Исполнительное производство возбуждается по заявлению кого

Исполнительное производство

Исполнительное производство — это область российского права, которая становится всё более значимой. На данный момент, во время реформирования законодательства и судебной системы, одной из важнейших задач этих реформ является исполнительное производство и его совершенствование, повышение эффективности механизма исполнения судебных решений и постановлений на разных стадиях процесса. Правительством и законодательной властью современной России уделяется самое пристальное внимание вопросам исполнительного производства.

Исполнительное право в Российской Федерации является самой молодой отраслью права и проходит в данный момент стадию активного формирования, как и само исполнительное производство. Перспектива принятия Исполнительного кодекса РФ определена Распоряжением министра юстиции В.В. Устиновым №2 «О создании межведомственной рабочей группы по разработке проекта Исполнительного кодекса Российской Федерации» от 24.01.2006г.. Таким образом, исполнительное производство получит свою правовую базу, нормы и принципы которой будут влиять на всю правовую систему России.

Исполнительное производство служит осуществлению установленных (подтвержденных судебными решениями или другими актами, подлежащими принудительному исполнению), нарушенных или оспоренных гражданских прав, а также укреплению законности в области гражданских правоотношений в целом.

Итак, исполнительное производство представляет собой деятельность судебных приставов-исполнителей и других участников правоотношений, складывающуюся в процессе реализации судебных исполнительных листов и иных документов, указанных в ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве», посредством принуждения. Исполнение судебных актов — важнейшая часть правовой практики, отражающая эффективность всего механизма правового регулирования, которая является показателем способности права воздействовать на человека. Исполнительное производство находится в ведении органов исполнительной власти Российской Федерации, задача которых заключается в обеспечении исполнения принятых судом решений по тому или иному правовому конфликту.

Правовые нормы по вопросам исполнения судебных решений относятся к гражданскому, гражданско-процессуальному, арбитражно-процессуальному и административно-процессуальному законодательству. Однако, исполнительное производство не следует полностью отождествлять с исполнением судебных актов. Не все постановления нуждаются в исполнении (к примеру, решение об отказе в иске и многие из определений суда первой инстанции). К тому же, не для всех решений необходим принудительный порядок. Среди судебных постановлений есть те, одна часть которых исполняется добровольно, а другая — хоть и принудительно, но без задействования судебных приставов или других исполнительных органов.

Исполнительное производство — участники процесса:

  • стороны конфликта;
  • орган судебного исполнения;
  • суд;
  • прокурор;
  • представители сторон;
  • лица, принимающие участие в исполнении отдельных видов актов (например, органы опек);
  • лица, содействующие процессу (переводчик, понятые, специалисты, лица, принявшие на хранение арестованное имущество).

По российскому законодательству исполнительное производство имеет две стороны, участвующие в процессе. Ими являются взыскатель и должник.
Взыскатель — гражданин или какая-либо организация, в пользу которых выдан исполнительный документ.
Должник — гражданин либо организация, обязанные по исполнительному документу совершать определенные действия или воздержаться от их совершения.

Исполнительное производство является заключительной стадией гражданского процесса. Возбуждается исполнительное производство по заявлению взыскателя или представителя органов власти — прокурора. После вынесения решения суда контроль над его исполнением осуществляет судья. Исполнением занимается судебный пристав-исполнитель, который направляет должнику уведомление о судебном решении с предложением к его добровольному исполнению в указанный срок. После окончания установленного срока, судебный пристав-исполнитель имеет право возбудить исполнительное производство и осуществить принудительные меры взыскания:

  • обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста и продажи имущества;
  • обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника;
  • обращение взыскания на денежные суммы и имущество должника, находящиеся у других лиц;
  • изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в решении суда;
  • иные меры, указанные в решении в соответствии с законом.

При выявлении обстоятельств, вследствие которых судебное решение не может быть исполнено, пристав-исполнитель может поставить перед судебным органом вопрос об отсрочке исполнения судебного акта или изменения порядка или способа его исполнения, другими словами исполнительное производство может затянуться.

Исполнительное производство не начинается само собой. Для возбуждения исполнительного производства необходимо наличие основания и повода. Основанием является вступление в законную силу постановления суда или другого органа, а также другие акты, которые подлежит. Исполнительное производство также начинается по истечению предоставленного законом срока для добровольного исполнения.

Повод ― подача в службу судебных приставов заявления с приложением исполнительного документа. При наличии основания и повода, судебный пристав-исполнитель обязан начать исполнительное производство.

Закон «Об исполнительном производстве» не содержит специальной статьи, посвященной основаниям для исполнения судебных актов. Однако есть некоторые особенности, которые отличают исполнительное производство от других этапов процессов, а также определенные нюансы. К примеру, решения иностранных арбитражных и третейских судов не подлежат исполнению на территории Российской Федерации. Обычно такое решение признается «расчетами» и является по сути процессом исполнения денежных обязательств. В случае, если такое решение в соответствии с международными обязательствами РФ подлежит признанию, об этом выносится судебное определение, которое вместе с решением иностранного суда является основанием для совершения исполнительных действий, а значит исполнительное производство считается открытым.

Исполнительное производство также начинается в том случае, когда основанием для его возбуждения является решение межгосударственных органов по защите прав и свобод человека. Например, Европейский суд по правам человека, который имеет право рассматривать иски против Российской Федерации по фактам нарушения прав человека. ЕСПЧ может выносить судебные решения о выплате истцу денежной компенсации или о восстановлении нарушенного права в связи с незаконными действиями органов государственной власти и органов власти субъектов РФ.

