Официальные требования мвф

МВФ не доится: почему Украине не дадут денег

Миссия МВФ, которая завершила работу в Киеве, поставила украинским властям условие для получения очередного кредитного транша — принять бюджет с сокращенным дефицитом. С учетом того, что это произойдет ближе к декабрю, денег Украина в этом году может не увидеть. Между тем стране надо погашать многомиллиардные долги, а премьер Владимир Гройсман предупреждал, что без денег МВФ Украине может грозить дефолт.

Дискуссия представителей Международного валютного фонда (МВФ) и украинских властей о предоставлении очередного транша не привела к ожидаемым результатам, сообщают «Украинские новости» со ссылкой на источник, близкий к переговорам.

По его словам, представители фонда выдвинули требование о принятии государственного бюджета Украины до подготовки меморандума и вынесения его на рассмотрение совета директоров.

Миссия МВФ работала в Киеве с 6 по 19 сентября. Официальных комментариев по итогам визита пока не поступало ни от фонда, ни от украинских властей.

Действующая программа финансовой помощи Украине предполагает выделение $17,5 млрд. Из них Киев пока получил только $8,7 млрд. Источники сообщали, что стороны обсуждали закрытие старой программы и открытие новой примерно на $10 млрд. Последний транш на $1 млрд Украине от МВФ был перечислен в апреле 2017 года. С тех пор новых финансовых поступлений не было, поскольку не все требования фонда были выполнены.

В этом году Украина приняла закон о создании Антикоррупционного суда, на чем настаивал МВФ, а основным предметом переговоров стали повышение цен на газ для населения и снижение дефицита бюджета. По ценам на газ вроде бы компромисс найден. По неофициальной информации, тарифы поднимутся с 1 октября на 23,5%, и продолжат расти в последующие годы.

Глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев заявил на днях, что правительство договорилось с МВФ о постепенном повышении цены газа для населения. Об этом сообщало УНИАН.

«Принципиальная договоренность относительно постепенного увеличения цены и выведения украинского рынка на так называемый полный импортный паритет до апреля 2020 года — есть», — сказал Коболев и добавил, что темпы роста цены на газ на данный момент обсуждаются.

Нацбанк прогнозирует рост газовых цен на 25% в этом году и на 15% в следующем году.

С бюджетом сложнее. В этом году его дефицит составит 2,6% ВВП, говорила исполняющая обязанности министра финансов Оксана Макарова. Это на несколько процентных пунктов выше планки, установленной МВФ.

«Бюджет будет выполнен, и дефицит у нас останется в рамках 2,6%. Это я точно могу гарантировать», — сказала она журналистам. В следующем году бюджет столкнется с новыми вызовами в виде повышенных выплат по госдолгу, отметила также глава Минфина.

Кабинет министров Украины подготовил проект бюджета на 2019 год, по которому доходы составят 1,08 трлн гривен, расходы — 1,09 трлн, предельный размер дефицита — 89,99 млрд гривен или 2,3% ВВП. Это в целом устраивает МВФ, но проблема в том, что бюджет Верховная Рада принимает ближе к концу года, и в фонде опасаются, что, если дать деньги сейчас, то депутаты и правительство затем скорректируют параметры в сторону увеличения расходов и дефицита.

Новый транш Украине необходим, чтобы гасить имеющиеся долги. Иначе придется тратить либо золотовалютные резервы, либо наращивать расходы бюджета на эти цели за счет других статей, что невозможно.

По оценке премьер-министра Владимира Гройсмана, Украина должна погасить $33 млрд госдолга в ближайшие пять лет. Он подчеркнул также, что обслуживание госдолга ежегодно обходится Украине в 5% от ВВП. По подсчетам Минфина Украины, выплаты по госдолгу в 2019-2020 годах составят $31,3 млрд. Из них на внешние платежи придется почти половина этой суммы — $14,4 млрд.

Стратегией управления госдолгом, которую утвердило правительство, предполагается уменьшить его до 60% ВВП в 2018 году, 52% в 2019 году и 49% в 2020 году. Сейчас он превышает 70%.

Глава украинского правительства неоднократно говорил, что без кредита Международного валютного фонда страну ждет дефолт.

«Я первый за то, чтобы уменьшать цены на ресурсы. Невыполнение требований поставит Украину на грань дефолта. Мы хотим кризиса? Я не кризисный премьер, а антикризисный. Я сделаю все, чтобы защитить людей, снизить инфляцию»,

— заявил Гройсман в интервью телеканалу «Интер».

