Налог бремя

информационный портал об инвестициях и инвестиционных инструментах

Что такое Налоговое бремя | Tax Drag

Налоговое бремяангл. Tax Drag, сокращение потенциального дохода из-за необходимости уплаты налогов; показывает уровень потери в доходах вследствие налогообложения, обычно по инвестициям. Термин «налоговое бремя» используется для описания различий между тем инвестиционным механизмом, который защищен от налогов, и тем, который не защищен. Для многих частных инвесторов налоговое бремя может оказать существенное влияние на полную инвестиционную доходность.

Налогово-оптимизированные методы инвестирования очень важны для признания факта прироста капитала, передачи материальных ценностей и имущественного планирования.

Например, предположите, что частное лицо может инвестировать $100 000 в две ценных бумаги либо в Стране А (с 25%-ой ставкой налога), либо в Стране Б (с 15%-ой ставкой налога). По обеим ценным бумагам выплачивают дивиденд в размере 5%. Ценная бумага A принесла бы инвестору 5 000$ за вычетом 1 250$ налога, что составило бы в общей сложности 3 750$. Инвестиции в Страну Б дали бы тот же доход в размере 5 000$, однако налог составил бы 750$, что принесло бы, в конечном счете, 4 250$. Поэтому, доходность для ценной бумаги составила бы (3 750/100 000)*100%= 3,75%, для ценной бумаги Б (4 250/100 000)*100%=4,25%. для ценной бумаги B. За счет налогового бремени доходность по двум ценным бумагам отличается на 50 базисных пунктов.

Кодекс деловой этики CFA

Институт CFA организован в первую очередь для продвижения более высоких стандартов среди профессионалов инвестиционной отрасли, в основе которых лежит Кодекс деловой этики . читать дальше

Структура процентных ставок

Структура процентных ставок состоит из множества компонентов, каждый из которых представляет собой определенную компенсацию кредитору . читать дальше

Уступка дебиторской задолженности

Уступка дебиторской задолженности является договором займа, обеспечением по которому выступает сама дебиторская задолженность . читать дальше

Метод процента от чистой реализации в кредит

Метод процента от чистой реализации в кредит является одним из разрешенный способов оценки величины сомнительных долгов при подаче финансовой отчетности соответствующей стандартам МСФО . читать дальше

Управление денежными средствами

Управление денежными средствами является одним из ключевых аспектов управления предприятием, направленное на достижение компромисса между ликвидностью и рентабельностью . читать дальше

Невозвратные затраты

Невозвратные затраты являются понесенными в прошлом расходами, которые невозможно возместить, поэтому их не следует учитывать при принятии инвестиционных решений . читать дальше

Larson&Holz – нулевой спред от брокера

Мы продолжаем разговор о самых интересных и уникальных сервисах от компании Larson&Holz. Необходимо отметить, что компания разработала множество сервисов . читать дальше

Альтернативные затраты

Концепция альтернативных затрат широко используется в управленческом учете при обосновании решений с учетом не только затрат, но и упущенной выгоды . читать дальше

Реестр старения дебиторской задолженности

Реестр старения дебиторской задолженности является дополнением к финансовой отчетности, которое позволяет оценить долю безнадежной дебиторской задолженности . читать дальше

Использование материалов «Финансовые инвестиции — образовательный центр» разрешается при условии гиперссылки на www.allfi.biz

Copyright © 2010 — 2017. Все права защищены.

§ 13.1.3. Налоговое бремя (налоговый гнет)

Налоговое бремя — это меры экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов.

На макроэкономическом уровне показатель налогового бремени определяется как отношение общей суммы налоговых отчислений к совокупному национальному продукту. Средний уровень налогового бремени в зарубежных странах составляет обычно 40—45%.

Показатель налогового бремени конкретного налогоплательщика отражает долю его совокупного дохода (выручки от реализации продукции, услуг и прочей реализации), изымаемую в бюджет

Данный показатель дифференцирован по предприятиям различных отраслей производства. Так, на предприятиях по производству винно-водочных изделий и в транспортных организациях этот показатель выше, чем на предприятиях строительной индустрии, и много выше, чем на предприятиях сельского хозяйства.

Снижение ставок налогов (налогового бремени) дозволяет увеличивать инвестиции в производство и повышать заработную плату (усиливать мотивацию труда и повышать покупательную способность населения), что в совокупности приводит к повышению эффективности производства, увеличению доходов предприятия и росту товарооборота, а, следовательно, к росту налоговой базы.

Повышение ставок налогов при неизменном значении налоговой базы ведет к увеличению суммы налоговых поступлений пропорционально росту ставок. Однако повышение ставок приводит к уменьшению налоговой базы на последующих этапах налогообложения в силу чего сумма налоговых поступлений сначала растет с замедлением темпов роста, а по достижению некоторого порогового значения налогового бремени — уменьшается

Соответственно снижается сумма доходов, остающаяся у налогоплательщика после уплаты налогов вследствие чего неизбежно уменьшаются инвестиции в производство и снижается заработная плата производственного персонала.

На приведенном графикемаксимальная сумма налоговых поступлений в бюджет (Д0) будет получена при ставке налога Т0 (налоговый предел). При дальнейшем увеличении ставки налога, например до величины Т2 > Т0, доход бюджета уменьшится до величины Д1,2. Такой же доход можно получить, не увеличивая, а уменьшая ставку налога до величины Т1 0,01у Э > 1,0 — налоги эластичны, то есть налоговые поступления увеличиваются (изменяются) более быстрыми темпами, чем величина анализируемого фактора.

Исследование эластичности отдельных видов налогов при проектировании налоговой системы позволяет найти ее оптимальный вариант, обеспечивающий максимизацию поступлений налогов при заданном налоговом бремени или минимизацию налогового бремени при заданном уровне налоговых поступлений (например, в частности, выявление оптимального соотношения налога на прибыль и налога на пользование недрами). Такие исследования позволят также находить оптимальные с точки зрения роста налоговых поступлений направления экономического развития в сферах производства и потребления (например, повышение конкурентоспособности товара на основе улучшения его качества и расширения границ товарного рынка дает возможность увеличить сбор налога с продаж).

Что такое налоговое бремя?

Налоговое бремя, обременение подразумевают под собой определенную нагрузку, тяжесть. На кого она ложится и что собой представляет, разберемся в данной статье.

