Федеральный закон о ломбардах 2019

Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ «О ломбардах» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ
«О ломбардах»

С изменениями и дополнениями от:

2 ноября 2007 г., 21 декабря 2013 г., 13 июля 2015 г., 23 апреля 2018 г.

Принят Государственной Думой 29 июня 2007 года

Одобрен Советом Федерации 6 июля 2007 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Установлены правовые основы деятельности ломбардов — специализированных коммерческих организаций, основными видами деятельности которых являются предоставление краткосрочных займов гражданам под залог и хранение вещей.

Действие Закона не распространяется на кредитные организации.

Определены требования, предъявляемые к ломбардам, виды сведений, составляющих профессиональную тайну при осуществлении ломбардом своей деятельности, последствия изъятия, принудительного изъятия либо выемки заложенной или сданной на хранение вещи, а также условия договора займа и договора хранения, содержание залогового билета и сохранной квитанции.

Ломбарду запрещено осуществлять иную предпринимательскую деятельность, кроме предоставления займов, хранения вещей, оказания консультационных и информационных услуг.

Закреплена обязанность ломбарда страховать за свой счет риск утраты и повреждения вещи, принятой в залог или на хранение.

Договором займа может быть предусмотрена возможность обращения взыскания на невостребованные вещи без совершения исполнительной надписи нотариуса.

Регламентирован порядок реализации невостребованных вещей.

Если сумма обязательств заемщика или поклажедателя перед ломбардом оказалась ниже суммы, вырученной при реализации невостребованной вещи, либо суммы ее оценки, ломбард обязан возвратить: разницу между суммой оценки и суммой обязательств (если сумма, вырученная при реализации, не превышает сумму оценки); разницу между суммой, вырученной при реализации, и суммой обязательств (если сумма, вырученная при реализации, превышает сумму оценки).

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 г. и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу.

Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ «О ломбардах»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 31 июля 2007 г. N 164, в «Парламентской газете» от 9 августа 2007 г. N 99-101, в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 июля 2007 г. N 31 ст. 3992

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 июля 2018 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 февраля 2016 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 375-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2014 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 363-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 2 ноября 2007 г. N 249-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения в ФЗ «О ломбардах».

Уважаемые участники Ассоциации, уведомляем Вас о том, что в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 231-ФЗ были внесены изменения в ФЗ «О ломбардах», которые вступят в силу с 09.02.2016 г.

Более подробные разъяснения будут направлены в членской рассылке. Просим Вас учесть данные изменения.

Минфин рассказал, когда ломбарды должны применять онлайн-ККТ

Минфин сообщил, должны ли ломбарды применять ККТ при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг.

В письме от 16.08.2018 N 03-01-15/58181 отмечается, что по нормам Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей считается расчетом.

Таким образом, организации обязаны применять ККТ при предоставлении и погашении займов для оплаты товаров, работ, услуг.

В тоже время действующее законодательство допускает, что при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг организации — ломбарды вправе не применять ККТ и не выдавать БСО, соответствующие требованиям закона № 54-ФЗ, до 01 июля 2019 года.

Кроме того, закон о ломбардах (от 19.07.2007 N 196-ФЗ) устанавливает, что договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета.

При этом ломбарды вправе формировать залоговый билет с применением ККТ с соблюдением требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники.

Это значит, что ломбард может формировать и печатать залоговый билет с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности, соответствующей требованиям закона № 54-ФЗ.

Изменения Закона о ломбардах: обзор и мнение экспертов

26 февраля в Сети появился проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». А именно: Минфин России планирует скорректировать деятельность потребительских кооперативов, ломбардов и микрофинансовых организаций путем внесения значительных изменений в соответствующие федеральные законы.

Чего ожидать ломбардам? Изменений немало, большинство из них ожидаемы или предсказуемы, другие удивляют.

Рассмотрим основные. Начнем с неприятного

1. Предлагается присваивать статус ломбарда только юрлицу, сведения о котором внесены в Государственный реестр ломбардов.

2. Неприятно, но это не тот реестр, что месяц назад опубликован на сайте Банка России, это совершенно новый реестр: получение сведений из ЕГРЮЛ Банк России заменяет на предоставление их самой организацией и формирует реестр с нуля.

3. Документы по 11 пунктам – столько надо собрать, чтобы Банк России рассмотрел обращение компании. Помимо привычных для всех юрлиц бумаг, можно отметить свежие справки об отсутствии судимости у учредителей и руководства, актуальные Правила внутреннего контроля, документы на специальное должностное лицо, осуществляющее контроль ПОД/ФТ и др. После этого у Банка России есть 30 дней на решение.

4. Теперь внимание, цитата: «Ломбард не вправе использовать полное и (или) сокращенное наименование, в том числе полное и (или) сокращенное фирменное наименование, совпадающее или сходное до степени смешения с полным и (или) сокращенным наименованием, в том числе с полным и (или) сокращенным фирменным наименованием ломбарда, сведения о котором были внесены в единый государственный реестр юридических лиц ранее государственной регистрации соответствующего ломбарда».

Как это будет выглядеть на практике – пока загадка. «Кто раньше встал, того и тапки?» – сейчас на рынке действует множество компаний с одинаковыми названиями, ведь организаций больше пяти тысяч, а идей для фантазии гораздо меньше. Много ломбардов Золотых, Первых, Алмазов, Капиталов и т. д. Zaim.com проводил исследование на эту тему. Неужели большинству организаций придется проходить перерегистрацию, менять уставные документы, бланки, вывески для исполнения данного пункта? Это даже не ребрендинг, это просто новая организация, получается, с огромными по ее масштабам расходами. Будем надеяться, в Проекте имеется в виду что-то другое, а не это.