«Очевидно, что экономика растет, но у нас на плечах такой долг, который мы сами не можем выплатить. Надо выходить на внешние рынки, перекредитовываться, уменьшать проценты», — добавил он.

Выполнение требований МВФ по газовым тарифам приведет к ускорению инфляции, а значит Нацбанку придется ужесточать свою политику, повышать и без того высокую ставку (сейчас она составляет 18%). Это будет тормозить экономический рост — по прогнозам, ВВП вырастет на 2,5-3% в 2019 году.

Инфляция остается высокой. В августе она составила 9%. Официальные власти считают, что она останется примерно на том же уровне до конца года, а международные институты и аналитики уверены, что она перешагнет за 10%.

МВФ предложил России капитулировать

Эксперты Международного валютного фонда не скрывают, что целью их «рекомендаций» является геополитическая капитуляция России в обмен на обещания сладкой жизни

Миссия сотрудников МВФ 2018 года выдала новые рекомендации Российской Федерации, как «восстанавливать» свою экономику. Учитывая, что прошлые рекомендации, включая бюджетное правило и пенсионную реформу, правительство РФ исполнило и продолжает исполнять с азартом дрессированной собачки, не взирая на массовые протесты, стоит прислушаться к тому, что «рекомендует» МВФ, а заодно понять, что нас ждет в этом и следующем году, если, конечно, президент не догадается сменить это правительство или его ключевых персонажей, — сообщает РИА Катюша.

Полностью заключение заклятых друзей суверенных экономик и государств можно прочесть здесь: Остановимся на ключевых моментах.

«В заключительном заявлении излагаются предварительные выводы персонала МВФ по завершении официального визита сотрудников МВФ (или «миссии»), в большинстве случаев в страну-член МВФ. Миссии проводятся в рамках регулярных (обычно ежегодных) консультаций по Статье IV Статей соглашения МВФ в связи с просьбой об использовании ресурсов МВФ (заимствовании у МВФ), в рамках обсуждений программ, осуществляемых при мониторинге персоналом МВФ, или в рамках других видов мониторинга персоналом экономической ситуации. Официальные органы дали согласие на публикацию настоящего заявления», — сообщается нам, дабы не возникало вопросов, что эти товарищи сами по себе все навыдумывали.

Нет, все официально и с разрешения российских властей — жаль, фамилии разрешивших не указали. Для истории, страна ведь должна знать своих героев. Впрочем, догадаться нетрудно. В первой же своей рекомендации МВФ предлагает нам сдаться, иначе не жить, как в Румынии.

«При прогнозируемых темпах роста страна будет отставать от сопоставимых экономик в Восточной Европе, и сближения с уровнем доходов, который отмечается в странах с развитой экономикой, не произойдет. Это обусловлено сочетанием ряда факторов, включая недостаточно развитую инфраструктуру, старение населения и большой масштаб государственного участия в экономике, а также недостатки в области управления и институциональные недостатки, которые привели к повышению степени экономической концентрации и замедлению динамизма. Кроме того, процесс интеграции России в мировую экономику происходит медленно, что уменьшает стимулы к повышению эффективности деятельности и сокращает положительные вторичные эффекты от технологических изменений, происходящих за рубежом. Неопределенность, обусловленная геополитической напряженностью, отрицательно сказывается на частных инвестициях», — сообщается в заключении.

Смотрите так же:  Расчет неустойки по 214 фз калькулятор формула

В переводе на общедоступный язык: МВФ сообщает, что жизнь у нас будет тяжелая и небогатая, ибо население старое, приватизация идет медленно и с Западом мы плохо дружим. Касательно стареющего населения приводить России в пример западные страны несколько странно, мягко говоря. Там как раз проблема стареющего населения привела к попытке их заменить мигрантами и похоронила целый пучок правительств. Впрочем, из вышесказанного это единственный пункт, где можно подискутировать. Далее России предлагается продать окончательно свои предприятия, а то государства в них много, а олигархов мало…

О том, насколько у нас олигархи являются патриотами, насколько они социально ориентированы и как любят хранить деньги дома, уже ходят анекдоты, притом давно. По факту, МВФ предлагает распродать в офшоры оставшийся госсектор и перевести разговор о санкциях с уровня президентов на уровень указаний колониальной администрации какому-нибудь Абрамовичу. Т.е. реализовать задумку Минфина США с Кремлевскими списками — провести замену власти в стране. МВФ и не скрывает, что целью его «рекомендаций» является наша геополитическая капитуляция в обмен на обещания сладкой жизни, «как в Румынии».