Понятие налогового бремени

Налоговое бремя — экономические ограничения, которые возникают у хозяйствующих субъектов в результате отчисления средств на уплату налогов. Это значит, что налоги отбирают у юридических лиц и ИП определенную долю доходов, которые они могли бы потратить на свое развитие.

Понятие «налоговое бремя» должно определяться на макро- и микроэкономическом уровнях. Так как одно дело — это налоги в рамках государства, и совсем другое — налоги организаций и физических лиц.

В рамках страны налоговое бремя равно доле общей суммы налоговых платежей за конкретный год в валовом национальном продукте за этот же год.

Точной методики расчета данного показателя для юридических лиц нет. В научной литературе предлагается рассчитывать этот показатель как долю налогов к выручке, прибыли (балансовой или чистой). Предлагается включать в этот показатель и расходы, связанные с уплатой налогов (например, на содержание сотрудников, занимающихся формированием отчетности в налоговые органы, судебные издержки и т. п.).

С физическими лицами ситуация тоже непростая, поскольку население платит не только прямые налоги, но и косвенные.

Налоговое бремя и налоговая нагрузка

Несмотря на схожесть этих понятий, налоговая нагрузка все-таки не является синонимом налогового бремени. Налоговая нагрузка — сумма денежных средств, которую заплатил налогоплательщик в ходе исполнения своих обязанностей по уплате налогов. Тогда как налоговое бремя — это прямые и косвенные обязанности по уплате налогов.

Важно! Налоговое бремя — обязанность по уплате. Налоговая нагрузка — свершившийся факт уплаты налогов.

Показатель «налоговая нагрузка» используется ФНС России как 1 из критериев оценки налогоплательщиков при отборе кандидатов для выездной налоговой проверки.

Такие критерии общедоступны, они утверждены приказом ФНС России от 30.07.2007 № ММ-3-06/[email protected]

Так, поводом для проверки может стать налоговая нагрузка налогоплательщика меньшая, чем у других хозяйствующих субъектов в этой же отрасли или виде деятельности (п. 1 приложения 2 к приказу № ММ-3-06/[email protected]).

Расчет налоговой нагрузки достаточно прост:

где: Нн — уплаченные налоги (по данным налоговых органов);

В — выручка (по данным Росстата).

Избыточное налоговое бремя и его последствия

У налогоплательщиков в РФ существует обязанность по уплате достаточно большого количества налогов. Даже физические лица платят не только НДФЛ, но и транспортный, земельный налоги, налог на имущество. У организаций этот список гораздо больше.

Помимо налогов, есть еще и страховые взносы во внебюджетные фонды. Это прямо не относится к налоговому бремени, но тоже обязанность со всеми вытекающими из нее последствиями.

Об изменениях законодательства относительно страховых взносов читайте в статье «Налоговый кодекс и страховые взносы: изменения 2015 года»

Рост величины налогов теоретически должен повышать доходы бюджета. Но в жизни получается так, что избыточное налоговое бремя способно задушить любую деятельность. А значит, налоги в бюджет платить будет некому. Следовательно, доходы бюджета, скорее всего, уменьшатся.

Ярким примером того, как увеличение бремени обязательных платежей приводит не к росту доходов, а к сворачиванию деятельности предпринимателей, является попытка увеличения страховых взносов для ИП в 2014 году. После такого маневра многие ИП формально закрылись. При этом они продолжали свою деятельность, но неофициально. В результате запланированного увеличения доходов бюджетов не получилось.

Налоговое бремя в России в 2016 году

Озвучивая свои планы в «Основных направлениях налоговой политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», Минфин России обозначил, что больших изменений в налоговой политике не будет.

Важно! Увеличения налоговых ставок в 2016 году не произойдет.

Некоторые виды деятельности планируется поддержать особо, например:

  1. Новые производства, которые подпадают под критерии региональных инвестиционных проектов (ст. 288.2 НК РФ). Для них может быть установлена ставка 0 % по налогу на прибыль в части, уплачиваемой в федеральный бюджет, снижена до 10 % ставка налога, зачисляемого в региональный бюджет.
  2. Малое предпринимательство. Для некоторых видов деятельности, перечень которых предполагается расширить, планируется ввести патентную систему налогообложения. Для «упрощенцев» и тех, кто находится на патентной системе и работает в сфере бытовых услуг, могут быть установлены 2-летние налоговые каникулы.
  3. Самозанятых физических лиц. Для них планируется упростить процедуру регистрации и уплаты налогов. Это делается для того, чтобы лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью и не встающие на учет как ИП, все-таки зарегистрировались и платили налоги. В результате бюджет получит дополнительный доход, а физические лица — гарантию того, что их не привлекут к ответственности за ведение деятельности без регистрации.

Налоговое бремя несут все хозяйствующие субъекты во всем мире. Без уплаты налогов невозможно существование тех сфер, которые финансируются за счет бюджета. Самое главное при установлении налоговых ставок и правил уплаты налогов — выдержать баланс между обременением и возможностью существования коммерческих организаций.

Избыточное налоговое бремя может поставить под вопрос ведение деятельности многими организациями и ИП. Если хозяйствующие субъекты будут отдавать львиную долю государству, у них не останется средств на развитие.

В настоящее время политика Минфина России направлена на то, чтобы наполнять бюджет не за счет увеличения налогов, а благодаря развитию производства и поддержке малого и среднего предпринимательства. Организациям и ИП дают возможность работать, чтобы они, в свою очередь, могли платить налоги и тем самым формировать доходную часть бюджетов всех уровней.

Задача №57. Расчёт налогового бремени покупателя и продавца и чистых общественных потерь

Кривые спроса на магнитофоны и предложения магнитофонов фирмы «Электрик» марки А-2000 имеют линейный вид и заданы формулами:

Р измеряется в долларах,

Q – в тысячах штук.

Правительство ввело акциз, равный пяти долларам за каждый проданный магнитофон.

а) Определите сумму налога, которую соберёт налоговая служба.

б) Вычислите налоговое бремя покупателей.

в) Вычислите налоговое бремя продавцов.

г) Найдите чистые общественные потери.

а) Найдём параметры равновесия до введения акциза.

300 – 2 * Р = 3 * Р – 200

После введения акциза, равного пяти долларам за каждый проданный магнитофон график функции предложения сдвинется на пять единиц вверх, что приведёт к изменению функции предложения:

Смотрите так же:  Договор маркировки товара

Qs2 = 3 * (Р – 5) – 200

Найдём параметры равновесия после введения акциза.

