Осаго запрет

Госдума поддержала отказ от бумажных полисов ОСАГО

Госдума приняла в первом чтении законопроект, уравнивающий в правах электронные и бумажные полисы ОСАГО. По идее, это означает отмену необходимости возить с собой распечатку полиса, но на деле такая возможность появится еще не скоро.

По замыслу Минфина, уравнивание в правах будет осуществлено путем присвоения каждому полису уникального идентификационного номера. Соответственно, для того, чтобы доказать инспектору ГИБДД наличие полиса ОСАГО, водителю достаточно будет назвать ему номер полиса, а инспектор сможет проверить информацию путем обращения к информационной базе.

Как сообщает «Российская газета», замминистра финансов Алексей Моисеев заявил, что «гражданин может выбрать любой вид информирования сотрудника ДПС о наличии полиса, какой он хочет — это может быть фотография на смартфоне, это может быть записанный на бумажке номер полиса».

Между тем, пока речь идет лишь о принятии законопроекта в первом чтении. Согласно расписанию работы Госдумы, на внесение поправок отводится тридцать дней. Затем последуют второе и третье чтения и прочие необходимые процедуры, а вступит в силу закон только через полгода после его опубликования.

Кроме того, в процессе принятия поправок законодателям предстоит разобрать еще одну коллизию. Дело в том, что обязанность водителя иметь при себе и по требованию полиции передавать для проверки полис обязательного страхования автогражданки содержится в ПДД, а внесение поправок в этот документ также сопряжено с определенными процедурами.

Стоит также отметить, что вместе с уравниванием электронного и бумажного полисов ОСАГО в поправках содержатся и другие изменения – в частности, запрет на регрессные иски к пешеходам, получившим травмы в ДТП или к наследникам погибших в результате аварии.

Комитет Госдумы поддержал отмену запрета на перестрахование в ОСАГО

МОСКВА, 9 октября. /ТАСС/. Комитет Госдумы по финрынку поддержал к первому чтению законопроект, который в числе прочих норм предполагает отмену запрета на перестрахование в ОСАГО.

Страховщики, ранее возражавшие против этой нормы, согласились с ней.

«Мы видим видим концентрацию страхования по ОСАГО на 10 крупнейших страховщиках на сегодня. И предлагаем снять запрет на перестрахование в ОСАГО с учетом того, что сейчас ОСАГО остается единственным видом имущественного страхования обязательного, который не предусматривается к передаче в перестрахование», — сказала на заседании комитета директор департамента финансовой политики Минфина Яна Пурескина.

Страховщики ранее возражали против отмены запрета на перестрахование, так как оно часто использовалось для вывода средств за рубеж недобросовестными компаниями, рассказал на заседании комитета президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

«Понимая, во-первых, что это наши международные обязательства перед ВТО, и понимая, что ЦБ предпринял большие действия, чтобы очистить рынок, мы надеемся, что создание Российской национальной перестраховочной компании и другие меры закроют шлюз вывода денег из страны, соглашаемся на перестрахование, хотя страховое сообщество было против», — сказал он.

Представитель Минфина подтвердила, что передача рисков ОСАГО в перестрахование будет правом, а не обязанностью компаний.

РСА просит Центробанк ужесточить продажу электронных полисов ОСАГО

Российский союз автостраховщиков направил в Центробанк предложения по ужесточению продаж электронных полисов ОСАГО. По мнению страховых компаний, необходимо ввести запрет на предоставление сканированных документов, отложить начало действия е-ОСАГО и ограничить время доступа к покупке документа.

РСА планирует ужесточить продажу электронных полисов ОСАГО и изменить некоторые требования Центробанка, сообщает «Коммерсантъ». Союз автостраховщиков таким образом хочет защититься от мошенников в регионах, которые причиняют страховым компаниям убытки.

Так, в предложениях, которые РСА направил в ЦБ, указана необходимость ввести отложенный на 72 часа старт действия полиса — чтобы было невозможно купить е-ОСАГО сразу же после ДТП. Также предлагается ограничить время покупки полиса на сайте 90 минутами и запретить загрузку сканов документов, поскольку мошенники научились их подделывать. Как следует из предложений страховщиков, страхователем сможет выступать только владелец транспортного средства (сейчас такого ограничения нет), и при оформлении договора страхования ему придется вводить все данные вручную, исключив загрузку сканов документов на сайте страховщика (сейчас страховщики принимают электронные копии документов).