Заявляя, что процесс интеграции России в мировую экономику происходит медленно, там не говорят, что процесс интеграции вообще-то остановили на Западе, введя кучу санкций и перейдя от Крыма к Скрипалями. То есть единственный вариант, когда наша интеграция будет признана успешной, — наша полная капитуляция с возвращением Крыма, сдачей Донбасса, признания «браков» извращенцев и далее по длинному списку.

Правда, подобная капитуляция приведет снова к эффекту 1991 года с развалом страны, а то и 1918 с гражданской войной, но зато, по мнению МВФ, именно в такую Россию потекут инвестиции. Нам в пример Украина, которая давно не то что дружит, а лежит под Западом. Правда, следуя букве МВФ, они пришли к гражданской войне, полному развалу экономики и отсутствию инвестиций, ибо вкладывать особо не во что, зато берут у МВФ кредиты под немалые проценты и загоняют себя в многолетнюю кабалу. Впрочем, это был лишь первый пункт.

Далее будет не менее интересно.

«Для повышения темпов потенциального роста необходимо переключить основное внимание на структурные реформы, направленные на повышение производительности и увеличение предложения трудовых ресурсов и капитала. Мы приветствуем планы официальных органов по увеличению расходов на здравоохранение, образование и развитие инфраструктуры. Однако это следует делать таким образом, чтобы не подорвать доверие к новому бюджетному правилу. В противодействии негативным демографическим тенденциям могла бы помочь (по крайней мере, временно) давно откладываемая параметрическая пенсионная реформа. Кроме того, тщательно продуманный и не влияющий на размер дефицита переход от отчислений на социальное страхование к налогообложению потребления мог бы стимулировать предложение рабочей силы, сократить масштаб неформальных трудовых отношений и способствовать привлечению новых инвестиций. В целях ускорения роста производительности официальным органам нужно настойчиво продолжать работу по повышению конкурентоспособности, содействию торговой интеграции и диверсификации экспорта», — велят нашим компрадорам из правительства в МВФ.

И они берут «под козырек». Пенсионную реформу протягивают как могут, переход от отчислений на социальное страхование к налогообложению потребления, он же налог на добавочную стоимость, тоже идет — совет по отказу от соцотчислений, а с ними и с пережитками прошлого, типа общего медицинского страхования, бесплатного образования и прочих «ненужных» благ, от которых уважаемым заморским господам одни расходы, тоже протаскивается. И вообще, хорошо, что у нас тут медицина, образование и инфраструктура развивается, но лучше переложить это все в валюту, согласно бюджетному правилу, конечно. А то инвестиции не придут. Правда, те, кто в нас инвестирует, например, Китай, особо на МВФ не смотрит и сам знает, куда вкладывать, а инвестиции с Запада не придут по указанной выше причине. Но это «экспертам» от МВФ не интересно.

Дальше идет любимый пункт МВФ о необходимости приватизации, банках и бюджетном правиле.

«Стимулирование роста требует повышения конкуренции на внутренних рынках, снижения участия государства в экономике, а также большей динамичности частного сектора. Участие государства, охватывающее, по оценкам, приблизительно треть всей экономики, необходимо сокращать, особенно в банковском секторе и других секторах с ограниченной аргументацией в пользу государственной формы собственности… Бюджетное правило защищает экономику от колебаний цен на нефть и должно способствовать диверсификации экспорта. Кроме того, бюджетное правило создает якорь для бюджетной политики, определяя ее надежный курс. Таким образом, официальным органам следует воздерживаться от искушения пересмотреть это правило, поскольку это может негативно повлиять на надежность макроэкономической основы. Запланированные на 2018-2020 годы темпы корректировки являются обоснованными, однако ее качество можно было бы повысить, поскольку она чрезмерно сосредоточена на тотальном замораживании расходов, что не является оптимальным и устойчивым подходом», — продолжают в МВФ.

Иными словами: давайте дадим банкирам еще больше власти, а то они не так эффективно замещают государство, как хотелось бы МВФ. Во-вторых, нечего вам кормить свое народонаселение, которое теперь из-за наших советов в 90-е еще и постарело, давайте держать бюджетное правило в тех же рамках — и ни копейки на развитие.