Исполнительное производство, как заключительная часть гражданского процесса, также имеет следующие основания:

  • судебные приказы по делам о взыскании денег либо движимого имущества;
  • нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;
  • решения комиссии по трудовым спорам;
  • инкассовые поручения на списание денежных средств в бесспорном порядке, выдаваемые, в частности, налоговыми органами в случае, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок их исполнения;
  • постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и расходов по исполнению;
  • постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом (например, исполнительную надпись нотариуса).

Возбуждение исполнительного производства

Возбуждение исполнительного производства является ― важнейший этап принудительного исполнения судебных постановлений и актов других органов власти. Возбуждение исполнительного производства осуществляется в процессуальной форме судебным приставом-исполнителем, при наличии вступившего в законную силу исполнительного документа, а также заявления взыскателя и предъявления решения суда или иного документа. В действующем законодательстве Российской Федерации строго регламентируются действия судебного пристава-исполнителя и их порядок.

В случае, если существующие требования к форме и срокам предъявления документов не были соблюдены, то судебный пристав-исполнитель может вернуть исполнительный лист взыскателю. Если нарушено требование к форме подачи, то судебный пристав возвращает документ в орган, вынесший данное решение с указанием какие именно нормы закона были нарушены, какие недостатки необходимо устранить, а также устанавливает срок на исправление. Если в этот срок недостатки устраняются, то документ считается поданным в день первоначальной подачи и возбуждение исполнительного производства начинается исходя из этого.

При нарушении сроков подачи исполнительного листа ст. 16 закона «Об исполнительном производстве» запрещает судебному приставу принимать к производству документы, с истекшим сроком исполнения. В этом случае документы возвращаются взыскателю, который может просить суд о восстановлении пропущенного срока. Однако, следует помнить, что срок может быть восстановлен только по исполнительному листу и судебным приказам, по другим документам сроки не восстанавливаются.

Если все условия соблюдены, то судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления исполнительного листа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. В постановлении он устанавливает сроки для добровольного исполнения требований, содержащихся в документе, который не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства.

Если исковые требования в срок не выполнены, то судебный пристав уведомляет должника о применении к нему принудительных мер к исполнению с взысканием с него исполнительного сбора и расходов по совершению исполнительных действий, что предусмотрено ст. 81 и ст. 82 закона об исполнительном производстве.

Копии постановления о возбуждении исполнительного производства направляется взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ.

Возбуждение исполнительного производства дает право приставу одновременно с вынесением постановления о возбуждении производства вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест, о чем указывается в этом постановлении.

Исполнительное производство. Возбуждение исполнительного производства и сопровождение.

Исполнительное производство — стадия, завершающая арбитражный или гражданский процесс, но это обстоятельство не делает его менее важным и значимым по сравнению с досудебным урегулированием спора или с обращением в суд за защитой нарушенных прав.

Само по себе положительное решение суда автоматически не гарантирует положительного результата по окончании всего комплекса мероприятий по возврату денежных средств, принадлежащих Вам ранее материальных ценностей, восстановлению деловой репутации.

Исполнительное производство и достижение положительного результата с его помощью — мероприятие ответственное, не настолько простое как может показаться на первый взгляд. Поэтому к такому мероприятию как исполнительное производство стоит отнестись со всей серьезностью и доверить его сопровождение юристам, обладающим достаточным опытом.

Юристы нашей компании готовы взять на себя полное сопровождение принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, осуществляемого судебными приставами на основании Федерального закона «Об исполнительном производстве» в Москве и Московской области, а также в других регионах России.

Стоимость

Исполнительное производство — перечень наших услуг

  • консультации по вопросам, связанным с условиями и порядком принудительного исполнения судебных актов, актов иных органов, которым по законодательству предоставлено право возлагать обязанности по передаче денежных средств, иного имущества или совершению определенных действий либо воздержанию от их совершения;
  • составление необходимых документов (заявлений, запросов, сопроводительных писем, жалоб);
  • предъявление к исполнению исполнительных документов;
  • при обнаружении ошибок и/или опечаток в исполнительном листе, подготовка и подача заявления в суд с целью исправления ошибок и/или опечаток;
  • представление интересов клиента в банках и других кредитных организациях, в Федеральной службе судебных приставов, в арбитражных судах и судах общей юрисдикции;
  • ведение переговоров (в устной и письменной форме) от имени и в интересах клиента с должником, должностными лицами, организациями и гражданами, чьи права и законные интересы могут быть затронуты в процессе исполнения решения суда;
  • ознакомление с материалами исполнительного производства;
  • правовая оценка действий судебных приставов-исполнителей;
  • при необходимости обжалование действий/бездействия судебных приставов-исполнителей;
  • осуществление иных юридически значимых действий в интересах клиента в соответствии с законодательством об исполнительном производстве.

Списание безнадежных долгов

Наши юристы окажут услуги по сопровождению исполнительного производства и в случае, когда получено положительное решение суда, однако известно, что реально вернуть причитающиеся Вам денежные средства, ранее принадлежащее Вам имущество не представляется возможным.

В этом случае юристы нашей компании получат постановление судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства в связи с отсутствием имущества у должника.