Введение подобных ограничений может стать настоящей проблемой для автомобилистов, особенно в отдаленных регионах. Так, во Владивостоке до сих пор есть проблемы с покупкой электронного полиса.

«Я пытался зарегистрироваться в компании «Ингосстрах», – рассказывает автомобилист Антон. – Зашел на сайт, ввел свои данные. Долго висело окно проверки данных, потом сайт выдал ошибку и перебросил меня на сайт РСА. Я пытался вечером, утром, когда центральная часть страны спит, в разные дни. Но все равно меня перебрасывало на сайт РСА, а там из всех компаний мне предлагалась только ВСК, о которой не очень хорошие отзывы. Но в итоге после длительных попыток все равно пришлось купить полис там».

Смотрите так же:  Коллекторы банка втб-24

Страховщики с помощью более жестких требований пытаются ограничить мошеннические действия, в том числе — регрессивные выплаты. По действующим правилам, если владелец полиса подаст поддельный документ, исправленный в графическом редакторе, компания все равно должна оплатить ему убыток, а лишь потом направить требование о регрессе. Предложения РСА содержат исключение регресса и положение о том, что страховщик, обнаружив неверные данные, «имеющие существенное значение для определения степени страхового риска», просто прекращает действие полиса.

Кроме того, страховые компании могут получить право проверять данные страхователя не только в базе РСА, но и в других публичных базах данных. К таким источникам, в частности, относятся интерактивные сервисы федеральных и региональных органов власти, общедоступные источники персональных данных и официальные данные заводов-изготовителей. Если проверку не удается пройти, клиента пригласят в офис страховщика для покупки полиса очно. Также в оформлении электронного полиса предлагается отказывать, если у страховщика есть информация о нарушении страхователем «требований законодательства, ПДД или совершении операций по легализации».

Наконец, РСА просит ЦБ смягчить требования к сайту страховщика ОСАГО — снять запрет на восстановительные работы в дневное время, исключить положение о максимальном времени восстановления доступности сайта в восемь часов с момента выявления проблем на сайте и убрать обязательные счетчики с указанием времени, оставшегося до восстановления сайта, в режиме обратного отсчета.

По данным президента РСА Игоря Юргенса, выплаты по договорам, заключенным мошенническим путем онлайн, составляют около 3 млрд руб. — это 10% от годовых потерь страховщиков по судебным выплатам. Но, по данным ЦБ, за 2017 год доля страховых премий по договорам е-ОСАГО выросла до 12,8% от совокупных взносов по ОСАГО — то есть распространенность мошенничеств в электронном обязательном страховании ниже, чем в среднем по рынку. Тем не менее распространение электронного ОСАГО стало причиной снижения средней стоимости полиса до 5,8 тысячи рублей с 6,1 тысячи рублей годом ранее и сокращения годовых сборов ОСАГО (-5,2% за 2017 год). Таким образом, ограничивая продажи е-ОСАГО, страховщики стремятся защититься от вынужденных продаж наименее прибыльных полисов.

Новости ноября: Контроль за ОСАГО, штраф за борщевик и запрет на летнюю авторезину

1 ноября 2018 1:00 19

Проверка полисов будет происходить в автоматическом режиме с помощью видеокамер. Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

С наступлением последнего осеннего месяца вступает в силу целый ряд нововведений. Рассказываем о самых важных.

Те, кто не успел сделать себе полис ОМС нового образца (в форме пластиковой карты) будет ждать следующего года. Фонд ОМС временно приостановил выдачу, но обещал ее возобновить в 2019 году. Старые полисы при этом продолжают действовать, потому что бессрочные.

С 1 ноября столичным автовладельцам, не оформившим ОСАГО, начнут приходить штрафы. Проверка полисов будет происходить в автоматическом режиме с помощью видеокамер, установленных на всех основных магистралях. Камеры будут сопоставлять номера проезжающих машин с базой данных Российского союза автостраховщиков. У кого нет страховки, тому выпишут штраф на сумму до 800 рублей. И поскольку система автоматическая, выписывать будут каждый раз, когда камера зафиксирует незастрахованное авто на дороге. То есть, хоть каждый день. Кроме того, с 11 ноября вступает в силу запрет ездить на летней резине зимой (в декабре, январе и феврале) для машин массой до 3,5 тонн. Пока это, скажем, устное предупреждение». Наказаний законом не предусмотрено, но в Госдуме о них уже задумались.