Граждан предлагают перевести на адресную помощь, по украинскому сценарию.

«Несмотря на то, что расходы на оказание социальной помощи являются высокими, их охват слишком широк, а средства в расчете на получателя незначительны. Параметрическая пенсионная реформа также может создать некоторые дополнительные возможности для бюджета», — добавляют эксперты Фонда.

«Как эффективно» действуют приказы МВФ на Украине, написаны тысячи материалов, в том числе и можно прочитать здесь: Зачем нам наступать на украинские грабли? — да просто МВФ выгодно загонять страны в долги и потом высасывать их и доить до дефолта. За счет таких сценариев у них и их боссов идут самые высокие прибыли. Тот же пример с Грецией, где МВФ давал кредиты, за счет которых погашались выкупленные американскими хедж-фондами долги, а сами греки только больше влезали в долговую кабалу, здесь показателен. И таких примеров с десятка два наберется — от Югославии до Аргентины.

Закончили же сотрудники миссии словами благодарности за теплый прием от российских чиновников.

«Миссия МВФ благодарит официальные органы и других участников встреч в государственном и частном секторах за сотрудничество, открытые и конструктивные обсуждения, а также за теплый прием», — подвели итог в Фонде.

Остается узнать: их тоже встречали стоя и аплодисментами или обошлись хлебом и солью?

Замглавы Нацбанка заявил об «определенном прогрессе» в переговорах с МВФ

«Миссия работала в Украине несколько недель. Переговоры продолжаются. Мы считаем, что в переговорах достигнут определенный прогресс, и мы надеемся на успешный результат. Я вижу, что при позитивном развитии ситуации мы вполне можем получить финансирование от МВФ и других официальных кредиторов в 2018 году», — сказал он.

Смотрите так же:  Осаго на полежаевской

Напомним, четырехлетняя программа помощи МВФ с использованием механизма расширенного финансирования (EFF) предусматривает выделение Украине 17,5 миллиарда долларов. В марте 2015 года был перечислен первый транш в 5 миллиардов долларов, в августе того же года — второй транш в 1,7 миллиарда долларов. В 2016 и 2017 годах Украина получила по одному траншу в 1 миллиард долларов каждый.

Отметим, одним из требований Международного валютного фонда (МВФ) для продолжения сотрудничества с Украиной является повышение цен на газ для населения. По разным оценкам, оно может составить от 30% до 60% в связи с ростом цен на международных рынках.

По мнению украинского экономического эксперта Виктора Скаршевского, озвученного изданию Украина.ру, МВФ может выдать Киеву очередной транш до конца года, если правительство повысит тарифы на природный газ для населения как минимум на 25% и примет выгодный фонду бюджет. В то же время он подчеркнул, что Кабмин будет действовать в интересах МВФ в любом случае, вне зависимости от предоставления кредита.

Еще один экономист Всеволод Степанюк в заявлял, что МВФ представляет собой не столько финансовую, сколько политическую организацию, подчиняющуюся Соединенным Штатам.

«Требования Международного валютного фонда ведут Украину к состоянию Сомали — неуправляемому или слабоуправляемому, нищему полубандитскому анклаву. Условия МВФ сказываются на образовательном уровне, направлены на деиндустриализацию и депопуляцию страны», — отметил он.

По его словам, многие страны выступают против подобной политики МВФ, а сам фонд продвигает политику США.

Помпео призвал Порошенко выполнить требования МВФ

МОСКВА, 8 авг — РИА Новости. Госсекретарь США Майк Помпео в среду провел телефонный разговор с президентом Украины Петром Порошенко и призвал к выполнению Украиной требований МВФ, сообщила официальный представитель госдепа Хезер Науэрт.

«Госсекретарь приветствовал недавнее прохождение закона об антикоррупционном суде и закона о национальной безопасности, а также призвал Украину выполнять нереализованные требования МВФ», — сказала она.

Высший антикоррупционный суд

Порошенко 2 августа подписал положение об апелляции в законе о Высшем антикоррупционном суде.

В июне Верховная рада приняла президентский закон о создании Высшего антикоррупционного суда на Украине. Его создание является одним из ключевых требований к Украине со стороны Международного валютного фонда для предоставления очередного транша кредита. В середине июля депутаты изменили положение об апелляции в законе об Антикоррупционном суде.

