Недополученные льготы

Содержание:

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 12 апреля 2018 г. N 03-07-11/24232 О применении налога на прибыль организаций и НДС при получении организацией субсидий из федерального бюджета на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением этой организацией скидок (льгот) отдельным потребителям на производственное оборудование

Вопрос: Наша организация является производителем оборудования для пищевой промышленности.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 10.05.2017 N 547 производителям машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности предоставляются субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с производством и реализацией оборудования. Целями предоставления субсидии являются рост объема производства и сохранение рабочих мест в отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности.

В рамках исполнения Постановления Правительства РФ от 10.05.2017 N 547 наша организация заключила Соглашение с Министерством Промышленности и Торговли РФ о предоставлении субсидии из федерального бюджета. Согласно заключенному Соглашению и Постановлению Правительства субсидия предоставляется производителю в размере 15 процентов цены оборудования (без учета налога на добавленную стоимость), то есть компенсируются доходы организации, недополученные по сделке с конечным покупателем оборудования.

Полагаем, что, поскольку субсидии предоставляются из федерального бюджета с связи с предоставлением нашей организацией скидок (льгот) отдельным потребителям на производимое оборудование в соответствии с законодательством, то при определении налоговой базы для исчисления НДС, нам следует руководствоваться положениями п. 2 ст. 154 Налогового Кодекса РФ, а именно: определять налоговую базу как стоимость реализованного оборудования, исчисленную исходя из фактических цен его реализации и не учитывать суммы предоставляемых субсидий при определении налоговой базы. Наша позиция подтверждается выводом, который содержится в Определении Верховного суда РФ от 06.10.2014 N 310-КГ14-1440, а также Письмом ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/[email protected]

Также, в связи с тем, что получение организацией субсидий из федерального бюджета компенсирует недополученные доходы по сделке с конечным покупателем оборудования, а не является возмещением затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг) у организации не возникает обязанности для восстановления НДС в соответствии с пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ.

Кроме того считаем, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций полученные из федерального бюджета суммы субсидий следует учитывать в составе внереализационных доходов, при этом дата признания доходов в виде субсидий, полученных организацией, будет определяться в соответствии с пунктом 4.1 статьи 271 Налогового кодекса, а именно доходы необходимо признать единовременно на дату их зачисления.

Просим подтвердить нашу позицию или дать разъяснения по следующим вопросам:

1. Как квалифицировать бюджетные субсидии на компенсацию доходов, недополученных из-за предоставления скидок покупателям пищевой промышленности по Постановлению Правительства N 547 при определении налоговой базы по налогу на прибыль и определить дату признания доходов?

2. Включаются ли в налоговую базу по НДС субсидии, предоставляемые нашей организации по правилам, изложенным в Постановлении Правительства РФ от 10.05.2017 N 547.

3. Имеются ли у организации основания для восстановления суммы НДС ранее принятые к вычету в соответствии с пп. 6 п. 3 ст. 170 Налогового Кодекса РФ в случае получения налогоплательщиком субсидии, предоставляемые нашей организации по правилам, изложенным в Постановлении Правительства РФ от 10.05.2017 N 547?

Ответ: В связи с письмом о применении налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость при получении организацией субсидий из федерального бюджета на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением этой организацией скидок (льгот) отдельным потребителям на производственное оборудование в рамках исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. N 547 Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

Порядок учета в целях налогообложения прибыли субсидий, полученных организациями, зависит от квалификации получаемых субсидий. Если субсидии выделяются в рамках возмездного договора, то факт получения субсидий не оказывает влияния на формирование доходной части организации, так как в данном случае цена договора формируется с учетом суммы предоставленных субсидий.

Если субсидии предоставляются не в рамках возмездного договора, то есть если цена договора формируется без учета суммы предоставленных субсидий, то получаемые субсидии на компенсацию выпадающих доходов учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном абзацем четвертым пункта 4.1 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации.

Что касается порядка применения налога на добавленную стоимость, то при решении данного вопроса рекомендуем руководствоваться письмом Минфина России от 2 апреля 2018 г. N 03-07-15/20870, направленным ФНС России нижестоящим налоговым органам для сведения и использования в работе (письмо от 3 апреля 2018 г. N СД-4-3/[email protected]), копия которого прилагается.

Обзор документа

Разъяснены особенности налогообложении прибыли при субсидировании.