5. Если вы не в реестре – вы не ломбард. Это, наверное, плохо. Хорошо, что вы не обязаны выполнять предъявляемые к ним требования. Обязательства наступают с даты внесения компании в реестр.

6. Рассмотрение документов на внесение в реестр платное – взимается государственная пошлина.

7. Банк России может отказаться считать вас ломбардом, если предоставленные документы не соответствуют законам и нормативным актам, представлены не полностью или содержат недостоверную информацию, если прошло менее года с даты исключения ломбарда из реестра за нарушения (см. ниже), если ломбард в реестре с таким или очень похожим названием в реестре уже есть, а также по некоторым другим, более глубоким или субъективным для конкретного исполнителя причинам.

8. В случае отказа можно подать заявку повторно, без проблем.

9. Если уж вы попали в реестр, постарайтесь из него не вылететь. Например, за неоднократные нарушения в течение года ФЗ о ломбардах, о ПОД/ФТ, о потребительском кредите, нормативных актов Банка России, за неисполнение в срок предписаний об устранении выявленных при проверках нарушений и если вы не выдали ни одного займа – в этом случае снова подать заявку на включение можно будет не ранее чем через год.

10. Цитата: «Банк России может запрашивать и получать от ломбардов необходимые документы ‎и информацию, в том числе доступ к которым ограничен в соответствии ‎с федеральными законами», – разве после анкетирований у ломбардов еще осталось что-то тайное?

Теперь к приятному, не все так плохо в новом будущем ломбардов:

11. Помимо займов под залог «движимых вещей», ломбардам разрешается сдавать в аренду (субаренду) недвижимое имущество и осуществлять деятельность банковского платежного агента» – например, выдавать займы на предоплаченные карты. Всё. Два вида. Негусто, планировалось серьезнее расширить возможности заработка ломбардов, например, хотя бы разрешить оказывать услуги по ремонту ювелирных изделий, но нет. Зато контролем за этой деятельностью НЕ будет заниматься Банк России.

12. Идем дальше: из 196-ФЗ исключается пункт о режиме работы ломбарда с 08 до 20 часов. Т. е. временное ограничение, установленное не так давно, признано неэффективным и устраняется.

13. Повышена ценовая планка для продажи невыкупленных вещей только с публичных торгов, сразу в 10 раз – до 300 тысяч рублей. Кстати, теперь они называются открытыми торгами. Прощай, аукцион.

Пока непонятно, как относиться к таким новшествам:

14. «Сумма предоставленного ломбардом займа не может превышать сумму оценки заложенной вещи», – видимо, навеяно обязательным страхованием залогов по цене оценки.

15. Форма залогового билета устанавливается теперь Банком России, а не Правительством РФ (видимо, скоро ждать объединения Залогового билета и Договора займа).

Zaim.com обратился за комментариями к экспертам рынка.

Сергей Соковников, председатель Ассоциации развития ломбардов: «При незначительных плюсах в целом мы рассматриваем законопроект негативно. Т. к. Банку России он дает право не принять любой ломбард в реестр. Это даже не заявление на принятие, это целый пакет документов, по каждому из которого может быть отказ конкретного проверяющего чиновника».
Например? Не устроили его Правила внутреннего контроля (а такое часто бывает при проверках) – причем один и тот же документ может иметь разные замечания у разных проверяющих. И все по новой – документы, пошлина, ожидание…

Смотрите так же:  Можно ли вернуть ндфл с обучения в автошколе

«Полагаю, что при принятии законопроекта в таком виде этап отсева действующих компаний будет значительный, количество официальных ломбардов сократится на десятки процентов, – сетует спикер. – Мы ожидаем катастрофическое количество отказов на включение в реестр в начальный период. Причем часто по субъективным причинам, т. к. крайнее слово здесь за решением конкретного чиновника».

Другое опасение – право ЦБ исключать компании из реестра за длинный перечень нарушений. Большинство из них незначительны, формальны. Ни одна проверка не проходит без протокола о каком-нибудь нарушении – срока, полноты информации, формулировки и т. д. Здесь все ломбарды оказываются под прицелом, от вылета не застрахован никто.

Что касается наименований, Сергей Соковников уверен, что менять названия придется. «Сейчас около тысячи организаций имеют юридическое название «Ломбард», естественно, в таком виде войти в реестр они не смогут. Подобную ситуацию мы уже видели с МФО, и там у участников со схожими названиями возникли действительно большие проблемы».

Еще более председателя АРЛ заботит не сам законопроект, а реакция на него рынка. Очевидно, подадут документы на вступление в реестр не все компании, сейчас работающие в правовом поле и худо-бедно наладившие взаимодействие с регулятором. Другие будут отвержены по тем или иным причинам. Все они подадутся в серую зону. Итоги последних трех лет наблюдений показывают тренд на снижение портфеля займов ломбардов, в отличие от банков и МФО, которые удивляют темпами роста.

Людмила Грибок, председатель правления Региональной ассоциации ломбардов, настроена более оптимистично, хотя и ее очень беспокоит порядок регистрации в Госреестре, а именно предоставление ПВК новыми организациями, которые еще не начали работу и, естественно, не могут скорректировать этот документ под свои процессы так, как этого требует закон.
Второй крайне волнующий спикера момент – исключение из реестра при неоднократных нарушениях 115 и 353 ФЗ: «Ранее при обсуждении была формулировка «грубых нарушений», сейчас даже слово «грубые» убрали, а незначительных, не влекущих никаких негативных последствий для клиентов и общества нарушений у любой организации при каждой проверке находится достаточно».

Что касается пункта о наименованиях ломбарда, Людмила Грибок считает, что закон обратной силы не имеет и менять названия уже действующим компаниям не придется, требование совершенно справедливо распространяется на новых участников. «В этом есть плюсы для действующих компаний – защита их от мошенничества, недобросовестной конкуренции и репутационных рисков».