Еще один штраф грозит владельцам дачных участков в Московской области. 2-5 тысяч придется заплатить, если на вашем участке растет борщевик. Если вы должностное лицо штраф будет в 10 раз больше. А если юридическое – раскошелиться придется от 150 тыс. до 1 млн. Борщевик — ядовитое растение вызывает серьезные ожоги, слепоту и даже смерть. Власти боролись с ним сами, но не очень успешно. До сих пор этот сорняк занимает около 30 га в регионе. Понятно, сейчас уже снег. Но к лету о новом штрафе лучше не забывать.

Наконец, малому и среднему бизнесу упростят доступ к госзакупкам. С 1 ноября официально заработает единый портал для госзакупок малого объема. Теперь все услуги ценой до 400 тыс. руб. для муниципальных, культурных, спортивных организаций будут размещать там. Для медицинских учреждений планку сделали поменьше – до 100 тыс. руб. Все, что сверх это суммы будет на обычном сайте госзакупок. Отдельный портал, по задумке властей, поможет мелким предпринимателям быстрее находить покупателей.

Кабмин снимает запрет на перестрахование рисков по ОСАГО

Правительство РФ на заседании в четверг, 28 июня 2018 г., рассмотрело поправки в несколько законодательных актов, которые касаются страхового рынка. Цель законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», отметил премьер-министр Дмирий Медведев, – улучшить качество предоставляемых по ОСАГО услуг и сделать регулирование этой сферы более прозрачным и понятным.

Смотрите так же:  План график на 2019 год приказ

Принятие документа уравняет в правах электронные страховые полисы с полисами, которые оформлены на бумажных носителях, уточнил он. Таким образом, будет исключён двойной учёт.

«Кроме того, – продолжил премьер, – пропадает надобность в изготовлении полисов на специальных защищённых бланках». Каждому документу будет присваиваться уникальный порядковый номер. Автовладельцам достаточно будет предъявить по требованию полиции или на таможне распечатанный страховой полис или электронный полис – с помощью мобильного устройства. Этот уникальный номер позволит идентифицировать страховщика и подтвердить достоверность полиса.

Теперь при пересечении госграницы иностранные водители должны будут иметь при себе полис ОСАГО либо международный договор страхования. Следить за соблюдением данной нормы будут сотрудники таможенных органов.

«И в-третьих, мы снимаем запрет на перестрахование рисков по ОСАГО. На сегодня это единственный вид имущественного страхования, риски по которому не перестраховываются», – заявил Д. Медведев.

«Между тем, за годы действия федерального закона об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев объём собираемых страховщиками премий увеличился почти в 10 раз. Конечно, выросло число автомобилистов, поэтому мы имеем сегодня риски, которые гораздо масштабнее, чем 15 лет назад, когда этот закон принимался. Поэтому надо сделать перестрахование рисков по ОСАГО обычной практикой», – заключил премьер.

Это удобно: чтобы быть в курсе новостей сайта ЭЖ подпишитесь на нашу рассылку

Минфин предлагает отменить запрет на перестрахование в ОСАГО

МОСКВА, 3 апреля. /ТАСС/. Министерство финансов предлагает отменить запрет на перестрахование рисков ОСАГО, соответствующий законопроект (копия есть в распоряжении ТАСС) Минфин разослал на согласование в заинтересованные ведомства.

Документом предлагается исключить обязательства по ОСАГО из списка рисков, не подлежащих перестрахованию, в законе об организации страхового дела.

«Проектом федерального закона снимается запрет на перестрахование рисков по обязательному страхованию, так как в связи с созданием в соответствии с Законом о страховании национальной перестраховочной компании обеспечивается прозрачность операций по перестрахованию рисков по обязательному страхованию», — говорится в пояснительной записке.