Как указал Минфин, если субсидии выделяются в рамках возмездного договора, то факт их получения не влияет на формирование доходной части организации, так как в данном случае цена договора формируется с учетом суммы предоставленных субсидий.

Если субсидии предоставляются не в рамках возмездного договора (т. е. когда цена договора формируется без учета суммы предоставленных субсидий), то получаемые субсидии на компенсацию выпадающих доходов учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Органом исполнительной власти субъекта предоставляются субсидии из областного бюджета организациям железнодорожного транспорта на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением льгот по оплате проезда в поездах пригородного сообщения отдельным категориям граждан. Указанные средства направляются на предоставление субсидий из областного бюджета организациям железнодорожного транспорта на возмещение выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот по оплате проезда в поездах пригородного сообщения отдельным категориям граждан в соответствии со ст. 78 БК РФ и региональным постановлением о предоставлении субсидий из областного бюджета организациям железнодорожного транспорта. Субсидии предоставляются перевозчикам из расчета возмещения: 1) 50% стоимости проезда — при перевозке в поездах пригородного сообщения следующих категорий граждан: — лиц, проработавших в тылу в период с 22.06.1941 по 09.05.1945 не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны; — ветеранов труда и приравненных к ним лиц; — лиц, удостоенных звания «Ветеран труда»; 2) 100% стоимости проезда — при перевозке в поездах пригородного сообщения следующих категорий граждан: — реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий; — лиц, удостоенных почетных званий. В соответствии с региональным законодательством предоставление права льготного проезда на пригородном железнодорожном транспорте вышеуказанным категориям граждан является одной из мер социальной поддержки. По какому подразделу расходов бюджетной классификации подлежат отражению расходы на предоставление субсидий из областного бюджета организациям железнодорожного транспорта на возмещение выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот по оплате проезда в поездах пригородного сообщения отдельным категориям граждан?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на предоставление из бюджета субъекта РФ поименованным в вопросе организациям субсидий, предусмотренных ст. 78 БК РФ, подлежат отражению по подразделу 0408 «Транспорт» с применением подгруппы 810 «Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг».

Смотрите так же:  Госпошлина право оперативного управления

Обоснование вывода:
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н), по подразделу 1003 «Социальное обеспечение населения» подлежат отражению расходы бюджетов, связанные с обеспечением мер социальной поддержки граждан, включая все виды пособий и страховых выплат, а также осуществление ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, осуществляемых Фондом социального страхования Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации, а также расходы на предоставление социальных выплат гражданам на приобретение (строительство) жилья, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, обеспечение путевками в установленных законодательством случаях (за исключением расходов на обеспечение путевками судей, пребывающих в отставке), осуществление накопительных взносов на именные накопительные счета военнослужащих-участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, другие аналогичные расходы.
Отнесение расходов бюджетов на предоставление публичных нормативных выплат гражданам в части публичных нормативных выплат, носящих социальный характер (пенсии, пособия, компенсации и иные аналогичные выплаты, предоставляемые гражданам), по соответствующим подразделам раздела 1000 «Социальная политика» классификации расходов является одним из существенных требований утвержденной структуры разделов, подразделов классификации расходов бюджетов, необходимых к соблюдению органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами местной администрации.
В рассматриваемой ситуации органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии со ст. 78 БК РФ предоставляются субсидии организациям железнодорожного транспорта на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением льгот по оплате проезда в поездах пригородного сообщения отдельным категориям граждан. Соответственно, целью предоставления субсидий является возмещение недополученных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами — производителями товаров, работ, услуг доходов в связи с предоставлением ими в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ льгот отдельным категориям граждан.
Исходя из положений ст. 6 БК РФ, согласно которым публичными нормативными обязательствами являются публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, расходы на предоставление субсидий в соответствии со ст. 78 БК РФ не могут рассматриваться в качестве расходов на исполнение публичных нормативных обязательств. Кроме того, предоставление указанных субсидий не может рассматриваться в качестве расходов на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения, отражаемых с применением элемента видов расходов 323.
Так, согласно Таблице соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов (Приложение 5 к Указаниям N 65н), применение элемента видов расходов 323 «Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения» допускается в увязке с соответствующими подстатьями статьи 220 «Оплата работ, услуг» и статьи 260 «Социальное обеспечение» КОСГУ, а также со статьями группы 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ. В то же время расходы на предоставление субсидий организациям любой формы собственности, кроме государственных (муниципальных) учреждений и предприятий, а также индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, в том числе на возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг, относятся к подстатье 242 «Безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций» КОСГУ. В увязке с подстатьей 242 предусматривается применение элементов видов расходов подгруппы 630 «Субсидии некоммерческим организациям (за исключение
м государственных (муниципальных) учреждений)» и подгруппы 810 «Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг».
Таким образом, расходы на предоставление из бюджета субъекта РФ поименованным в вопросе организациям субсидий, предусмотренных ст. 78 БК РФ, относятся к расходам на субсидирование пассажирских перевозок и подлежат отражению по подразделу 0408 «Транспорт» с применением подгруппы 810 «Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг».