Сотрудничество Украины с МВФ

Четырехлетняя программа помощи МВФ с использованием механизма расширенного финансирования (EFF) предусматривает выделение Украине 17,5 миллиарда долларов. С 2015 по 2017 годы Киеву четырьмя траншами было выделено более 8 миллиардов долларов

Представители фонда считают, что разница в ценах на газ на украинском рынке провоцирует коррупцию и неэкономичное потребление. Как заявил постоянный представитель фонда на Украине Йост Люнгман, повышение стоимости топлива поможет избежать схем, по которым газ, покупающийся для домохозяйств, перепродается предприятиям по более высокой цене. Кроме того, дешевый газ наиболее выгоден «богатым людям с большими домами», отметил он.

Социальный взрыв

Многие украинские политики не раз предупреждали, что повышение цен на газ чревато социальным взрывом.

В частности, депутат от «Оппозиционного блока» Юрий Павленко заявил на прошлой неделе, что повышение цен на газ для населения может привести к дефолту, так как подорожание топлива повлечет за собой необходимость дополнительных субсидий, на которые в бюджете нет средств.

Экономист также отметила, что в начале 2018-го года впервые за три года Украина столкнулась с серьезными трудностями с выполнением бюджета и осуществлением плановых выплат в счет погашения и обслуживания внешнего долга.

Помпео призвал Порошенко выполнить требования МВФ

Госсекретарь США Майк Помпео провел 7 августа телефонные переговоры с президентом Украины Петром Порошенко и призвал Киев выполнить требования Международного валютного фонда (МВФ), сообщила официальный представитель Госдепартамента Хизер Науэрт.

«Госсекретарь Майкл Помпео говорил сегодня с президентом Украины Петром Порошенко и обсудил ряд двусторонних вопросов Госсекретарь приветствовал недавнее прохождение закона об антикоррупционном суде и закона о национальной безопасности, а также призвал Украину выполнять нереализованные требования МВФ», –– цитирует Науэрт «РИА Новости».

МВФ с 2015 года оказывает Украине финансовую помощь. Киев получил уже $8,7 млрд из обещанных $17,5 млрд.

Взамен на транши страны Европы требуют проведения на Украине реформ, среди которых создание антикоррупционного суда и рост тарифов на газ для населения от 30% до 60%.

При этом украинские депутаты не раз заявляли, что страна не может выполнить всех требований МВФ и даже призывали шантажировать фонд дефолтом.

В июне Верховная рада приняла закон о создании антикоррупционного суда.

2 августа Порошенко подписал положение об апелляции в законе о Высшем антикоррупционном суде, которое должно обеспечить эффективное начало работы как самой инстанции, так и ее апелляционной палаты.

13 июля в Национальном банке Украины рассказали о последствиях для Украины при невыполнении требований МВФ.

Помпео призвал Порошенко выполнить требования МВФ

ВАШИНГТОН, 8 авг — РИА Новости. Госсекретарь США Майк Помпео в телефонном разговоре с президентом Украины Петром Порошенко призвал Киев выполнять требования МВФ, сообщила официальный представитель Госдепа Хизер Науэрт.

По ее словам, Помпео и Порошенко обсудили некоторые вопросы двусторонних отношений. «Госсекретарь приветствовал недавнее прохождение закона об антикоррупционном суде и закона о национальной безопасности, а также призвал Украину выполнять нереализованные требования МВФ», — сказала Науэрт.

Кроме того, Помпео в очередной раз заверил Порошенко, что США поддерживают территориальную целостность Украины и никогда не признают «попытку России аннексировать Крым».

Сотрудничество Украины с МВФ

Четырехлетняя программа помощи МВФ с использованием механизма расширенного финансирования предусматривает выделение Украине 17,5 миллиарда долларов. Первый транш в пять миллиардов фонд перечислил в марте 2015 года, второй, на 1,7 миллиарда, — в августе того же года. В 2016 и 2017 годах Украина получила по одному траншу в миллиард долларов каждый.

Пятый транш власти Украины рассчитывали получить до конца 2017 года, но его до сих пор не выделили. Теперь Киев рассчитывает на его получение в этом году, причем представители властей называют разные сроки: премьер-министр Владимир Гройсман говорил о первом полугодии, а в Нацбанке прогнозировали получение транша только осенью.