300 – 2 * Р = 3 * (Р – 5) – 200

Q2 = 300 – 2 * 103 = 94 тыс. штук

Таким образом, продавцы продадут только 94 тысячи штук магнитофонов, и с каждого магнитофона налоговая служба соберёт 5 долларов. Общая сумма налога, которую соберёт налоговая служба будет равна:

Q2 * T = 94 * 5 = 470

Эта сумма соответствует площади прямоугольника ABCE2.


Найдём координаты точки А.

Возможны два способа определения:
Способ I: Подставим в первоначальную функцию предложения равновесный объём Q2 = 94

Способ II: Так как каждая точка графика функции сдвинулась вверх на величину налога Т = 5 единиц, следовательно, и точка А сдвинулась на 5 единиц вверх. И её координата по оси 0Р стала равна, как нам известно, 103. Значит ордината точки А равна:

103 – Т = 103 – 5 = 98 .

б) После введения акциза предложение уменьшилось. Теперь покупатель за каждый купленный магнитофон вынужден заплатить больше, а это значит, что выгода от покупки для покупателя снизилась. Кроме того, все вместе покупатели магнитофонов сокращают объём потребления. Это и считается потерями или бременем, которое несёт покупатель в связи с введением акциза.

Налоговое бремя покупателя выражается уменьшением излишка покупателя.

Вычислим налоговое бремя покупателей.

Решим задачу графически.
Налоговое бремя покупателя на графике – это трапеция СE2Е1F. Найдём её площадь.

в) Продавцы после введения акциза тоже несут потери. Они получают за каждый проданный магнитофон меньше, чем до введения налога. И ко всему этому сокращается объём продаж. Эти потери показаны на рисунке в виде трапеции ABFЕ1.

Налоговое бремя продавца выражается уменьшением излишка продавца.

Вычислим налоговое бремя продавцов:
Найдём площадь трапеции ABFЕ1:

г) Найдём чистые общественные потери (Dead Weight Losses), то есть разницу между общей суммой налогового бремени покупателей и продавцов и суммой налоговых поступлений ( 194 + 291 – 470 = 15 тыс. долл ).

То есть это площадь треугольника АЕ1Е2.

Налоговое бремя

Словарь терминов антикризисного управления . 2000 .

Смотреть что такое «Налоговое бремя» в других словарях:

Налоговое бремя — (tax burden) Сумма налога, уплаченного физическим лицом или организацией. Эта сумма может не совпадать с фактически выплаченным налогом, так как существуют возможности перекладывания налога либо нормального распределения налогового бремени… … Финансовый словарь

НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ — (tax burden) Общие затраты в экономике по уплате налогов. Включают не только сумму реально собранных налогов, но и издержки мертвого долга , а также дополнительные затраты, связанные с соблюдением законов и правил по начислению и сбору налогов… … Экономический словарь

НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ — (tax burden) Сумма налога, уплаченного физическим лицом или организацией. Эта сумма может не совпадать с фактически выплаченным налогом, так как существуют возможности перекладывания налога либо нормального распределения налогового бремени… … Словарь бизнес-терминов

налоговое бремя — Сумма налога, уплаченного физическим лицом или организацией. Эта сумма может не совпадать с фактически выплаченным налогом, так как существуют возможности перекладывания налога либо нормального распределения налогового бремени (incidence of… … Справочник технического переводчика

налоговое бремя — 1) мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Распределение налогового бремени между налогоплательщиками опирается на два… … Словарь экономических терминов

НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ — уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Распределение Н.б. между налогоплательщиками опирается на два принципа: а) увязка налога с… … Энциклопедический словарь экономики и права

Налоговое бремя — TAX BURDEN 1. Общая сумма налогов, уплачиваемых налогоплательщиками в виде подоходного налога, налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и т.д. Показатель выражается как отношение совокупных доходов государства от налогообложения к… … Словарь-справочник по экономике

НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ, налоговый пресс, налоговая тяжесть, податнуе давление, бремя обложения, налоговая нагрузка — (англ. tax burden) – обобщенная характеристика налоговой системы страны, указывающая: на действие (как правило, негативное), которое налоги оказывают на положение налогоплательщиков или на народное хозяйство в целом; на количественную оценку… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

ИЗБЫТОЧНОЕ НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ — потеря для общества чистой выгоды, обусловленная введением или увеличением налогов, приводящих к снижению уровня производства и потребления товаров ниже оптимального, рационального. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный… … Экономический словарь

ИЗБЫТОЧНОЕ НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ — потеря обществом чистой выгоды, обусловленная введением или увеличением налогов, приводящих к снижению уровня производства и потребления товаров ниже оптимального, рационального … Энциклопедический словарь экономики и права

Избыточное налоговое бремя можно рассматривать и более широко, не только в отношении косвенных, но и всей совокупности налогов. В этом случае, оно будет составлять разницу между суммой потенциальных, начисленных налогов и суммой фактически уплаченных, поступивших в бюджетную систему налогов (отдельных их видов или общей их совокупности). Такое избыточное налоговое бремя также будет характеризовать потери доходов для общества в целом (налогоплательщиков, населения, государства).

Итак, избыточное совокупное налоговое бремя в абсолютной форме можно представить в следующем виде:

а) в абсолютной форме:

в) относительной форме:

где: НН – потенциальные налоги, начисленные по установленным ставкам к соответствующим налоговым базам;

ФН – фактические налоговые поступления в бюджетную систему;

БП – базовый показатель, относительно которого исчисляется налоговое бремя (ВВП, добавленная стоимость);

– соответственно, потенциальное (начисленное) и фактическое (условно равновесное) налоговое бремя.

Избыточное налоговое бремя в значительной мере зависит от степени налоговой эластичности. При относительной эластичности избыточное бремя значительно больше, чем при относительной неэластичности. Поскольку избыточное бремя создают налоги с различной степенью эластичности спроса на налоговые ресурсы и предложения источников для налогообложения, постольку налоги, дающие равные поступления в бюджет, несут различное избыточное бремя и потенциальное бремя начисленных налогов. Этот факт следует учитывать при налоговом реформировании и построении рациональной системы налогообложения.