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

21 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Недополученные льготы

Ранее были рассмотрены вопросы, связанные с налогообложением негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). Внимательные бухгалтера наверняка обратили внимание на то, что статьи Законов О Прибыли и Новоподоходного, посвященные налогообложению НПО, распространяются и на долгосрочное страхование жизни. Однако с тех пор кое-что изменилось.

Прежде всего на налогообложение долгосрочного страхования жизни повлияли изменения, внесенные в Закон О Прибыли Законом от 01.07.2004г. № 1957-IV. Поэтому есть смысл вернуться к этой теме еще раз.

Начнем с определения. Новая редакция п. 1.37 Закона О Прибыли, в котором дано определение договора долгосрочного страхования жизни, уменьшила вероятность досрочной выплаты страховой суммы. Напомним, что ранее по указанному договору страховые суммы не выплачивались в течение первых 10 лет его действия, кроме выплат, производимых при наступлении страховых случаев, связанных со смертью застрахованного лица либо несчастным случаем или болезнью застрахованного лица, приведших к полной устойчивой утрате им трудоспособности.

Что такое “полная устойчивая утрата трудоспособности” для целей налогообложения, ГНАУ разъясняла в письме от 27.03.2003г. № 10137/7/23-4218. В нем, сославшись на Инструкцию об установлении групп инвалидов, утвержденную Минздравом Украины от 28.12.91 г. № 16.01/20, налоговики сообщали, что критерием следует считать установление такому лицу без указания срока пересмотра соответственно I или II группы инвалидности при условии невозможности лица участвовать в трудовой деятельности. В нынешней же редакции досрочные выплаты могут происходить только при установлении I группы инвалидности или в случае смерти.

1. Валовые затраты

1.1. Как уже отмечалось, Законом № 1957-IV из п/п. 5.6.2 Закона О Прибыли исключено ограничение, согласно которому в валовые затраты попадали расходы на страхование жизни только работников по основному месту работы. То есть “затратным” для предприятия теперь может быть и страхование совместителей.

1.2. Согласно обновленному Закону О Прибыли другими стали и ограничения страховых сумм, относимых на валовые затраты. Они аналогичны ограничениям сумм взносов в НПФ, о которых мы писали.

Еще раз напомним, что первое из двух ограничений страховых валовых затрат — 75% зарплаты работника — привязывается сейчас в конечном счете не к календарному кварталу, а к налоговому году (в течение года оно рассчитывается нарастающим итогом).

Благодаря этому, если предприятие имеет намерение производить оплату страховых взносов не ежеквартально, а, например, только в IV квартале, сравнение суммы уплаченных страховых взносов производится с зарплатой, начисленной в течение всего налогового года.

Кстати, ранее налоговые органы против такой методики возражали (см. письмо ГНАУ от 07.11.2003 г. № 9170/6/15-1316).

1.3. Второе ограничение затрат на страхование — 6000 грн. в год — заменено ограничением из п/п. 6.5.1 Новоподоходного Закона, то есть предельная сумма вместо прежде фиксированной стала гибкой из-за ее увязки с прожиточным минимумом. Пока что годовая сумма страховых взносов, которую можно включать в валовые затраты, изменилась ненамного: 6120 грн. (510 х 12) вместо 6000 грн., однако с учетом предполагающихся темпов развития экономики Украины она может в последующие годы возрасти.

1.4. Вместо “полученной” заработной платы в п/п. 5.6.2 Закона О Прибыли теперь фигурирует “начисленная”. Это хорошо. Кстати, термин “полученная заработная плата” ГНАУ толковала как “выплаченная заработная плата” (см. ее письмо от 20.10.2003 г. № 8702/6/15-1316).

2. Налог с доходов физических лиц

Еще раз обращаем внимание на то, что налогообложение взносов в НПФ и страховых взносов — идентично.