Воссоединение Крыма с Россией

Украина считает полуостров своей, но временно оккупированной территорией. Москва неоднократно заявляла, что жители Крыма сделали выбор демократическим путем, в полном соответствии с международным правом и Уставом ООН. По словам Владимира Путина, вопрос Крыма закрыт окончательно.

Когда решили повысить пенсионный возраст и причем здесь МВФ

Социальная напряженность, вызванная «внезапной» попыткой Правительства России повысить возраст выхода на пенсию, породила целый ряд конспирологических статей в СМИ и заметок в блогах, обвиняющих Международный валютный Фонд в лоббировании повышения пенсионного возраста. Но оставим теорию заговора и посмотрим на факты.

Усомнившиеся в патриотизме

«Кукловоды из МВФ ведут Россию к пропасти», — пишут патриотические ресурсы, о том же кричат на митингах, а в блогосфере все чаще упоминают некий документ МВФ от 2017 года, который рекомендовал российским властям повысить пенсионный возраст.

Но еще за год до публикации этого документа одиозный депутат Госдумы Евгений Федоров уже утверждал, что именно МВФ указывает на необходимость непопулярных решений: «В тяжелых условиях в стране должен быть только один начальник. Я понимаю, что они [чиновники] озвучивают позицию МВФ, которые настойчиво требуют от России повышения пенсионного возраста в своих многочисленных меморандумах. Но это уже вопрос власти — кто начальник в стране: Владимир Путин или глава МВФ?»

Смотрите так же:  Постановка-снятие автомобиля с учета госпошлина

На фоне конфронтационной риторики руководства России, противопоставляющей страну коллективному Западу, следование советам МВФ кажется невероятным, а указание на подтверждающие этот факт некие документы попахивают конспирологией. Это понятно, ведь в общественном сознании нынешняя российская власть ассоциируется с горделивой независимостью, в отличие от ельцинских времен, «когда страной правили вашингтонские мальчики».

И действительно, в 90-х Международный валютный Фонд предпринимал попытку подтолкнуть руководство России к повышению пенсионного возраста. С самом начале 1997-го председатель правления Пенсионного фонда Российской Федерации Василий Барчук признался, что в правительстве обсуждается возможность увеличения пенсионного возраста, за что получил нагоняй от президента Ельцина.

Чуть позже выяснились, что эта идея исходила от МВФ, который имеет достаточное влияние для лоббирования решений: «Нет более надежного источника для предсказания того, какие именно решения будут приниматься в Москве, чем материалы, рождающиеся в ходе практически непрерывных переговоров российских правительственных экономистов с МВФ Его [МВФ] представители весьма жестко навязывают России целевые показатели в различных областях, а потом самым тщательным образом контролируют их выполнение. Российскому правительству рекомендовано представить к августу 1997 года законопроект, который ограничит возможности получения пенсий работающими пенсионерами. Но этого мало. Законопроект должен предусматривать «постепенное повышение общего пенсионного возраста».

Глава МВФ Мишель Камдессю лично приезжал в Москву на переговоры с руководством экономического блока правительства России, однако Борис Ельцин, опасаясь протестов, так и не принял идею увеличения возраста выхода на пенсию.

Владимир Путин, еще будучи ельцинским председателем Правительства, поручил создать долгосрочную стратегию развития России. Разработанный к первой инаугурации Путина проект «Стратегии-2010» предлагал «пойти на поэтапное увеличение пенсионного возраста на 5 лет для мужчин и для женщин в течение 10 лет, начиная с 2002 года».

Но свежеизбранный Президент не последовал совету своих стратегов и МВФ, и его политику пожурила другая авторитетная организация — Всемирный банк: «Пенсию мужчинам в России начинают платить с 60 лет, тогда как в Венгрии — с 62, Польше — с 63, Болгарии — с 65. Это слишком щедро».

Итак, МВФ в 90-х убеждал руководство России, что страна без повышения пенсионного возраста не выживет. И если бы команда Ельцина или «ранний», либеральный Путин согласились бы с этими доводами, россияне давно уже уходили бы на пенсию на пять лет позже.

Неутомимые советчики

Незадолго до президентских выборов 2004 года председатель Пенсионного фонда Геннадий Батанов заявил, что решение об изменении возраста выхода на пенсию может быть принято в ближайшее время, если по этому вопросу будет достигнуто общественное согласие. Разумеется, в разгар электоральных страстей никто не посмел принять такого решения. Но уже после второй инаугурации Путина правительство продолжило работать в направлении, указанном МВФ и Всемирным банком.

