Ложь и клевета

Ложь, клевета благодарностью будут (мученица Татиана Гримблит)

Ложь, клевета благодарностью будут
Мне за любовь, за труды.
Пусть меня каждый и все позабудут —
Помни всегда только Ты.

Вечную память мне дай, умоляю,
Память Твою, мой Христос.
С радостью светлой мой путь продвигаю,
Муку мою кто унёс?

Кто всю тоску, что мне сердце изъела,
Счастьем, любовью сменил,
Труд мой посильный в великое дело
Благостно в подвиг вменил.

Молодость, юность — в одежде терновой,
Выпита чаша до дна.
Вечная память мне смертным покровом,
Верую, будет дана.

Лесть, злословие, ложь, клевета

Лицемеры боятся правды. (Айбек)

Какая это великая истина, что, когда человек весь отдается лжи, его оставляют ум и талант. (В. Белинский)

Льстить любят многие, хвалить умеет редкий;

Не в меру похвала опасней брани едкой. (П. Вяземский)

Клевета и ложь — узаконенный метод политики мещан. (М. Горький)

Злые языки страшнее пистолета. (А. Грибоедов)

Льстить в лицо, ругать заочно —

Добрым людям не годится. (Давид Гурамишвили)

Кто лижет подметки — сапог не добудет. (Джамбул)

Ложь, принятая за правду, имеет всегда самый опасный вид. (Ф. Достоевский)

Лгут только одни негодяи. (Ф. Достоевский)

Человек никогда так легко не обманывается, как когда он думает, что других обманывает. (Я. Козельский)

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок. (И. Крылов)

Чем нравом кто дурней,

Тем более кричит и ропщет на людей;

Не видит добрых он, куда ни обернется,

А первый сам ни с кем не уживется. (И. Крылов)

К счастью не придешь

Измышляя ложь. (Абай Кунанбаев)

При первой встрече руки жмет,

И льстит, и лебезит,

Но отвернись — уже не тот,

Так подлостью разит. (Абай Кунанбаев)

Лукавый языком любит, а сердцем убивает. (М. Ломоносов)

Ласкательство есть сладкий яд. (М. Ломоносов)

Бездушный фарисей остается верен себе в мельчайших подробностях. (Д. Писарев)

Единожды солгавший, кто тебе поверит? (Козьма Прутков)

Под сладкими выражениями таятся мысли коварные: так от курящего та-бак нередко пахнет духами. (Козьма Прутков)

Ложь — источник всех несчастий.

Ложь — начало всякой муки. (Шота Руставели)

Вслед за телом губят душу двоедушье и обман. (Шота Руставели)

Подхалимовы — это особенная, порода такая объявилась, у которой на знамени написано: ври и будь свободен от меры! (М. Салтыков-Щедрин)

Избегай людей, которые, видя твои пороки и недостатки, оправдывают их или даже одобряют. (Г. Сковорода)

Клевета есть желание творить сладкое горьким и наоборот; она есть также воровство; воровство крадет вещи, а клевета мысли. (Г. Сковорода)

Чем больше ум и образование человека, тем ложь его вреднее для него и для других. (А. Толстой)

Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас. (Л. Толстой)

Заметили ли вы, что человек, необыкновенно рассеянный в кружке подчиненных, никогда не бывает рассеян с лицами высшими? (И. Тургенев)

Льстят затем, чтобы господствовать под видом покорности. (Н. Чернышевский)

Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. (А. Чехов)

Кто лжет, тот грязен. (А. Чехов)

Льстят тем, кого боятся. (А. Чехов)

Доля того, у кого два лица,— не иметь уважения.