Напомним, Российская национальная перестраховочная компания — 100-процентная дочка Банка России — была создана в 2016 году для защиты рисков клиентов, находящихся под санкциями. По закону страховщики обязаны предлагать РНПК 10% от всех рисков, передаваемых в перестрахование. Предполагается, что появление РНПК будет способствовать уходу с рынка схем по выводу денег через перестрахование, так как участие госперестраховщика слишком удорожает такие схемы.

Опрошенные ТАСС эксперты обращают внимание, что снятие запрета не означает передачу рисков по ОСАГО именно в РНПК.

«Перестрахование в ОСАГО — работоспособный, но достаточно дорогой инструмент защиты рисков в силу высокой убыточности и частоты страховых случаев», — говорит официальный представитель «АльфаСтрахования». Однако этот инструмент увеличит затраты страховщиков на взаимодействие с перестраховщиком, а эти затраты в текущем тарифе ОСАГО не заложены, напоминает он.

Скорее всего, речь идет о потенциальном инструменте давления на страховщиков, полагает директор по развитию страхования СК «МАКС» Сергей Печников. «Потенциально подобная поправка также может быть использована для создания пула, по примеру действующей сейчас системе перестрахования в обязательном страховании ответственности перевозчиков», — рассуждает он.

Схемы могут вернуться

Отмена запрета на перестрахование не решит проблем ОСАГО, уверен другой эксперт страхового рынка. Перестрахование риска ОСАГО в РНПК приведет к тому, что страховщики будут выплачивать возмещение по ОСАГО, не обращая внимания на обоснованность этой выплаты, так как все риски будут лежать на перестраховщике. Это не решит проблему убыточности ОСАГО, а только переложит ее с больной головы на здоровую, считает собеседник агентства.

Депутаты сняли запрет на перестрахование ответственности автомобилистов

Власти решили не повторять опыт поддержки «Росгосстраха», чьи проблемы объясняются убыточностью ОСАГО. Депутаты приняли в первом чтении поправки, снимающие запрет на передачу в перестрахование рисков ОСАГО. Запрет в свое время был создан для пресечения вывода средств за рубеж, однако теперь его снятие вытекает из обязательств РФ перед ВТО и, как заявил заместитель главы Минфина Алексей Моисеев депутатам, если бы у «Росгосстраха» была возможность передавать в перестрахование риски по ОСАГО, его бы не пришлось спасать. Участники рынка перестрахования уверяют, что аппетита к таким рискам у компаний не будет, а снятие запрета лишь возобновит вывод капитала.

Госдума приняла в первом чтении поправки Минфина, снимающие запрет на передачу рисков ОСАГО в перестрахование. В пояснительной записке проекта говорится, что это единственный имущественный вид страхования, риски по которому запрещено перестраховывать. «Снятие указанного ограничения связано в том числе со значительным увеличением за годы действия федерального закона об ОСАГО объемов собираемых страховщиками страховых премий (с 26 млрд руб. в 2003 году до 234 млрд руб. в 2016 году), размера средней выплаты и ростом активов страховщиков»,— говорится в документе. Проект так же обязывает передавать 10% таких рисков национальной перестраховочной компании РНПК. Запрет на перестрахование ОСАГО не соответствует международной практике и противоречит нормам ВТО.

Смотрите так же:  Расписка аванс за квартиру образец аренда

В ходе слушаний депутат Александр Хинштейн поинтересовался у представлявшего проекта заместителя главы Минфина Алексея Моисеева, не приведет ли к повышению стоимости ОСАГО снятие запрета.

Заместитель главы ведомства ответил, что стоимость полиса это не затронет, а смысл изменения объяснил примером: «Недавно всей страной пришлось спасать крупнейшего страховщика — “Росгосстрах”, если бы он перестраховывал свои риски по ОСАГО, такой бы проблем на рынке не было».

Напомним, «Росгосстрах» находится в периметре санации Центробанком банка «Открытие» как участник одноименной с ним группы. ЦБ уже предоставил «Росгосстраху» 106 млрд руб. финансовой помощи. По итогам первого полугодия 2018 года принадлежащий ЦБ «Росгосстрах» получил чистую прибыль по ОСБУ в размере 3 млрд руб., годом ранее его убыток составлял 20,9 млрд руб. Страховщик резко снизил свою долю присутствия на рынке ОСАГО — с почти 40% до 9%.