Чрезвычайно схоже налогообложение доходов, полученных по договорам долгосрочного страхования жизни, и пенсионных выплат по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

Налогообложение доходов, полученных страхователями по договору долгосрочного страхования жизни (далее в таблице — договор), для удобства представлено в таблице.

Недополученная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи со смертью льготника

Недополученная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи со смертью льготника.

Согласно статье 1183 Гражданского кодекса РФ в случае не получения компенсации расходов
на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи со смертью право на ее получение
имеют проживавшие с ним члены семьи, а также нетрудоспособные иждивенцы независимо
от факта совместного проживания с льготником, обратившиеся за получением недополученных
сумм в течение четырех месяцев со дня смерти льготника. При отсутствии указанных лиц
денежные выплаты наследуются на общих основаниях, установленных РФ.

Для оформления недополученной компенсации расходов на оплату жилого помещения и
коммунальных услуг в связи со смертью льготника представляют следующие документы:

  • Паспорт заявителя;
  • Счет, открытый в сберегательном банке РФ, на имя заявителя;
  • Свидетельство о смерти;
  • Документ о совместном проживании с умершим;
  • Документ о родственных отношениях. Количество ________.
  • Заявление других членов семьи, имеющих право на получение недополученной компенсации

расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Количество ________.

Недополученные льготы

Россия ежегодно тратит на социальные выплаты около 3% ВВП – больше, чем большинство стран с переходной экономикой. По числу же самих выплат и льгот Россия и вовсе мировой лидер, указывают эксперты Всемирного банка и Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) в докладе, посвященном эффективности соцподдержки («Ведомости» с ним ознакомились). Федеральных выплат и льгот около 800, и еще в среднем 100 – в каждом регионе.

Но вся эта разнообразная и дорогая помощь малоэффективна, если говорить о борьбе с бедностью. По закону государство оказывает социальную помощь людям, чей доход опустился ниже прожиточного минимума по не зависящим от них причинам (см. график на стр. 04). Соцподдержку получают 65% россиян, в том числе 84% малоимущих. При этом из 1 руб., выделенного на адресную поддержку, до бедных доходит лишь 25 коп. А доля адресных пособий в доходах беднейших в среднем по регионам не превышает 2%.

Смотрите так же:  Приказ мчс россии 123

Социальная поддержка оказывается в основном не нуждающимся, а людям с заслугами перед государством: их поощряют примерно четвертью всех социальных выплат, это больше 700 млрд руб. На социальные пакеты военных и госслужащих уходит почти 12% средств в регионах и на федеральном уровне, подсчитали авторы доклада. Больше всего регионы тратят на поддержку ветеранов труда – это не только деньги, но и натуральные льготы: на оплату жилья и проезд. Но бедных среди них в 5,4 раза меньше, чем в среднем по стране, а когда нужно снижать расходы, регионы сокращают расходы не на ветеранов, а на поддержку семей с детьми.

Есть и совершенно необъяснимые выплаты: один из регионов предоставляет бесплатный проезд курсантам в городском транспорте, другой обеспечил жильем победительницу конкурса «Краса России». На реальную социальную поддержку идет не 3% ВВП, а только около 1,9% ВВП (или 1,5 трлн руб.), оценивают авторы доклада.

Снизить бедность помогло бы повышение адресности соцподдержки и расширение принципа нуждаемости. Причин низкой эффективности две: несовершенство правил, используемых для проверки доходов при назначении выплат, и крайне небольшой размер большинства выплат, который не может вывести людей за черту бедности, говорит соавтор доклада, руководитель Центра финансов социальной сферы НИФИ Олеся Феоктистова. Адресными мерами охвачено только 13% россиян, оценивают эксперты НИФИ, в том числе 10% небедных людей.

Повышение адресности соцподдержки отчасти поможет снизить бедность. По расчетам НИФИ, для перераспределения в пользу малоимущих семей потенциально есть около 1,5 трлн руб. Это значит, что нужно вводить критерий нуждаемости при выплате всех или части пособий. Но одной этой меры недостаточно, нужно найти еще дополнительные возможности (около 245 млрд руб.) – отменить некоторые налоговые льготы, например по НДС.

Из-за льготной 10%-ной ставки НДС на продовольствие, товары для детей и лекарства в 2016 г. бюджет недополучил около 450 млрд руб., оценивал Минфин, к 2020 г. потери вырастут до 614 млрд. Сейчас выгода от этой льготы достается в основном небедным семьям, а также производителям товаров, в том числе импортерам.