Вместе с решением суда такое постановление судебного пристава-исполнителя послужит законным основанием для списания безнадежной дебиторской задолженности, которое не вызовет вопросов у налоговой. Подробнее на странице безнадежные долги.

Исполнительное производство — основные особенности возбуждения

1. Исполнительное производство возбуждается судебным приставом на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя или его представителя.

2. К заявлению о возбуждении исполнительного производства, которое подписано представителем взыскателя, прикладывается доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя. Заявление может содержать:

— ходатайство о наложении ареста на имущество должника (для обеспечения исполнения требований исполнительного документа об имущественных взысканиях);

— ходатайство об установлении временных ограничений на выезд должника из Российской Федерации.

3. Исполнительный документ и заявление взыскатель подает по месту совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения. Таким местом:

— если должником является гражданин, будет его место жительства, место пребывания или местонахождение его имущества;

— если должником является юридическое лицо, будет его юридический адрес, местонахождение его имущества или юридический адрес его представительства или филиала.

4. Если у взыскателя отсутствуют данные, в какое именно подразделение ФССП необходимо подавать документы чтобы возбудить исполнительное производство, то он вправе направить их в территориальный орган ФССП (главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Смотрите так же:  Пенсия или вклад в банк

Главный судебный пристав субъекта РФ полученные документы направляет в соответствующее подразделение судебных приставов в течение пяти дней со дня их получения. В случае если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению — в день получения соответствующих документов от взыскателя.

5. Исполнительное производство возбуждается без заявления взыскателя в случаях, когда:

— суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ непосредственно судебному приставу;

— в процессе исполнительного производства судебный пристав выносит постановление о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом.

6. Исполнительный документ и заявление взыскателя передаются судебному приставу-исполнителю в течение трех дней со дня их поступления в подразделение Федеральной службы судебных приставов.

7. В течение трех дней со дня поступления к судебному приставу исполнительного документа им выносится постановление о возбуждении исполнительного производства или об отказе в его возбуждении.

8. В случае отказа взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении ограничений для должника, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав отражает мотивы такого отказа в том постановлении, которым было возбуждено исполнительное производство.

9. Исполнительный документ, подлежащий немедленному исполнению, после поступления в соответствующее подразделение ФССП, немедленно передается судебному приставу, полномочия которого распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение.

В течение одних суток с момента поступления такого исполнительного документа в отделение судебных приставов, судебный пристав должен принять решение: возбудить исполнительное производство или отказать в его возбуждении.

10. При поступлении исполнительного документа в ФССП впервые, судебный пристав-исполнитель в постановлении, которым возбуждено исполнительное производство, устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований.

В этом же постановлении судебный пристав предупреждает должника о принудительном исполнении требований, указанных в нем, по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием исполнительского сбора, а также расходов по совершению исполнительных действий с должника.

11. Со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, срок для добровольного исполнения составляет пять дней, если иное не установлено Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Если срок исполнения указан в исполнительном документе, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в нем.

Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то срок для его добровольного исполнения устанавливается в пять дней, течение которого начинается со дня, когда исполнительное производство было возбуждено.

12. Случаи, когда для добровольного исполнения исполнительного документа судебный пристав не устанавливает срок при возбуждении исполнительного производства:

  • по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника исполнительского сбора, расходов по совершению исполнительных действий;
  • при последующих предъявлениях исполнительного документа;
  • по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению;
  • по исполнительному документу об отбывании обязательных работ, о конфискации имущества, о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

13. Исполнительное производство отдельно не возбуждается с целью исполнения постановлений судебного пристава о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного приставом в процессе исполнения исполнительного документа, до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены упомянутые постановления.

14. Когда основное исполнительное производство завершено, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, а также расходов по совершению исполнительных действий.

15. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю, должнику, в суд, в другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Получить подробную информацию об услуге и заказать ее Вы можете у юристов нашей компании по телефонам в Москве: +7 (495) 795-85-39, +7 (903) 713-67-52.

Как найти исполнительное производство по номеру исполнительного листа

Для фактического исполнения вынесенных судом актов возбуждается процедура исполнительного производства. Обе его стороны, взыскатель и должник, заинтересованы в получении информации о ходе процедуры.

Если на руках нет документов от приставов, то найти исполнительное производство по номеру исполнительного листа и даже по фамилии.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 113-18-96 . Это быстро и бесплатно !

Где можно найти информацию по исполнительному производству

Стадия исполнения вступивших в силу решений инициируется взыскателями после получения на руки исполнительных документов. По заявлению взыскателя судебные приставы должны возбудить производство по взысканию долга или выполнению иного требования должником.

Оформляется начало процедуры постановлением, копии которого должны направляться и взыскателю, и должнику. Указанный документ содержит реквизиты возбужденного приставом производства. Однако не всегда должник в курсе того, что прошел суд, и с него будут взыскиваться долги. Поэтому, получив предписания о выплате долга от приставов или узнав о наличии исполнительного документа на свое имя, стоит все внимательно проверить.

В связи с этим, у должников часто возникает вопрос, как узнать задолженность по номеру исполнительного производства (ИП). Если известны реквизиты возбужденного приставом производства, то получить всю информацию можно у него. Но для этого придется дозваниваться до пристава по телефону или договариваться о личной встрече.

А тут информация о том, платят ли пенсионеры алименты.