Как заявили “Ъ” в ЦБ, регулятор «не возражает против данной инициативы (снятия запрета на перестрахование ОСАГО.— “Ъ”)». Тем временем на профессиональном рынке перестраховщиков принятая депутатами идея Минфина вызывает недоумение.

Как рассказал “Ъ” участник иностранного перестраховочного рынка, «вряд ли у кого будет аппетит к такому риску, ОСАГО не обладает риском катастрофичности. Снятие запрета только откроет возможность вывода средств из страны».

Разделяет мнение иностранного участника и глава перестраховочной «дочки» ЦБ РНПК Николай Галушин: «Для чего нужно такое перестрахование? Страховые суммы совсем небольшие, даже если в ДТП будет вовлечены несколько десятков машин, то общий размер выплат составит несколько миллионов рублей, что по плечу любой страховой компании. Соответственно, перестрахование не для защиты капитала от катастрофического убытка»,— рассуждает он.

Как Минфин доработал проект реформы «автогражданки»

По словам господина Галушина, такое перестрахование может понадобиться страховщикам лишь с технической точки зрения, для того чтобы отразить долю перестраховщиков в резервах при недостаточности капитала, то есть для финансового перестрахования, но это не предполагает передачу риска, а лишь способствует выполнению регуляторных требований. «Есть и еще один вариант, но уже совсем нехороший,— сказал господин Галушин в беседе с “Ъ”.— Такое перестрахование может использоваться для вывода денег. Отдадут РНПК 10%, а остальное уйдет на “международный” рынок. Ну и объективности ради передать в перестрахование только плохую (убыточную) часть портфеля не получится: перестраховщик откажется. Да еще и штрафы, и судебные расходы не особо передашь, а только сам убыток, что не всегда имеет главный вес в общей сумме выплаты. Вот и непонятно, для чего нужно перестрахование в ОСАГО».

В Европе перестрахование местного ОСАГО существует, но там нет страховых сумм, закрепленных в законе, то есть выплата может быть существенно больше, чем в РФ. Сомневаются в необходимости такой практики и Российском союзе автостраховщиков. «Реализация этой нормы потребует проработки,— сообщили “Ъ” в союзе.— Ранее возможность перестрахования рисков в ОСАГО была, но использовалась недобросовестными страховщиками для перестраховочных схем и была убрана специальными поправками». В РСА надеются, что повторения схем не случится, «потому что неблагонадежные страховщики уже покинули рынок». «Теоретически эти риски можно передавать в перестрахование за рубеж, но при небольших объемах передачи это вряд ли будет интересно перестраховщикам»,— считают в союзе.

ЦБ фиксирует рост жалоб на инвестиционное страхование

Банк России сообщил о росте жалоб на инвестиционное страхование жизни (ИСЖ), в том числе связанных с неполучением потребителями ожидаемого дохода. Регулятор сообщает, что в настоящее время страховщики и их агенты активно начали предлагать гражданам полисы ИСЖ с низким порогом входа, при продажах которых возрастает «риск введения клиентов в заблуждение относительно основных характеристик продукта». ЦБ до конца года намерен ввести требования к страховщикам и их агентам об обязательном информировании клиента о рисках. В частности, речь идет о порядке расчета инвестиционного дохода, об отсутствии гарантий его получения, о порядке возврата денег при расторжении договора страхования, а также о том, что инвестиции по договору страхования не входят в систему гарантирования АСВ.

Напомним, ранее аналитики предполагали, что волна недовольства клиентов ИСЖ низкой доходностью поднимется еще весной 2017 года, по окончании первых договоров, аналогичные опасения высказывали и в ЦБ. Впрочем, пока по официальной статистике ЦБ число жалоб на страховщиков жизни составляет в среднем 250 в месяц, на ИСЖ приходится менее половины — около 100 жалоб в месяц. В год это примерно 1200 жалоб, тогда как количество договоров превышает 200 тыс.— доля жалоб на этот вид страхования остается одной из самых низких (0,6%). По словам президента Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса, союз поддерживает требования ЦБ и принимал участие в их разработке. Аналогичные требования определены в стандарте ВСС, которые обязательны для всех страховщиков жизни уже сейчас. «Мы уверены, что применение стандартов существенно снизит риски введения клиентов в заблуждение на рынке страхования жизни»,— говорит Игорь Юргенс.

Обсуждение закрыто.