Алексей Лазутин, президент Национального объединения ломбардов, разделяет опасения коллег в связи с непростым входом и возможностью стремительного вылета из реестра, а также делает замечание: «Про предоставление ЛЮБОЙ информации ЦБ – крупные ломбарды теперь будут эшелонами возить в Банк России всякие отчеты, которые, по-хорошему, не всегда ему нужны».

Напомним, на 2019 год запланирован старт перехода ломбардов на ЕПС и ОСБУ, теперь еще намечается и вхождение в Государственный реестр. Вызовы этому бизнесу на ближайшее будущее значительно выше среднего уровня его компетенции. Эксперты с сожалением прогнозируют схлопывание исторически сложившегося, социально значимого как для клиентов, так и для предпринимателей частного, семейного бизнеса до нескольких крупных сетей, способных маневрировать в просторах правового беспредела.

Ломбарды вправе не применять ККТ до 1 июля 2019 года!

В ответ на обращение Союза «Национальное Объединение Ломбардов» №26/06 от 25.06.2018 направленное в Министерство Российской Федерации и в ФНС России по вопросу обязанности использования ломбардами контрольно-кассовой техники, был получен ответ от Федеральной Налоговой Службы России, что ломбарды при оказании услуг населению вправе не применять ККТ до 1 июля 2019 года при условии выдачи БСО, в случае с ломбардами — залогового билета.

Согласно пункту 1 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ, включенная в реестр ККТ, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Под расчетами, согласно абзацу восемнадцатому статьи 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, в том числе понимается предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей).

Вместе с тем, в соответствии с частью 8 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания), вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (БСО) в порядке, установленном Федеральным законом от 22.05.2003 Х 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ), до 1 июля 2019 года.

Таким образом, ломбарды при оказании услуг населению вправе не применять ККТ до 1 июля 2019 года при условии выдачи БСО, в случае с ломбардами — залогового билета.

По мнению Председателя совета Союза НОЛ, Лазутина Алексея, на рынок ломбардов, попавший с недавних пор под надзор Центрального Банка, постоянно сыплются регуляторные меры. Из-за регуляторного воздействия, число ломбардов стало сокращаться. Рынку необходимо время, чтобы подготовиться к реализации всех изменений и нововведений, вносимых регулятором»

Ювелирные Известия

26 фев­ра­ля в Се­ти по­яви­л­ся про­ект Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О вне­се­нии из­ме­не­ний в от­дель­ные за­ко­но­да­тель­ные ак­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции». А имен­но: Мин­фин Рос­сии пла­ни­ру­ет скор­рек­ти­ро­вать де­я­тель­ность по­тре­би­тель­ских ко­о­пе­ра­ти­вов, ло­м­бар­дов и ми­к­ро­фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ций пу­тем вне­се­ния зна­чи­тель­ных из­ме­не­ний в со­о­т­вет­ству­ю­щие фе­де­раль­ные за­ко­ны.

Че­го ожи­дать ло­м­бар­дам? Из­ме­не­ний не­ма­ло, боль­шин­ство из них ожи­да­е­мы или пред­ска­зу­е­мы, дру­гие удив­ля­ют.

Рас­смо­т­рим ос­но­в­ные. На­ч­нем с не­при­ят­но­го

1. Пред­ла­га­ет­ся при­сва­и­вать ста­тус ло­м­бар­да толь­ко юр­ли­цу, све­де­ния о ко­то­ром вне­се­ны в Го­су­дар­ствен­ный ре­естр ло­м­бар­дов.

2. Не­при­ят­но, но это не тот ре­е­стр, что ме­сяц на­зад опуб­ли­ко­ван на сай­те Бан­ка Рос­сии, это со­вер­шен­но но­вый ре­е­стр: по­лу­че­ние све­де­ний из ЕГРЮЛ Банк Рос­сии за­ме­ня­ет на пре­до­став­ле­ние их са­мой ор­га­ни­за­ци­ей и фор­ми­ру­ет ре­естр с ну­ля.

3. До­ку­мен­ты по 11 пун­к­там – столь­ко на­до со­брать, что­бы Банк Рос­сии рас­смо­т­рел об­ра­ще­ние ко­м­па­нии. По­ми­мо при­вы­ч­ных для всех юр­лиц бу­маг, мо­ж­но от­ме­тить све­жие справ­ки об от­сут­ствии су­ди­мо­сти у учре­ди­те­лей и ру­ко­вод­ства, ак­ту­аль­ные Пра­ви­ла внут­рен­не­го кон­тро­ля, до­ку­мен­ты на спе­ци­аль­ное дол­ж­но­ст­ное ли­цо, осу­ще­ств­ля­ю­щее кон­троль ПОД/ФТ и др. По­с­ле это­го у Бан­ка Рос­сии есть 30 дней на ре­ше­ние.

4. Те­перь вни­ма­ние, ци­та­та: «Ло­м­бард не впра­ве ис­поль­зо­вать пол­ное и (и­ли) со­кра­щен­ное на­и­ме­но­ва­ние, в том чис­ле пол­ное и (и­ли) со­кра­щен­ное фи­р­мен­ное на­и­ме­но­ва­ние, со­в­па­да­ю­щее или сход­ное до сте­пе­ни сме­ше­ния с пол­ным и (и­ли) со­кра­щен­ным на­и­ме­но­ва­ни­ем, в том чис­ле с пол­ным и (и­ли) со­кра­щен­ным фи­р­мен­ным на­и­ме­но­ва­ни­ем ло­м­бар­да, све­де­ния о ко­то­ром бы­ли вне­се­ны в еди­ный го­су­дар­ствен­ный ре­естр юри­ди­че­ских лиц ра­нее го­су­дар­ствен­ной ре­ги­стра­ции со­о­т­вет­ству­ю­ще­го ло­м­бар­да».