Налоговое бремя распределяется в экономике по элементам добавленной стоимости, сферам, отраслям и объектам налогообложения. Поэтому требуется его количественная оценка в целом и структурно, а также проведение сравнительного анализа для принятия стратегических решений в области налоговой политики.

Налоговое бремя как ценовой показатель, исчисляемый на формализованной основе (по принятой методике), характеризует налоговую нагрузку на источник уплаты налогов. В качестве последнего принимаются результаты показатели экономической деятельности, синтезирующие в себе различные виды доходов в экономике. На макроуровне – это показатели Системы национальных счетов: валовой внутренний продукт (ВВП), валовая добавленная стоимость (ВДС), добавленная или чистая добавленная стоимость (ЧДС), а также составляющие элементы этих показателей (амортизация, оплата труда, прибыль в экономике), личные доходы. На микроуровне в качестве базовых показателей чаще всего используют выручку предприятий, их добавленную стоимость, прибыль и расходы на оплату труда, денежные доходы населения.

Налоговое бремя можно рассчитывать по всей совокупности установленных налогов и сборов, по отдельным их группам и видам, а также для совокупного налогоплательщика и отдельных их групп (организации и физические лица, по отраслям и сферам деятельности).

Налоговое бремя исчисляется как отношение налоговой массы к базовому показателю, чаще всего, в процентах, реже в копейках на 1 руб. экономической базы. Чем выше налоговое бремя, тем меньше доходов остается у предприятий и населения для производственного, социального и личного потребления, а большая часть стоимости созданного продукта концентрируется у государства. И наоборот.

Сложившийся уровень налогового бремени показывает степень централизации и обобществления ВВП и его составных частей, которая, с одной стороны, несет в себе печать субъективных, монопольных действий правительства, а с другой стороны, отражает объективные рыночные и налоговые закономерности, особенности экономической модели и достигнутый уровень социально-экономического развития страны. Чрезмерная тяжесть налогового бремени угнетает рыночную экономику, не дает возможности нормально функционировать предприятиям и снижает жизненный уровень основной массы населения. Чрезмерно низкий уровень налогового бремени не позволяет государству в полной мере выполнять свои функции по обеспечению населения и хозяйствующих субъектов необходимыми общественными благами. Поэтому для решения данной дилеммы необходимо выйти на некий оптимальной уровень налогового бремени, учитывающий одновременно и общественные, и государственные, и частные (личные) интересы.

Но для этого необходимо, в первую очередь, точно оценить реально сложившееся налоговое бремя на основе качественной, объективной и справедливой методики его исчисления, определить налоговые пределы и оптимум, а затем провести сравнительный количественный и структурный анализ соответствия или несоответствия фактического уровня налогового бремени оптимальным параметрам.

К сожалению, приходится контрастировать тот факт, что официальная методика расчета налогового бремени, применяемая органами государственной статистики, не совсем соответствуют названным выше требованиям. Согласно этой методике, налоговое бремя (НБ) определяется как доля (в процентах) фактических налоговых поступлений в бюджетную систему (ФН) в ВВП, то есть:

Показатель доли уплаченных налогов в ВВП удобен для целей проведения международного сравнительного анализа налогового бремени, но не дает полного и объективного представления о действительной его тяжести в современной России. Поэтому он непригоден для целей определения приоритетов эффективной налоговой политики и требует своей корректировки.

В числителе показателя налогового бремени должна быть отражена сумма начисленных, а не уплаченных (фактически поступивших в бюджет) налогов. В действительности на налогоплательщика давит не столько бремя налогов, которые он согласен заплатить или уже заплатил, сколько бремя налоговых платежей, которые потенциально, по закону должно заплатить обязанное лицо. Методически сумму начисленных налогов можно определить путем сложения сумм фактически поступивших в бюджетную систему налоговых платежей и задолженности по налогам и сборам. Последняя продолжает давить на налогоплательщиков, поскольку должна быть обязательно погашена ими, переходя на последующие отчетные периоды и обрастая налоговыми санкциями. Учитывая, что на протяжении многих лет задолженность по налогам и сборам в России составляет в среднем около 30 % к фактическим налоговым поступлениям, долю налогов в ВВП следует скорректировать (увеличить) на эту величину.

Использование при расчетах налогового бремени в качестве базового показателя ВВП также представляется недостаточно обоснованным, так как он завышает фактическую величину доходов для налогообложения.

Во-первых, показатель ВВП в Системе национальных счетов исчисляется как сумма валовых добавленных стоимостей по отраслям экономики и чистых (без субсидий) косвенных налогов на продукты и импорт. ВВП и ВДС синтезируют в себе всю совокупность доходов в экономике, включая их валовую часть – амортизацию. Последняя не должна выступать постоянным источником уплаты налогов, у нее другое экономическое предназначение – быть источником финансирования расходов на воспроизводство изношенного амортизируемого имущества. Учет амортизации в базовом показателе заведомо занижает действительное бремя налогов по отношению к доходным источникам их уплаты.

Во-вторых, по принятой методике расчета ВВП органами статистики, этот показатель увеличивается в среднем на 22–25 % на долю так называемого «теневого» сектора экономики. Эта часть экономики вообще не платит никаких налогов, поэтому включение ее в расчет налогового бремени в составе базового показателя также искусственно занижает фактическую налоговую нагрузку.

Таким образом, в знаменателе формулы расчета налогового бремени необходимо принять показатель чистой добавленной стоимости в рыночных ценах с учетом косвенных налогов, то есть величину ВВП без доли «теневой» экономики минус сумма амортизации, или, по-другому, ВДС, созданная легальным сектором экономики, плюс чистые косвенные налоги на продукты и импорт, минус амортизация.