Ложь — черта лицемеров. (Арабская мудрость)

Все льстецы — прихвостни. (Аристотель)

Когда человек вступил на путь обмана, он неизбежно вынужден нагромождать одну ложь на другую. (Оноре де Бальзак)

Печально, если ,в душах цепенеют Стремленья, погребенные навек,

Притворство всеми чувствами владеет,

И надевает маску человек. (Джордж Байрон)

Утверждать что-либо, не имея возможности доказать это законным путем, означает клеветать. (П. Бомарше)

Фальшивое никогда не бывает прочным. (П. Буаст)

У лицемеров, как и у пчел, во рту мед и затаенное жало. (П. Буаст)

Ложь обличает слабую душу, беспомощный ум, порочный характер. (Ф. Бэкон)

Лесть есть род дудки, которой приваживают птиц, подражая их голосу. (Ф. Бэкон)

Ложь влечет за собой бесславие. (Восточная мудрость)

Кто находит удовольствие слушать, когда злословят других, тот сам в числе злоречивых. (Восточная мудрость)

С волком ягненка сожрет, а с хозяином его оплакивать будет. (Восточная мудрость)

В лести нас оскорбляет не сама похвала, а ее неискренность. (К. Гельвеций)

Лицемерие не лучше цинизма. (Виктор Гюго)

У злобы — черная радость. (Виктор Гюго)

Того, кто жаждет лести, тошнит от правды, если ему нечаянно придется отведать ее. (Виктор Гюго)

Обман и сила — вот орудия злых. (А. Данте)

Лесть — как тень: она вас не сделает ни больше, ни меньше. (Датская мудрость)

Злословие — откровенность злых людей. (П. Декурсель)

Если не можешь признать похвал заслуженными, то считай их лестью. (Демокрит)

Злословящий есть самый лютый из диких зверей, а льстец — самый опасный из ручных животных. (Диоген)

Жизнь злых людей полна тревог. (Д. Дидро)

Умного человека боятся все глупцы; злого же боятся все, не исключая и злых. (Д. Дидро)

Некоторые льстивую ложь глотают большими глотками, а горькую истину по капле. (Д. Дидро)

Льстивость неприятна и вредна, так как кладет основание спеси и рождает тщеславие. (Древнеегипетская мудрость)

Льстец — все равно, что обманщик. (А. Дюма)

Ложь приносит позор самому лжецу. (Индийская мудрость)

Ненавидь как льстецов, так и обманщиков, потому что те и другие, добившись доверия, оскорбляют людей доверившихся. (Исократ)

Бойся не дракона девятиглавого, а человека двуязычного. (Китайская мудрость)

Если хорек приходит с новогодним поздравлением к курице, едва ли у него добрые намерения. (Китайская мудрость)

Ничто притворное не может быть продолжительным. (Я. Коменский)

Лжец всегда щедр на клятвы. (П. Корнель)

Что такое льстец? Это гибкий и снисходительный ум, который раболепно улыбается при каждом вашем взгляде, вскрикивает при каждом вашем слове и рукоплещет всем :вашим действиям. (Ж. Лабрюйер)

Лесть — это фальшивая монета, которая имеет хождение только вследствие нашего тщеславия. (Ф. Ларошфуко)

Тайный злословец — это змея, которая жалит втихомолку. (Ф. Ларошфуко)

У лжи постоянная спутница — хитрость. (Д. Локк)

Всякое притворство, из какого бы источника оно ни исходило, действует отталкивающим образом. (Д. Локк)

Кто сеет ложь, пожнет бесчестие. (С. Марешаль)

Лукавый человек пишет клятву на воде. (Менандр)

Все те, кто славится зазорными делами,

С особой легкостью других поносят сами. (Мольер)

На лесть дураков ловят. (М. Нексе)

Смотрите так же:  Страховка машины кстово

Не открывайте вашей досады злому человеку, ибо он никогда вас не утешит. (Норвежская мудрость)

Чистая совесть смеется над лживой клеветой. ( Овидий)

Льстец во всем хамелеон. (Плутарх)

Кого уважают, тем никогда не льстят, потому что уважение чтит, а лесть насмехается. (Публиций Сир)

Лицемер — всегда раб. (Ромен Роллан)

Злой язык — признак злого сердца. (Публиций Сир)

Коль тернии сеешь, жасмин не сберешь. (Саади)

Лесть, говорят, пища глупых. Между тем, сколько умных, людей готовы, от времени до времени, отведать хоть глоток этой пищи! (Д. Свифт)

Язык сплетника — все равно что орлиные перья; положите их рядом с перьями других птиц, и они сразу же начинают их щипать и сокрушать. (М. Сервантес)

Никто, конечно, не попадается на лесть так, как люди, объятые самомнением. (Спиноза)

Откуда лицемеру знать, что такое правда? (Рабиндранат Тагор)