Также необходимо исключить из социальной помощи ту часть выплат, которая входит в социальные пакеты учителей, врачей, военных и других работников, говорит Феоктистова. Цель социальной защиты – предупреждение и смягчение последствий социальных рисков, которые ведут к снижению доходов, но у них нет ничего общего с выплатами по профессиональным признакам, продолжает она. Нужно на федеральном уровне определить методику оценки нуждаемости, которая учтет полный состав семьи и все источники ее доходов, указывают авторы доклада: регионы смогут опираться на него при перераспределении денег в пользу тех, кто в них больше всего нуждается, – прежде всего бедных семей с детьми. Методика должна учитывать и людей, которые станут бедными, если лишатся социальной поддержки, указывает Феоктистова.

Исследователи анализируют только социальные выплаты и льготы, а самая большая статья социальных расходов в России – пенсии. Не учитывается и социальное страхование. С их учетом государство ежегодно тратит на социальную защиту 12,3% ВВП. Но пенсионные и социальные программы часто дублируют друг друга: треть людей получают и пенсии, и помощь. Последняя часто компенсирует небольшой размер пенсии, указывал Всемирный банк. Но пенсии воздействуют на бедность сильнее, чем социальная помощь, указывали эксперты банка: на каждый процентный пункт ВВП, потраченный на пенсии, бедность сокращается приблизительно на 1,6 п. п. Зависимость бедности от социальных выплат – 1,33.

Пока же каждый регион определяет сам, кого считать нуждающимся: кто-то учитывает инвалидность, отсутствие денег, кто-то – трудную жизненную ситуацию, рассказывает Феоктистова. Есть и федеральная поддержка, которая предоставляется без учета нуждаемости, ее тоже стоит перераспределять в пользу малоимущих семей с детьми, так же как и материнский капитал, который не решает ни демографической задачи, ни задачи снижения бедности.

Предлагают авторы и ограничения на получение одинаковых федеральных и региональных мер социальной поддержки, и объединение многочисленных выплат в единое универсальное пособие для бедных.

Реформа может не понравиться отдельным слоям населения, но другого пути победить бедность и помочь наиболее уязвимым семьям нет, признают эксперты НИФИ.

Отмена отдельных льгот и переход на адресную поддержку будут постепенными, успокаивает федеральный чиновник: с введением критерия нуждаемости старые пособия могут просто не индексироваться. Произойдет это не раньше 2021 г., нужна система единого реестра людей и домохозяйств, чтобы понимать реальную структуру и уровень бедности.

Пока же оценить уровень бедности сложно, согласен другой федеральный чиновник, особенно среди работающего населения, когда на некоторых производствах только часть зарплат выплачивается официально. Неформальная занятость велика и есть риск забрать деньги у ветеранов труда, чей доход может превышать 1,5 прожиточного минимума, и отдать людям с достаточно высоким доходом от неформальной деятельности, согласна директор Института социальной политики Высшей школы экономики Лилия Овчарова.

В большинстве случаев для ликвидации бедности семьи пособие должно превышать 10 000 руб., говорит Овчарова. Есть риск, что пособие будет давать больше денег бедным семьям, чем низкая зарплата, и они полностью перейдут на пособие. Переход на адресность высвободит еще около 25 коп. с каждого рубля, оценивает она, но зарплату людей нужно повысить до прожиточного минимума, чтобы у них не было стимулов отказываться от работы и переходить на пособие. Необходимо расширить программы поддержки безработных или предоставлять пособие в обмен на обязательство всех неработающих трудоспособных членов семьи устроиться на работу (сейчас среди них около 1,5 млн человек). При низких заработках пособие увеличит доходы семьи, говорит Овчарова. Необходимо разрешить бедным семьям, участвующим в программах материнского капитала, получать из них выплаты на текущее потребление, призывает она. Использование части материнского капитала на текущее потребление допускал президент Владимир Путин.

Материнский капитал уже получили около 1,2 млн семей, говорит Овчарова, но расходовать его не могут – нет проблем с жильем или самого жилья либо доходы слишком низкие. Главное – снова повысить роль заработка в доходах 40% наименее обеспеченных, призывали эксперты Всемирного банка.

Но вряд ли правительство пойдет на такие меры сейчас, скептична Овчарова. Расходы на льготы проще было уменьшить, когда росли пенсии, но сегодня реальные доходы населения падают, а реальный размер пенсий сокращается.