Итак, в развернутом виде уточненная формула фактически сложившегося налогового бремени будет выглядеть следующим образом:

где: ФН – фактические налоговые поступления в бюджетную систему;

ЗН – задолженность по налогам и сборам;

Дт – доля «теневой» экономики, принимаемая сейчас Госкомстатом РФ при исчислении ВВП;

А – амортизационные отчисления;

НН – начисленные налоги и сборы;

ДСр = ДСл + КН; ДСр -добавленная стоимость в рыночных ценах;

ДСл – добавленная стоимость легального сектора экономики в основных ценах; КН – чистые (без субсидий) косвенные налоги на продукты и импорт (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

Все косвенные налоги перекладываются через цены на конечного потребителя (население, государственные учреждения и общественные организации, оказывающие бесплатные услуги населению). В конечном счете, эти налоги оплачиваются за счет оплаты труда, или прибыли, если товар не нашел конечного потребителя. То есть, конечным источником уплаты косвенных налогов является чистая (без амортизации и чистых косвенных налогов) добавленная стоимость легального сектора экономики (ДСл). Поэтому имеет смысл, в дополнение к показателю НБ1, производить расчет налогового бремени (НБ2) по отношению к ДСл по формуле:

Смотрите так же:  263 ук рф статья

Используя описанные подходы, для аналитических целей и выработки налоговых решений можно рассчитывать также налоговое давление на отдельные элементы ВДС (валовой добавленной стоимости) в Системе национальных счетов: на оплату труда (с учетом страховых взносов или единого социального налога), на валовую прибыль в экономике (с учетом амортизации), на прибыль и другие смешанные доход в экономике (без амортизации). При этом в числителе должны отражаться только те начисленные налоги и сборы, источником уплаты которых выступает соответствующий базовый показатель. С оплатой труда связаны такие налоги, как налог на доходы физических лиц, единый социальный и подобные ему налоги, другие налоговые платежи, уплачиваемые физическими лицами (налог на имущество, налог с наследств и дарений и т. д.). Прибыль и другие смешанные доходы в экономике могут выступать источниками уплаты большинства прямых и косвенных налогов, уплачиваемых налогоплательщиками – организациями.

Существуют серьезные различия в определении налогового бремени предприятий (организаций) и физических лиц (населения).

Для анализа налоговой нагрузки на предприятии обычно используются такие базовые показатели как выручка, прибыль и оплата труда. Однако выручка включает в себя кроме доходов материальные и приравненные к ним затраты, в том числе амортизационные отчисления. Средства, поступающие предприятиям на расчетный счет в виде затратной части выручки, могут выступать лишь временными, но не постоянными источниками уплаты налогов. В противном случае, по истечении определенного срока такое предприятие, использующее собственные оборотные средства и амортизацию не по своему прямому назначению, а в основном для уплаты налогов, может обанкротиться или испытывать серьезные финансовые затруднения. Поэтому для расчета общей налоговой нагрузки на доходы конкретного предприятия (НБп) следует использовать базовый показатель добавленной стоимости:

где: НН – начисленные налоги и сборы (уплаченные в бюджет налоги плюс задолженность);

ВП – валовая прибыль и доходы (до налогообложения);

РОТ – расходы на оплату труда (до налогообложения);

ФКН – косвенные налоги (НДС, акцизы), уплаченные в бюджет;

В – общая выручка предприятия (выручка от реализации плюс внереализационные доходы) с учетом НДС и акцизов;

МЗ – материальные (приравненные к ним) затраты и внереализационные расходы;

А – амортизационные отчисления;

ДС – добавленная стоимость (без амортизации).

Сложнее будет дело с методикой исчисления налоговой нагрузки на доходы населения. Обычно налоговое бремя физических лиц ассоциируется лишь с бременем подоходного и других налогов, непосредственно уплачиваемых населением из его личных доходов. Однако это не так. На денежные доходы физических лиц, и не только работников, давит как бремя прямых личных налогов, так и бремя косвенных налогов, оплачиваемых населением в составе розничных цен приобретаемых им товаров и услуг. Например, в России для косвенных налогов, оплачиваемых населением (домашними хозяйствами), как основным конечным потребителем, составляет около 60–70 %.

Таким образом, для более точной оценки фактического налогового бремени, которое несет население (домашние хозяйства), следует использовать следующую формулу:

где: НЛН – начисленные личные налоги с физических лиц;

НКН – начисленные косвенные налоги;

Кд – коэффициент доли косвенных налогов, оплачиваемых населением (для современной России 0,6 – 0,7);

ДДН – денежные доходы населения.

Оценка фактического налогового бремени в целом и по структуре на предмет оптимальности должна проводиться ежегодно, а оптимальные параметры определяться не реже одного раза в три года. Это правило касается любой развитой страны, в том числе и России.

Важнейшей чертой современного этапа налогового реформирования в России является проведение правительством политики обеспечения налогового равновесия путем реализации мер, направленных на оптимизацию налогового бремени. Отменены многие неэффективные, малозначимые налоги и сборы, не предусмотренные первой частью Налогового кодекса РФ, а также налоги – источники формирования дорожных фондов (их заменили транспортный налог и часть акцизов на нефтепродукты). Вместо множественных налогов и платежей за пользование недрами и воспроизводство минерально-сырьевой базы введен налог на добычу полезных ископаемых. При этом отменены такие крупные федеральные налоги, как акцизы на нефть и природный газ, а также региональный налог с продаж. Вместо трех поимущественных налогов (налог на землю, налоги на имущество организаций и физических лиц) готовится введение налога на недвижимость. Существенно снижены ставки крупных федеральных налогов: налога на прибыль организаций, НДС, единого социального налога.

Тем не менее, фактическое налоговое бремя остается завышенным по сравнению с оптимальным его уровнем, рассчитанным на реализацию эффективной налоговой политики ускоренного экономического роста в России. Такое оптимальное совокупное налоговое бремя должно составлять сейчас 27–28 % начисленных налогов к чистой добавленной стоимости в рамках следующих границ налогообложения: нижний налоговый предел – 24 %, верхний налоговый предел – 31 % [9] . В пересчете на бремя уплаченных налогов к ВВП (официальный подход) его параметры составят: налоговый оптимум 17 – 18 % в предельных границах от 14 до 21 %. Напомним, что официально доля налоговых поступлений в ВВП за последние 7 лет колеблется в среднем на отметке 30 %. В пересчете на предложенную уточненную методику – это более 40 % начисленных налогов к чистой добавленной стоимости. Последний параметр говорит сам за себя.

Велика в России налоговая нагрузка на денежные доходы населения. С учетом косвенных налогов она колеблется в среднем около 45 % (по методике, представленной выше). Только прямые начисления налога на доходы физических лиц и единого социального налога на оплату труда составляют более 49 %, хотя с 2005 г. планируется существенное снижение ставок единого социального налога на 10 %. Если бремя косвенных налогов срыто в розничных ценах, то высокий уровень налоговых начислений на оплату труда подталкивает работодателей к сокрытию от налогообложения этих доходов.

Итак, из результатов анализа налогового бремени в современной России можно сделать ряд выводов, связанных с приоритетами налоговой политики.