Кто истине друг, лицемерию враг. (Фирдоуси)

В ком кривда и злоба, тот скуден умом. (Фирдоуси)

Льстецы взимают с ниже их стоящих ту дань, какую сами платят стоящим выше их. (Г. Филдинг)

Наиболее доступен льстецам тот, кто сам себе льстит и наиболее собой восхищается. (Цицерон)

Лесть — мех, вздувающий пороки. (В. Шекспир)

Кто любит, чтобы ему льстили,— стоит льстеца. (В. Шекспир)

Лживое лицо скроет все, что задумало коварное сердце. (В. Шекспир)

Ум теряет .все свое очарование, когда он соединен со злостью. (Р. Шеридан)

Лесть несовместима с верностью. (Эразм Роттердамский)

Словарь русской идиоматики. . Сочетания слов со значением высокой степени . Academic . 2011 .

Смотреть что такое «клевета» в других словарях:

клевета́ — клевета, ы … Русское словесное ударение

клевета — клеветать, 1 л. ед. ч. клевещу (цслав.), укр. клевета, клеветати, ст. слав. кл̂евета λοιδορία (Супр.), кл̂еветати διαβάλλειν, болг. клевета, сербохорв. клѐвета, чеш. kleveta клевета, сплетня , слвц. klebeta. От клевать, клюю; см. Бернекер 1,… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Клевета — Речь * Афоризм * Болтливость * Грамотность * Диалог * Клевета * Красноречие * Краткость * Крик * Критика * Лесть * Молчание * Мысль * Насмешка * Обещание * Острота * … Сводная энциклопедия афоризмов

клевета — Извет, навет, наговор, оговор, наклеп, поклеп, злословие, напраслина, облыг, обнос, диффамация, инсинуация, наушничество. Ср. . .. взводить клевету, обнести клеветою. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н.… … Словарь синонимов

клевета — клевета, клеветы, клеветы, клевет, клевете, клеветам, клевету, клеветы, клеветой, клеветою, клеветами, клевете, клеветах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

клевета — ы; ж. Ложное обвинение; заведомо ложный слух, позорящий кого л.; распространение таких слухов. Распустить клевету. Возводить клевету на кого л. ◁ Клеветнический (см.). * * * клевета распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и… … Энциклопедический словарь

КЛЕВЕТА — КЛЕВЕТА, клеветы, мн. устар., жен. Ложь, ложное сообщение с целью опорочить кого нибудь распространять клевету. Возводить клевету на кого нибудь. Привлечь к ответственности за клевету. «Про него начинают распространять клеветы.» Салтыков Щедрин.… … Толковый словарь Ушакова

КЛЕВЕТА — КЛЕВЕТА, ы, жен. Порочащая кого что н. ложь. Возводить клевету на кого н. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

клевета — КЛЕВЕТА, книжн. инсинуация, устар. извет, устар. навет, разг. наговор, разг. напраслина, разг. оговор, разг. поклеп КЛЕВЕТНИК, книжн. инсинуатор, устар. изветчик, устар. наветчик КЛЕВЕТНИЦА, устар. изветчица, устар. наветчица… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

клевета — КЛЕВЕТА1, ы, ж Выражение обвинения в адрес кого л. в чем. л., построенное на заведомо ложных фактах, на ложном слухе с целью опозорить кого л.; Син.: Разг. поклеп, оговор, Разг. наговор, Разг. навет, Разг. напраслина, Книжн. инсинуация. Слова,… … Толковый словарь русских существительных

Клевета — Клевета ♦ Calomnie Злобное высказывание, не соответствующее истине; злобная ложь или лживая злоба. Клеветник дважды повинен, следовательно, клевета хуже, чем злословие (злобное высказывание, соответствующее истине), и гораздо отвратительнее … Философский словарь Спонвиля

7. Ложь, лесть, осуждение, клевета

I.7. Ложь, лесть, осуждение, клевета

Неизбежным следствием гордости, зависти и злобы, с одной стороны, славолюбия и тщеславия, с другой, являются ложь, лесть, осуждение и клевета. Святитель Тихон говорит о них вместе, как о «пороках сродных», «собственных» тому, кто есть отец лжи (Ин. 8, 44), и «который иногда преобразуется в ангела светла, чтобы так мог удобнее человека обмануть и погубить» (27, 450-451). Происходя от «плотского рождения» и «плотского мудрования», «сии пороки теми людьми обладают, которые иное языком говорят, и иное на сердце имеют. Сих людей слова, как мед, а дело само, как яд». Почему «лестный человек всякого зверя страшнее: ибо зверь, каков есть, таковым себя и показывает, а сей часто под видом смирения и добродетели яд свой скрывает» (2, 137; 3, 170).