Как это бу­дет вы­г­ля­деть на пра­к­ти­ке – по­ка за­га­д­ка. «Кто ра­нь­ше встал, то­го и та­п­ки?» – сей­час на ры­н­ке дей­ству­ет мно­же­ство ко­м­па­ний с оди­на­ко­вы­ми на­з­ва­ни­я­ми, ведь ор­га­ни­за­ций боль­ше пя­ти ты­сяч, а идей для фан­та­зии го­раз­до мень­ше. Мно­го ло­м­бар­дов Зо­ло­тых, Пер­вых, Ал­ма­зов, Ка­пи­та­лов и т. д. Zaim.com про­во­дил ис­сле­до­ва­ние на эту те­му. Не­у­же­ли боль­шин­ству ор­га­ни­за­ций при­дет­ся про­хо­дить пе­ре­ре­ги­стра­цию, ме­нять устав­ные до­ку­мен­ты, блан­ки, вы­вес­ки для ис­пол­не­ния дан­но­го пун­к­та? Это да­же не реб­рен­динг, это про­сто но­вая ор­га­ни­за­ция, по­лу­ча­ет­ся, с огро­м­ны­ми по ее мас­шта­бам рас­хо­да­ми. Бу­дем на­де­ять­ся, в Про­ек­те име­ет­ся в ви­ду что-то дру­гое, а не это.

5. Ес­ли вы не в ре­е­ст­ре – вы не ло­м­бард. Это, на­вер­ное, пло­хо. Хо­ро­шо, что вы не обя­за­ны вы­пол­нять предъ­яв­ля­е­мые к ним тре­бо­ва­ния. Обя­за­тель­ства на­сту­па­ют с да­ты вне­се­ния ко­м­па­нии в ре­е­стр.

6. Рас­смо­т­ре­ние до­ку­мен­тов на вне­се­ние в ре­естр плат­ное – взи­ма­ет­ся го­су­дар­ствен­ная по­ш­ли­на.

7. Банк Рос­сии мо­жет от­ка­зать­ся счи­тать вас ло­м­бар­дом, ес­ли пре­до­став­лен­ные до­ку­мен­ты не со­о­т­вет­ству­ют за­ко­нам и нор­ма­тив­ным ак­там, пред­став­ле­ны не пол­но­стью или со­дер­жат не­до­сто­вер­ную ин­фор­ма­цию, ес­ли про­шло ме­нее го­да с да­ты ис­клю­че­ния ло­м­бар­да из ре­е­ст­ра за на­ру­ше­ния (см. ни­же), ес­ли ло­м­бард в ре­е­ст­ре с та­ким или очень по­хо­жим на­з­ва­ни­ем в ре­е­ст­ре уже есть, а та­к­же по не­ко­то­рым дру­гим, бо­лее глу­бо­ким или субъ­ек­тив­ным для кон­крет­но­го ис­пол­ни­те­ля при­чи­нам.

8. В слу­чае от­ка­за мо­ж­но по­дать за­яв­ку по­в­тор­но, без про­б­лем.

9. Ес­ли уж вы по­па­ли в ре­е­стр, по­ста­рай­тесь из не­го не вы­ле­теть. На­при­мер, за не­од­но­крат­ные на­ру­ше­ния в те­че­ние го­да ФЗ о ло­м­бар­дах, о ПОД/ФТ, о по­тре­би­тель­ском кре­ди­те, нор­ма­тив­ных ак­тов Бан­ка Рос­сии, за не­ис­пол­не­ние в срок пред­пи­са­ний об устра­не­нии вы­яв­лен­ных при про­вер­ках на­ру­ше­ний и ес­ли вы не вы­да­ли ни од­но­го зай­ма – в этом слу­чае сно­ва по­дать за­яв­ку на вклю­че­ние мо­ж­но бу­дет не ра­нее чем че­рез год.

10. Ци­та­та: «Банк Рос­сии мо­жет за­пра­ши­вать и по­лу­чать от ло­м­бар­дов не­об­хо­ди­мые до­ку­мен­ты ‎и ин­фор­ма­цию, в том чис­ле до­ступ к ко­то­рым огра­ни­чен в со­о­т­вет­ствии ‎с фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми», – раз­ве по­с­ле ан­ке­ти­ро­ва­ний у ло­м­бар­дов еще оста­лось что-то тай­ное?

Те­перь к при­ят­но­му, не все так пло­хо в но­вом бу­ду­щем ло­м­бар­дов:

11. По­ми­мо зай­мов под за­лог «дви­жи­мых ве­щей», ло­м­бар­дам раз­ре­ша­ет­ся сда­вать в арен­ду (суб­а­рен­ду) не­дви­жи­мое иму­ще­ство и осу­ще­ств­лять де­я­тель­ность бан­ко­в­ско­го пла­те­ж­но­го аген­та» – на­при­мер, вы­да­вать зай­мы на пред­о­пла­чен­ные кар­ты. Всe. Два ви­да. Не­гу­сто, пла­ни­ро­ва­лось се­рьез­нее рас­ши­рить воз­мо­ж­но­сти за­ра­бо­т­ка ло­м­бар­дов, на­при­мер, хо­тя бы раз­ре­шить ока­зы­вать услу­ги по ре­мон­ту юве­ли­р­ных из­де­лий, но нет. За­то кон­тро­лем за этой де­я­тель­но­стью НЕ бу­дет за­ни­мать­ся Банк Рос­сии.

12. Идем даль­ше: из 196-ФЗ ис­клю­ча­ет­ся пункт о ре­жи­ме ра­бо­ты ло­м­бар­да с 08 до 20 ча­сов. Т. е. вре­мен­ное огра­ни­че­ние, уста­но­в­лен­ное не так дав­но, при­з­на­но не­эф­фек­тив­ным и устра­ня­ет­ся.