По ссылке информация о том, как индексируются алименты взысканные в твердой денежной сумме.

Гораздо удобнее получить сведения незамедлительно, не выходя из дома. Такую возможность предоставляет специальный сервис службы приставов (ФССП) ­ база данных всех исполнительных производств. С помощью этой базы можно получить информацию, указав в строке поиска номер возбужденного приставом производства.

Этот сервис предоставляет следующие данные:

  • номер ИП;
  • все реквизиты должника;
  • реквизиты исполнительных документов;
  • сумма долга или иной предмет исполнения;
  • сведения о приставе, возбудившем ИП, а также отделе, в котором он работает.

Поэтому если должнику известен лишь номер ИП, то по нему он может выяснить всю остальную интересующую его информацию. Сервис ФССП помогает отследить исполнительный лист, выяснить на основании какого акта суда он был выдан, какие долги числятся за определенным человеком.

Поэтому указанная информация может понадобиться не только сторонам возбужденного производства, но и иным лицам. Эта система позволяет проверить благонадежность будущего контрагента, например, при оформлении займов.

Проверка по базе осуществляется не только по номеру ИП, но также по реквизитам исполнительных документов, фамилии должников. Сведения предоставляются в отношении, как граждан, так и организаций.

Информация об имеющихся у конкретного лица долгах, возбужденных в его отношении производствах может быть получена через портал Госуслуг. Но для этого потребуется регистрация на портале, да и ответ не всегда можно получить быстро. Ответ через базу службы приставов поступает сразу, регистрация на сайте не требуется.

Ознакомиться с данными также возможно через социальные сети с помощью специальных приложений. Подписавшись на эти приложения можно постоянно получать сведения о возбуждении новых ИП. Аналогичную возможность предоставляют и приложения на мобильных устройствах. Но их сначала нужно найти, установить, пройти регистрацию. Далеко не всем хочется тратить время на установку различных приложений.

Как найти исполнительный лист

Нередко случается так, что должники не знают, какие долги и на каком основании с них взыскивают. Поэтому возникает вопрос, как узнать, что за исполнительный лист послужил причиной для возбуждения ИП. Можно попытаться все выяснить в службе приставов.

Быстрее и удобнее будет воспользоваться базой возбужденных исполнительных производств на сайте ФССП. С помощью поиска по этой базе можно исполнительный лист найти по номеру ИП. Если реквизитов производства нет, то можно просто ввести в окно поиска фамилию должника.

Отсутствие сведений на сайте ФССП не всегда означает отсутствие долгов. Ведь в базе они появляются только после вступления актов суда в силу, направления исполнительных документов приставам.

Подробная инструкция

Далее подробно разберем, как работать с указанным сервисом.

  1. Для начала следует зайти на сайт службы приставов по ссылке fssprus.ru или просто набрать в любой поисковой системе «сайт ФССП».
  2. Затем нужно найти вкладку «Сервисы» и нажать ее. Далее переходим в раздел «банк данных исполнительных производств».
  3. В зависимости от имеющейся информации выбираем поиск по номеру ИП или фамилии должника, вводим нужные данные.
  4. При поиске по фамилии, кроме полного указания ФИО, предлагается ввести информацию о регионе и дате рождения должника. Но вот дату водить совсем необязательно. Хотя это позволит получить более точную выборку.
  5. После этого предлагается ввести в появившемся окошке код с картинки.
  6. Если код введен верно, то система выдаст имеющиеся данные в виде таблицы.

Ничего сложного в использовании этого сервиса нет. Он может свободно применяться всеми, кого интересует, как найти исполнительный лист по фамилии, узнать об имеющихся долгах. Напомним, что в базу вносятся сведения о должнике, исполнительном документе, возбужденном производстве. Поэтому, зная одну лишь фамилию должника, можно получить полное представление о том, с кого, в каком объеме и по каким основаниям производится взыскание.

Тех должников, которые не принимали участие в судебном рассмотрении спора, даже не знали о нем, интересует, как узнать номер дела по исполнительному листу по фамилии. Для этого также следует зайти в базу ФССП и по фамилии найти все возбужденные в отношении должника производства.

В появившемся окне содержится информация об исполнительном документе, в том числе, каким судом он выдан.

Базой предоставляются данные и о вынесенном судом акте. Узнав номер дела, можно обратиться в суд для ознакомления с ним, получении копий документов.

Как еще можно по исполнительному листу найти решение суда. Если на руках имеется оригинал или копия документа, то в нем отражаются полные данные о вынесенном судом акте.

На их основании можно обратиться непосредственно в суд для изучения дела или получения копии этого решения. Можно попробовать обратиться с этим вопросом к судебному приставу, возбудившему производство.

Хотя во многих случаях будет достаточно тех данных, которые можно получить на сайте ФССП.

Для того, чтобы получить информацию об имеющихся у кого-либо долгах, наличии возбужденных исполнительных производств, вовсе необязательно названивать судебным приставам или лично встречаться с ними.

Быстрее и удобнее получить всю информацию об ИП можно через базу данных на сайте ФССП. Эта процедура не займет много времени и не представит сложностей для любых пользователей. Если ни номер исполнительного документа, ни реквизиты самого исполнительного производства неизвестны, то можно просто ввести в строке поиска фамилию должника.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:


Возбуждение исполнительного производства

Возбуждение исполнительного производства регулируется ст. 30 и 31 Закона об исполнительном производстве. Исполнительное производство всегда возбуждается судебным приставом-исполнителем. Основанием для возбуждения исполнительного производства является исполнительный документ, предъявленный в установленном законом порядке к исполнению.