33 тысячи сахалинцев и курильчан имеют льготы по транспортному налогу

Депутаты Сахалинской областной думы в ходе заседания комитета по бюджету и налогам заслушали отчет КСП об эффективности применения льгот на транспортный налог для физических и юридических лиц. При этом именно о каком-то эффекте, призналась представитель КСП Татьяна Харченко, пришлось говорить только в двух случаях — в контексте льгот для сельхозпроизводителей и разрезе перевода автотранспорта на газ. Доля этих категорий в общем объеме льгот составляет менее 2%. Все остальное приходится на физических лиц и какой-либо оценке не подлежит — вопрос здесь, подчеркнула аудитор, не экономический или статистический, а сугубо социальный.

Получателями льготы по транспортному налогу в 2017 году, следовало из доклада КСП, стали 33 тысячи жителей Сахалина и Курил (в 2016-м — 34,2). Потери консолидированного областного бюджета из-за предоставления этой льготы в прошлом году превысили 188 миллионов рублей, а в 2016-м составили 184 миллиона. Всего поступления от этого сбора в региональный бюджет оказались на уровне 820 миллионов рублей (рост по сравнению с прошлым годом — 77 миллионов), его плательщиками выступили 140 тысяч человек.

Таким образом, льготы по транспортному налогу сегодня имеет практически четверть от числа налогоплательщиков, а недополученная областным бюджетом сумма составила более 23% от всех поступлений. Больше всего льгот по этой статье приходится на физических лиц — более 98% всех выпадающих доходов областной казны в 2016 и 2017 годах. В основном речь идет о пенсионерах, которые полностью освобождены от уплаты налога — по этой категории, следует из отчета, недополученная сумма составляет 177 миллионов рублей.

Особых претензий у контролирующего органа не возникло к сельхозпроизводителям и к тем, кто решился перевести машины на газ (им приходится платить половину от номинальной величины). Представитель КСП сообщила, что эффективность этих льгот оценивалась по бюджетным (то есть прямым поступлениям в казну), социальным (вклад в формирование социальной инфраструктуры и развитие бизнеса, повышение уровня жизни) и экономической (влияние на рост производства и динамику экономики в целом) категориям. По всем показателям здесь за два года были достигнуты положительные значения.

Единственным «минусом», призналась аудитор, оказалась бюджетная отдача от сельского хозяйства в 2017 года — поступления оказались ниже, чем годом ранее, на 1,5 миллиона при льготах более чем на 2,9 миллиона. При этом, не стали драматизировать в отчете КСП, речь идет не о падении производства, а о переходе части налогоплательщиков в ТОРы, где действуют сниженные ставки по большинству сборов.

В соответствии с законодательством Сахалинской области в регионе правом на льготы по транспортному налогу при регистрации одного автомобиля обладают Герои Советского Союза, Российской Федерации, обладатели Ордена Славы трех степеней, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС и пострадавшие от нее лица, инвалиды I и II групп и детства, ветераны ВОВ и боевых действий, несовершеннолетние узники концлагерей, один из родителей ребенка-инвалида (в случае, если мощность двигателя его авто не более 150 лошадиных сил), малоимущие многодетные семьи (сейчас дума работает над формулировкой этой льготы — из семьи в целом ее получателем должен стать кто-то конкретный), а также те, кто получают пенсию по старости.

Смотрите так же:  Существующие налоговые льготы

Также льготы имеют общественные организации ветеранов и инвалидов. Последние, кстати, за три года этим правом не пользовались ни разу. В связи с чем эту норму даже предложили ликвидировать. Вопрос об этом, кстати, стал единственным, который по итогам вала цифр задали депутаты. Но поняв, что речь идет не об инвалидах как таковых, а об их объединениях, решили дальше тему не развивать и с выводами КСП не спорить.

Транспортный налог — ежегодный сбор с владельцев транспортных средств, который зависит от мощности двигателя последних и регионального коэффициента, который вводит для себя каждый субъект. Сумма собранная с владельцев транспорта по этой статье, следует из 56 статьи Налогового кодекса, зачисляется в региональные бюджеты в 100% объеме. Этот налог — один из самых нелюбимых гражданами. В связи с этим его периодически обещают отменить (в первый раз — еще в 2009 году), но никаких конкретных шагов в этом направлении до сих пор не сделано.

Как выплачивается пенсия умершего пенсионера

После смерти получателя определенных видов пенсионного содержания его наследники имеют право на использование недополученной части. Кроме того, им полагается пособие на погребение.