Смотрите так же:  Пандус для инвалидов требования снип

13. По­вы­ше­на це­но­вая план­ка для про­да­жи не­вы­ку­п­лен­ных ве­щей толь­ко с пуб­ли­ч­ных тор­гов, сра­зу в 10 раз – до 300 ты­сяч руб­лей. Кста­ти, те­перь они на­зы­ва­ют­ся от­кры­ты­ми тор­га­ми. Про­щай, аук­ци­он.

По­ка не­по­нят­но, как от­но­сить­ся к та­ким но­в­ше­ствам:

14.«Су­м­ма пре­до­став­лен­но­го ло­м­бар­дом зай­ма не мо­жет пре­вы­шать су­м­му оцен­ки за­ло­жен­ной ве­щи», – ви­ди­мо, на­ве­я­но обя­за­тель­ным стра­хо­ва­ни­ем за­ло­гов по це­не оцен­ки.

15. Фор­ма за­ло­го­во­го би­ле­та уста­нав­ли­ва­ет­ся те­перь Бан­ком Рос­сии, а не Пра­ви­тель­ством РФ (ви­ди­мо, ско­ро ждать объ­е­ди­не­ния За­ло­го­во­го би­ле­та и До­го­во­ра зай­ма).

Zaim.com об­ра­ти­л­ся за ко­м­мен­та­ри­я­ми к экс­пе­р­там ры­н­ка.

Сер­гей Со­ко­в­ни­ков, пред­се­да­тель Ас­со­ци­а­ции раз­ви­тия ло­м­бар­до­в: «При не­з­на­чи­тель­ных плю­сах в це­лом мы рас­смат­ри­ва­ем за­ко­но­про­ект не­га­тив­но. Т. к. Бан­ку Рос­сии он да­ет пра­во не при­нять лю­бой ло­м­бард в ре­е­стр. Это да­же не за­яв­ле­ние на при­ня­тие, это це­лый па­кет до­ку­мен­тов, по ка­ж­до­му из ко­то­ро­го мо­жет быть от­каз кон­крет­но­го про­ве­ря­ю­ще­го чи­но­в­ни­ка».
На­при­мер? Не устро­и­ли его Пра­ви­ла внут­рен­не­го кон­тро­ля (а та­кое ча­сто бы­ва­ет при про­вер­ках) – при­чем один и тот же до­ку­мент мо­жет иметь раз­ные за­ме­ча­ния у раз­ных про­ве­ря­ю­щих. И все по но­вой – до­ку­мен­ты, по­ш­ли­на, ожи­да­ни­е…

«По­ла­гаю, что при при­ня­тии за­ко­но­про­ек­та в та­ком ви­де этап от­се­ва дей­ству­ю­щих ко­м­па­ний бу­дет зна­чи­тель­ный, ко­ли­че­ство офи­ци­аль­ных ло­м­бар­дов со­кра­ти­т­ся на де­сят­ки про­цен­то­в, – се­ту­ет спи­кер. – Мы ожи­да­ем ка­та­стро­фи­че­ское ко­ли­че­ство от­ка­зов на вклю­че­ние в ре­естр в на­чаль­ный пе­ри­од. При­чем ча­сто по субъ­ек­тив­ным при­чи­нам, т. к. край­нее сло­во здесь за ре­ше­ни­ем кон­крет­но­го чи­но­в­ни­ка».

Дру­гое опа­се­ние – пра­во ЦБ ис­клю­чать ко­м­па­нии из ре­е­ст­ра за длин­ный пе­ре­чень на­ру­ше­ний. Боль­шин­ство из них не­з­на­чи­тель­ны, фор­маль­ны. Ни од­на про­вер­ка не про­хо­дит без про­то­ко­ла о ка­ком-­ни­будь на­ру­ше­нии – сро­ка, пол­но­ты ин­фор­ма­ции, фор­му­ли­ро­в­ки и т. д. Здесь все ло­м­бар­ды ока­зы­ва­ют­ся под при­це­лом, от вы­ле­та не за­стра­хо­ван ни­к­то.

Что ка­са­ет­ся на­и­ме­но­ва­ний, Сер­гей Со­ко­в­ни­ков уве­рен, что ме­нять на­з­ва­ния при­дет­ся.«Сей­час око­ло ты­ся­чи ор­га­ни­за­ций име­ют юри­ди­че­ское на­з­ва­ние «Ло­м­бард», есте­ствен­но, в та­ком ви­де вой­ти в ре­естр они не смо­гут. По­доб­ную си­ту­а­цию мы уже ви­де­ли с МФО, и там у участ­ни­ков со схо­жи­ми на­з­ва­ни­я­ми воз­ни­к­ли дей­стви­тель­но боль­шие про­б­ле­мы».

Е­ще бо­лее пред­се­да­те­ля АРЛ за­бо­тит не сам за­ко­но­про­ект, а ре­а­к­ция на не­го ры­н­ка. Оче­вид­но, по­да­дут до­ку­мен­ты на всту­п­ле­ние в ре­естр не все ко­м­па­нии, сей­час ра­бо­та­ю­щие в пра­во­вом по­ле и ху­до-­бед­но на­ла­див­шие вза­и­мо­дей­ствие с ре­гу­ля­то­ром. Дру­гие бу­дут от­вер­же­ны по тем или иным при­чи­нам. Все они по­да­дут­ся в се­рую зо­ну. Ито­ги по­след­них трех лет на­б­лю­де­ний по­ка­зы­ва­ют тренд на сни­же­ние пор­т­фе­ля зай­мов ло­м­бар­дов, в от­ли­чие от бан­ков и МФО, ко­то­рые удив­ля­ют те­м­па­ми ро­ста.

