воинской должности):

военнослужащим, проходящим военную службу по контракту:

  • при стаже работы от 1 до 5 лет – 10 процентов;
  • при стаже работы от 5 до 10 лет – 15 процентов;
  • при стаже работы от 10 лет и выше – 20 процентов.

Нормативные правовые акты:

  • постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. № 573;
  • приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 2700.

Ежемесячная надбавка за стаж работы в шифровальных органах

Размер (порядок расчета) выплаты (от оклада по воинской должности):

военнослужащим, проходящим военную службу по контракту:

  • при стаже работы до 3 лет (2 класс) – 5 процентов;
  • при стаже работы до 3 лет (1 класс) – 15 процентов;
  • при стаже работы от 3 до 6 лет (2 класс) – 10 процентов;
  • при стаже работы от 3 до 6 лет (1 класс) – 20 процентов;
  • при стаже работы от 6 лет и более (2 класс) – 20 процентов;
  • при стаже работы от 6 лет и более (1 класс) – 30 процентов.

Нормативные правовые акты:

  • постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 г. № 1639;
  • приказ Министра обороны Российской Федерации от 11 апреля 1998 г. № *24.

Ежемесячная надбавка военнослужащим, имеющим высшее юридическое образование и занимающим воинские должности юридической специальности

Размер (порядок расчета) выплаты (от оклада по воинской должности):

военнослужащим, проходящим военную службу по контракту:

  • занимающим воинские должности в центральном аппарате Министерства обороны – 50 процентов;
  • занимающим воинские должности в органах военного управления, видах Вооруженных Сил и родах войск Вооруженных Сил, управлениях военных округов (флотов), регионального командования, объединений –
  • 30 процентов;
  • занимающим воинские должности в управлениях соединений, воинских частях и организациях Вооруженных Сил – 15 процентов.

Нормативные правовые акты:

  • Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 2001 г. № 528;
  • приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 2700.

Ежемесячная надбавка за особые достижения в службе

Размер (порядок расчета) выплаты:

военнослужащим, проходящим военную службу по контракту:

а) в образовательных организациях высшего и дополнительного профессионального образования на должностях научно-педагогических работников и имеющим ученую степень:

  • кандидата наук – 20 процентов;
  • доктора наук – 40 процентов;

б) занимающим воинские должности в научных организациях, ученые степени по которым предусмотрены квалификационными требованиями и имеющим ученую степень:

кандидата наук – 15 процентов;

доктора наук – 30 процентов;

в) в образовательных организациях высшего образования, имеющим ученую степень и ученое звание, при замещении должностей профессорско-преподавательского состава:

  • доцента – 40 процентов;
  • начальника кафедры – 50 процентов;
  • профессора – 60 процентов;

г) привлекаемым к выполнению задач в горной и высокогорной местности, прошедшим обучение по программе инструкторов горной подготовки и занимающим воинские должности по ВУС «Горная подготовка», «Физическая подготовка и спортивная работа» и «Физическая подготовка и спорт» – 70 процентов;

д) при награждении медалями Министерства обороны Российской Федерации (в течение одного года со дня издания приказа о награждении):

  • медалью «За боевые отличия» – 30 процентов;
  • медалью «За разминирование», «За воинскую доблесть» I степени –
  • 20 процентов;
  • медалью «За воинскую доблесть» II степени – 10 процентов;

е) за квалификационный уровень физической подготовленности, выполнение или подтверждение спортивных разрядов по военно-прикладным видам спорта и наличие спортивных званий (почетных спортивных званий) по любому виду спорта:

  • выполнившим второй квалификационный уровень физической подготовленности – 15 процентов;
  • выполнившим первый квалификационный уровень физической подготовленности – 30 процентов;
  • выполнившим высший квалификационный уровень физической подготовленности – 70 процентов;
  • выполнившим или подтвердившим первый спортивный разряд по одному из военно-прикладных видов спорта – 80 процентов;
  • выполнившим или подтвердившим спортивный разряд кандидата в мастера спорта по одному из военно-прикладных видов спорта –
  • 90 процентов;
  • имеющим спортивные звания «Мастер спорта России (СССР) международного класса», «Мастер спорта России (СССР)» – 100 процентов;
  • имеющим почетное спортивное звание «Заслуженный мастер спорта России (СССР)» – 100 процентов.

Нормативные правовые акты:

  • Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ;
  • приказ Министра обороны Российской Федерации от 9 октября 2014 г. № 725дсп

Ежемесячная надбавка к денежному довольствию военнослужащих

Размер (порядок расчета) выплаты:

  • военнослужащим проходящим военную службу на постоянной основе на территории Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия — Алания и Чеченской Республики, – со дня зачисления в списки и по день исключения из списков личного состава воинской части, а прибывшим в составе воинской части, – со дня прибытия в пункт дислокации, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному довольствию:
  • включенным в состав специальных сил и (или) сил Объединенной группировки, – в размере 2 месячных окладов в соответствии с занимаемой воинской должностью;
  • не включенным в состав специальных сил и (или) сил Объединенной группировки, – в размере 1 месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью.

Нормативные правовые акты:

  • Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ;
  • приказ Министра обороны Российской Федерации от 13 января 2010 г. № 10 (в редакции приказа Министра обороны Российской Федерации от 16 марта 2012 г. № 560).

Обсуждение закрыто.