Законодательная база

Получение пенсии после смерти пенсионера регулируется частью 3 статьи 26 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013. При этом наследники могут претендовать только на такие выплаты:

Законодательство определило одним из главных условий выплаты в пользу родственников умершего факт совместного проживания с покойным пенсионером. Кроме того, заявить требования следует в строго установленные сроки.

В части 3 статьи 26 закона № 400-ФЗ говорится:

«3. Начисленные суммы страховой пенсии, причитавшиеся пенсионеру в текущем месяце и оставшиеся не полученными в связи с его смертью в указанном месяце, выплачиваются тем членам его семьи, которые относятся к лицам, указанным в части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и проживали совместно с этим пенсионером на день его смерти, если обращение за неполученными суммами указанной пенсии последовало не позднее чем до истечения шести месяцев со дня смерти пенсионера. При обращении нескольких членов семьи за указанными суммами страховой пенсии причитающиеся им суммы страховой пенсии делятся между ними поровну».

Таким образом, на неполученную часть страхового пособия могут претендовать только определенные лица. К ним относятся родственники, проживавшие совместно с покойным и заботившиеся о нем. А именно:

  • дети (необходимо свидетельство о рождении);
  • супруг (свидетельство о заключении брачных уз);
  • братья или сестры (паспорта и брачные документы);
  • внуки;
  • бабушки и дедушки.

Внимание: если наследников несколько, то применяется статья 1183 Гражданского кодекса РФ. Недополученная сумма делится между ними в равных долях.

Независимо от факта совместного проживания на последнее страховое пособие покойного могут претендовать его близкие, являющиеся:

  • пенсионерами;
  • инвалидами;
  • несовершеннолетними детьми.

Внимание: пенсионное пособие после смерти получателя передается нетрудоспособным родственникам, находившимся на содержании покойного. Скачать для просмотра и печати:

Куда девается пенсия, когда получатель умирает

Речь идет исключительно о сумме, положенной по закону, но не полученной пенсионером. А это текущая выплата. С ней поступают следующим образом:

  • оставляют в солидарном бюджете Пенсионного фонда, если нет законных претендентов;
  • передают последним на основании инициативного заявления.

Важно: отдельно рассматривается вопрос о наследовании накопительной части пособия по старости после смерти человека, создавшего капитал.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

На какую сумму может рассчитывать претендент

В законе № 400-ФЗ указано конкретное начисление, передаваемое близким в случае смерти получателя. Им является сумма:

  • начисленная за месяц, в котором:
    • зафиксирован факт смерти пенсионера;
    • он признан судом умершим;
  • не полученная человеком (в связи с уходов в иной мир).

Таким образом, речь идет о текущем платеже за период с 1 по 30 или 31 число месяца ухода из жизни. В связи с малыми суммами страховых дотаций по старости, на региональном уровне престарелым людям производятся доплаты.

К ним относятся:

  1. Федеральное пособие (статья 12.1 закона № 178-ФЗ);
  2. Ежемесячная денежная выплата для определенных льготных категорий:
    • ветеранов ВОВ;
    • чернобыльцев;
    • иным лицам;
    • допматобеспечение военным пенсионерам и ветеранам;
  3. Компенсации затрат за:
    • транспортные расходы;
    • оплату коммунальных услуг;
    • приобретение лекарственных средств.

Внимание: правила передачи этих начислений определяются региональным законодательством. Как правило, недополученные суммы поступают в распоряжение родных. Скачать для просмотра и печати:

Как осуществляется оформление недополученных пособий

Порядок обращения за остатком выплаты умершего зависит от плательщика данного вида пособий. Как правило, их всего два:

Алгоритм действий

Наследнику следует проделать такие операции:

  1. Выяснить количество претендентов.
  2. Договориться о том, кто получит деньги умершего (если не удастся, то действовать в автономном режиме).
  3. Определиться с адресатом обращения.
  4. Собрать пакет документов для подтверждения своего права.
  5. Написать заявление по установленной форме.
  6. Проследить за тем, чтобы сроки не были нарушены.
  7. Не забыть указать способ перечисления и реквизиты счета.
  8. Подождать перевода.

Важно: недополученные средства переводятся родственникам только единожды. Следовательно, претендентам необходимо договариваться и подавать документы в одно и то же время.

За недееспособных в силу возраста или болезни наследников заявку должен оформить законный представитель.