Л­юд­ми­ла Гри­бок, пред­се­да­тель прав­ле­ния Ре­ги­о­наль­ной ас­со­ци­а­ции ло­м­бар­до­в, на­стро­е­на бо­лее оп­ти­ми­сти­ч­но, хо­тя и ее очень бес­по­ко­ит по­ря­док ре­ги­стра­ции в Го­сре­е­ст­ре, а имен­но пре­до­став­ле­ние ПВК но­вы­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми, ко­то­рые еще не на­ча­ли ра­бо­ту и, есте­ствен­но, не мо­гут скор­рек­ти­ро­вать этот до­ку­мент под свои про­цес­сы так, как это­го тре­бу­ет за­кон.
Вто­рой край­не вол­ну­ю­щий спи­ке­ра мо­мент – ис­клю­че­ние из ре­е­ст­ра при не­од­но­крат­ных на­ру­ше­ни­ях 115 и 353 ФЗ: «Ра­нее при об­су­ж­де­нии бы­ла фор­му­ли­ро­в­ка «гру­бых на­ру­ше­ний», сей­час да­же сло­во «гру­бые» убра­ли, а не­з­на­чи­тель­ных, не вле­ку­щих ни­ка­ких не­га­тив­ных по­след­ствий для кли­ен­тов и об­ще­ства на­ру­ше­ний у лю­бой ор­га­ни­за­ции при ка­ж­дой про­вер­ке на­хо­ди­т­ся до­ста­точ­но».

Что ка­са­ет­ся пун­к­та о на­и­ме­но­ва­ни­ях ло­м­бар­да, Люд­ми­ла Гри­бок счи­та­ет, что за­кон об­рат­ной си­лы не име­ет и ме­нять на­з­ва­ния уже дей­ству­ю­щим ко­м­па­ни­ям не при­дет­ся, тре­бо­ва­ние со­вер­шен­но спра­вед­ли­во рас­про­стра­ня­ет­ся на но­вых участ­ни­ков.«В этом есть плю­сы для дей­ству­ю­щих ко­м­па­ний – за­щи­та их от мо­шен­ни­че­ства, не­доб­ро­со­ве­ст­ной кон­ку­рен­ции и ре­пу­та­ци­он­ных ри­с­ков».

Алек­сей Ла­зу­тин, пре­зи­дент На­ци­о­наль­но­го объ­е­ди­не­ния ло­м­бар­до­в, раз­де­ля­ет опа­се­ния кол­лег в свя­зи с не­про­стым вхо­дом и воз­мо­ж­но­стью стре­ми­тель­но­го вы­ле­та из ре­е­ст­ра, а та­к­же де­ла­ет за­ме­ча­ние: «П­ро пре­до­став­ле­ние ЛЮБОЙ ин­фор­ма­ции ЦБ – кру­п­ные ло­м­бар­ды те­перь бу­дут эше­ло­на­ми во­зить в Банк Рос­сии вся­кие от­че­ты, ко­то­рые, по-­хо­ро­ше­му, не все­г­да ему ну­ж­ны».

На­по­м­ним, на 2019 год за­пла­ни­ро­ван старт пе­ре­хо­да ло­м­бар­дов на ЕПС и ОСБУ, те­перь еще на­ме­ча­ет­ся и вхо­ж­де­ние в Го­су­дар­ствен­ный ре­е­стр. Вы­зо­вы это­му биз­не­су на бли­жай­шее бу­ду­щее зна­чи­тель­но вы­ше сред­не­го уро­в­ня его ко­м­пе­тен­ции. Экс­пе­р­ты с со­жа­ле­ни­ем про­г­но­зи­ру­ют схло­пы­ва­ние ис­то­ри­че­ски сло­жив­ше­го­ся, со­ци­аль­но зна­чи­мо­го как для кли­ен­тов, так и для пред­при­ни­ма­те­лей част­но­го, се­мей­но­го биз­не­са до не­сколь­ких кру­п­ных се­тей, спо­соб­ных ма­нев­ри­ро­вать в про­сто­рах пра­во­во­го бес­пре­де­ла.

Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ «О ломбардах»

Изменения и поправки

Принят Государственной Думой 29 июня 2007 года

Одобрен Советом Федерации 6 июля 2007 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на деятельность кредитных организаций.

Статья 2. Понятие ломбарда и основные требования, предъявляемые к осуществляемой ломбардом деятельности

1. Ломбардом является юридическое лицо — специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

2. Ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.

3. Ломбард вправе принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения.

4. Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.

5. Ломбард не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными и сданными на хранение вещами.

6. В ломбарде (в каждом территориально обособленном подразделении) должны быть созданы условия для хранения заложенных и сданных на хранение вещей, обеспечивающие их сохранность, отсутствие вредных воздействий и исключающие доступ к ним посторонних лиц. Установление обязательных требований к обустройству и оборудованию мест хранения заложенных и сданных на хранение вещей, контроль за их исполнением осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. В местах хранения заложенных и сданных на хранение вещей не допускается хранение вещей, не являющихся таковыми.

Статья 3. Информация, составляющая профессиональную тайну при осуществлении ломбардом своей деятельности

1. К информации, составляющей профессиональную тайну при осуществлении ломбардом своей деятельности, относится информация, полученная ломбардом от заемщика или поклажедателя в связи с заключением договора займа или договора хранения, за исключением наименования, описания технических, технологических и качественных характеристик невостребованной вещи, на которую в порядке, установленном статьей 12 настоящего Федерального закона, обращено взыскание.

2. Ломбард и его работники обязаны соблюдать конфиденциальность информации, составляющей в соответствии с частью 1 настоящей статьи профессиональную тайну, и в случае ее разглашения несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Последствия изъятия, принудительного изъятия либо выемки заложенной или сданной на хранение вещи

1. В случае принудительного изъятия заложенной вещи по основаниям, предусмотренным статьей 354 Гражданского кодекса Российской Федерации, наступают последствия, предусмотренные указанной статьей.