Во-первых, необходимо довести общее налоговое бремя до оптимальных параметров. Это позволит обеспечить бюджет необходимыми доходными источниками на базе общего экономического и инвестиционного роста.

Во-вторых, при снижении совокупного налогового бремени не следует забывать о нижнем его пределе. Уровень налогообложения ниже этого предела чреват существенными невосполнимыми налоговыми потерями государства.

В-третьих, следует оптимизировать структуру общего налогового бремени, особенно это касается налоговых начислений на оплату труда в форме единого социального налога. Они не должны превышать прямых налоговых начислений на прибыль (24 %), чтобы предотвратить сокрытие доходов налогоплательщиками и искусственный перелив средств из одной формы доходов в другую под влиянием фактора различий в налоговой нагрузке на них.

В-четвертых, снижать налоговое бремя необходимо постепенно и поэтапно. Единовременное, резкое уменьшение совокупной налоговой нагрузки приведет лишь к серьезным потерям текущих доходов, затруднит выполнение государством своих функций, подорвет основу для проведения дальнейших налоговых реформ. Поэтому, снижать налоговое бремя необходимо на 3–4 % в год, что позволит более безболезненно экономике пройти временную адаптацию к новым условиям и пропорциям распределения общественного продукта.

«Основное бремя ложится на бизнес»: какие налоги и сборы ждут предпринимателей в новом году 16:52, 4 декабря 2018 Версия для печати

Целый букет новых налогов и платежей, официально так не называющихся, но имеющих тот же смысл, преподнесут власти жителям страны к Новому году. При этом некоторые «подарки» хитро спрятаны – сколько мы платим регулярно в федеральную и местную казну, знают далеко не все.

Основное бремя платежей ложится на бизнес, уверяют власти. Будто бизнес и не люди вовсе. А ведь предприниматели средней руки уже с трудом тянут лямку налогового бремени, констатируют эксперты: кто-то на грани банкротства, а кто-то и вовсе исчез с рынка. Выжить и заплатить налоги можно двумя способами: оптимизировать платежи, уклоняясь от них, или значительно повысить цены на свою продукцию. Первое означает риск быть пойманными налоговиками и правоохранителями, второе – не выдержать конкуренции.

А цены растут, это мы видим по своим каждодневным тратам. Зарплаты, увы, индексируются далеко не так бодро. Что ж, придется, затянув пояса и сжав зубы, всем миром затыкать дыры в бюджете, подумаете вы. Только штопать нечего – федеральный бюджет профицитный и обещает оставаться таковым в следующие три года. Но это не мешает различным ведомствам продолжать увлекательную игру по выдавливанию денег из населения.

Еле-еле отбились от введения акцизов на «святое», на колбасу. При этом нет никакой уверенности в том, что она в обозримом будущем не подорожает. Еще весной «Профиль» предсказывал, что после президентских выборов россиян «обрадуют» новыми поборами. Ошиблись только в одном – в масштабах этих нововведений. Подводя итоги уходящего года, самое время разобраться со своими счетами.

Фискальные тиски

В этом году у Алексея Петропольского, юриста и руководителя компании Urvista, не было ни одного дня, когда бы ему не поступали звонки от тех, кому налоговая инспекция заблокировала счет, кого вызвали на допрос туда или в Следственный комитет по налоговому делу.

«Иногда десятки таких звонков в день бывает, – рассказывает он. – Доходит до какого-то апофеоза: у людей рушится бизнес, у них банально нет денег на оплату этих налогов». Подавляющее число предпринимателей привыкли оптимизировать налоги, попросту говоря, не платить их. Кто-то зарплату в конвертах раздает, ограничиваясь переводом на карту «минималки», кто-то занижает ставку НДС – каждый выкручивается, как может. А по-другому мало у кого выходит заработать для себя хоть что-то. «Только 5% всех компаний выплачивают себе дивиденды, – говорит юрист. – Все остальные работают ради работы». Если банка огурцов стоит 100 рублей, приводит пример юрист, значит, ее производитель на чем-то сэкономил. Он может не экономить, и тогда огурцы подорожают вдвое. Но кто их тогда купит?

Государство, понятное дело, с «уклонистами» воюет. А современные технологии позволили найти практически универсальное средство – ФНС внедрила автоматизированные системы отслеживания платежей и значительно повысила качество администрирования налогов. Вот и глава ведомства Михаил Мишустин недавно отчитался президенту Владимиру Путину о рекордной сумме собранного оброка: свыше 17 трлн рублей поступило в этом году в бюджет, что на 22% больше, чем в прошлом.

Давление фискалов не каждый способен выдержать. А ведь налоговая теперь еще и на допрос может вызвать, прямо как полиция или Следственный комитет. И разговоры там, рассказывают юристы, бывают довольно жесткими. «Трансформация налоговой системы шокировала бизнес, – резюмирует Алексей Петропольский. – Хорошо, если компания просто закрывается и директора с бухгалтерами при этом в тюрьму не садятся. А именно это подчас и происходит».

И если уж налоговая пришла с проверкой, то вряд ли уйдет без доначислений и штрафов, добавляет управляющий партнер юридического агентства MLC Антон Гришин. Штрафы приличные: 20% от суммы долга, если налоговые платежи задержали случайно, 40% – если умышленно. В судах теперь спор у налоговой выиграть практически невозможно, это отмечают многие юристы.

А перегибы случаются, и вот один из примеров. Некий гражданин (не предприниматель) сдавал в аренду недвижимость. Договор оформлял на 11 месяцев, чтобы его не регистрировать, а потом перезаключал. «И несмотря на то, что налогоплательщик исправно платил НДФЛ с дохода (13%), налоговики посчитали деятельность предпринимательской и в довесок насчитали НДС (18%)», – рассказал юрист.

Утраченные бонусы

В наступающем году бремя предпринимателей станет еще тяжелее. Только о повышении НДС с 18% до 20% было объявлено во всеуслышание, остальное проходит стороной. «Самый низкий в мире подоходный налог» в 13%, которым так гордятся наши власти и всегда об этом напоминают, если речь заходит о новых фискальных инициативах, на самом деле только верхушка айсберга.

Работодатель выплачивает из фонда заработной платы за каждого сотрудника еще порядка 30% в федеральный и местный бюджеты, в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медстрахования. Небольшим предприятиям (за некоторым исключением) разрешено работать по упрощенной системе налогообложения (УСН) и платить только 20%. С 1 января 2019 года эта льгота отменяется. Бонус сохранят только благотворительные и социально ориентированные предприятия.