В третий президентский срок Владимира Путина МВФ высказывался за пенсионную реформу не меньше, чем в два предыдущих: «Международный валютный фонд считает, что пенсионный возраст в России необходимо увеличить к 2030 году до 63 лет и для мужчин, и для женщин», «Мы представили предложение повысить пенсионный возраст к 2030 году до 63 лет для мужчин и женщин, тем самым уравняв их, а затем довести до 65 лет к 2050 году».

Причем обострение международной ситуации стало лишь еще одним аргументом: «Эксперты Международного валютного фонда произвели подсчеты потерь экономики РФ от наложения санкций и ответного продуктового эмбарго. МВФ полагает, что на начальной стадии санкции против России и ее ответ приведет к уменьшению ВВП страны на 1%, однако в среднесрочной перспективе снижение достигнет 9%. Это и является причиной рекомендаций в отношении повышения пенсионного возраста в России».

Всемирный банк также не упускал случая проявить заботу о российской экономике и напомнить российским властям о неизбежности реформы: «Вопрос устойчивости пенсионной системы в России не имеет решения без повышения реального возраста выхода на пенсию», «Повышение пенсионного возраста до 65 лет для женщин и мужчин обеспечило бы увеличение рабочей силы, достаточное не только для нейтрализации негативного эффекта старения, но и для достижения чистого положительного вклада в темпы роста ВВП».

Когда Россия послушалась

В документах Межународного валютного Фонда за 2008, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016 годы можно обнаружить призывы к повышению пенсионного возраста. И в 2012-м МВФ мог считать, что добился своего: решение об увеличении возраста выхода на заслуженный отдых было принято. «Рекомендация персонала МВФ заключается в том, чтобы постепенно повышать пенсионный возраст для мужчин и женщин до 63 лет к 2030 году и до 65 лет к 2050 году», ‒ говорится в «Докладе МВФ по стране № 08/308». И далее практически констатируется победа в многолетней «битве рекомендаций»: «Официальные органы согласились, что реформа пенсий необходима для сдерживания государственных расходов на пенсии, и исследуют различные ее варианты, так что официальные предложения будут представлены в ближайшие месяцы».

Однако российская власть сплоховала — не выполнила обещаний и не представила требуемого. В докладе 2013 года МВФ огорчается: «Официальные органы отказались от повышения пенсионного возраста».

Пришлось Фонду не ограничиваться рекомендациями и приняться за учебу нерадивых россиян. Доклад 2015-го указывает на положительные сдвиги: «После практического семинара по реформе пенсий, проведенного экспертами МВФ в марте, официальные органы ориентированы на поиск политически приемлемых реформ, которые обеспечили бы жизнеспособность системы. Они утверждают, что уменьшение возможностей раннего выхода на пенсию в сочетании с повышением и выравниванием пенсионного возраста для различных категорий граждан приведет к существенному улучшению баланса пенсионной системы».

При этом Фонд проконтролировал выполнение своего поручения «предпринять дополнительные меры для обеспечения долгосрочной жизнеспособности государственной пенсионной системы». Российские власти выполнили его: «Возобновились публичные обсуждения дальнейших изменений в пенсионной системе, в том числе постепенного повышения законодательно установленного пенсионного возраста».

И в «Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», опубликованном на сайте Министерства экономического развития России 26 октября 2015 года, уже указаны конкретные меры по исполнению рекомендаций МВФ: «Проведение детального анализа и на его основе широкое обсуждение с привлечением институтов гражданского общества, в том числе профессиональных союзов, объединений работодателей, общественных организаций и экспертного сообщества, целесообразности повышения пенсионного возраста для лиц, вновь выходящих на пенсию, а также возможных сроков и порядка указанного повышения». До гласного объявления о повышении пенсионного возраста оставалось чуть менее трех лет.

Удивительно, но в истериках конспирологов есть зерно истины: действительно, идея повышения пенсионного возраста пришла из МВФ. Правда, не сейчас, а достаточно давно. Но ни при либеральном Ельцине, ни в первые годы правления Путина, ни при президенте Медведеве предложение не было реализовано. И только сейчас, когда патриотическая риторика абсолютной самостоятельности России достигла апогея, власть независимой страны вняла советам «из-за океана».

Обсуждение закрыто.