Предпосылки права на возбуждение исполнительного производства. Не менее важное правовое основание для возбуждения исполнительного производства, чем исполнительный документ, — заявление взыскателя, которым исполнительный документ предъявляется к исполнению, и в котором выражена воля взыскателя на исполнение соответствующего обязательства в принудительном порядке. По общему правилу диспозитивное право на обращение к принудительному исполнению принадлежит взыскателю, без его заявления не может быть возбуждено исполнительное производство. Очевидно, что такое полномочие взыскателя в исполнительном производстве проистекает из принципа диспозитивности гражданского процесса, который, прежде всего, в части искового производства является отражением гражданско-правового принципа диспозитивности, свободного и беспрепятственного осуществления гражданских прав в соответствии со ст. 1 и 9 ГК РФ. При этом при переходе в стадию принудительной реализации (в гражданский процесс и в последующем — в исполнительное производство) свобода осуществления субъективного права ограничивается процессуальными полномочиями суда или судебного пристава-исполнителя по санкционированию волеизъявления уполномоченного лица (кредитора, истца, взыскателя) по изменению или прекращению субъективного материального права, нарушение которого и стало основанием для обращения к государству за защитой. Такое санкционирование, в частности, выражается в возбуждении судом гражданского дела (ст. 4 ГПК РФ) или в возбуждении судебным приставом-исполнителем исполнительного производства.

Право взыскателя на принудительное осуществление своего субъективного права в исполнительном производстве, как и право на иск в гражданском процессе, имеет двойственную природу: материально-правовую и процессуальную. С одной стороны, это правомочие в материально-правовом смысле, право требования, обращенное к должнику (вспомним позицию В. П. Грибанова, изложенную в гл. 1, о том, что само субъективное гражданское право включает возможность обратиться к компетентным органам с требованием о его защите) *42 . Право на иск в материальном смысле есть право на принудительное осуществление своего материального права, требования (притязания) к ответчику. Процесс в суде ведется для того, чтобы выяснить, имеет ли истец право на иск в материальном смысле или нет. В процессуальном смысле под правом на иск понимается право на обращение в суд за судебной защитой, т.е. право посредством предъявления иска поставить суд в необходимость разрешить дело согласно закону. Это право на правосудие по конкретному правовому спору. Право на предъявление иска — одна из форм права на судебную защиту, закрепленного Конституцией РФ (ст. 16) *43 . Право на иск в процессуальном смысле и право на иск в материальном смысле находятся в диалектическом единстве *44 . В гражданском процессе право на предъявление иска связывается законом с наличием определенных минимальных условий, так называемых предпосылок права на предъявление иска. С наличием или отсутствием предпосылок права на предъявление иска закон связывает возникновение субъективного права на предъявление иска *45 .

Смотрите так же:  Кто может заключать договор поручения

Именно о праве на исполнительное производство «в процессуальном смысле», как о праве требовать от государства эффективной публичной процедуры, обеспечивающей правильное и своевременное исполнение исполнительного документа, рассуждают ЕСПЧ и КС РФ в известных актах, касающихся вопросов принудительного исполнения *46 . Прежде всего соответствующее право включает в себя право взыскателя, чьи права нарушены, на возбуждение исполнительного производства.

Законом об исполнительном производстве предусмотрены предпосылки права взыскателя на возбуждение исполнительного производства. Отсутствие установленных предпосылок влечет за собой отказ в возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем на основании ст. 31 Закона об исполнительном производстве, ч. 1 которой устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства. Наличие соответствующих предпосылок оценивается судебным приставом-исполнителем при решении вопроса о возбуждении исполнительного производства. Каковы указанные предпосылки?

Во-первых, ч. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве указывает на то, что исполнительное производство возбуждается по заявлению взыскателя. Не может быть возбуждено исполнительное производство, если исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя, например, в случае, когда орган, выдавший исполнительный документ, в соответствии с законом самостоятельно направляет его судебному приставу-исполнителю (ч. 5 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).

Согласно ст. 49 Закона об исполнительном производстве взыскателем и должником могут быть гражданин или организация, а также объединение граждан, не являющееся юридическим лицом. Кроме того, взыскателем могут быть Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. По общему правилу исполнительный документ может быть предъявлен только тем лицом, которое указано в качестве взыскателя в самом исполнительном документе, либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.

Как было выяснено в гл. 5, предпосылкой права на участие в исполнительном производстве является правосубъектность, которая отражает в исполнительном производстве правоспособность должника или взыскателя в соответствии с законом, на основании которого выдан соответствующий исполнительный документ. Дееспособность взыскателя и должника не относится к числу предпосылок права на возбуждение исполнительного производства. Отсутствие или ограничение способности самостоятельно осуществлять свои права, в том числе на стадии предъявления исполнительного документа к исполнению, может быть компенсировано посредством представительства.

Во-вторых, предъявляемый вместе с заявлением к принудительному заявлению документ должен:

  • — являться исполнительным документом и соответствовать требованиям, предъявляемым к исполнительным документам законом;
  • — за исключением случаев немедленного исполнения, вступить в законную силу (или должен вступить в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, на основании которого выдан исполнительный документ);
  • — подлежать в соответствии с законом исполнению ФССП России.