Как не нарушить сроки обращения

Период приема заявок от претендентов на выплаты определен частью 3 статьи 26 закона № 400-ФЗ. Там ясно указано, что обращаться следует в течение полугода с даты смерти лица.

Данное положение указанного закона входит в противоречие с содержанием ГК РФ:

  • в части 2 статьи 1183 этого акта указан четырехмесячный срок в качестве периода обращения за наследством;
  • на основании статьи 1114 это период отсчитывается с даты, указанной в:
    • свидетельстве о смерти;
    • решении суда.

Совет: чтобы не сталкиваться с юридическим разбирательством, порожденным несовершенством законодательства, следует подать заявку сразу после похорон (ранее окончания четырехмесячного срока). Скачать для просмотра и печати:

Какие документы собирать

Пакет необходимых бумаг напрямую зависит от категорий:

  • усопшего пенсионера;
  • претендента на его средства.

Общими для всех случаев являются такие документы:

  • удостоверение личности наследника либо его законного представителя;
  • о смерти пенсионера:
    • свидетельство из органов ЗАГС ;
    • решение суда.

Остальные бумаги следует подбирать, исходя из конкретных обстоятельств. Приведем приблизительные перечни.

Факт совместного проживания доказывается следующими документами:

Для подтверждения нетрудоспособности предоставляются:

  1. справка об инвалидности;
  2. медицинские документы;
  3. свидетельство ребенка о рождении;
  4. официальную информацию из ВУЗ о получении образования очно;
  5. другие.

Родственные связи подтверждаются:

  1. паспортами;
  2. свидетельствами:
    • детей о рождении;
    • о заключении брачных уз;
  3. решением суда об усыновлении.

Внимание: если заявка отправляется по почте, то копии следует заверить нотариально.

Какие документы прилагать родственникам умершего военного либо участника ВОВ

Несколько иные условия заложены в статье 63 закона № 4468-1 для родственников усопшего военного. Так, его недополученное материальное содержание передается родным, осуществившим погребение этого человека (за свой счет). Такое условие приводит к необходимости собирать дополнительные справки:

  • факт погребения подтверждается документом из органа местного самоуправления;
  • он должен быть выписан на имя заявителя;
  • остальные бумаги подбираются по вышеприведенному алгоритму.

Внимание: отдельно в законодательстве говорится о правах вдов ветеранов ВОВ , деньги которым также начисляет Минобороны.

Дополнительно вдовы имеют право на получение пенсии усопшего и иных льготных выплат в его адрес. Для этого к заявлению следует приложить такие бумаги:

Часто возникающие вопросы

Влияет ли на получение последней выплаты родственниками факт трудоустройства умершего?

Нет. В законодательстве не установлено никаких ограничений по поводу того трудился пенсионер или нет. Следовательно, родные имеют возможность потратить последнее поступление на его погребение.

Какие бумаги нужно собирать, если усопший не трудился?

Для использования недополученных умершим денег необходимо обосновать законность своих претензий. А именно подтвердить:

  • наличие родственных связей;
  • факт совместного жительства;
  • нахождение на иждивении.

Можно ли жене оформить пенсионное пособие усопшего супруга?

В общем случае такое не позволяется. Однако существуют условия, при которых женщина имеет возможность несколько увеличить свое страховое содержание. Они таковы:

  1. супруга имеет право на начисления по страховому случаю;
  2. отказывается от собственного в пользу назначения пенсии по утере кормильца;
  3. подтверждает свое право такими документами:
    • свидетельством о заключении брака;
    • справкой об инвалидности;
    • официальными данными о том, что воспитывает малолетних (до 14-летия) детей, внуков, сестер или братьев усопшего.

Внимание: пособие по утрате кормильца предусмотрено статьей 10 закона № 400-ФЗ.

Куда уйдут деньги умершего, если никто за ними не обратился

ПФР работает строго в соответствии с действующим законодательством. Это означает, что право на использование недополученных усопшим средств никуда не теряется:

Прекращение начисления пенсионного содержания умершему лицу

Законодательством предусмотрено, что усопшему человеку пособия по старости не начисляются с первого числа месяц, седлающего за датой наступления печального события. Это касается всех видов дотация по старости, инвалидности и иных.

Важно: присвоение незаконных выплат чревато наказанием. Факт гибели пенсионера рано или поздно раскроется, деньги придется вернуть. Если сумма окажется большой (за несколько месяцев), то возбудят уголовное дело по факту мошенничества.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Обсуждение закрыто.