Увеличатся фиксированные взносы индивидуальных предпринимателей в ПФР и ФФОМС на три и одну тысячу рублей соответственно. А если расчеты по страховым взносам (ЕРСВ) предприятия не будут сдавать вовремя, то им будут блокировать счета – такое право налоговикам уже предоставили. Кроме того, единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и торговый сбор в 2019 году вырастут на 2,5%, фиксированный авансовый платеж по НДФЛ – на 2,6%.

Смотрите так же:  Адвокат по кредитам в улан-удэ

Одним из главных достоинств «упрощенки» было освобождение от уплаты налога на имущество, но теперь и его отменили. О том, как по балансам предприятий (а значит, и по кошелькам конечных потребителей) бьет аренда, рассказал член совета московского отделения общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Дмитрий Несветов.

Некоторые крупные предприятия, мимикрирующие под малый бизнес, подчас дробились на несколько фирм и тем самым уходили от налогов при сдаче в аренду торговых комплексов и бизнес-центров. Поэтому льготу и отменили, и уже три года обладатели «упрощенки» платят налог на имущество, и он растет постоянно. Происходит это за счет увеличения кадастровой стоимости недвижимости и земли, от которой и считается налог. «Много было разговоров о том, что кадастровая стоимость не имеет никакого отношения к реальной коммерческой стоимости, – говорит эксперт. – Часто первая значительно больше второй». Кадастровая оценка может пересчитываться, и происходит это, как правило, в сторону увеличения.

По предварительным данным, в Москве, например, на 2019–2020 годы стоимость большей части зданий, сооружений и земли снова увеличилась. Хотя официально московские власти сообщают, что именно после переоценки «с начала следующего года кадастровая стоимость торговых и офисных объектов в Москве уменьшится в среднем на 10%». Но саму ставку в будущем году в столице повысят с 1,5% до 2%. Но такое происходит не только в Москве. В Екатеринбурге эту ставку для предпринимателей хотят повысить в 20 раз – с 0,1% до 2%.

Тревожный запах бензина

Налоги на имущество собирают региональные власти. То же самое относится и к транспортному налогу. Поговаривали о его отмене, но до дела не дошло. Наоборот, во многих регионах его повышают. Например, в Тульской и Тверской областях, в Удмуртии и Мордовии. Легковые автомобили при этом относятся к подакцизным товарам, и ставки на эти акцизы в будущем году вырастут.

Что касается большегрузного транспорта, то на 2019 год запланирована индексация сборов в систему «Платон».

Растет или падает цена на нефть, на стоимость топлива это не влияет – оно растет в цене постоянно. Таковы правила игры монопольного рынка. А независимые АЗС оказались на грани разорения

Изрядно всех взбаламутил рост цен на бензин. Но вроде как нефтяные компании с правительством договорились, цены пока заморозили, обещали до конца марта их не повышать. Только расслабляться не стоит и лучше заранее запастись канистрой-другой. Причем цены могут вырасти не с 1 апреля, а раньше. Ведь с начала года повышаются акцизные ставки на бензин, дизель, моторные масла и средние дистилляты.

А договоренности о заморозке цен были и раньше, что не мешало ценам расти, и это неудивительно, когда соответствующий сегмент рынка монополизирован несколькими нефтяными компаниями. Цена на нефть падает – цены на бензин растут, цена на нефть растет – цены на бензин тоже растут. Сейчас эти цены уже практически сравнялись с аналогичными в США. Разница в одном: в Америке бензин имеет тенденцию дешеветь, если дешевеет нефть.

На топливные цены в России повлияет также и повышение ставки НДС, и инфляция. С 1 января 2019 года появится еще и новый налог – на добычу углеводородного сырья. Платить его будут нефтедобывающие компании, и это, говорит старший юрист BGP Litigation Денис Савин, повлияет на рост цен не только топлива, но и других подакцизных товаров, в том числе алкоголя.

От заморозки пострадали лишь независимые АЗС, которым правительство разрешило маржинальность (разницу между мелкооптовой и розничной ценой топлива) 4%. Этого не хватает ни на что, жалуется директор и совладелец сети АЗС «Олви» из Самарской области Олег Бузин. «Наша минимальная наценка должна быть 8–9%. И это только порог выживаемости, – объяснил он. – Зарплата, имущественные налоги, экологические отчисления, обучение персонала. Для того чтобы развиваться и просто нормально существовать в текущих условиях, необходим уровень наценки 14–15%».

Экологический сбор, который упомянул предприниматель, в будущем году тоже вырастет, что, по подсчетам экспертов, приведет к росту цен на товары и услуги на 1%. Подорожает и табачная продукция. Произойдет это не только из-за увеличения акцизов. В будущем году эти товары должны будут иметь цифровую маркировку, а для этого предприятиям нужно потратиться на необходимое оборудование. А еще такую же маркировку должны будут наносить на товары производители белья, обуви, трикотажных блузок, плащей и курток, духов, а также ламп-вспышек, фотоаппаратов, шин и пневматических покрышек.

Чувствительный спрос

Всякое изменение в структуре расходов и издержек бизнеса, в том числе того, что касается фискальной нагрузки, отражается на ценах, отмечает Дмитрий Несветов. Иногда достаточно только заикнуться о повышении цен, и они сразу растут. Например, глава Минсельхоза Омской области Максим Чекусов недавно предположил, что после нового года цены на хлеб могут вырасти на 10–20%, и тут же получил выговор от антимонопольщиков. Подобные высказывания, отметили в региональной ФАС, предприниматели могут воспринять «как ориентир при планировании своей хозяйственной деятельности». Может ли так произойти и с колбасой, которую недавно предложили внести в группу подакцизных товаров как вредную и опасную, отчего цены, по прогнозам, должны были взлететь на 30%? Все зависит от крепости нервов предпринимателей и степени их понимания происходящего, считает эксперт.

Государству доверяют все меньше, потому народ исходит из того, что, раз заговорили об изменении акцизов, значит, они рано или поздно изменятся. «Люди начинают к этому готовиться, корректируют цены и производственные цепочки», – поясняет Дмитрий Несветов. Но сменить ценник не так просто, добавляет он: потребительский спрос не просто стагнирует, а в ряде случаев тормозится, и он стал очень чувствителен к повышению цен.