Многообразна ложь в мире. «Лжет купец, когда сказует, что товар его такой-то цены стоит, но иначе есть. Лжет свидетель на суде, когда говорит то, что не видел и не слышал; или не говорит того, что видел и слышал. Лжет работник, который, взявши достойную цену, обещался работать усердно наемшему его, но лениво работает или совсем не работает. Лжет пастырь, который обещается и присягает стадо овец Христовых пасти, но не пасет или нерадиво пасет и прочая». Но прискорбнее всех «лжет христианин, который в крещении святом обещается Христу Господу работать, но не работает. Таковой всяк есть, который по крещении святом беззаконнует и к суете мира сего прилепляется» (27, 451).

Ложь, лесть, лукавство удаляют христианина от Бога 31 , изгоняют из сердца веру, препятствуют молитве и делают невозможным вечное блаженство. От лукавых и льстецов страдает общество, «понеже: 1) верность, без которой союз общества не стоит, быть там не может, где друг другу ни в чем не будут верить, друг друга опасаться, бояться и за врага иметь. 2) Не может там быть мир, но вместо того взаимная ненависть, вражда, ссоры и прочая; ибо льстецы и лукавцы речи единого к другому переносят и пересказывают не так, как слышали, и не в такой силе толкуют, как говорены, но иначе. 3) Лесть и лукавство ввело и умножило богопротивные клятвы, понеже многие от лживых и лестных обманувшеся, не верят и тем, которые правду говорят: того ради люди принуждены верность своих слов призыванием имени Божия подтверждать, что и в обычай беззаконный и пагубный вошло, и за грех не почитается» (2, 171; 27, 451).

Лжецы и льстецы тем более опасны, чем более осторожно и тонко действуют. От них «много претерпевают простосердечные». Но «сколько они ни хитрят, однакож хитрость их явлена бывает (например, «когда или вином разгорячившись, или гневом сильным распалившись, извергают то, что в сердце сокровенно было»). И уже тогда всяк ими, как прокаженными, гнушаться будет». Видя такой позор льстецов и вред от них обществу, «простая душа, лести и лукавства не знающая, да внимает псаломника увещанию: не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие» (Пс. 36, 1-3) 32 . Сам же святитель советует «со всяким человеком обходиться просто, как сам с собой. Каковым вне ему являешься, таковым и внутрь будь; и что ему говоришь, то должно быть и на сердце твоем» (2, 137; 3, 171; 6, 146).

Смотрите так же:  Доверенность от нескольких лиц одному лицу форма

Сродны между собой, как «плоды необузданного языка и сердца, страхом Божиим неогражденного», и такие пороки, как осуждение, клевета и злословие. Они обнаруживают то же лживое устроение души, что и лесть. Святитель указывает некоторые причины этих страстей. 1. Гордость, обуреваемый которой «не терпит, чтобы кто был выше или равен ему», почему «пересуждает и уничтожает (уничижает — и. Н.) его, или, хотя свои грехи укрыть, других злословит и клевещет, чтобы слышащие думали, что он таких грехов не имеет, в каких ближнего осуждает». 2. Зависть, «понеже завистливый не хощет видеть в почтении и славе ближнего своего, тщится честное имя его помрачить». 3. Злоба: «злобный бо, не имея чем отмстить тому, на кого злобится, злословием и оклеветанием славу его потемнить тщится». 4. «Бывают еще от злой привычки, ревнования, нетерпения и прочего» (2, 130; 3, 166).