В-третьих, не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению. Соответствующий срок является пресекательным, определен дифференцировано в отношении различных видов исполнительных документов ст. 21 Закона об исполнительном производстве. По общему правилу исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в ч. 2, 4 и 7 ст. 21 Закона об исполнительном производстве, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения. Судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня их выдачи. Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока. Акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией. Акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения соответствующих документов, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения. Судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу. Сроки предъявления к исполнению исполнительных документов, не указанных в ст. 21, устанавливаются в соответствии с иными, чем Закон об исполнительном производстве, федеральными законами.

Статьями 22 и 23 Закона об исполнительном производстве регулируются вопросы перерыва и восстановления пропущенного срока предъявления исполнительного документа к исполнению. По прямому указанию ст. 23 Закона об исполнительном производстве восстановление пропущенного срока на предъявление возможно только в отношении исполнительного листа и судебного приказа. Однако, как и по многим другим вопросам регулирования исполнительного исполнения, иные, чем Закон об исполнительном производстве, федеральные законы в отношении отдельных видов исполнительных документов устанавливают правила, прямо противоречащие Закону об исполнительном производстве. Так, восстановление срока на предъявление возможно и в отношении несудебных исполнительных документов. Например, согласно ст. 389 ТК РФ в случае пропуска работником установленного трехмесячного срока на предъявление удостоверения комиссии по трудовым спорам по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок. В данном случае в силу ч. З ст. 1 Закона об исполнительном производстве нормы специальных федеральных законов, даже прямо противоречащие Закону об исполнительном производстве, имеют над ним приоритет.

Нельзя не обратить внимания на правовую коллизию, содержащуюся в ст. 23 Закона об исполнительном производстве, согласно которой взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом. Одним из таких федеральных законов является ГПК РФ ч. 2 ст. 432 которого предусматривает, что пропущенный срок предъявления исполнительного документа к исполнению может быть восстановлен судом, в случае если суд признает причины пропуска срока уважительными, если федеральным законом не установлено иное. В ст. 322 АПК РФ указано, что взыскатель вправе обратиться в арбитражный суд первой инстанции, рассматривавшей дело, с заявлением о восстановлении пропущенного срока, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом. Таким образом, в Законе об исполнительном производстве и АПК РФ перед нами ситуация «обратной отсылки», а буквальное толкование приведенных норм свидетельствует о том, что восстановление пропущенного срока предъявления исполнительного документа, выданного арбитражным судом, невозможно, поскольку нет федерального закона, который бы прямо и безусловно такое восстановление допускал, как того требует ч. 1 ст. 23 Закона об исполнительном производстве. Практика арбитражных судов, системно толкуя нормы Закона об исполнительном производстве и АПК РФ, выработала позицию, в соответствии с которой восстановление арбитражным судом пропущенного срока на предъявление исполнительного листа к исполнению допускается. Косвенно такая позиция подтверждается и нормой ч. 2 ст. 21 Закона об исполнительном производстве, которая специально указывает на то, что исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения судом определения о восстановлении пропущенного срока.

Заявление взыскателя о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного документа рассматривается в порядке, предусмотренном ст. 117 АПК РФ. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными (ч. 2 ст. 117 АПК РФ).

Поскольку АПК РФ не устанавливает какие-либо критерии для определения уважительности причин пропуска процессуальных сроков, данный вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда, основанному на всестороннем, полном объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (определение ВАС РФ от 15.08.2013 № ВАС-10381/13).

Согласно ст. 22 Закона об исполнительном производстве срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается: 1) предъявлением исполнительного документа к исполнению; 2) частичным исполнением исполнительного документа должником. После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется, а время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается. Несмотря на то, что из буквального толкования п. 1 ч. 1 ст. 22 Закона об исполнительном производстве следует, что соответствующий срок прерывается предъявлением исполнительного документа, т.е. его предъявлением (направлением) взыскателем, в судебной практике существует позиция о том, что датой перерыва срока предъявления исполнительного производства является дата постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (которым фиксируется не просто фактическое предъявление исполнительного документа, а его предъявление надлежащим образом, в соответствии с законом) *47 . Следовательно, в случае отмены постановления о возбуждении исполнительного производства как незаконного исполнительный документ нельзя считать предъявленным к исполнению *48.

В-четвертых, право на возбуждение исполнительного производства может быть реализовано только в том случае, если исполнительный документ предъявлен в подразделение судебных приставов (как правило, районный отдел территориального органа ФССП России) по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 30 Закона об исполнительном производстве. Согласно указанной норме если взыскателю неизвестно, в каком районном подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган ФССП России (главному судебному приставу субъекта РФ) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, а главный судебный пристав субъекта РФ направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов.

Территориальная подведомственность подразделений ФССП России в части исполнительного производства определяется согласно ст. 33 «Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения» Закона об исполнительном производстве. По общему правилу исполнительное производство возбуждается в подразделении ФССП России:

  • — если должником является гражданин, — по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества;
  • — если должником является организация, — по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала;
  • — по требованиям, обязывающим должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), — по месту совершения этих действий.

В соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель после возбуждения исполнительного производства передает исполнительное производство на исполнение в другое подразделение судебных приставов, если установит, что на территории, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, отсутствует имущество должника, на которое может быть обращено взыскание либо в процессе исполнения изменилось место жительства должника, место его пребывания. Частью 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве предусмотрен институт поручения совершения отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, судебным приставом-исполнителем другого подразделения ФССП России без передачи ему исполнительного производства. Кроме того, ч. 13 ст. 33 Закона об исполнительном производстве предусмотрены виды исполнительных действий, которые могут совершаться судебным приставом-исполнителем на всей территории РФ.

Споры о месте совершения исполнительных действий (возбуждения исполнительного производства) между территориальными органами ФССП России не допускаются. Таким образом, в том случае, если после возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель в соответствии с законом передал исполнительное производство в другое подразделение ФССП России, указанное подразделение не вправе вернуть исполнительное производство в подразделение, которому оно было передано *49 .

Смотрите так же:  Срок действия нис

В-пятых, не может быть возбуждено исполнительное производство по исполнительным документам, которые были ранее предъявлены к исполнению, и исполнительное производство по ним было прекращено или окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа (п. 5 и 6 ч. 1ст. 31 Закона об исполнительном производстве). Кроме того, повторное предъявление ранее предъявленного исполнительного листа, судебного приказа, исполнительного документа о взыскании периодических платежей, постановления по делам об административных правонарушениях, исполнительное производство по которым было окончено на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), не допускается в течение шести месяцев после дня окончания исполнительного производства, кроме случая наличия информации об изменении имущественного положения должника, которая должна быть представлена взыскателем судебному приставу-исполнителю при повторном предъявлении исполнительного документа до истечения шестимесячного срока «моратория» на предъявление. По иным исполнительным документам срок такого «моратория» сокращен до двух месяцев (ч. 2.1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).

Наконец, в-шестых, право на возбуждение исполнительного производства по исполнительному документу, содержащему требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора РФ, существует только до тех пор, пока ребенок не достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка. Например, в соответствии со ст. 4 Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей ее применение прекращается, когда ребенок достигает возраста 16 лет.

Все предпосылки права на возбуждение исполнительного производства могут быть разделены на две основные категории:

  • — отсутствие которых, безусловно, препятствует возбуждению исполнительного производства;
  • — отсутствие которых не препятствует при устранении соответствующих обстоятельств вновь обратиться за возбуждением исполнительного производства.

В силу ч. 3 ст. 31 Закона об исполнительном производстве повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа после отказа в возбуждении исполнительного производства препятствуют следующие обстоятельства:

  • — исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, и исполнительное производство по нему было прекращено;
  • — исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено в связи с фактическим исполнением;
  • — исполнительный документ в соответствии с законодательством РФ не подлежит исполнению ФССП России;
  • — исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных ч. 2.1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве (до истечения «моратория» на повторное предъявление исполнительного документа);
  • — исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора РФ, и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка.

В остальных случаях устранение обстоятельств, препятствующих предъявлению исполнительного документа, влечет возникновение права на возбуждение исполнительного производства. Так, например, пропущенный срок на предъявление исполнительного документа может быть восстановлен, если это предусмотрено законом.

В силу ч. 3 ст. 31 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ, который был выдан до его вступления в законную силу или вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которого он выдан (п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве), может быть вновь предъявлен к исполнению после даты вступления в законную силу. Однако, как мы знаем, указанное правило не распространяется на исполнительные листы, выданные судами, которые в случае выдачи до вступления в законную силу соответствующего судебного акта являются ничтожными и не могут быть предъявлены даже после даты вступления его в законную силу (ч. 4 ст. 428 ГПК РФ, ч. 7 ст. 319 АПК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона об исполнительном производстве возможно повторное предъявление исполнительного документа, который не является исполнительным либо не соответствует требованиям к форме и содержанию исполнительного документа, установленным ст. 13 Закона об исполнительном производстве. Очевидно, указанная возможность существует лишь в случае, если закон допускает соответствующие исправления формы и содержания, например, исправление описок, опечаток и арифметических ошибок в постановлении по делу об административном правонарушении согласно ст. 29.12.1 КоАП РФ. Также не требуется выдача нового исполнительного документа при исправлении судом описок, опечаток и арифметических ошибок, допущенных в резолютивной части судеб- нот акта, на основании которого он выдан *50 . В иных случаях неправильное оформление документа влечет за собой необходимость выдачи нового исполнительного документа, а прежний документ должен быть признан ничтожным.

Закон об исполнительном производстве не предусматривает общей процедуры завершения исполнительного производства и возврата судебным приставом-исполнителем исполнительного документа, предъявленного к исполнению, в отсутствии предпосылок права на возбуждение исполнительного производства, после возбуждения исполнительного производства. Например, в гражданском процессе для аналогичных ситуаций существует специальный институт оставления судом заявления без рассмотрения (ст. 222 ГПК РФ).

Постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, принятое с нарушением Закона об исполнительном производстве, в том числе ст. 12, 13, 30 и 31, является незаконным и может быть отменено по заявлению стороны исполнительного производства вышестоящим должностным лицом ФССП России или судом (ст. 121 Закона об исполнительном производстве). При этом исполнительный документ подлежит возвращению взыскателю (по аналогии с ч. 3 ст. 46 Закона об исполнительном производстве).