2. В случае выемки заложенной или сданной на хранение вещи в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации либо изъятия в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях договор займа или договор хранения прекращается.

3. При наступлении обстоятельств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, ломбард в течение трех рабочих дней со дня изъятия либо выемки заложенной или сданной на хранение вещи обязан уведомить в письменной форме об этом заемщика или поклажедателя. Указанное уведомление направляется по почте заказным письмом с описью вложения, уведомлением о вручении и содержит следующую информацию:

1) дата изъятия либо выемки вещи;

2) указание на основание произведенного изъятия либо выемки вещи;

3) наименование государственного органа (с указанием должностного лица), осуществившего изъятие либо выемку вещи;

4) сумма обязательств заемщика или поклажедателя перед ломбардом, определенная в соответствии с частью 4 настоящей статьи.

4. С момента получения заемщиком уведомления, указанного в части 3 настоящей статьи, у него возникает обязательство перед ломбардом, сумма которого определяется в соответствии с условиями договора займа на день изъятия либо выемки заложенной вещи или на день истечения льготного срока, установленного статьей 10 настоящего Федерального закона, в зависимости от того, что произошло раньше. В случае изъятия сданной на хранение вещи у поклажедателя не возникает обязательство перед ломбардом, если иное не предусмотрено договором хранения.

5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ломбардом обязанности, возложенной на него в соответствии с частью 3 настоящей статьи, ломбард лишается права на удовлетворение своего требования к заемщику или поклажедателю.

6. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации изъятая вещь подлежит возврату, возврат такой вещи должен быть произведен ее собственнику, за исключением случая, если изъятая вещь на день ее изъятия либо выемки являлась не востребованной в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона. Возврат вещи, являющейся невостребованной, должен быть произведен ломбарду.

Статья 5. Оценка вещи, передаваемой в залог или сдаваемой на хранение

Оценка вещи, передаваемой в залог или сдаваемой на хранение, производится по соглашению сторон в соответствии с ценами на вещи такого рода и качества, обычно устанавливаемыми в торговле в момент и месте ее принятия в залог или на хранение.

Статья 6. Страхование вещи, принятой ломбардом в залог или на хранение

1. Ломбард обязан страховать в пользу заемщика или поклажедателя за свой счет риск утраты и повреждения вещи, принятой в залог или на хранение, на сумму, равную сумме ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона. Заложенная или сданная на хранение вещь должна быть застрахована на протяжении всего периода ее нахождения в ломбарде.

Смотрите так же:  Полномочия местной администрации рф

2. Не допускается понуждение заемщика или поклажедателя к страхованию вещи, принятой от него в залог или на хранение, за его счет.

3. Ломбард вправе страховать за свой счет иные риски, связанные с вещью, принятой в залог или на хранение.

Глава 2. Правила кредитования ломбардами

Статья 7. Договор займа

1. По условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) — заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога.

2. Договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи.

3. Существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа.

4. Договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета. Другой экземпляр залогового билета остается в ломбарде. Залоговый билет является бланком строгой отчетности, форма которого утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Залоговый билет должен содержать следующие положения и информацию:

1) наименование, адрес (место нахождения) ломбарда, а также адрес (место нахождения) территориально обособленного подразделения (в случае если он не совпадает с адресом (местом нахождения) ломбарда);

2) фамилия, имя, а также отчество заемщика, если иное не вытекает из федерального закона или национального обычая, дата его рождения, гражданство (для лица, не являющегося гражданином Российской Федерации), данные паспорта или иного удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации документа;

3) наименование и описание заложенной вещи, позволяющие ее идентифицировать, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

4) сумма оценки заложенной вещи;

5) сумма предоставленного займа;

6) дата и срок предоставления займа с указанием даты его возврата;

7) процентная ставка по займу (с обязательным указанием процентной ставки по займу, исчисляемой из расчета на один календарный год);

8) возможность и порядок досрочного (в том числе по частям) погашения займа или отсутствие такой возможности;

9) согласие или несогласие заемщика на то, что в случае неисполнения им обязательства, предусмотренного договором займа, обращение взыскания на заложенную вещь осуществляется без совершения исполнительной надписи нотариуса.

6. Залоговый билет должен содержать информацию о том, что заемщик в случае невозвращения в установленный срок суммы предоставленного займа в любое время до продажи заложенной вещи имеет право прекратить обращение на нее взыскания и ее реализацию, исполнив предусмотренное договором займа и обеспеченное залогом обязательство.

7. Залоговый билет должен содержать информацию о том, что заемщик имеет право в случае реализации заложенной вещи получить от ломбарда разницу, образовавшуюся в результате превышения суммы, вырученной при реализации заложенной вещи, или суммы ее оценки над суммой обязательств заемщика перед ломбардом, определяемой на день продажи, в случае возникновения такого превышения.

8. Договор займа, заключенный с нарушением требований к его форме, установленных частями 4-7 настоящей статьи, может быть признан недействительным по иску одной из сторон.

9. Залоговый билет может содержать также иные соответствующие настоящему Федеральному закону и гражданскому законодательству положения.

Статья 8. Сумма обязательств заемщика перед ломбардом

1. Сумма обязательств заемщика перед ломбардом включает в себя:

1) сумму предоставленного займа;

2) проценты за пользование займом, исчисляемые за период фактического его использования в соответствии с процентной ставкой по займу, установленной договором займа, при этом периодом фактического пользования займом считается период с даты предоставления займа до даты его возврата и уплаты процентов за пользование займом или продажи ломбардом заложенной вещи, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона.

2. Ломбард не вправе включать в сумму своих требований к заемщику иные требования, не возникающие из обязательств, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.