Клеветник вредит тому, на кого клевещет; вредит и себе, ибо тяжко грешит; вредит и тем, кто его клевету слушает: «иные слышащие осуждают того, о ком клевета носится; иные к тому же беззаконному делу возбуждаются, что слышат. Всему сему пагубному злу клеветник, рассеватель зла, виновен». «О, необузданный язык! Сколько ты миру делаешь зла!» — восклицает святитель. Невоздержанный язык клевещет, «рассеивает ереси, расколы, соблазны», злословит власти, лжесвидетельствует в судах, «немощных и печальных приводит в несносную печаль, уныние и отчаяние», нередко бывает причиной ссор, открывает секреты, а потому «часто и самого клевещущего приводит в великое раскаяние и печаль, что слово выпустил. Истинно Соломон писал: иже хранит своя уста, соблюдает свою душу» (Притч. 13, 3). А поскольку «ничем так не грешит человек, как языком», который ничего «не оставляет, но на все отрыгает яд, который кроется в сердце человеческом», то «должно нам тщаться его обуздывать. Но тщание без помощи Божией мало что может», почему «должно смиренно молиться всемогущему Богу, чтобы как сердце исправил, так и язык — орудие сердца — направил» 33 (3, 112-114; 6, 147).

Причины, по которым осуждение и клевета являются грехом, святитель приводит следующие. «1. Бог запретил нам судить и осуждать ближних наших; потому кто осуждает, сам будет осужден (Мф. 7, 1-2). 2. Един есть Судия — Христос, Сын Божий, посему осуждающие ближнего сан Христа похищают, что тяжко и страшно. 3. Ближний наш есть раб Божий, а не наш. Как убо досадно Богу, когда раба Его пред очесами Его судим и злословим! 4. Все грешники есмы пред Богом, общее бо всех окаянство. Ближний твой сегодня, а ты заутра тоеж делаешь, хотя не делом, так или словом, или мыслью. 5. Часто бывает, что многие являются пред нами грешными, но внутрь праведны суть; напротив того, многие праведными являются, но внутрь грешные суть. 6. Часто худой слух ложно приносится от злобных или завистливых, и так осуждаемый часто напрасно терпит. 7. Ближнему обида великая от того, не меньше, как бы от кого жезлом биен был. От сего уязвления печаль, от печали немощь, а от немощи смерть. 8. Чем честнейшее и высшее есть лицо поносимое, тем большая бывает язва, а поношающему больший грех. 9. Когда начальник осуждается и злословится, тогда уменьшается к нему почтение, (чему последует) непослушание и всякое нестроение и замешательство в обществе. 10. Часто бывает, что хотя кто и подлинно согрешил, но уже и покаялся, а кающемуся Бог прощает; и ради того нам осуждать того весьма грешно, кого Бог прощает». Наконец, сами клеветники «часто в большее поношение впадают, когда замышляют ближних своих оклеветать и опорочить» (Пс. 7, 15-17), подобно Авессалому, Аману и др. «Внемлите сему, злоречивые, — оканчивает святитель свое увещание, — и свои пороки исправляйте, за которые истязаны будете, а чужих не касайтесь» (2, 130; 3, 166-168; 5, 372).

Святитель дает и практические советы, как избежать клеветы и осуждения. Должно «1) всякому на себя смотреть, себя знать, и не чужие, но свои пороки смотреть и очищать 34 ; 2) злобу, зависть, ненависть отбросить; 3) берещись от разговоров непотребных; 4) удаляться от тех, которые привычку сию злую имеют; 5) брату падшему или падающему духом любви соболезновать и за него молиться милосердному Богу; 6) имеющим сию злую привычку молиться Господу: положи, Господи, хранение устом моим (Пс. 140, 3) 35 » (2, 130-131; 3, 169; 5, 148; 6, 147).

Закончить этот раздел можно словами святого Иоанна Златоуста, которые приводит святитель Тихон: «Хотя бы ты, осуждая ближнего, и праведное что на него говорил, однако и за то не избегнешь наказания; ибо не по делам его, но по словам твоим будет судить тебя Бог» (2, 129).

Ложь и клевета… Философия вопроса… Литературно?

Клевета, как крот, подкапывает под нашими ногами и вынуждает спотыкаться. Пьер Буаст
Ложь не отличается от правды ничем, кроме того, что не является ею. Станислав Ежи Лец

Клевету побеждают презрением
Ложь – средство извлеченья выгоды
Но если она счастье приносит кому-то
Она важнее любой правды
(Франсуаза Ментенон, Эдуард Севрус, Стефан Цвейг)

Это ложь. Это ложь и клевета.
Наплевать мне в душу захотели.
Не хотели правду вы узнать.
Слухи сразу всех вас облетели.