Порядок возбуждения исполнительного производства. В соответствии со ст. 30 Закона об исполнительном производстве заявление взыскателя и исполнительный документ передаются конкретному судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

Заявление взыскателя и исполнительный документ, содержащий требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора РФ, либо запрос центрального органа о розыске ребенка передаются судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем их поступления в подразделение судебных приставов. Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия — другому судебному приставу-исполнителю.

После получения исполнительного документа судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня его поступления к нему выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Указанное решение, в случае если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, должно быть вынесено в течение одних суток.

При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных Законом об исполнительном производстве (может быть изложено в заявлении взыскателя о возбуждении исполнительного производства), судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа. В случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ, за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.

При возбуждении исполнительного производства важно определить стандарт оценки судебным приставом-исполнителем представленных заявителем документов с точки зрения их, во-первых, подлинности и, во-вторых, соответствия формы и содержания требованиям закона. Очевидно, что в достаточно короткий срок для принятия решения вопроса о возбуждении или об отказе в возбуждении исполнительного производства у судебного пристава-исполнителя есть возможность лишь формально проверить представленные документы на соответствие установленным Законом об исполнительном производстве и федеральными законами, на основании которых они выданы, требованиям. Кроме того, судебный пристав-исполнитель в установленный срок может оценить подлинность представленных документов лишь визуально. Более тщательная оценка подлинности и законности представленных документов может осуществляться только при пересмотре вынесенного постановления о возбуждении или отказе в возбуждении исполнительного производства судом или вышестоящим должностным лицом ФССП России. Следует отметить, что, например, для исследования подлинности представленных документов судебный пристав-исполнитель на этапе принятия решения о возбуждении исполнительного производства не может привлечь специалиста в соответствии со ст. 61 Закона об исполнительном производстве, поскольку по смыслу ст. 48 Закона об исполнительном производстве он может быть привлечен лишь после возбуждения исполнительного производства. Часть 8 ст. 30 Закона об исполнительном производстве не предусматривает и возможность продления трехдневного срока на рассмотрение вопроса о возбуждении исполнительного производства в связи с, например, направлением запроса судебным приставом-исполнителем органу, выдавшему исполнительный документ, с просьбой о подтверждении его подлинности. Следует заметить, что ч. 6 ст. 70 и ч. 4 ст. 73.1 Закона об исполнительном производстве предоставляют право лицам, исполняющим требования исполнительного документа, представленного непосредственно взыскателем, в случае обоснованных сомнений в подлинности исполнительного документа, или сомнений в достоверности сведений, представленных взыскателем, для проверки подлинности исполнительного документа либо достоверности сведений задержать исполнение исполнительного документа, но не более чем на семь дней.

Как было выяснено, при оценке требований к форме и содержанию различных исполнительных документов часто недостаточно знать лишь положения Закона об исполнительном производстве. В некоторых случаях от судебного пристава-исполнителя требуется сопоставить нормы различных федеральных законов, преодолеть возможные пробелы и противоречия в законодательстве, правильно определить норму закона, подлежащую применению в определенный момент времени.

Позиция высших судов

Судебный пристав-исполнитель вынес постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании дубликата исполнительного листа, указав на его несоответствие требованиям подл. «6» п. 5 ч. 1 ст. 13 и п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве, в силу которых отсутствие в исполнительном документе сведений о дате государственной регистрации должника и его идентификационном номере налогоплательщика является безусловным основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства.

При этом не было учтено, что указанная редакция подл. «6» п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона об исполнительном производстве была утверждена Федеральным законом от 03.12.2011 № 389-ФЗ и введена в действие с 01.01.2012, т.е. после вынесения определения суда, во исполнение которого выдавались исполнительный лист и дубликат исполнительного листа. При этом ст. 13 Закона об исполнительном производстве в действовавшей на момент вынесения определения от 08.09.2009 и выдачи исполнительного листа редакции не содержала требования об обязательном указании в исполнительном документе идентификационного номера налогоплательщика и даты государственной регистрации в качестве юридического лица организации-должника.

Поскольку в заявлении о возбуждении исполнительного производства на основании дубликата исполнительного листа взыскателем указаны ИНН и ОГРН общества у судебного пристава-исполнителя не могло возникнуть каких-либо затруднений с идентификацией организации-должника. Кроме того, удостоверившись, что исполнительный лист выдан арбитражным судом и его текст тождествен резолютивной части судебного акта, судебный пристав-исполнитель при необходимости вправе запросить дополнительные сведения и уточнения у суда, выдавшего исполнительный документ, а не отказывать в возбуждении исполнительного производства по данному основанию (постановление Президиума ВАС РФ от 03.12.2013 № 12018/13).

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

После возбуждения исполнительного производства в соответствующем подразделении ФССП России формируется номенклатурное дело, в котором хранятся все документы, образующиеся в результате деятельности судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, в том числе сам исполнительный документ и сопроводительные документы к нему, заявления сторон, постановления судебного пристава-исполнителя, переписка по вопросам исполнительного производства (и. 11.25.1 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом ФССП России от 10.12.2010 № 682).

Завершая рассмотрение института возбуждения исполнительного производства, отметим, что основным правовым последствием возбуждения в установленном порядке исполнительного производства является возникновение у судебного пристава-исполнителя процессуальных отношений с взыскателем и должником, полномочий судебного пристава-исполнителя по совершению исполнительных действий и применению мер принудительного исполнения в отношении должника.

Обсуждение закрыто.