Еще бы не быть ему чувствительным, когда расходы растут, а доходы – нет. С нового года вырастут на 1,7% коммунальные платежи, а с июля эта сумма поднимется еще на 2,4%. Тут и таможня напоминает: с 1 января беспошлинный ввоз товаров для личного пользования наземными видами транспорта снизится с 1500 до 500 евро, а вес – с 50 кг до 25 кг. За всё, что свыше, придется платить: 30% от стоимости товара, но не менее 4 евро за килограмм.

Дополнительные затраты в виде курортного сбора ждут отпускников. В этом году доходы из этого источника превзошли ожидания властей Краснодарского края – рассчитывали на 70 млн, а собрали 98 млн рублей. А в мае будущего года в качестве эксперимента курортный сбор вводят Ялта, Алушта, Судак и Феодосия. Вряд ли этот эксперимент признают неудачным.

Отдельный налог на профессиональный доход в качестве эксперимента вводится для самозанятых граждан – тех, кто работает только на себя и зарабатывает не больше 2,4 млн рублей в год.

Глава ФНС Михаил Мишустин в интервью «Ведомостям» корректирует: это не налог, это преференция. Ведь все остальные платят 13% подоходного налога, а самозанятые будут платить только 4% (если работают с физлицами) или 6% (если с юрлицами). Пока это только эксперимент, и о его эффективности, как и о становлении института самозанятых, рано говорить. Но определенный негативный эффект это уже возымело. Если вы переводите деньги с карты на карту, банк может потребовать от вас представить документы с указанием источников поступления средств. Откажетесь – заблокируют счет.

Контроль движения денег физических лиц – одна из основных тенденций ближайших лет, считает Антон Гришин. «Не зря одобрили налог для самозанятых. В ближайшие годы количество наличных денег будет сокращаться, а транзакции будут автоматически обрабатываться налоговиками, – говорит он. – Простому налогоплательщику придется доказывать основания происхождения денег на его счету от разных лиц».

В ближайшие два года будет реализована еще одна инициатива, которая больно ударит по карману каждого из россиян, добавляет Алексей Петропольский. Речь об обязательстве декларировать свои доходы и расходы в конце года, как это уже обязали делать чиновников. И это тоже одно из средств контроля кэша и финальных платежей. Если тратишь больше, чем зарабатываешь (а заработок отслеживается по налогам), будут возникать вопросы и делаться налоговые доначисления с незадекларированных расходов.

Профицит бессмысленный и беспощадный

Такую систему можно сравнить с американской, где каждый гражданин декларирует все свои доходы, а налоговые преступления преследуются и караются беспощадно. И многие считают, что предпринятые властями фискальные меры вовсе не означают увеличения нагрузки на бизнес и на граждан. «Правительство стремится сбалансировать налоговую нагрузку, предоставляя дополнительные льготы, а также различные преференции, субсидии и гранты», – говорит Денис Савин. Эксперт напоминает, что основная цель любых налогов – укрепление экономики, пополнение бюджета, который, в свою очередь, расходуется и на благо населения, на различные социальные программы.

Любопытно в связи с этим, что Госдума не только продлила трудоспособный возраст, но и в очередной раз, до 2021 года, продлила срок заморозки накопительной части пенсий россиян. А это 6% наших зарплат, которые ежемесячно отчисляет работодатель. И платим мы эти 6% дополнительно к подоходным 13%, а с 2014 года просто отдаем эти деньги государству, так как именно тогда их и «заморозили». А из оставшейся на руках зарплаты платим государству еще и 18% НДС (с января это будет 20%) от стоимости каждого приобретенного товара и услуги.

Может быть, в бюджете денег нет? Но они есть. Доходы в бюджет на 2019 год составят 19,969 трлн, а расходы – 18,037 трлн рублей. Профицит налицо. И в последующие два года бюджет тоже будет профицитным. Да и в этом году, по всей видимости, дела шли не так плохо, раз Минфин из месяца в месяц закупает рекордные суммы иностранной валюты (на 427 млрд рублей в сентябре, 475 млрд в октябре и 525 млрд рублей в ноябре), а Центробанк за последние три года приобрел рекордное количество золота (Россия владеет 2 тыс. тонн золота, а это 17% общемирового запаса). Всё это на фоне санкций, стагнирующей экономики, падающего производства и доходов.

В кулуарных беседах сотрудники налоговой службы признаются Антону Гришину, что, по его выражению, «перед ними поставлена задача практически любыми способами повысить собираемость налогов в бюджет».

Именно в этом – в бессистемности, в перекосе в сторону одной лишь функции наполнения бюджета – и состоит главная проблема системы налогообложения. Об этом говорит руководитель экспертного центра при бизнес-омбудсмене и директор Института экономики роста имени Столыпина Анастасия Алехнович. У налогов есть еще две функции: распределительная и стимулирующая. Но они практически не выполняются, особенно в части стимулирования устойчивого экономического роста, считает эксперт.

И сегодня Россия входит в группу стран с самой высокой налоговой нагрузкой. Так, торговая наценка на потребительские товары в России в два-три раза выше, чем в Европе. А налогообложение фонда оплаты труда превышает среднемировые показатели в 2,3 раза.

«Сегодня приоритетными остаются доходы государства, а не граждан и бизнеса, – подчеркивает Анастасия Алехнович. – Текущая налоговая политика усугубляет социальное неравенство. По сути, сегодняшняя система налогообложения – примитивный инструмент по изъятию средств из экономики в пользу консолидированного бюджета». При этом изменяется налоговое законодательство очень часто, и все это в совокупности нанесло колоссальный удар по доверию бизнеса государству. «К сожалению, предприятия закрываются и уходят с рынка, – заключил Дмитрий Несветов. – Очень много предложений сейчас по продаже бизнеса».

Но есть и хорошие новости. С нового года власти освободили юрлица от налога на движимое имущество. Речь идет о транспорте и оборудовании, которые находятся на балансе предприятий. Это ли не повод сесть на свой трактор и отправиться за шампанским? Ведь только на алкоголь акцизы в наступающем году не вырастут, а значит, можем себе позволить (куда только смотрит Минздрав?). А на закуску – оливье с колбасой. Но надо торопиться, а то, неровен час, подорожает. С Новым налоговым годом вас, сограждане!

Обсуждение закрыто.