Кто-то ляпнул, все и началось.
Злой язык находит свое место.
Обозвать при всех не удалось,
Заварили эту неуместность.

Я буду жить как мне судьбой дано,
И в льстивых я советах не нуждаюсь.
Не спрашивая ни о чем у вас,
Себя понять давно уже пытаюсь.

Это ложь. Это ложь и клевета.
Наплевать на все. Не стану слушать.
Ничего не стану объяснять,
А буду жить, как я считаю нужным.

Это ложь. Это ложь и клевета.
Наплевать мне в душу захотели.
Не хотели правду вы узнать.
Слухи сразу всех вас облетели.
(Ден Городнов)

Как защитить свои права, если руководитель обвиняет меня в воровстве?

В командировке у сотрудницы пропал кошелёк и банковские карточки.

Смотрите так же:  Образец приказ о регламенте рабочего времени

Карточки были ей подброшены. Руководитель обвинила меня в воровстве, рылась в моих вещах, требует вернуть пропавшие деньги. В полицию никто не обращался. Как защитить свои права.

Ответы юристов (1)

Здравствуйте. Клевета это уголовное преступление

Вы вправе обратиться с иском в суд по защите чести и достоинства и с заявлением в полицию по факту клеветы.
Наговор (клевета) — это распространение ложных сведений, порочат которые достоинство и честь некого лица либо серьезно подрывают его репутацию.
Соответственно при обвинении должны быть предоставлены доказательства
того, что распространитель подобных сведений заведомо знал, что информация является ложной. Доказательства же последствий наговора (клеветы) – это подрыв репутации человека, либо иное, порочащее его честь и достоинство.
Ныне действующий закон предусмотрел право пострадавшего из-за наговора (клеветы) подать гражданское заявление (иск) и потребовать компенсацию за нанесённый ущерб материальный и моральный.
Моральный ущерб за клевету. Статья 129 УК РФ
Статья 129 УК РФ рассказывает, что за клевету (наговор), то есть распространение ложных сведений, наказывают:
• штрафом (до восьмидесяти тысяч),
• штрафом в размере оплаты за работу либо иного дохода осужденного в период за шесть месяцев.
Критерии размера компенсации (возмещения) морального вреда за наговор (клевету) установлены ГК РФ (статьи 151 и 1101).
Чтобы возместить моральный вред причиненный клеветой в суд необходимо
направить гражданский иск, оформление которого лучше всего доверить
квалифицированному специалисту. Соответственно с положениями ГК РФ
(статья 151) при определении размеров денежной компенсации морального
вреда в суде принимают во внимание уровень вины нарушителя и прочие
заслуживающие внимания обстоятельства.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Клевета́ – 1) безосновательное или заведомо ложное обвинение кого-либо; 2) дискредитирующая кого-либо молва или слух, основанная (основанный) на лжи; 3) умышленная деятельность, направленная на формирование и распространение ложных слухов, порочащих чью-либо честь и достоинство; 4) излюбленное занятие диавола.

Клевета — лжесвидетельство, нарушение 9-й заповеди ( Исх. 20:10 ).

Христианство учит не доверять клевете. Расспроси друга твоего, может быть, не сделал он того; и если сделал, то пусть вперед не делает. Расспроси друга, может быть, не говорил он того; и если сказал, то пусть не повторит того. Расспроси друга, ибо часто бывает клевета ( Сир. 19:13-15 ) .

Первая клевета встречается в 3 главе Бытия, когда сатана клевещет на Бога, представляя Творца лжецом. От этой клеветы произошло грехопадение человечества, поэтому сатана именуется клеветником.
Слово клевета наиболее часто встречается в книгах Маккавеев.

Клеветой на Христа иудейские первосвященники добились от прокуратора Иудеи смертного приговора. Клевета на первых христиан часто служила причиной гонений. Так, оклеветав христиан в поджоге Рима, Нерон инициировал новую волну гонений на христианство по всей империи.