Глава 3. Правила хранения вещей в ломбарде

Статья 9. Договор хранения

1. По условиям договора хранения гражданин (физическое лицо) — поклажедатель сдает ломбарду на хранение принадлежащую ему вещь, а ломбард обязуется осуществить на возмездной основе хранение принятой вещи.

2. Договор хранения является публичным договором. Существенными условиями договора хранения являются наименование сданной на хранение вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, срок ее хранения, размер вознаграждения за хранение и порядок его уплаты.

3. Заключение договора хранения удостоверяется выдачей ломбардом поклажедателю именной сохранной квитанции (далее — сохранная квитанция). Другой экземпляр сохранной квитанции остается в ломбарде. Сохранная квитанция является бланком строгой отчетности, форма которого утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Сохранная квитанция должна содержать следующие положения и информацию:

1) наименование, адрес (место нахождения) ломбарда, а также адрес (место нахождения) территориально обособленного подразделения (в случае если он не совпадает с адресом (местом нахождения) ломбарда);

2) фамилия, имя, а также отчество поклажедателя, если иное не вытекает из федерального закона или национального обычая, дата его рождения, гражданство (для лица, не являющегося гражданином Российской Федерации), данные паспорта или иного удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации документа;

3) наименование и описание сданной на хранение вещи, позволяющие ее идентифицировать, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

4) сумма оценки сданной на хранение вещи;

5) дата сдачи вещи на хранение и срок ее хранения;

6) технологические условия хранения вещи;

7) вознаграждение за хранение и порядок его уплаты.

5. Сохранная квитанция должна содержать информацию о том, что поклажедатель в случае реализации не востребованной им вещи имеет право получить от ломбарда сумму, вырученную от продажи невостребованной вещи, или сумму ее оценки (наибольшую из указанных сумм) за вычетом расходов на ее хранение.

6. Сохранная квитанция может содержать также иные соответствующие настоящему Федеральному закону и гражданскому законодательству положения.

Глава 4. Порядок реализации невостребованных вещей

Статья 10. Льготный срок по договору займа

1. Если заем не был погашен заемщиком в срок, установленный договором займа, ломбард не вправе обратить взыскание на заложенную вещь в течение льготного месячного срока.

2. Днем начала течения льготного месячного срока считается день, следующий за днем возврата займа, указанным в залоговом билете.

3. В течение льготного месячного срока и далее вплоть до дня реализации заложенной вещи ломбард не вправе увеличивать процентную ставку по займу, предусмотренную договором займа, ухудшать условия хранения заложенной вещи, а также взимать плату за ее хранение.

Статья 11. Льготный срок по договору хранения

1. Если сданная на хранение вещь не востребована поклажедателем в срок, установленный договором хранения, ломбард обязан осуществлять ее хранение в течение льготного двухмесячного срока.

2. Днем начала течения льготного двухмесячного срока считается день, следующий за днем окончания срока хранения, указанного в сохранной квитанции.

3. В течение льготного двухмесячного срока, а также срока дальнейшего хранения вплоть до реализации сданной на хранение вещи ломбард не вправе ухудшать условия хранения такой вещи. За хранение вещи в указанный период взимается соразмерное вознаграждение.

Статья 12. Порядок обращения взыскания на невостребованные вещи

1. По истечении льготного срока, установленного статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, в случае, если заемщик не исполнил обязательство, предусмотренное договором займа, или поклажедатель не востребовал сданную на хранение вещь, такая вещь считается невостребованной.

2. Ломбард вправе обратить взыскание на невостребованные вещи.

3. Обращение взыскания на невостребованные вещи осуществляется в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса. Договором займа может быть предусмотрена возможность обращения взыскания на невостребованные вещи без совершения исполнительной надписи нотариуса.

4. Заемщик или поклажедатель в любое время до продажи невостребованной вещи вправе прекратить обращение на нее взыскания, исполнив свои обязательства перед ломбардом, определяемые в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 13. Порядок реализации невостребованной вещи

1. Целью реализации невостребованной вещи является удовлетворение требований ломбарда к заемщику или поклажедателю в размере, определяемом в соответствии с условиями договора займа или договора хранения на день продажи невостребованной вещи.

2. Реализация невостребованной вещи, на которую обращено взыскание, осуществляется путем ее продажи, в том числе с публичных торгов. Форма и порядок реализации невостребованной вещи определяются решением ломбарда, если иное не установлено договором займа или договором хранения.

3. После продажи невостребованной вещи требования ломбарда к заемщику или поклажедателю погашаются, даже если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, недостаточна для их полного удовлетворения.

4. Если после продажи невостребованной вещи сумма обязательств заемщика или поклажедателя перед ломбардом оказалась ниже суммы, вырученной при реализации невостребованной вещи, либо суммы ее оценки, ломбард обязан возвратить заемщику или поклажедателю:

1) разницу между суммой оценки невостребованной вещи и суммой обязательств заемщика или поклажедателя в случае, если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, не превышает сумму ее оценки;

2) разницу между суммой, вырученной при реализации невостребованной вещи, и суммой обязательств заемщика или поклажедателя в случае, если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, превышает сумму ее оценки.

5. Ломбард по обращению заемщика или поклажедателя в случае, если такое обращение поступило в течение трех лет со дня продажи невостребованной вещи, обязан выдать ему денежные средства в размере, определяемом в соответствии с частью 4 настоящей статьи, и предоставить соответствующий расчет размера этих средств. В случае, если в течение указанного срока заемщик или поклажедатель не обратился за получением причитающихся ему денежных средств, такие денежные средства обращаются в доход ломбарда.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 года.

Статья 15. Заключительные положения

Положения настоящего Федерального закона применяются к отношениям, возникшим после дня вступления его в силу.

Президент Российской Федерации
В. Путин

Обсуждение закрыто.