Опровержением клеветы на христиан занимались первые апогологеты христианства.
Клеветнический характер носили обвинения в адрес свят. Иоанна Златоуста, приведшие его к осуждению, лишению кафедры и ссылкам.

В период советских гонений на христианство государство часто прибегало к клевете для осуждения новомучеников и исповедников. Так, священномученик Серафим (Чичагов) был расстрелян по клеветническому обвинению в создании контрреволюционной монархической организации.

Согласно 145 правилу Карфагенского Собора, если вина клирика по одному из пунктов обвинения не доказана, последующие обвинения не рассматриваются. Это правило противодействует распространению клеветы.

Почему клевета считается одним из наиболее злостных грехов?

В отличие от многих других видов греха, наносящих нравственный вред главным образом совершающему их грешнику, клевета может сказываться, а нередко и сказывается на огромном количестве людей и даже на целых народах. Причём речь идёт не только о тех людях, которые подвергаются клеветническим обвинениям, но и о тех, кто сознательно или по легкомыслию участвует в лжесвидетельстве: все они в результате могут предстать перед судом Божественной Правды (см: Ложь).

Так, во времена Ветхого Завета надуманные обвинения в адрес иудеев, возвратившихся из Вавилонского плена и приступивших к восстановлению разрушенного Храма ( 1Ездр.4:6 ), привели к остановке строительства на несколько лет ( 1Ездр.4:4:24 ). В итоге иудеи не могли полноценно справлять предписанные им религиозные обряды, а виновными в этом оказались клеветники.

Во времена Нового Завета клевета в адрес Христа (а Его, как известно, обвиняли в нарушении закона, пособничестве диаволу и богохульстве) довела не уверовавших иудеев до богоубийства ( Ин.19:15 ).

Клевета в адрес христиан, обвиняемых в заговорах против Римских властей, кровосмешениях, людоедстве, поклонении ослиной голове, способствовала приумножению ненависти к ним как со стороны могущественных языческих фанатиков, так и со стороны простолюдинов. В результате, христиан истязали, бросали в темницы, умерщвляли зверями, огнём и мечом. Само собой разумеется, что при таком положении вещей ответственность за невинную кровь ложилась не только на истязателей и палачей, но и на провоцировавших их клеветников.

Не будем забывать, что именно клевета побудила дружественных деннице ангелов восстать против Бога, в результате чего все они были низвергнуты с небес. Само имя «диавол» интерпретируется в богословии как противник и клеветник (см.: Сатана).

Если жалоба несправедлива, то делается клеветой.
святитель Григорий Богослов

Если же подвергнешься клевете и после откроется чистота совести твоей, не гордись, но со смирением служи Господу, избавившему тебя от клеветы человеческой.
Не огорчай брата клеветой на брата его, ибо не дело любви-возбуждать ближнего на погибель души.
Не должно и доверять говорящему дурное, потому что клевета часто бывает от зависти
Как моль портит одежду, так клевета-душу христианина.
преподобный Ефрем Сирин

По мере того, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог будет открывать соблазнившемуся истину о тебе.
прп. Максим Исповедник

Душа клеветника имеет язык с тремя жалами, ибо уязвляет и себя, и слышащего, и оклеветанного.
авва Фалассий

Помни, что тот, кто слышит о себе клевету, не только не терпит вреда, но еще получит величайшую награду. Никогда не принимай клеветы на ближнего своего, но останавливай клеветника такими словами: «Оставь, брат, я каждый день грешу еще более тяжкими грехами, как же нам осуждать других?»святитель Иоанн Златоуст

Любящий ближнего никогда не может терпеть клеветников, но убегает от них, как от огня.
прп. Иоанн Лествичник

Оклеветали вас… хотя вы невиновны? Надо благодушно терпеть. И это пойдет вместо епитимий за то, в чем сами себя считаете виновными. Поэтому клевета для вас – милость Божия. Надо непременно примириться с оклеветавшими, как это ни трудно.
св. Феофан Затворник

Злоречием и клеветой смиряемся, и самомнение наше уничтожается. Так дается нам злоречивый язык, как «ангел сатаны», чтобы мы не превозносились.
святитель Тихон Задонский

Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях ( 1Тим. 5:19 ).

Обсуждение закрыто.